Организационно-педагогические основы деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-педагогические основы деятельности



Пояснительная записка

Введение

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, научиться видеть красоту окружающей природы.

Данная образовательная программа «Умельцы» относится к художественно-эстетической направленности и предназначена для объединения изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Город мастеров».

Изобразительное искусство и декоративно прикладное творчество как целостный курс включает в себя: живопись, графику, пластику малых форм, роспись по керамике, стеклу, ткани, вышивку, а так же традиционное народное творчество (костюм, игрушку, роспись по дереву).

Занятие, таким широким комплексом направлений, способствует развитию творческих способностей, формированию эстетического вкуса. Объяснением такого комплексного подхода является тот факт, что детям не возможно на протяжении продолжительного времени сохранять интерес к одному и тому же виду деятельности, а это ведет к потере интереса к творчеству в целом.

Актуальность.

В настоящее время ведется тенденция развития современного общества по западным стандартам, что зачастую неприемлемо для нашего менталитета и перенимаются формы досуга европейской культуры, которые носят в основном развлекательный характер. Культурное воспитание современной молодежи должно основываться на знании истории, культуре, традициях и толерантности к другим народностям. Поэтому я включила в программу «Обыкновенное чудо» блок, посвященный народному декоративно-прикладному искусству. Обучающиеся, наряду с освоением современных техник и материалов декоративно-прикладного творчества постигают начальные азы декоративно-прикладного искусства своего родного народа, узнают, его тайную, для современного общества, семантику. А это способствует не только сухому овладению техникам декоративно прикладного искусства, обогащению умений и навыков, но и культурной идентификации, формированию национального самосознания. Такое внедрение и освоение народного компонента должно рассматриваться не только с точки зрения обогащения знаний, но и реального потенциала для всестороннего развития.

Программа способствует:

- развитию разносторонней личности ребенка. Воспитание воли и характера;

- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

- формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;

- освоению современных и народных видов декоративно-прикладного искусства;

- обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания коллективной работы;

- знакомству с историей тестопластики, бумагопластики.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-

педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Деятельность по общеобразовательной программе реализуется в рамках начального общего образования.

 

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей средствами изучения и освоения изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, воспитание нравственно-эстетических качеств.

 

Задачи

Образовательные:

· расширить запас знаний детей о разнообразии форм;

относительности, пропорциональности, цветоведении;

· освоение основ проектирования творческих работ;

· освоение техник декоративно-прикладного творчества;

· овладение приёмами работы с графическими и живописными материалами;

· обучение детей владеть различными инструментами;

Развивающие:

· развитие творческого воображения;

· развитие образного и логического мышления;

· развитие наблюдательности, памяти, глазомера;

· развитие мелкой моторики;

· развитие усидчивости и аккуратности в работе.

Воспитательные:

· формирование у обучающихся установки на эстетическое восприятие мира;

· воспитание доброжелательного отношения к людям, к самому себе, умению радоваться успеху других;

· формирование личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы вследствие овладения техниками рисунка, живописи и декоративно-прикладного творчества.

1.3. Изменения, внесенные в дополнительную общеобразовательную программу, и их обоснование

В соответствии с тем, что у учащихся, набираемых на обучение, сформирован достаточный уровень базовых умений и навыков для занятия декоративно-прикладным творчеством, заложенный в данной общеобразовательной программе, в числе которых умение обращаться с ножницами, умение правильно держать кисть, карандаш, знание основных цветов, простых геометрических форм. Рабочая программа первого года обучения выстраивается согласно учебно-тематическому планированию дополнительной общеобразовательной программы.

