Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самооценка и уровень притязаний детей с нарушениями слуха.

Поиск

4 часа

Вопросы и задания

1. Особенности формирования личности детей с нарушениями слуха.

2. Развитие самооценки и уровня притязаний глухих детей.

3. Отношение глухих детей к товарищам и их самооценка.

4. Роль семьи в формировании самооценки детей с нарушениями слуха.

5. "Я - концепция" глухого ребенка и социальная ситуация его развития.

6. Познавательные интересы глухих детей.

Список литературы

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М., 2002

2. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1984.

3. Петрова В.Г. Отношение глухих учащихся к товарищам и самооценка // Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева. - М., 1971.

4. Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. - 1989. - № 5.

Семинар 14

Межличностные отношения детей с нарушениями слуха, особенности межличностного восприятия.

Вопросы и задания

1. Восприятие детьми с нарушениями слуха эмоций других людей.

2. Межличностное восприятие детей с нарушениями слуха.

3. Особенности межличностных отношений детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.

4. Особенности межличностных отношений детей с нарушениями слуха школьного возраста.

Список литературы

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология.- М., 2002

2. Вийтар Э.А. Исследование межличностных отношений интерперсональной перцепции слабослышащих школьников // Дефектология.- №4.-1981.

3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. - М., 2001.

4. Морозова Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста // Дефектология.- №3.- 1985.

5. Нудельман М.Н. Представление глухих школьников об оценке их личности сверстниками // Дефектология - №1.-1983.

6. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. - №4; 1989.

7. Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей // Дефектология. - №4. – 1981.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

1. Определите предмет и задачи сурдопсихологии. Какое влияние оказывает сурдопсихология на организацию процесса обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

2. На основании каких критериев проведена психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха? Какие ещё классификации нарушений слуха вы знаете?

3. Какие методы используются при психологическом изучении детей с нарушениями слуха? Особенности применения тестов при изучении детей с нарушениями слуха – возможности и ограничения.

4. Охарактеризуйте специфические особенности организации психологического эксперимента при исследовании лиц с нарушениями слуха. Какие методы используются для изучения особенностей умственного развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха?

5. Охарактеризуйте общие со слышащими закономерности психического развития детей, имеющих нарушение слуха.

6. Какие биологические и социальные факторы определяют психическое развитие детей, имеющих нарушение слуха? Обоснуйте и приведите примеры.

7. Каковы специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха? Как учитываются эти закономерности при организации обучения этих детей?

8. Какие виды ощущений и восприятий имеют наибольшее значение с точки зрения компенсации нарушений слуха? Почему?

9. Какие основные свойства восприятия развиваются у детей с нарушениями слуха замедленно?

10. Какие факторы влияют на развитие двигательной сферы детей с нарушениями слуха?

11. Охарактеризуйте особенности зрительного восприятия глухих детей.

12. Какое участие в формировании устной речи глухих детей принимает кожная чувствительность?

13. Охарактеризуйте основные свойства внимания. Как развиваются эти свойства у глухого ребенка? Чем обусловлено своеобразие в развитии разных видов внимания у глухих детей? Каковы основные условия развития произвольного внимания у глухих детей?

14. Охарактеризуйте развитие образной памяти глухих детей. Сравните с образной памятью слышащих.

15. Какова роль слова при запоминании наглядного материала?

16. Раскройте основные направления коррекционной работы по развитию словесной памяти.

17. Охарактеризуйте особенности воссоздающего воображения глухих детей. Какие методы и приёмы можно использовать для развития воображения глухих детей?

18. Как развивается творческое воображение глухих детей? Какие факторы влияют на развитие у них творческого воображения?

19. Охарактеризуйте закономерности развития разных видов мышления у детей с нарушениями слуха. Какие можно выделить особенности в развитии мышления, общие со слышащими детьми?

20. Какие трудности в развитии мыслительных операций наблюдаются у глухих детей? Какие факторы влияют на своеобразие в становлении мыслительных операций?

21. Виды мышления и специфика их формирования у глухих детей. Какие можно выделить типы отношений в развитии наглядных и понятийных форм мышления у глухих детей?

