Глава 1 Теоретические основы развития мышления у младших школьников



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Теоретические основы развития мышления у младших школьников



Содержание

 

Введение............................................................................................................ 3

Глава 1 Теоретические основы развития мышления у младших школьников 5

1.1 Психологические особенности развития мышления детей младшего школьного возраста................................................................................................... 5

1.2 Особенности развития мышления младших школьников на уроках окружающего мира................................................................................. 9

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию мышления в младшем школьном возрасте в процессе изучения курса

«Окружающий мир»....................................................................................... 14

2.1 Организация процедуры исследования......................................... 14

2.2 Педагогическая работа по развитию мышления младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»................................... 17

2.3. Анализ и интерпретация результатов диагностики развития мышления младших школьников........................................................................... 19

Выводы............................................................................................................ 23

Заключение...................................................................................................... 24

Список использованной литературы............................................................. 26

Приложение

 

 


Введение

 

Актуальность. Сегодня задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения начального образования. Важнейшим является формирование мышления, обеспечивающее умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Современному учителю необходимо использовать новые подходы и технологии к организации учебного процесса, нацеленного на формирование мышления. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования мышления, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Содержание программы по окружающему миру благоприятно для формирования и развития мышления детей младшего школьного возраста. В процессе познания приро­ды, социального мира происходит совершенствование сенсорных процес­сов, мышления, речи, развивается любознательность, самостоятельность. Предмет «Окружающий мир» - источник эмоций, чувств. Постоянные наблюдения за явлениями окружающего мира, взаимодействие с его предметами ведет к тому, что ребенок развивает умения сравнивать, анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Все то, что делает младшего школьника сообразительнее, любознательнее.

В рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов деятель­ности, освоение которых гарантирует успешность всего последующего обуче­ния. Всё более актуальным становится использование на уроках окружаю­щего мира приёмов и методов, которые формируют мышление детей, умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Цель исследования: определить роль практической системы зада­ний по предмету «Окружающий мир» в процессе формирования мышления у детей младшего школьного возраста в ходе учебной деятельности.

Объект исследования: мышление младших школьников.

Предмет исследования: педагогический процесс формирования мышления у младших школьников на уроке «Окружающий мир».

Гипотеза исследования: организация учебной деятельности на основе системы разработанных практических заданий будет способствовать формированию мышления младших школьников при условии: учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, применения заданий на анализ, синтез, классификацию, обобщение.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития мышления у младших школьников на уроках по окружающему миру.

2. Подобрать методики для исследования мышления у младших школьников.

3. Провести формирующий эксперимент по развитию мышления у младших школьников на уроках окружающего мира.

4. Оценить эффективность формирования мышления у младших школьников на уроках по окружающему миру.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, формирующий эксперимента.

 

 


Глава 1 Теоретические основы развития мышления у младших школьников

 

Психологические особенности развития мышления детей младшего школьного возраста

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития мышления и интеллекта.

В младшем школьном возрасте мышление становится доминирующей функцией. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже [24] назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления [15].

Таким, образом, логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Школьное обучение строится таким образом, что вербально-логическое мышление получает преимущественное развитие. Хотя у большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

В процессе обучения у младших школьников на основе житейских понятий формируются научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление вербально-логического мышления, они, тем не менее, не возникают на «пустом месте». Для того, чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия. Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения[24].

Новообразованием младшего школьного возраста выступает логическое мышление. От того, насколько сформированы его элементы у ребёнка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения вообще, и математики в частности. Учёными указывается, что большое значение в развитии логического мышления детей имеет развитие мыслительных операций.

Особое место занимают мыслительные операции, такие как выделение и абстрагирование свойств предметов, их сравнение и классификация.

Ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учиться мыслить.

Педагогическими условиями развития логического мышления у детей младшего школьного возраста является, прежде всего, использование различных средств и методов. Учитывая, что всё-таки большинство учителей работают по традиционным программам, возникает потребность педагогов практиков в методическом материале, направленном на развитие логического мышления, мыслительных операций, которые можно было бы использовать на уроках.