Второго года обучения

№ п/п Название разделов и тем Количество часов
всего теория практика
I Введение     -
1. Вводное занятие     -
II Рисование      
1. Декоративное рисование      
3. Рисование пейзажа      
4. Рисование натюрморта      
5. Рисование фигуры и лица человека      
6. Сюжетное рисование      
III Лепка      
1. Предметная лепка      
2. Лепка фигуры человека      
4. Сюжетная лепка      
5. Декоративная лепка      
IV Аппликация      
1. Предметная аппликация      
2. Декоративная аппликация      
3. Сюжетная аппликация      
V Моделирование и конструирование      
1. Предметное моделирование и конструирование      
2. Сюжетная моделирование и конструирование      
VI Диагностика уровня освоения программы   -  
1. Рисование по замыслу   -  
2. Аппликация по замыслу   -  
3. Лепка по замыслу   -  
4. Моделирование и конструирование по замыслу     -  
Итого        

Содержание программы

Второго года обучения

Раздел I. Введение – 2ч.

Тема 1. Вводное занятие.

Теоретическая часть. Техника безопасности и правила поведения на занятии. Способы работы с различными материалами и инструментами. Технологии изготовления работ.

Раздел II. Рисование – 74 ч.

Раздел III. Лепка – 24 ч.

Тема 1. Предметная лепка.

Теоретическая часть. Народная глиняная игрушка.

Практическая работа. Животные, люди.

Тема 2. Лепка лица человека, частей тела.

Теоретическая часть. Пропорции лица и тела. Статичные и динамичные позы, эмоции.

Практическая работа. Выполнение работы по предварительному образу.

Тема 3. Сюжетная лепка.

Теоретическая часть. Изображение несложного взаимодействия персонажей в объеме. Передача движений и отношений персонажей.

Практическая работа.

«Я гуляю по городу»

Тема 3. Декоративная лепка.

Теоретическая часть.

Керамика в жизни человека. Декор керамики объемными элементами.

Практическая работа

Посуда/изразец.

Раздел IV. Аппликация – 20 ч.

Раздел V. Моделирование и конструирование - 26 ч.

Тема 1. Предметное моделирование и конструирование.

Теоретическая часть. Приемы сочетания материалов, техник выполнения. Соотношение размеров, формы, цвета, фактуры.

Практическая работа. Войлочная фигурка животного по предварительному замыслу

Тема 2. Сюжетное моделирование и конструирование .

Теоретическая часть. Приемы сочетания материалов, техник выполнения. Соотношение размеров, формы, цвета, фактуры.

Практическая работа. Сюжет из сказки.

Раздел VI. Диагностика уровня освоения программы – 6ч.

Практическая работа.

«Животное».

Стилизация любого животного. Использование известных средств выразительности: цвет, форма, композиция, ритм. Графическое выражение замысла.

Тема 2. Лепка по замыслу.

Практическая работа.

«Птица».

Стилизованное плоскостное изображение птицы с элементами декора.

Практическая работа.

«Портрет».

Использование известных приемов работы с бумагой.

Практическая работа.

«Деревенька».

Изготовление панно в смешанной технике.

2. Учебно-тематический план второго года обучения

2.Учебно-тематический план

№ п/п Содержание занятий/Название разделов и тем Часы теорет./практ.
  Вводное занятие  
  Декоративное рисование  
  Предметное моделирование и конструирование  
  Декоративное панно в смешанной технике.  
  Предметная аппликация  
  Рисование фигуры и лица человека  
  Декоративное рисование  
  Предметное моделирование и конструирование.  
  Декоративная аппликация  
  Рисование натюрморта  
  Сюжетная моделирование и конструирование  
  Декоративное рисование  
     
  Рисование фигуры и лица человека  
  Сюжетная аппликация  
  Предметное моделирование и конструирование  
  Декоративное рисование  
  Декоративная аппликация  
  Предметное моделирование и конструирование  
  Предметная лепка  
  Рисование фигуры и лица человека  
  Декоративное рисование  
  Лепка фигуры человека  
  Сюжетная моделирование и конструирование  
  Декоративное рисование  
  Предметная аппликация  
  Рисование натюрморта  
  Сюжетное рисование  
  Декоративная аппликация  
  Предметное моделирование и конструирование  
  Декоративное рисование  
  Декоративная аппликация  
  Предметное моделирование и конструирование  
  Декоративное рисование  
  Лепка фигуры человека  
  Сюжетная лепка  
  Сюжетная аппликация  
  Декоративное рисование  
  Декоративное рисование  
  Сюжетная лепка  
  Предметная лепка  
  Предметная аппликация  
  Аппликация по замыслу, лепка по замыслу  
  Рисование по замыслу  
  Моделирование и конструирование по замыслу  
  Беседа о профессиях иллюстратора и декоратора  
  Отчетная выставка  
Итого:  

