Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры – 26 ч.
1.1. Общее представление о материалах 3
1.2.Общее представление о конструкции изделий 3 ч.
1.3. Технология обработки бумаги:
– Свойства бумаги– 2 ч.
– Инструменты и приспособления – 2 ч.
– Основы графических умений, разметка деталей (сгибанием, по шаблону) – 8 ч.
– Клеевое соединение деталей – 2 ч.
1.4.Технология обработки ткани:
– Свойства ткани – 1 ч.
– Швейные инструменты и приспособления – 1 ч.
– Отделка изделий прямой строчкой – 4 ч
Что должны знать и уметь учащиеся в результате обучения в 1 классе:
Иметь представление: о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека; о роли природы в жизни человека; о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера; о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека; о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.
Знать:
- Что такое деталь как составная часть изделия, что такое конструкция, что конструкции бывают однодетальными и многодетальными, что такое неподвижное соединение деталей;
- Виды материалов – природные, искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
- Последовательность изготовления несложных изделий: размётка, резание, сборка, отделка;
- Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;
- Название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
- Уметь:
- Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- Различать материалы и инструменты по их назначению;
- Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- Качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами;
- Использовать для сушки плоских изделий пресс;
- Безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
- Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
Общетрудовые умения:
Под контролем учителя:
- Рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.
С помощью учителя:
- Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку.
- При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
1.Лутцева. Технология: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е издание. Дополненное – М: Вентана – Граф 2010.
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school; collection.edu.ru
3.Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about l93
4.Учебные материалы и словари на сайге «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа www.km.ru/ education
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа:www. festival. 1 september.ru
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа:www.uroki.ru.
Тематическое планирование
№ п/п
| Тема (страницы учебника, тетради)
| Решаемые проблемы
| Планируемые результаты обучения
| | понятия
| Предметные результаты
| УУД
| Личностные результаты
| | -
|
| | Мир природы.
| Что ты видишь вокруг? чтобы стать мастером?
Что изучают на уроках технологии?
| Красота окружающего мира. Мир природы.
Предметный мир, созданный человеком.
| Научатся:
ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, работать с учебником и рабочей тетрадью.
Узнают:
смысл терминов по теме
«Условные
и графические
обозначения»
| Р: контролировать свою деятельность по ориентированию в учебнике и рабочей тетради,
П: освоение знаний о содержании предмета
«Технология», об условных
и графических обозначениях;
умение получать информацию в знаковой форме.
К: уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы,
| понимать значимость предмета «Технология»
|
| -
| Мир рукотворный.
| Из чего сделаны вещи, которые тебя окружают? Как засушить листья? Что вокруг нас сделано руками человека и создано природой? Понятия аппликация, nресс, nриродные материалы, план
выполнения работы
| Изобретения природы
и человека.
| Овладеют
начальными
сведениями
о сущности
и особенностях природных объектов
и объектов,
созданных
человеком
| Р: принимать
и сохранять цели и задачи
учебной деятельности.
П: соотнесение связи человека с природой
и предметным миром.
К: уметь слушать и вступать в диалог.
| бережное отношение к природе
|
| -
| Фантазии из листьев и цветов
| Когда силы природы наносят вред окружающему миру? Когда силы природы приносят людям пользу?
Как человек использует силы природы? Может ли человек разрушить окружающий мир, его красоту?Что нужно делать, что бы сохранить планету Земля- наш общий дом?
| Творить, мастерить, природные материалы
| Имеют
представление:
о взаимодействии
человека
и окружающего мира, продуктах деятельности человека, созданных из разных материалов с помощью инструментов
| Р: принимать
и сохранять цели и задачи
учебной деятельности.
П: соотнесение связи человека с природой
и предметным миром.
К: уметь слушать и вступать в диалог.
| бережное отношение к природе
|
| -
| Природа – художник. Гриб.
| Природные материалы
материалы, созданные человеком. Поделки природных материалов. Заготовка природных материалов
и подготовка к работе.
