Самооценка учащихся 2 «б» класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самооценка учащихся 2 «б» класса



Имя ученика Самооценка относительно успеваемости (математика/литература) Самооценка относительно оценки других испытуемых (математика/литература)
Андрей З. Завышенная/Адекватная Адекватная/Адекватная
Данил К. Адекватная/Адекватная Завышенная/Адекватная
Денис С. Завышенная/Завышенная Завышенная/Завышенная
Кристина М. Адекватная/Завышенная Заниженная/Завышенная
Лиза С. Адекватная/Адекватная Завышенная/Адекватная
Настя Ф. Завышенная/Завышенная Адекватная/Завышенная

 

Из данной таблицы видно что:

у Андрея З. самооценка – устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению, относительно оценки учителя;

у Данила К. самооценка – устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению относительно оценки своих одноклассников;

у Дениса С. самооценка – устойчивая, неадекватная, заниженная;

у Кристины М. самооценка – неустойчивая;

у Лизы С. самооценка – устойчивая, адекватная, но иногда склонная к завышению относительно оценки учителя;

у Насти Ф. самооценка – устойчивая, неадекватная, завышенная.

Итак, можно сделать вывод, что самооценка у учащихся 2 класса в большинстве своём устойчивая, адекватная (3 человека), но имеющая тенденцию в некоторых случаях к завышению или занижению. У одного человека встретилась неустойчивая самооценка.

 

Самооценка учащихся 3 «а» класса

Имя ученика Самооценка относительно успеваемости (математика/литература) Самооценка относительно оценки других испытуемых (математика/литература)
Влад Щ. Адекватная /Адекватная Адекватная/ Завышенная
Андрей Б. Адекватная/Заниженная Завышенная/Заниженная
Андрей К. Адекватная/Адекватная Адекватная/Адекватная
Лёня К. Адекватная/ Заниженная Заниженная/ Адекватная
Марина Л. Адекватная/Адекватная Адекватная/Адекватная
Паша К. Адекватная/Адекватная Адекватная/Адекватная

 

Из данной таблицы видно что:

у Влада Щ. самооценка - устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению относительно оценки своих одноклассников;

у Андрея Щ. самооценка – неустойчивая;

у Андрея К. самооценка – устойчивая, адекватная;

у Лёни К. самооценка – неустойчивая;

у Марины Л. самооценка – устойчивая, адекватная;

у Паши К. самооценка – устойчивая, адекватная.

К 3-му классу самооценка у учащихся приобретает всё более устойчивый, адекватный характер (4 человека). Двое испытуемых имеют неустойчивую самооценку, о чём свидетельствуют результаты исследования.

В ходе эксперимента необходимо проследить зависимость оценок и самооценок учащихся от возрастных различий (объективность, завышение, занижение).

 

Характеристика самооценки (относительно успеваемости учеников, по двум оцениваемым предметам) Класс
II III
Объективные 41,7% 96,3%
Завышенные 58,3% 3,7%
Заниженные - -

 

Проанализировав таблицу по зависимости оценок и самооценок учащихся от возрастных различий, можно подвести итог:

что во 2 классе самый большой процент завышенных самооценок;

в 3 классе это соотношение сдвигается в сторону объективных самооценок и достигает почти 100% результата.

 


Заключение

В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте.

В учебной деятельности у младшего школьника осуществляется самопознание. Результаты учёбы оцениваются окружающими и поэтому определяют положение школьника среди них, от чего завися его самочувствие и психологический комфорт. Теперь уже в учебной деятельности ребёнок познаёт себя, у него складываются представления о себе и самооценка (схема):

Самооценка
Представления о себе Младший школьник Отношение
Умеет анализировать свои поступки. Затрудняется видеть в себе существенные качества, анализировать свои поступки. Не стремиться заглянуть в свой внутренний мир.
Больше ориентированы на знание о себе, чем на оценку взрослых. Число осознаваемых качеств относительно невелико. Представление о себе неустойчивое. Самооценка неадекватная.
Быстро учится навыкам самоконтроля. Необходимо руководство по формированию навыкам самоконтроля. В практической деятельности с трудом ориентируется на свои возможности.
Формируется
В оценке деятельности самим ребёнком В общении с другими людьми
       

 

Воспитывая у учащихся здоровую самооценку, учитель воспитывает у них умение учиться. Здоровая самооценка это:

· спокойная уверенность в себе;

· спокойная самокритичность.

Самооценка младшего школьника вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, очень чувствительна к учительским оценкам. Поэтому учитель должен учитывать, что:

· конкретная самооценка ученика развивается на фундаменте положительной общей самооценки (базисное принятие ученика);

· конкретная самооценка должна быть адекватной, осознанной, дифференцированной.

· сформировать адекватное детское самооценивание помогает возможность самим учащимся оценивать свои работы.

· помимо, развития самооценки неотъемлемой частью работы педагогов является оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Наполняя балл содержанием, учитель должен опираться на три основных принципа:

· каждое усилие ученика должно оцениваться отдельно;

· выработка четких критериев отметки, где каждая из ее составляющих оговаривается с детьми, вырабатываются либо общие критерии оценивания, либо учитель оговаривает и объясняет детям критерии, выработанные им самим для проверки работы;

· детская самооценка предшествует оценке взрослого.

· необходимость использования прогностической самооценки:

· когда ребёнок оценивает себя до выполнения задания, затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;

· когда ребёнок оценивает себя до выполнения задания, а затем ещё раз – после учительской проверки.

Необходимость и важность проводимой в этом направлении работы должна разъясняться и на родительских собраниях. В тех случаях, когда ученики не получали отметки по итогам полугодия, родителям необходимо выдавать характеристики учащихся. По ним родители могут получить точное представление о личностном росте ребенка в плане его работоспособности, активности на уроке, мотивации к учебе, прилежания, уровня овладения материалом по предметам (с четкой градацией ЗУН внутри каждого предмета). Также определяется общий уровень интеллектуального развития (начитанность, кругозор, способность к анализу и синтезу полученных ранее представлений), уровень соблюдения дисциплинарных требований школы, взаимоотношений с одноклассниками, способности к общению со взрослыми и т.д. Характеристика позволит родителям оценить успехи ребенка, а при необходимости вместе с педагогом определить пути преодоления возникающих проблем. Проведя обработку данных полученных в ходе эксперимента, необходимо подвести итог о проделанной работе. Итак, обнаружилось, что у учащихся начальной школы преобладает устойчивая, адекватная самооценка.


Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. [Текст]/ Ш.А. Амонашвили - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.

2. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008

3. Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986.

4. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований- М.: Педагогика, 1986.

6. Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» - Вопросы психологии, 1991, №6.

7. Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности»
Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.

8. Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего
школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4.

9. Липкина, А.И., Рыбак, Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М.: Педагогика, 1968.

10. Рейчлинд Г., Винклер К. Карманный справочник для родителей. – М.: АСТ, 2007.

11. Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., 1970

12. Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005.

13. Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника». М., 1974.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.012 с.)