 

Список литературы

1. Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами: Пособие для учителей / сост. А.М. Гусакова. – М.: Молодая Гвардия, 1981.

2. Гусакова А. М. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

3. Кузин В. С. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1987.

4. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: ЭКСМО, 2003.

5. Наши руки не для скуки. Поделки / переревод с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М: Росмен, 1998.

6. Основы эстетического воспитания / Под ред. Н. А. Кумаева. – М: Просвещение, 1986.

7. Соленое тесто: Украшения, сувениры, поделки. – М.: ЭКСМО, 2004.

8. Чаянова Г. Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа Плюс, 2005.

9. Шебкилин И. К., Романина В. И., Каганова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1983.

10. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989

11. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010

12. Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009

13. Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007

14. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005

15. Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010

16. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006

17. Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Аст- пресс, 2006

18. Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009


 

Приложения

Приложение № 1

Техника безопасности для детей при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, ножницами, стеками, зубочистками и др.)

 

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются обучающиеся, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования ножницами.

1.2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.

1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений.

1.4. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.

1.5. Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.

1.6. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.

 

Требования безопасности перед началом работы

2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.

2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.

2.3. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, фартук.

2.4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.

 

Требования безопасности при аварийных ситуациях

4.1. Если произошел несчастный случай или работающий почувствовал недомогание, то следует прекратить работу, сохранить обстановку место происшествия, если это не угрожает окружающим, сообщить педагогу о случившемся.

4.2. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки) и покинуть помещение.

4.3. При затоплении помещения водой, при возникновении пожара сообщить педагогу и покинуть помещение.

 

 

Приложение № 2

 

Десятибалльная шкала оценивания степени обученности обучающихся
10-бал. шкала Теоретические параметры оценивания Практические параметры оценивания
1 балл Очень слабо Присутствовална занятиях, слушал, смотрел. Присутствовална занятиях, слушал, смотрел.
2 балла Слабо Отличаеткакое-либо явление, действие или объект от их аналогов в ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки. Затрудняется повторить отрабатываемое учебное действие за педагогом
3 балла Посред-ственно Запомнил большую часть учебной информации, но объяснить свойства, признаки явления не может. Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их.
4 балла удовле-твори- тельно Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий. Выполняет учебные задания, действия не в полном объёме. Действует механически, без глубокого понимания.
5 баллов недост. хорошо Развёрнуто объясняет, комментирует отдельные положенияусвоенной теории или её раздела, аспекта. Чётко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия.
6 баллов хорошо Без особых затруднений отвечает на большинство вопросов по содержанию теоретических знаний, демонстрируя осознанность усвоенных понятий, признаков, стремится к самостоятельным выводам, обобщениям. Выполняет задания, действия по образцу, проявляет навыки целенаправленно-организованной деятельности, проявляет самостоятельность.
7 баллов очень хорошо Четко и логично излагаеттеоретический материал, хорошо видит связь теоретических знаний с практикой. Последовательно выполняет почти все учебные задания, действия. В простейших случаях применяет знания на практике, отрабатывает умения в практической деятельности.
8 баллов отлично Демонстрирует полное пониманиесути изученной теории и основных её составляющих, применяет её на практике легко, без затруднений. Выполняет разнообразные практические задания, иногда допуская несущественные ошибки, которые сам способен исправить при незначительной (без развёрнутых объяснений) поддержке педагога.
9 баллов велико-лепно Легко выполняет разнообразные творческие заданияна уровне переноса, основанных на приобретенных умениях и навыках. С оптимизмом встречает затруднения в учебной деятельности, стремится найти, различные варианты преодоления затруднений, минимально используя поддержку педагога.
10 баллов прекрасно Способен к инициативному поведению в проблемных творческих ситуациях, выходящих за пределы требований учебной деятельности. Оригинально, нестандартно применяетполученные знания на практике. Формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков.