Необходимые для работы инструменты и приспособпения. Техника
аппликации.
| Орнамент аппликация, пресс, природные материалы, план
выполнения работы
| Обобщают
знания о различных видах
природного
материала
и инструментах.
Научатся
заготавливать
природный
материал,обобщать
известную информациюНаучатся
выполнять
орнамент из листьев
| Р: анализировать
изделие, планировать последовательность его изготовления.
П: отстаивание своей позиции, обобщение
известной информации.
К: уметь слушать учителя и сверстников.
| оценивают свою работу, принимают и осваивают роль обучающегося
|
| -
|
| | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём? Домики для трёх поросят
| Такие разные дома: типы домов, материалы, из которых строят дома.
Обустройство дома.
Кто где живет? Домики разных животных.
| жилище. Постройка, изба, яранга, чум,иглу,
| Узнают:
о разнообразных видах построек, смысл
понятий жи-
лище, макет,
Научатся
выполнять
поделку домик из пластилина
| Р: определять
последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
П: выполнение заданий в учебнике, расширение пространственных представлений, создание объемных
изделий.
К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| оценивают свою работу, принимают и осваивают роль обучающегося
|
| -
| Помогаем дома. Готовим праздник. Цветы из природных материалов
| Зачем нужно выполнять домашние дела? Как помочь взрослым готовиться к празднику?
| Домашние дела, уютный, хлебосольный, добрый, украшение, крылатки
| Научатся
выполнять
поделку «Цветы»
| Р: последовательно (пошагово) выполнять
работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
П: принятие
учебной задачи, анализ порядка действий при выполнении
практической работы.
К: уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников.
| Проявляют положительное отношение к предмету, предметно-практической деятельности. Соблюдают гигиену учебного труда и организовывают рабочее место
|
| -
| Композиция. Листья и звери.
| Что такое композиция? Как создать композицию?
| композиция
| Научатся
Выполнять композицию «Звери» из листьев
| Р: последовательно (пошагово) выполнять
работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
П: принятие
учебной задачи, анализ порядка действий при выполнении
практической работы.
К: уметь
слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников.
| оценивают свою работу, принимают и осваивают роль обучающегося, бережное отношение к природе
|
| -
| Пластилин - волшебник. Сказка «Колобок»
| Что такое пластилин: его назначение и способ изготовления? Какие свойства у
пластилина? Какие инструменты и приспособления существуют для работы с пластилином. Как организовать рабочее место при работе с пластилином?
Приемы работы с пластилином
| пластилин, способ изготовления пластилина, свойства
пластилина, инструменты и приспособления существуют для работы с пластилином
приемы работы
| Узнают:
смысл понятий пластилин, приемы
работы,
свойства пластилина, по-
знакомятся
с новым инструментом
(стека).
Научатся
приемам ра-
боты с пластилином Научатся
выполнять
героев сказки «Колобок»
| Р: последовательно (пошагово) выполнять
работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
П: принятие
учебной задачи, анализ порядка действий при выполнении
практической работы.
Коммуникативные: уметь
слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников.
| принимают и осваивают роль обучающегося
|
| -
| Ваза. Работа с пластилином
| Какие инструменты и приспособления существуют для работы с пластилином. Как организовать рабочее место при работе с пластилином?
Приемы работы с пластилином
| пластилин, способ изготовления пластилина, свойства
пластилина, инструменты и приспособления существуют для работы с пластилином
приемы работы
| Научатся
выполнять
вазу из пластилина и природных материалов
| Р: последовательно (пошагово) выполнять
работу, контролируя свою деятельность по готовому плану.
П: принятие
учебной задачи, анализ порядка действий при выполнении
практической работы.
