Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития мышления младших школьников на уроках окружающего мираСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие мышления происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога - развитие мышления учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Для этого важно создать в начальной школе условия для полноценного развития учащихся, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач. Это возможно достичь на уроках «Окружающий мир». На уроках окружающего мира наиболее эффективными путями развития мышления являются: комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы; использование традиционных и нетрадиционных методик организации урока; поэтапное применение игр и игровых ситуаций в учебном процессе; создание положительной эмоциональной атмосферы и обстановки доброжелательности и открытости в общении. Решать эти проблемы помогают различные методические и дидактические приемы, построенные на занимательности. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки, дидактические и сюжетно-ролевые игры («Бывает — не бывает», «Аукцион», «Угадай по описанию», «Найди пару», «Лото» и др.). Для проведения игр хорошо использовать пособия «Ягоды и грибы», «Организм человека» и др. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживает и усиливает интерес к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Урок «Окружающий мир» был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Побудить учащихся к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей позволяют нетрадиционные формы организации урока. Эти уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища, ответственность, стремление не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами и т.п. Такими уроками становятся урок-сказка, урок-путешествие («Зимующие птицы»), урок-экспедиция («В Арктике»), урок-исследование («Вода и ее свойства») и др. [20].
Эффективность предмета окружающего мина в формировании мышления младших школьников обеспечивается следующими факторами: 1. Процесс обучения строится таким образом, что у обучающихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, речь, внимание, память, наблюдательность. 2. Меняется методика проведения традиционных структурных этапов урока, которая также работает на развитие интеллекта школьника. Школьник становится субъектом обучения, его организатором, активным действующим лицом. Ребёнок, даже в период обучения грамоте, не получает знаний в готовом виде, а добывает их в процессе увлекательного поиска. Это означает, что ученику передаётся часть функций учителя. Обучающийся с той или иной долей самостоятельности, на основе специально разработанных упражнений определяет тему урока, его цель, принимает активное участие в изучении нового материала, в формулировке вывода [18]. В начальной школе на уроках окружающего мира обеспечивается формирование естественнонаучной основы для понимания школьниками зависимостей и связей между объектами природы. Младшими школьниками осваиваются первоначальные представления и понятия о природных объектах и явлениях природы, о взаимосвязях в мире природы, о взаимовлиянии мира природы и общества. Научные знания, получаемые в курсе окружающего мира, позволяют школьникам оценить их роль в жизни человека и в мире природы, прийти к выводу о целесообразности бережного отношения к природе. В формировании экологических представлений и понятий ведущую роль играют логические приемы. Важнейшими логическими операциями, на которые указывает Н. А. Менчинская, являются анализ и синтез. Это положение было окончательно доказано на основании учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Значит, учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга. Потребность в активной мыслительной деятельности вызывает дидактический прием - сравнение. Сравнение позволяет найти черты сходства и отличия в предметах и явлениях. Однако при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение другого дидактического приема - противопоставления. При помощи противопоставления сопоставляются взаимоисключающие признаки. В результате выявляется истинная сущность предмета, отбрасывается и исключается ложная.
В обучении начальному естествознанию широко применяется прием аналогии, или перенос знаний в новую ситуацию. Этот прием часто применяют, когда нужно составить самостоятельно характеристику предмета либо явления по аналогии с той, которую составили коллективно или которая дана в учебнике для идентичного предмета, явления. Важную роль в процессе обучения выполняет прием классификации. Сущность ее заключается в том, что с ее помощью предметы и явления объединяются в группы по сходным признакам. Прием классификации может быть применен в двух вариантах: учитель сам дает основание для классификации, либо предоставляет это сделать ученику. Тесно связан с приемом классификации прием систематизации. Он требует расположения предметов или явлений в определенном порядке, в системе. Важным условием приема установления причин и взаимосвязей является наличие у детей определенного запаса фактических знаний, получаемых в результате непосредственных восприятий предметов и явлений природы. Вскрытие причин и взаимосвязей помогает ребенку объяснить факты, а значит, понять их. И, наконец, важным логическим дидактическим приемом является прием обобщения. Этот прием позволяет выделить общее и главное в определенной системе знаний [15]. Познание окружающей действительности с помощью логических операций включает следующие умения и навыки: 1) проводить простейшие опыты для доказательства того или иного положения; 2) наблюдать предметы и явления природы; 3) оформлять результаты наблюдений; 4) проявлять действенную любовь к живому и неживому миру, активность в овладении экологическими знаниями, умениями и навыками. Необходимыми условиями учебного процесса являются правильная организация различных приемов обучения и их правильное сочетание. Применение логических приемов на уроках окружающего мира повышает познавательную деятельность младших школьников. Приемы могут применятся на различных этапах урока. Решая различные задания на сравнение, классификацию, обобщение, систематизацию учащиеся овладевают навыками логического оперирования; у них развивается логическое мышление. Успешных результатов по умственным операциям можно добиться в ходе повседневной учебной работы. Усвоение младшими школьниками системы научных понятий, овладение логическими приемами составляют важнейшую сторону развивающего обучения и являются одним из основных показателей высокого теоретического уровня преподавания и учения [8]. Таким образом, в учебнике окружающего мира заданий, направленных на использование логических приемов очень много. Любой из приведенных дидактических приемов вызывает в той или иной мере мыслительные операции, что способствует благотворному формированию мышления младших школьников.
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию мышления в младшем школьном возрасте в процессе изучения курса «Окружающий мир»
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.011 с.) |