Тема 5. Психическое развитие в разные возрастные периоды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Психическое развитие в разные возрастные периоды.



Раннее детство (1-3г). Кризис 3лет.

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем детстве.

2. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая деятельность в раннем детстве.

3. Двигательная активность и познавательное развитие.

4. Речевое общение и развитие речи ребенка в раннего возраста.

5. Развитие эмоций и чувств в раннем детстве.

6. Развитие личности в раннем возрасте.

7. Кризис трех лет.

Терминологический тезаурус: Раннее детство.Каприз. Упрямство. Негативизм. Обесценивание взрослых. Протест-бунт. Своеволие. Самосознание. Самооценка. Автономная речь. Активный словарь. Пассивный словарь. Предметно-манипулятивная деятельность. Орудийные действия. Соотносящиеся действия. Предмет-заместитель. Кризис трех лет. Ложь. Самостоятельность. Наглядно-действенное мышление.

Вопросы для самопроверки

1.В чем особенностьсоциальной ситуации развития ребенка в раннем детстве.

2.Назовите ведущую деятельность периода раннее детство.

3. Назовите ведущую психическую функцию периода раннее детство.

4. Назовите основные психологические новообразования периода раннее детство.

5. Выделите основное противоречие кризиса трех лет. Перечислите симптомы кризиса трех лет.

Рекомендуемые темы докладов

1. Интеллектуальное развитие ребенка на протяжении раннего возраста

2. Эмоциональное развитие ребенка на протяжении раннего возраста

3. Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.

4. Формирование символических процессов в раннем возрасте.

5. Развитие мышления в раннем возрасте.

Литература для конспектирования

1. Якобсон, С.Г. Проблемы этического развития ребенка [19, с. 85-89].

2. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения [18, с. 196].

3. Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни [19, с. 55-60].

Дополнительная литература: [5], [12].

Тема 6. Психическое развитие в разные возрастные периоды.

Психическое развитие в дошкольном возрасте.

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития в дошкольный период.

2. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

3. Когнитивное развитие дошкольника. Развитие речи.

4. Развитие эмоциональной сферы и высших чувств дошкольника.

5. Развитие личности и социального поведения в дошкольном возрасте.

6. Психологическая готовность ребенка к школе: структура и формирование.

7. Кризис семи лет.

Терминологический тезаурус: Дошкольный возраст. Центрация Познавательный эгоцентризм. Соподчинение мотивов. Игра. Игрушка. Сюжет. Роль. Правила. Содержание. Игровые отношения. Основные психологические новообразования дошкольного периода. Половая идентичность. Психологическая готовность к школе. Самоконтроль. Внутренняя речь. Контекстная речь. Наглядно-образное мышление. Непроизвольность психических процессов. Произвольность психических процессов. Словотворчество. Творческое воображение. Школьная зрелость. Эмоционально-волевая готовность. Интеллектуальная готовность. Личностная готовность. Внутренний план действий. Синкретичность. Обобщение переживаний. Переоценка ценностей. Кризис семи лет.

Вопросы для самопроверки

1. В чем особенность социальной ситуации развития в дошкольный период

2. Назовите ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Что такое игра?

3. Назовите ведущую психическую функцию и основные новообразования в дошкольном возрасте.

4. Проясните понятие психологическая готовность к школе. Назовите аспекты психологической готовности к школьному обучению.

5. Назовите основное противоречие кризиса семи лет, симптомы кризиса.

Рекомендуемые темы докладов

1. Детское словотворчество (по книге К. Чуковского От двух до пяти).

2. Роль родителей в формировании психологической готовности к школьному обучению.

3. Феномены Ж. Пиаже.

4. Общение со сверстниками как значимый фактор развития в дошкольном детстве.

5. Интеллектуальное развитие ребенка на протяжении дошкольного возраста.

Литература для конспектирования

1. Мухина, В.С. Игра как средство психического развития ребенка [17, с. 211-219].