К: уметь
слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников.
| принимают и осваивают роль обучающегося, ориентируются на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности
|
| -
|
| | Какие свойства у разных материалов?
| Какие свойства у разных материалов? Какие материалы человек находит в лесу, на лугу? Какие материалы дает человеку земля? Какие материалы он получает от домашних животных?
| Материал, древесина, глина, шерсть животных, свойства материалов, мягкость, гибкость, пластичность, твёрдость, гладкость. шершавость
| Научатся
Определять какие материалы человек находит в лесу, на лугу, какие материалы дает человеку земля, а какие он получает от домашних животных, рассказывать о материалах
| П: принятие
учебной задачи, анализ порядка действий при выполнении
практической работы.
К: уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников.
| принимают и осваивают роль обучающегося
|
| -
| Как устроены разные изделия? Изделие и его детали
| Как устроены разные изделия?
| Устройство изделия, конструкции
| Научатся
Разбираться в устройстве изделия
| Р: анализировать
изделие, планировать последовательность его изготовления.
П: отстаивание своей позиции, обобщение
известной информации.
К: уметь слушать учителя и сверстников.
| осуществляют
адекватную самооценку собственных учебных достижений
|
| -
| Как соединяют детали? Аппликация «Бабочка»
| Как соединяют детали? Зачем нужно соединять детали? Может ли материал подсказать, как соединены детали изделия
| Простая и сложная конструкция
| Научатся
Определять вид конструкции (простая, сложная), как соединяются детали изделия
| Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество
на каждом этапе работы.
П: владение
умениями строить рассуждения, обращаясь к известным
понятиям, анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
К: умеют
воспринимать речь учителя,
строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.
| Понимают значимость предмета «Технологии»
|
| -
| Пряники. Работа с пластилином
| Что такое пряник? Из чего готовят пряники кондитеры?
| Пряник, украшения пряника, кондитер
| Научатся
выполнять
поделку «Пряник»
| Р: анализировать
изделие, планировать последовательность его изготовления.
П: отстаивание своей позиции, обобщение
известной информации.
К: уметь слушать учителя и сверстников.
| осуществляют
адекватную самооценку собственных учебных достижений
|
| -
| Медвежонок. Работа с пластилином
| Как нужно лепить игрушки из пластилина?
| Медвежонок, этап
| Научатся
выполнять
поделку «Медвежонок»
| Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество
на каждом этапе работы.
П: владение
умениями строить рассуждения, обращаясь к известным
понятиям, анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
К: умеют
воспринимать речь учителя,
строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.
| Проявляют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности
|
| -
| Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов? Цветок. Работа с бумагой.
| Как нужно лепить игрушки из бумаги?
| Порядок изготовления аппликации из бумаги
| Научатся
выполнять
поделку «Цветок»
| Р: анализировать
изделие, планировать последовательность его изготовления.
П: отстаивание своей позиции, обобщение
известной информации.
К: уметь слушать учителя и сверстников.
| осуществляют
адекватную самооценку собственных учебных достижений
|
| -
| Лесовички. Работа с природным материалом
| Как работать с разными материалами?
| технология
| Научатся
выполнять
поделку «Лесовички»
| Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество
на каждом этапе работы.
П: владение
умениями строить рассуждения, обращаясь к известным
понятиям, анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
К: умеют
воспринимать речь учителя,
строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.
| Ориентируются на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности
|
| -
| Работаем с бумагой и картоном
|
| Нужны ли нам бумага и картон? Подставка для кисточки.
| Нужны ли нам бумага и картон? Какими свойствами обладают бумага и картон? Как выполнить подставку для кисточки?
| Бумага. картон
| Научатся подготавливать рабочее место
к работе,
выполнять
поделку
| Р: анализировать
изделие, планировать последовательность его изготовления.
П: отстаивание своей позиции, обобщение
известной информации.
К: уметь слушать учителя и сверстников.
| осуществляют
понимают значимость организации рабочего времени
|
| -
| Как аккуратно наклеить детали? Обрывная аппликация- мозаика. Дерево.
| Как аккуратно наклеить детали?
| Мозаика, обрывная мозаика
| Научатся
выполнять
поделку «Дерево»
| Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество
на каждом этапе работы.