Теоретические и экспериментальные работы А.С. Выготского [4], С.Л. Рубенштейна [17] свидетельствуют о том, что ни одно из специфических качеств - логического мышления, творческое воображение, осмысленная память - не может развиваться у ребёнка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства, в процессе воспитания, которое играет ведущую роль в психическом развитии ребенка [17].

Л. И. Румянцева [20] отмечает, что необходимым условием развития логического мышления ребенка является обучение его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, научить ребенка писать. Так как механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей [20].

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский [9]) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к вербально-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов.

По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия [9].

Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т. п.

Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности [15].

Итак, в этот период младшего школьного возраста совершается переход от наглядно-образного к вербально-логическому, понятийному мышлению. В конце младшего школьного возраста достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей. Младших школьников отличает огромный заряд активности, стремле­ние к подражанию, любознательность - психологические особенности, ко­торые создают благоприятные условия для развития мышления. Одна из главных задач учителя – способствовать интенсивному формированию мышления детей.

 

Выводы

 

Подтверждена гипотеза исследования: организация учебной деятельности на основе системы разработанных практических заданий будет способствовать формированию мышления младших школьников при условии: учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, применения заданий на анализ, синтез, классификацию, обобщение.

1. У детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе был выявлен средний уровень способности к обобщению и абстрагированию, особенностей усвоения процессов анализа и синтеза и наглядно-образного мышления по аналогии.

2. У младших школьников на контрольном этапе был выявлен высокий уровень способности к обобщению и абстрагированию, особенностей усвоения процессов анализа и синтеза и наглядно-образного мышления по аналогии.

3. Целенаправленная педагогическая работа в процессе изучения курса «Окружающий мир» способствует развитию мышления: в аналогии, в умении обобщать и абстрагировать, умении выделять существенные признаки, усвоении процессов анализа и синтеза.


Заключение

 

Целью исследования являлось проведение опытно-экспериментальной работы по развитию мышления в младшем школьном возрасте в процессе изучения курса «Окружающий мир». Проведено теоретическое исследование особенностей развития мышления младших школьников на уроках «Окружающий мир». В период младшего школьного возраста совершается переход от наглядно-образного к вербально-логическому, понятийному мышлению. В конце младшего школьного возраста достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей. Младших школьников отличает огромный заряд активности, стремле­ние к подражанию, любознательность - психологические особенности, ко­торые создают благоприятные условия для развития мышления. Одна из главных задач учителя - способствовать интенсивному формированию мышления детей.

В учебнике окружающего мира заданий, направленных на использование логических приемов очень много. Любой из приведенных дидактических приемов вызывает в той или иной мере мыслительные операции, что способствует благотворному формированию мышления младших школьников.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу: организация учебной деятельности на основе системы разработанных практических заданий будет способствовать формированию мышления младших школьников при условии: учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, применения заданий на анализ, синтез, классификацию, обобщение.

Было установлено, что младшим школьникам на констатирующем этапе характерна непоследовательность анализа, вычленение отдельных, разрозненных элементов или условий задачи и на этой основе установление короткой, или локальной, связи. Младшим школьникам свойствен синкретизм (слитность, нерасчлененность) мышления, средний уровень развития анализа и синтеза.

После целенаправленной работы по развитию мышления в процессе изучения курса «Окружающий мир» было установлено, что мышление младших школьников изменилось. Оно стало характеризоваться способностью решать задачи более обстоятельным и последовательным анализом. Для них стало характерно соответствие операций анализа-синтеза, что обеспечивает предвидение хода решения, т.е. его мысленное планирование. У младших школьников после целенаправленной работы по развитию мышления в процессе курса «Окружающий мир» стала высокая степень соответствия анализа-синтеза, гибкость и высокая подвижность в применении знаний, приемов и способов умственной деятельности, что определяют высокую степень продуктивности мышления.

Таким образом, цель достигнута, решены задачи исследования, подтверждена гипотеза.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 2009. - 672 с.

2. Аквнлева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева. - М.: Просвещение, 2011.- 206 с.

3. Атаханов, Р. Общие закономерности мышления / Р. Атаханов. / Вопросы психологии. 2005. - № 5. - С. 41.

4. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] / Г.А. Бакулина. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 144 с.

5. Бурменская, Г. В. Возрастная и педагогическая психология / Г. В. Бурменская, Е. И. Исенина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. - 272 с.