2. Шадриков, В.Д. Готовность детей к обучению [4, с. 258-270].

3. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольника [19, с. 90-93].

4.Эльконин, Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры [18, с. 143].

Дополнительная литература: [12].

Тема 7. Психическое развитие в разные возрастные периоды.

Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте.

2. Учебная деятельность и развитие.

3. Физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте.

4. Развитие личностной сферы младшего школьника.

5. Основные психологические новообразования младшего школьника.

Терминологический тезаурус: Младший школьный возраст. Адаптация к школе. Школьная дезадаптация. Неуспеваемость. Рефлексия. Теоретическое мышление. Учебная деятельность. Учебная задача. Учебное действие. Контроль. Оценка. Учебная мотивация. Мотивы учения. Социальный статус школьника. Синтезирующее восприятие. Смысловая память. Мотивация достижения успеха. Мотивация избегания неудачи. Уровень притязаний. Чувство компетентности.

Вопросы для самопроверки

1. В чем особенность социальной ситуации развития ребенка в младшем школьном возрасте.

2. Назовите ведущую деятельность в младшем школьном возрасте.

3. Что такое учебная деятельность? Расскажите о структуре учебной деятельности.

4. Назовите ведущую психическую функцию в младшем школьном возрасте.

5. Назовите основные психологические новообразования младшего школьника.

Рекомендуемые темы докладов

1. Роль оценки и отметки в становлении самооценки младшего школьника.

2. Значение общения со взрослыми и сверстниками. как значимый фактор развития в младшем школьном возрасте.

3. Когнитивное развитие и особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

4. Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте.

5. Эмоционально-волевое развитие в младшем школьном возрасте.

Литература для конспектирования

1. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младших школьников [4, с. 280-283].

2. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [4, с. 47-48].

3. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников [4, с. 49-51].

Дополнительная литература: [1], [3].

Тема 8. Психическое развитие в разные возрастные периоды.

Психическое развитие в подростковом возрасте.

Вопросы для обсуждения

1. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков.

2. Возникновение интимно-личностного общения со сверстниками как ведущего типа деятельности.

3. «Чувство взрослости» как показатель основного новообразования младшего подросткового возраста.

4. Формирование самосознания как основное новообразование старшего подросткового периода.

5. Учебная деятельность подростков: причины спада и повышения успеваемости. Интересы и их изменения. Стабилизация интересов и проблема профессиональной направленности.

6. Когнитивные изменения в отрочестве.

Терминологический тезаурус: Подростковый возраст. Половое созревание. Пубертат. Потребность в общении. Чувство взрослости. Интимно-личностное общение. Девиантное поведение. Дружба. Комплекс неполноценности. Субкультура. Я-концепция. Образ физического «Я». Сленг. Интимно-личностное общение со сверстниками. Эмансипация от взрослых. Интеллектуализация познавательной сферы. Мировоззрение. Акцентуация характера. Алкоголизм. Наркомания. Идеальное «Я». Реальное «Я». Гипертрофированная потребность в общении. Самоидентичность. Секта.

Вопросы для самопроверки

1.В чем особенность социальной ситуации развития в подростковом возрасте.

2. Назовите ведущую деятельность подростка.

3.Назовите ведущую психическую функцию в подростничестве.

4. Назовите основные психологические новообразования в подростковом возрасте.

5. Раскройте суть понятий: самосознание, Я-концепция, идеальное «Я», реальное «Я».

Рекомендуемые темы докладов

1.Современная подростковая субкультура.

2.Зависимость самооценки подростка от внешнего (физического) Я.

3.Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

4.Алкоголизм, наркомания, сектанство в подростковом возрасте.

5. Подростковый возраст как критический период развития.

Литература для конспектирования

1. Кле, М. Психология подростка [4, с. 349-355].

2. Выготский, Л.С. Динамика и структура личности подростка [17, с. 283-288].

3. Фельдштейн, Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста [18, с. 163].

Дополнительная литература: [7], [8].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.02 с.)