П: владение
умениями строить рассуждения, обращаясь к известным
понятиям, анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
К: умеют
воспринимать речь учителя,
строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.
| осуществляют
адекватную самооценку собственных учебных достижений
|
| -
| Как клей сделать невидимкой? Птица. Зайчонок. Лисёнок.
| Как клей сделать невидимкой?
|
| Познакомятся с двумя способами наклеивания Научатся
выполнять
аппликацию «Птица»
| Р: анализировать
изделие, планировать последовательность его изготовления.
П: отстаивание своей позиции, обобщение
известной информации.
К: уметь слушать учителя и сверстников.
| Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности
|
| -
|
| | Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник? Какие ножницы у мастеров?
| Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник? Какие ножницы у мастеров?
| Машины, инструменты
| Научатся
Соотносить инструмент и профессией
| Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество
на каждом этапе работы.
П: владение
умениями строить рассуждения, обращаясь к известным
понятиям, анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
К: умеют
воспринимать речь учителя,
строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.
| осуществляют
адекватную самооценку собственных учебных достижений
|
| -
| Какие бывают аппликации.? Резаная аппликация- мозаика «Слонёнок»
| Какие бывают аппликации.?
| Аппликация-мозаика
| Научатся
выполнять
поделку
«Слонёнок»
| Р: анализировать
изделие, планировать последовательность его изготовления.
П: отстаивание своей позиции, обобщение
известной информации.
К: уметь слушать учителя и сверстников.
| Имеют мотивацию к учебной деятельности, адекватно оценивают свою работу, овладевают культурой поведения и общения
|
| -
| Аппликация из природных материалов. Сказочная птица.
| Как выполнить аппликацию «Сказочная птица.»
| Аппликация
| Научатся
выполнять
аппликацию их природных материалов
| Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество
на каждом этапе работы.
П: владение
умениями строить рассуждения, обращаясь к известным
понятиям, анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
К: умеют
воспринимать речь учителя,
строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.
| осуществляют
адекватную самооценку собственных учебных достижений
|
| -
|
| | Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам? Рисунки –узоры из пряжи.
| Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам?
| Нитки, пряжа. верёвка
| Научатся
выполнять
поделку из пряжи
| Р: анализировать
изделие, планировать последовательность его изготовления.
П: отстаивание своей позиции, обобщение
известной информации.
К: уметь слушать учителя и сверстников.
| Самооргани- зовываются с целью решения учебных задач, владеют культурой поведения и общения
|
| -
| Как нарисовать разные фигуры? Как точно резать ножницами по линиям? Вырезка из журналов
| Как нарисовать разные фигуры? Как точно резать ножницами по линиям?
| Кривая, ломаная, прямая. круг
| Научатся
выполнять
тренировочные упражнения
| Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество
на каждом этапе работы.
П: владение
умениями строить рассуждения, обращаясь к известным
понятиям, анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
К: умеют
воспринимать речь учителя,
строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.
| осуществляют
адекватную самооценку собственных учебных достижений
|
| -
|
| | Шаблон. Как разметить круги? Картины- аппликации. Работа с бумагой «Черепашка»
| Как разметить круги?
| Разметка круга
| Научатся
выполнять
поделку
«Черепашка»
| Р: анализировать
изделие, планировать последовательность его изготовления.
П: отстаивание своей позиции, обобщение
известной информации.
К: уметь слушать учителя и сверстников.
| Проявляют положительное отношение к занятиям предметно- практической деятельности
|
| -
| Шаблон. Как разметить прямоугольники? Паровозик
| Как разметить прямоугольники?
| Разметка прямоугольника
| Научатся
выполнять
поделку Паровозик
| Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество
на каждом этапе работы.
