Развитие самооценки младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие самооценки младших школьников



КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Выполнила:

Студентка гр. 202

Доронина А.А.

 

Преподаватель:

Таллина О.А.

Москва - 2014

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………...3 Глава I. Проблема развития самооценки детей младшего школьного возраста……………………………………………….……………………………. 5

1.1.Понятие самооценки в психологии …………………………………………. 5

1.2.Роль адекватной оценки у младших школьников…………………………………………………………………….…….7

Глава II. Выявление самооценки, преобладающей у детей в младшем школьном возрасте

2.1. Описание процедуры исследования …………………………………………..14

2.2.Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента ………………………………………………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………………21 Список используемой литературы………………………………………………… 24

 

 


Введение

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

В «Планируемых результатах начального общего образования» сказано: «Выпускник получит возможность для формирования положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся самостоятельному совершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе.
Последнее требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика. Правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.

Актуальность темы обусловлена имеющимися противоречиями развития личности младшего школьника:

- между соотношениями ретроспективной, актуальной и идеальной самооценкой содержания;

- между сензитивностью ребенка этого возраста к восприятию самого себя, самоописанию, самооцениванию, желанию предстать определенным образом в глазах других;

- между возрастающей потребностью школьной практики в формировании позитивной концепции младших школьников и неразработанностью конкретных путей реализации этого процесса.

Актуальность темы исследования также связана с тем, что в числе острых проблем, встающих перед школой, которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают проблемы, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности, испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны, трудность учебной работы учащегося зависит от учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Итак, обозначив актуальность темы, перейдем к аппарату исследования.

Объект исследования: процесс развития самооценки.

Предмет исследования: особенности развития самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.

Цель исследования: на основе анализа литературы изучить процесс развития самооценки, обратив особое внимание на формы и методы формирования самооценки младших школьников в учебной деятельности.

Задачи исследования

· раскрыть сущность понятия самооценки, характеристики ее видов и значение для жизни и учебной деятельности;

· обосновать возможности формирования самооценки в младшем школьном возрасте;

· подобрать методы изучения измерения самооценки младших школьников;

Методы исследования

· Анализ литературы;

· Эмпирические методы исследования – эксперимент, тестирование.

· Методы обработки и анализа полученных результатов.

Таблица №1

Имя ученика Оценка за чтение Оценка за пересказ

 

Таблица №2

Имя ученика Оценка за письменную работу

 

После получения бланков с таблицей №1, каждый учащийся читает вслух данный ему рассказ. Затем, начинает заполнять выданный ему лист, оценивая самого себя, заполняя первые две графы таблицы. В это время остальные школьники дают оценку умениям своего товарища. Аналогичное задание дети выполняют при пересказе прочитанного.

Затем выдаётся бланк с таблицей №2. Учащимся было предложено выполнить письменную работу по математике, состоящую из примеров, подходящих по программе каждого из выбранных возрастов. После выполнения задания школьники заполняли первые две графы таблицы, вписывая туда своё имя и оценку которую они давали сами себе после выполнения работы. Далее учащиеся давали оценку своим одноклассникам, участвующим в эксперименте, заполняя соответствующие графы таблицы.

Заключение

В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте.

В учебной деятельности у младшего школьника осуществляется самопознание. Результаты учёбы оцениваются окружающими и поэтому определяют положение школьника среди них, от чего завися его самочувствие и психологический комфорт. Теперь уже в учебной деятельности ребёнок познаёт себя, у него складываются представления о себе и самооценка (схема):

Самооценка
Представления о себе Младший школьник Отношение
Умеет анализировать свои поступки. Затрудняется видеть в себе существенные качества, анализировать свои поступки. Не стремиться заглянуть в свой внутренний мир.
Больше ориентированы на знание о себе, чем на оценку взрослых. Число осознаваемых качеств относительно невелико. Представление о себе неустойчивое. Самооценка неадекватная.
Быстро учится навыкам самоконтроля. Необходимо руководство по формированию навыкам самоконтроля. В практической деятельности с трудом ориентируется на свои возможности.
Формируется
В оценке деятельности самим ребёнком В общении с другими людьми
       

 

Воспитывая у учащихся здоровую самооценку, учитель воспитывает у них умение учиться. Здоровая самооценка это:

· спокойная уверенность в себе;

· спокойная самокритичность.

Самооценка младшего школьника вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, очень чувствительна к учительским оценкам. Поэтому учитель должен учитывать, что:

· конкретная самооценка ученика развивается на фундаменте положительной общей самооценки (базисное принятие ученика);

· конкретная самооценка должна быть адекватной, осознанной, дифференцированной.

