Особенности развития мышления младших школьников на уроках окружающего мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития мышления младших школьников на уроках окружающего мира



Развитие мышления происходит не само по себе, а в результате многосто­роннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности. Пас­сивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэто­му задача педагога - развитие мышления учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Для этого важно создать в начальной школе условия для полноценного развития учащихся, разви­вать умения и навыки мыслительной дея­тельности, самостоятельность в поисках способов решения задач. Это возможно достичь на уроках «Окружающий мир». На уроках окружающего мира наиболее эффек­тивными путями развития мышления являются: комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы; использование традицион­ных и нетрадиционных методик организа­ции урока; поэтапное применение игр и иг­ровых ситуаций в учебном процессе; созда­ние положительной эмоциональной атмо­сферы и обстановки доброжелательности и открытости в общении.

Решать эти проблемы помогают различ­ные методические и дидактические прие­мы, построенные на занимательности. Фор­ма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки, дидактические и сюжетно-ролевые игры («Бывает — не быва­ет», «Аукцион», «Угадай по описанию», «Найди пару», «Лото» и др.). Для проведения игр хорошо использовать пособия «Ягоды и грибы», «Организм человека» и др. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у учащихся бод­рое рабочее настроение, облегчает преодо­ление трудностей в усвоении учебного ма­териала, поддерживает и усиливает интерес к учебному предмету, к познанию ими ок­ружающего мира.

Урок «Окружающий мир» был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Побу­дить учащихся к самостоятельному «твор­честву», к реализации скрытых возмож­ностей позволяют нетрадиционные формы организации урока. Эти уроки воспитыва­ют чувство коллективизма, сопереживание за товарища, ответственность, стремление не отстать от одноклассников, учат рабо­тать с дополнительной литературой, раз­вивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными пред­метами и т.п. Такими уроками становятся урок-сказка, урок-путешествие («Зимую­щие птицы»), урок-экспедиция («В Аркти­ке»), урок-исследование («Вода и ее свой­ства») и др. [20].

Эффективность предмета окружающего мина в формировании мышления младших школьников обеспечивается следующими факторами:

1. Процесс обучения строится таким образом, что у обучающихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, речь, внимание, память, наблюдательность.

2. Меняется методика проведения традиционных структурных этапов урока, которая также работает на развитие интеллекта школьника.

Школьник становится субъектом обучения, его организатором, активным действующим лицом. Ребёнок, даже в период обучения грамоте, не получает знаний в готовом виде, а добывает их в процессе увлекательного поиска. Это означает, что ученику передаётся часть функций учителя. Обучающийся с той или иной долей самостоятельности, на основе специально разработанных упражнений определяет тему урока, его цель, принимает активное участие в изучении нового материала, в формулировке вывода [18].

В начальной школе на уроках окружающего мира обеспечивается формирование естественнонаучной основы для понимания школьниками зависимостей и связей между объектами природы. Младшими школьниками осваиваются первоначальные представления и понятия о природных объектах и явлениях природы, о взаимосвязях в мире природы, о взаимовлиянии мира природы и общества. Научные знания, получаемые в курсе окружающего мира, позволяют школьникам оценить их роль в жизни человека и в мире природы, прийти к выводу о целесообразности бережного отношения к природе. В формировании экологических представлений и понятий ведущую роль играют логические приемы.

Важнейшими логическими операциями, на которые указывает Н. А. Менчинская, являются анализ и синтез. Это положение было окончательно доказано на основании учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Значит, учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга.

Потребность в активной мыслительной деятельности вызывает дидактический прием - сравнение. Сравнение позволяет найти черты сходства и отличия в предметах и явлениях. Однако при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение другого дидактического приема - противопоставления. При помощи противопоставления сопоставляются взаимоисключающие признаки. В результате выявляется истинная сущность предмета, отбрасывается и исключается ложная.

В обучении начальному естествознанию широко применяется прием аналогии, или перенос знаний в новую ситуацию. Этот прием часто применяют, когда нужно составить самостоятельно характеристику предмета либо явления по аналогии с той, которую составили коллективно или которая дана в учебнике для идентичного предмета, явления.

Важную роль в процессе обучения выполняет прием классификации. Сущность ее заключается в том, что с ее помощью предметы и явления объединяются в группы по сходным признакам. Прием классификации может быть применен в двух вариантах: учитель сам дает основание для классификации, либо предоставляет это сделать ученику.

Тесно связан с приемом классификации прием систематизации. Он требует расположения предметов или явлений в определенном порядке, в системе.

Важным условием приема установления причин и взаимосвязей является наличие у детей определенного запаса фактических знаний, получаемых в результате непосредственных восприятий предметов и явлений природы. Вскрытие причин и взаимосвязей помогает ребенку объяснить факты, а значит, понять их.

И, наконец, важным логическим дидактическим приемом является прием обобщения. Этот прием позволяет выделить общее и главное в определенной системе знаний [15].

Познание окружающей действительности с помощью логических операций включает следующие умения и навыки: 1) проводить простейшие опыты для доказательства того или иного положения; 2) наблюдать предметы и явления природы; 3) оформлять результаты наблюдений; 4) проявлять действенную любовь к живому и неживому миру, активность в овладении экологическими знаниями, умениями и навыками.

Необходимыми условиями учебного процесса являются правильная организация различных приемов обучения и их правильное сочетание. Применение логических приемов на уроках окружающего мира повышает познавательную деятельность младших школьников. Приемы могут применятся на различных этапах урока. Решая различные задания на сравнение, классификацию, обобщение, систематизацию учащиеся овладевают навыками логического оперирования; у них развивается логическое мышление. Успешных результатов по умственным операциям можно добиться в ходе повседневной учебной работы.

Усвоение младшими школьниками системы научных понятий, овладение логическими приемами составляют важнейшую сторону развивающего обучения и являются одним из основных показателей высокого теоретического уровня преподавания и учения [8].

Таким образом, в учебнике окружающего мира заданий, направленных на использование логических приемов очень много. Любой из приведенных дидактических приемов вызывает в той или иной мере мыслительные операции, что способствует благотворному формированию мышления младших школьников.

 


Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию мышления в младшем школьном возрасте в процессе изучения курса «Окружающий мир»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.006 с.)