П: владение
умениями строить рассуждения, обращаясь к известным
понятиям, анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
К: умеют
воспринимать речь учителя,
строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.
| осуществляют
адекватную самооценку собственных учебных достижений
|
| -
| Шаблон. Как разметить треугольники? Весёлые человечки
| Как разметить треугольники?
| Треугольник, виды треугольников, разметка треугольников
| Научатся
выполнять
поделку «Весёлые человечки»
| Р: анализировать
изделие, планировать последовательность его изготовления.
П: отстаивание своей позиции, обобщение
известной информации.
К: уметь слушать учителя и сверстников.
| Адекватно реагируют в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к сверстникам
|
| -
| Аппликация «Цирк»
| Как выполнить проект-аппликацию
| Инструмент, приспособление, материал
| Научатся выполнять аппликацию «Цирк»
| Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество
на каждом этапе работы.
П: владение
умениями строить рассуждения, обращаясь к известным
понятиям, анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
К: умеют
воспринимать речь учителя,
строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.
| Адекватно реагируют в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к сверстникам
| | -
| Как правильно сгибать и складывать бумажный лист? Собачки. Тюльпаны. Оригами.
| Как правильно сгибать и складывать бумажный лист?
| Сгибание. Совмещение, фальцевание.
| Научатся
выполнять
поделку
Тюльпаны
| Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество
на каждом этапе работы.
П: владение
умениями строить рассуждения, обращаясь к известным
понятиям, анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
К: умеют
воспринимать речь учителя,
строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.
| Имеют желание выполнять учебные действия, проявляют интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности
|
| -
| Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? Бал цветов
| Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?
| Согнуть, разметить, собрать
| Научатся
выполнять
поделку «Бал цветов»
| Р: анализировать
изделие, планировать последовательность его изготовления.
П: отстаивание своей позиции, обобщение
известной информации.
К: уметь слушать учителя и сверстников.
| выполнять учебные действия, проявляют интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности
|
| -
| Работаем с тканью
|
| Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки. Игольница- футляр.
| 3ачем нужно уметь
шить? Организация рабочего места при работе с тканью. Инструменты для работы.
Правила безопасной
работы. Виды швов.
Виды пуговиц. Практическая работа «Делаем сами»
| Ткань, свойства ткани, игла, булавка, напёрсток, пяльцы, нитковдеватель
| Имеют представление
о видах пуговиц.
Овладеют
технологическими приемами ручной
обработки
материалов.
Усвоят правила техники
безопасности.
Научатся:
выполнять
простейшие
швы, пришивать пуговицы
| Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество
на каждом этапе работы.
П: владение
умениями строить рассуждения, обращаясь к известным
понятиям, анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
К: умеют
воспринимать речь учителя,
строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.
| относятся с вниманием к своему внешнему
|
| -
| Что умеет иголка? Прямая строчка. Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани? Закладка из ткани
| Что умеет иголка? Как разметить дорожку для строчки?
| Прямая строчка, перевивы
| Научатся
выполнять
поделку
Закладка из ткани
| К: вступать
в коллективное учебное сотрудничество, допускать существование различных точек зрения.
| осуществляют
адекватную самооценку собственных учебных достижений,
своего внешнего вида, соблюдают правила бережного отношения к одежде
|
| -
| Бант- заколка
| Как выполнить бант –заколку?
| Стянуть ленту. Соединить детали
| Научатся
выполнять
поделку
из ниток Бант- заколка
| Р: самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике, контролируя качество
на каждом этапе работы.
П: владение
умениями строить рассуждения, обращаясь к известным
понятиям, анализировать объекты труда с выделением их
существенных признаков.
К: умеют
воспринимать речь учителя,
строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.
| осуществляют
адекватную самооценку собственных учебных достижений,
своего внешнего вида, соблюдают правила бережного отношения к одежде
|
|
Изобразительное исскусство
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2009). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство»
Общая характеристика учебного предмета.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим, индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи – преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.
Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Сегодня в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности школьника – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.
В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:
- личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.
Для учебного курса «Изобразительное искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультиме
|