· сформировать адекватное детское самооценивание помогает возможность самим учащимся оценивать свои работы.

· помимо, развития самооценки неотъемлемой частью работы педагогов является оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Наполняя балл содержанием, учитель должен опираться на три основных принципа:

· каждое усилие ученика должно оцениваться отдельно;

· выработка четких критериев отметки, где каждая из ее составляющих оговаривается с детьми, вырабатываются либо общие критерии оценивания, либо учитель оговаривает и объясняет детям критерии, выработанные им самим для проверки работы;

· детская самооценка предшествует оценке взрослого.

· необходимость использования прогностической самооценки:

· когда ребёнок оценивает себя до выполнения задания, затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;

· когда ребёнок оценивает себя до выполнения задания, а затем ещё раз – после учительской проверки.

Необходимость и важность проводимой в этом направлении работы должна разъясняться и на родительских собраниях. В тех случаях, когда ученики не получали отметки по итогам полугодия, родителям необходимо выдавать характеристики учащихся. По ним родители могут получить точное представление о личностном росте ребенка в плане его работоспособности, активности на уроке, мотивации к учебе, прилежания, уровня овладения материалом по предметам (с четкой градацией ЗУН внутри каждого предмета). Также определяется общий уровень интеллектуального развития (начитанность, кругозор, способность к анализу и синтезу полученных ранее представлений), уровень соблюдения дисциплинарных требований школы, взаимоотношений с одноклассниками, способности к общению со взрослыми и т.д. Характеристика позволит родителям оценить успехи ребенка, а при необходимости вместе с педагогом определить пути преодоления возникающих проблем. Проведя обработку данных полученных в ходе эксперимента, необходимо подвести итог о проделанной работе. Итак, обнаружилось, что у учащихся начальной школы преобладает устойчивая, адекватная самооценка.


Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. [Текст]/ Ш.А. Амонашвили - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.

2. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008

3. Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986.

4. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований- М.: Педагогика, 1986.

6. Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» - Вопросы психологии, 1991, №6.

7. Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности»
Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.

8. Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего
школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4.

9. Липкина, А.И., Рыбак, Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М.: Педагогика, 1968.

10. Рейчлинд Г., Винклер К. Карманный справочник для родителей. – М.: АСТ, 2007.

11. Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., 1970

12. Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005.

13. Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника». М., 1974.

КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Выполнила:

Студентка гр. 202

Доронина А.А.

 

Преподаватель:

Таллина О.А.

Москва - 2014

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………...3 Глава I. Проблема развития самооценки детей младшего школьного возраста……………………………………………….……………………………. 5

1.1.Понятие самооценки в психологии …………………………………………. 5

1.2.Роль адекватной оценки у младших школьников…………………………………………………………………….…….7

Глава II. Выявление самооценки, преобладающей у детей в младшем школьном возрасте

2.1. Описание процедуры исследования …………………………………………..14

2.2.Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента ………………………………………………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………………21 Список используемой литературы………………………………………………… 24

 

 


Введение

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

В «Планируемых результатах начального общего образования» сказано: «Выпускник получит возможность для формирования положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся самостоятельному совершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе.
Последнее требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика. Правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.

Актуальность темы обусловлена имеющимися противоречиями развития личности младшего школьника:

- между соотношениями ретроспективной, актуальной и идеальной самооценкой содержания;

- между сензитивностью ребенка этого возраста к восприятию самого себя, самоописанию, самооцениванию, желанию предстать определенным образом в глазах других;

- между возрастающей потребностью школьной практики в формировании позитивной концепции младших школьников и неразработанностью конкретных путей реализации этого процесса.

Актуальность темы исследования также связана с тем, что в числе острых проблем, встающих перед школой, которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают проблемы, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности, испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны, трудность учебной работы учащегося зависит от учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Итак, обозначив актуальность темы, перейдем к аппарату исследования.

Объект исследования: процесс развития самооценки.

Предмет исследования: особенности развития самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.

Цель исследования: на основе анализа литературы изучить процесс развития самооценки, обратив особое внимание на формы и методы формирования самооценки младших школьников в учебной деятельности.

Задачи исследования

· раскрыть сущность понятия самооценки, характеристики ее видов и значение для жизни и учебной деятельности;

· обосновать возможности формирования самооценки в младшем школьном возрасте;

· подобрать методы изучения измерения самооценки младших школьников;

Методы исследования

· Анализ литературы;

· Эмпирические методы исследования – эксперимент, тестирование.

· Методы обработки и анализа полученных результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.049 с.)