 

Пояснительная записка

Введение

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, научиться видеть красоту окружающей природы.

Данная образовательная программа «Умельцы» относится к художественно-эстетической направленности и предназначена для объединения изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Город мастеров».

Изобразительное искусство и декоративно прикладное творчество как целостный курс включает в себя: живопись, графику, пластику малых форм, роспись по керамике, стеклу, ткани, вышивку, а так же традиционное народное творчество (костюм, игрушку, роспись по дереву).

Занятие, таким широким комплексом направлений, способствует развитию творческих способностей, формированию эстетического вкуса. Объяснением такого комплексного подхода является тот факт, что детям не возможно на протяжении продолжительного времени сохранять интерес к одному и тому же виду деятельности, а это ведет к потере интереса к творчеству в целом.

Актуальность.

В настоящее время ведется тенденция развития современного общества по западным стандартам, что зачастую неприемлемо для нашего менталитета и перенимаются формы досуга европейской культуры, которые носят в основном развлекательный характер. Культурное воспитание современной молодежи должно основываться на знании истории, культуре, традициях и толерантности к другим народностям. Поэтому я включила в программу «Обыкновенное чудо» блок, посвященный народному декоративно-прикладному искусству. Обучающиеся, наряду с освоением современных техник и материалов декоративно-прикладного творчества постигают начальные азы декоративно-прикладного искусства своего родного народа, узнают, его тайную, для современного общества, семантику. А это способствует не только сухому овладению техникам декоративно прикладного искусства, обогащению умений и навыков, но и культурной идентификации, формированию национального самосознания. Такое внедрение и освоение народного компонента должно рассматриваться не только с точки зрения обогащения знаний, но и реального потенциала для всестороннего развития.

Программа способствует:

- развитию разносторонней личности ребенка. Воспитание воли и характера;

- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

- формированию понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;

- освоению современных и народных видов декоративно-прикладного искусства;

- обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания коллективной работы;

- знакомству с историей тестопластики, бумагопластики.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-

педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Деятельность по общеобразовательной программе реализуется в рамках начального общего образования.

 

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей средствами изучения и освоения изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, воспитание нравственно-эстетических качеств.

 

Задачи

Образовательные:

· расширить запас знаний детей о разнообразии форм;

относительности, пропорциональности, цветоведении;

· освоение основ проектирования творческих работ;

· освоение техник декоративно-прикладного творчества;

· овладение приёмами работы с графическими и живописными материалами;

· обучение детей владеть различными инструментами;

Развивающие:

· развитие творческого воображения;

· развитие образного и логического мышления;

· развитие наблюдательности, памяти, глазомера;

· развитие мелкой моторики;

· развитие усидчивости и аккуратности в работе.

Воспитательные:

· формирование у обучающихся установки на эстетическое восприятие мира;

· воспитание доброжелательного отношения к людям, к самому себе, умению радоваться успеху других;

· формирование личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы вследствие овладения техниками рисунка, живописи и декоративно-прикладного творчества.

1.3. Изменения, внесенные в дополнительную общеобразовательную программу, и их обоснование

В соответствии с тем, что у учащихся, набираемых на обучение, сформирован достаточный уровень базовых умений и навыков для занятия декоративно-прикладным творчеством, заложенный в данной общеобразовательной программе, в числе которых умение обращаться с ножницами, умение правильно держать кисть, карандаш, знание основных цветов, простых геометрических форм. Рабочая программа первого года обучения выстраивается согласно учебно-тематическому планированию дополнительной общеобразовательной программы.