6. Васюкова, Е. Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении / Е. Е. Васюкова. // Вопросы психологии / - 2008. - № 3. - С. 91.

7. Выготский, Л. С.Собр. соч. / Л. С. Выготский. - М.: Академия, 2004. - Т. 4. – 521 с.

8. Гальперин П. Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 2007.- № 6. – С. 10-11.

9. Горбачева, Е. И. Предметная ориентация мышления как основа избирательности семантической активности // Вопросы психологии / Е. И. Горбачева. - 2009. - № 3. - С.67.

10. Григорьева, Т. А. О развитии причинно-следственного мышления школьников // Вопросы психологии / Т. А. Григорьева. - 2003. - № 4. – С. 15.

11. Гурова, Л. Л. Психология мышления / Л. Л. Гурова. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 135 с.

12. Заика, Е. В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников // Вопросы психологии / Е. В. Заика, Н. П. Назарова, И. А. Маренич. - 2005. - № 1. - С. 41.

13. Калмыкова, З. И. Особенности мышления детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии / З. И. Калмыкова. - 2008. - №1. – С. 18.

14. Каплунович, И. Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии / И. Я. Каплунович. - 2009. - № 1. - С. 60.

15. Лосский, Н. О. О детском мышлении // Вопросы психологии / Н. О. Лосский. - 2006. - № 5. - С. 35.

16. Люблинская А. А. Детская психология/ А. А. Люблинская. -М.: Просвещение, 1971. - 415 с.

17. Марцинковская, Т. Д. Психология развития / Т. Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2005. – 374 с.

18. Минская, Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста / Г. И. Минская / Вопросы психологии. 2009, №11. – С. 4-8.

19. Немов Р. С. Психология: В 3 т. / Р.С. Немов; Психология.- 2-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 620 с.

20. Обухова Л. Детская психология: Теории, факты, проблемы: учеб. пособие / Л. Обухова – М.: Академия, 1995. – 360 с.

21. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. - М.: Акад. Проект, 2004. - 189 с.

22. Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - 2-е изд., исправл. и дополн. - Самара: «Учебная литература», 2006. - 205 с.

23. Тихомиров, О. К. Мышление, знание и понимание // Вестник МГУ / О. К. Тихомиров, В. В. Знаков. - 2009. - № 2. – С. 19-21.

24. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. – М.: Наука, 2008. – 280 с.

25. Федеральный образовательный стандарт начального общего образо­вания / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

26. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Элько-нин – М.: Просвещение, 2014. – 198 с.

27. Якиманская, И. С. Возрастные и индивидуальные особенности мышления учащихся / И. С. Якиманской. - М.: Педагогика, 2009. - 224 с.

 


Приложение 1

Методика "Исключение лишнего"

Методика имеет два варианта: первый - исследование на предметном, второй - на вербальном материале.

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

 

Предметный вариант

Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.

Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция и ход выполнения: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу".

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант годится для исследования детей и взрослых.

Словесный вариант

Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: "Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)".

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследования лиц старше 12 лет.

Бланк для словесного варианта.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мачта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.


17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Интерпретация.

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.

Число баллов   Характеристика решения задач  
   
    Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова).  
    Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: 1)для обозначения предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) для обозначения "лишнего" предмета (слова).  
2,5   2,5   Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова).  
    То же, но с помощью исследователя для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова).  
    Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова). •  

Приложение 2

Методика "Сравнение понятий"

Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.

Ход выполнения задания.

Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, "вечер" и "утро" сходны тем, что эти части дня различны тем, что "утро" - начало дня, а "вечер" - его конец. Неумение выделить эти признаки свидетельствуют о слабости операций анализа синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.

Сравнение понятий.

1. Ботинок – карандаш

2. Ветер – соль

3. Вечер – утро

4. Волк – луна

5. Ворона – воробей

6. Голод – жажда

7. Девочка – кукла

8. Дождь-снег

9. Дуб – береза

10. Золото – серебро

11. Картина - портрет

12. Корзина – сова

13. Корова – лошадь

14. Кошка – яблоко

15. Летчик – танкист

16. Лыжи – коньки

17. Маленькая – большая

18. Молоко – вода

19. Обман – ошибка

20. Озеро – река

21. Ось - оса.