Организационно-педагогические основы деятельности

Программа рассчитана на 3 года обучения. Набор в группы свободный. Группы имеют постоянный разновозрастной состав.

Согласно рабочему календарю на 2015-2016 учебный год, рабочая программа по предмету «Декоративно-прикладное творчество» для обучающихся первого года обучения на 2015-2016 учебный год «Обыкновенное чудо» рассчитана на 144 академических часа в год (с 1 сентября 2015 года до 31 мая 2016 года).

Занятия проводятся по группам – 15 человек, 2 раза в неделю по 2 часу.

Продолжительность занятия устанавливается для группы учащихся 7-11 лет: 2 раза по 45 минут, 15 минут отводится на подготовку дидактических материалов и организацию по уборке кабинета, проветривание кабинета,15 минут на игровую разминку. Занятия проходят на базе ЦДО «Алые паруса» в кабинете № 201.

Достигаемый уровень подготовки в рамках данной программы – начальный.

 

1.5. Результативность образовательной программы

Предметные результаты освоения программы представлены через обученность обучающихся.

К концу 2 года обучения обучающиеся должны:

Знать:

· правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами и материалами;

· правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

· способы обработки различных материалов;

· характерные особенности живописи и графики.

Уметь:

· соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

· правильно пользоваться инструментами, экономно использовать материалы;

· самостоятельно изготовлять изделие по образцу;

· подобрать материал для работы, выбрать технику изготовления.

Личностные результаты освоения программы представлены через воспитанность качеств личности:

· аккуратность,

· трудолюбие,

· внимательность.

 

Личностные результаты освоения программы представлены через воспитанность качеств личности:

· аккуратность,

· трудолюбие,

· внимательность.

Результативность освоения образовательной программы определяется по следующим диагностическим параметрам:

Основная диагностика
Направление диагностики Метод
1. Обученность по программе Шкалирование как основной метод технологии оценки степени обученности, предложенный В.П. Симоновым (Приложение №2)
2. Воспитанность качеств личности Включенное педагогическое наблюдение, ранжирование. Оценивается по баллам:
0 – никогда не проявляется; 2 – проявляется иногда;
1 – проявляется крайне редко; 3 – проявляется всегда.
Дополнительная диагностика
3. Мотивация выбора объединения Анкетирование
4. Удовлетворенность качеством образовательных услуг детей и родителей
5. Результативность деятельности объединения Сбор количественных показателей, методическая деятельность педагога Сбор количественных и качественных показателей
6. Итоговая аттестация выпускников
7. Процент реализации образовательной программы
       

 

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

 

· участие в выставках, конкурсах;

· выполнение контрольных заданий в середине и конце учебного года.

 

 

Учебно-тематический план

Второго года обучения

№ п/п Название разделов и тем Количество часов
всего теория практика
I Введение     -
1. Вводное занятие     -
II Рисование      
1. Декоративное рисование      
3. Рисование пейзажа      
4. Рисование натюрморта      
5. Рисование фигуры и лица человека      
6. Сюжетное рисование      
III Лепка      
1. Предметная лепка      
2. Лепка фигуры человека      
4. Сюжетная лепка      
5. Декоративная лепка      
IV Аппликация      
1. Предметная аппликация      
2. Декоративная аппликация      
3. Сюжетная аппликация      
V Моделирование и конструирование      
1. Предметное моделирование и конструирование      
2. Сюжетная моделирование и конструирование      
VI Диагностика уровня освоения программы   -  
1. Рисование по замыслу   -  
2. Аппликация по замыслу   -  
3. Лепка по замыслу   -  
4. Моделирование и конструирование по замыслу     -  
Итого        

Содержание программы

Второго года обучения

Раздел I. Введение – 2ч.

Тема 1. Вводное занятие.

Теоретическая часть. Техника безопасности и правила поведения на занятии. Способы работы с различными материалами и инструментами. Технологии изготовления работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.129 с.)