22. Очки – деньги

23. Поезд – самолет

24. Река – птица

25. Сани – телега

26. Сказка – песня

27. Стакан – петух

28. Трамвай – автобус

29. Утро – вечер

30. Яблоко - вишня

В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.

Норма 18-23 сравниваемых понятия.


Приложение 3

Ход урока

I. Организационный момент

III. Итог урока

Учитель: А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно? Я буду читать, и записывать первые буквы строк, а вы прочтете фразу, которая получится.

Сутра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородного
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!

Учитель: О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор? Какая фраза получилась?

Дети: «СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ».

Учитель: Об этом мы должны помнить всегда! Прочитайте высказывания, которые написаны на доске:

Больше птиц - меньше вредителей - выше урожай!

Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом!

Интегрированный урок (окружающий мир + биология) "Путешествие в мир тропических джунглей". 1-й класс

Цель:познакомить учащихся с живым уголком в школе.

Задачи:

  • познакомить учащихся с разнообразием и экологией комнатных растений;
  • познакомить учащихся с разнообразием и экологией аквариумных рыб;
  • продолжить развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе;
  • продолжить развитие навыка чтения;
  • создать условия для развития мышления;
  • создать условия для снятия эмоционального напряжения.

Оборудование:Аквариум с аквариумными рыбками (7–12 видов), комнатные растения (20–25 видов), письмо “злой колдуньи”, ширма, игрушка-удав, 5 золотых рыбок с указанием направления движения, карточки с названиями растений, карточки с изображением рыб.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.
    2.2. Путешествие по “Волшебным джунглям”.
    2.2. Знакомство с аквариумом.
    2.3. Физминутка.
    2.4. Чтение докладов.
  3. Итоги урока.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель начальной школы (1-й учитель) и дети входят в класс. У порога лежит письмо. У входной двери стоит ширма, закрывающая от детей то, что находится в классе.

1-й учитель: Ребята, сейчас мы с вами увидим аквариум с рыбками! Но что это (показывает на письмо)? Какое-то письмо (читает вслух).

“Не видать вам рыбок, как собственных ушей! Потому что я их украла! Вы, конечно, можете попытаться их спасти, но вряд ли у вас это получится! Ха-ха-ха! Для этого вам надо отправиться в опасные волшебные джунгли и найти 5 золотых рыбок, которые укажут вам путь. И, если не успеете сегодня к вечеру, то я съем ваших прекрасных рыб на ужин!
Злая колдунья.”

1-й учитель:Что же нам делать, ребята? Неужели мы оставим рыбок в беде?

Дети: Нет!

1-й учитель: Тогда спешим к ним на помощь! Только будьте осторожны, волшебные джунгли действительно очень опасны. Мы должны держаться все вместе, иначе мы можем не дойти до цели.

Знакомство с аквариумом.

Все отправляются к аквариуму. 1-й учитель и 2-й учитель снимают с него покрывало. Дети разглядывают аквариум и его обитателей. 2й учитель обращает внимание на тех рыбок, изображения которых дети уже видели в джунглях. Кормежка рыб.

2.3. Физкультминутка:

Поход.

О! Что это? О! кто это?
Это поле! Его не обойти, под ним не проползти, его не перелететь, идём прямо!
О! Что это? О! кто это?
Это Джунгли! Их не обойти, под ними не проползти их не перелететь, идём прямо!
О! Что это? О! кто это?
Это речка! Её не обойти под ней не проползти, её не перелететь, поплыли!
О! Что это? О! кто это?
Это кочки! Их не обойти, под ними не проползти, их не перелететь, прыгаем!
О! Что это? О! кто это??
Это болото! Его не обойти, под ним не проползти, его не перелететь, идём прямо!
О! Что это? О! кто это?
Это лев! Его не обойти, под ним не проползти, его не перелететь идём прямо!
Берём ружьё, стреляем! Осечка! Хватаем меч! Сломался! Побежали: по болоту, по кочкам, по речке, через джунгли, по полю! Фу, убежали!

Чтение докладов.

Дети читают доклады про аквариумных рыб.

3. Итоги урока:

1-й учитель: Ребята! Вам понравилось путешествие?

2-й учитель: А что нового вы узнали на уроке?

1-й учитель: С кем вы познакомились?

Ход урока

I. Орг. момент:

– Прозвенел звонок, начинается урок!

К нам сегодня на урок пришёл гость, вот что он говорит…

(Ирина Гурина “Почемучка”)

– Кто же это? (Почемучка)

– Какие слова в стихотворении помогли отгадать? (Слайд 2)

– Почемучка принёс на урок много вопросов и чтобы успеть ответить на все, надо настроиться на работу.

(Слайд 3)

II. Повторение материала предыдущего урока:

– Вспомните, пожалуйста, тему предыдущего урока. О ком мы говорили? ( Кто такие рыбы?)

– Работая в паре, поверьте себя, используя тест (Приложение 1)

III. Новая тема. Вступительная беседа:

Работа в группе.

– Почемучка любит не только задавать вопросы, но и отгадывать загадки. Работая в группе, заполните кроссворд. Вспомните правила работы в группе.

(Слайд 4)

– Проверьте себя!

– Какое слово загадал Почемучка? (Птицы)

(Слайд 5)

IV. Сообщение темы урока:

– Почемучка пришёл с просьбой помочь ему ответить на вопрос “Кто такие птицы?”. (Слайд 6)

V. Работа по теме урока:

– Вспомните названия птиц, которых мы отгадали, по порядку.

– На какой вопрос мы будем отвечать?

– Кто из вас знает, как отличить птиц от других животных?

– Назовите ключевое слово в вашем ответе. (Умеют летать)

(Слайд 7)

– Можно ли сказать, что все, кто летает – это птицы?

– Перед вами фотографии животных, назовите их.

– Какое из этих животных умеет летать?

– Летучая мышь умеет летать, но птица ли она?

– А страус? Умеет ли страус летать?

– Так можно ли сказать, что все кто летает – птицы?

– Попробуем определить основной отличительный признак, по которому безошибочно можно узнать птиц. (У птиц есть перья)

– Прочитайте слова Почемучки. Вы согласны с ним?

(Слайд 8)

– Найдите лишнюю птицу. Кто это и почему?

(Слайд 9)

– Что вы знаете об этой птице?

(Слайд 10)

Физ. минутка.

Показ видеофильма “Петух – домашняя птица” или мультфильма “Петух и краски”. Задание – изобразить петуха в движении.

Перед вами рисунок петуха. Рассмотрите тело птицы. Работая в парах, назовите все части тела птицы.

– Проверьте свои знания.

– А это кто?

– А цыплёнок – птица?

– Покажите и назовите части тела этой птицы.

(Слайд 11)

Дайте названия этим объектам.

– Что у них общего?

– Самолёт похож на птицу, у него тоже есть крылья. Зачем?

– Назовите, что лишнее?

– Крылья поднимают птицу в воздух. Длина крыльев у всех птиц разная. Форма крыла по своему строению напоминает руку. Она тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

(Слайд 12)

Практическая работа.

– Докажите, что на фотографии изображена птица.

– Над чем Почемучка задумался?

– Всё тело у птиц покрыто перьями. Перья, покрывающие тело птицы, разные. Найдите вот такие, маленькие и пушистые. Это пуховые мягкие перья. Они помогают птицам сохранить тепло. Пуховые перья находятся под кроющими, которые покрывают тело. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Они жёсткие и упругие.

– Хотя перья очень лёгкие, они очень прочные. Мы уже убедились, что перья отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету. А что у них общего? Возьмите лупы и рассмотрите перья. У всех перьев есть стержень и бороздки. Попробуйте разъединить бороздки. Обратите внимание на то, как они прочно соединены.

Обратите внимание, что это? (Перо и чернильница)

– Раньше у людей не было шариковых ручек. Они писали гусиными перьями. Возьмите самое большое перо и осторожно отрежьте его кончик. Видите, внутри оно полое. В эту пустоту набирались чернила, которыми писали люди.

(Слайд 13)

Ни у каких животных других животных нет перьев. Птице без перьев не обойтись. Перья – это одежда птиц.

(Слайд 14)

– Почемучка спрашивает, чьё это перо?

Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.012 с.)