22. Каковы условия развития понятийного мышления у глухих детей?

23. Раскройте основные направления коррекции развития мышления глухих детей. Что способствует и что препятствует развитию мышления у детей данной категории?

24. Сравните особенности использования средств общения ребенком с нарушенным слухом и слышащим ребенком в первые годы жизни.

25. Как влияют возрастной период, время потери слуха и степень потери слуха на развитие словесной речи?

26. Раскройте условия овладения речью глухими детьми в отличие от слышащих.

27. Какие трудности при овладении грамматическим строем речи испытывают глухие дети?

28. Назовите виды речи, которыми овладевает глухой и слабослышащий ребенок. Каково их соотношение на различных этапах обучения?

29. Какие общие и какие специфические особенности можно выделить в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха и детей с сохранным слухом?

30. Какие факторы благоприятно влияют на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха?

31. Какие сложности наблюдаются при формировании у детей с нарушениями слуха социальных и нравственных чувств?

32. Как влияют на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха условия семейного воспитания? Каковы основные направления этих влияний?

33. Каковы особенности в развитии самооценки и уровня притязаний у глухих детей?

34. Какие факторы влияют на особенности становления межличностных отношений у детей с нарушениями слуха?

35. Какие особенности глухих и слабослышащих детей влияют на замедленное формирование у них межличностного восприятия?

36. Какие факторы влияют на установление положительных внутрисемейных отношений в семье, имеющей ребенка с нарушенным слухом?

37. Отношения разных членов семьи к ребенку с нарушением слуха (по результатам исследований).

38. Какими средствами пользуется ребенок при осуществлении непосредственно-эмоционального общения? Назовите черты сходства и различия в развитии эмоционального общения у слышащих детей и детей с нарушенным слухом.

39. Назовите трудности формирования предметной деятельности у детей с нарушенным слухом. Как эти трудности влияют на развитие познавательных процессов?

40. Каково значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии детей?

41. Чем обусловлены специфические особенности становления структурных компонентов сюжетно-ролевой игры у глухих детей?

42. Какие условия нужно учитывать при обучении глухих детей использованию предметов-заместителей?

43. Что нужно делать взрослым для развития сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями слуха?

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха.

2. Особенности психического развития детей младенческого возраста с нарушениями слуха.

3. Изучение особенностей психического развития детей раннего возраста с нарушениями слуха.

4. Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями слуха.

5. Сенсорное развитие дошкольников с нарушениями слуха.

6. Особенности развития наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями слуха.

7. Особенности развития наглядно-образного мышления глухих (слабослышащих) дошкольников.

8. Особенности развития памяти у дошкольников с нарушениями слуха.

9. Роль разных форм речи в обучении дошкольников с нарушениями слуха.

10. Особенности овладения устной речью глухими и слабослышащими детьми.

11. Формирование значений слов у детей с нарушениями слуха.

12. Особенности понимания значений слов глухими и слабослышащими детьми.

13. Особенности игровой деятельности глухих дошкольников.

14. Особенности формирования изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями слуха.

15. Умственное развитие глухих (слабослышащих) дошкольников.

16. Сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

17. Роль дидактических игр в процессе умственного воспитания детей с нарушениями слуха.

18. Развитие логического мышления у детей с нарушениями слуха.

19. Особенности эмоционального развития глухих (слабослышащих) дошкольников.

20. Методы эмоционального развития детей с нарушениями слуха.

21. Личностное развитие дошкольников с нарушениями слуха.

22. Формирование познавательных интересов у дошкольников с нарушениями слуха.

23. Психологическая готовность детей с нарушениями слуха к обучению в школе.

24. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста с нарушениям слуха.

25. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

26. Взаимосвязь в работе психолога и сурдопедагога.

27. Профессиональная характеристика психолога дошкольного учреждения для детей с нарушениями слуха.

28. Работа психолога с родителями детей с нарушениями слуха.

Вопросы к экзамену;

1. Предмет и задачи сурдопсихологии.

2. Методы сурдопсихологии.

3. Значение слуха в жизни человека.

4. Среда и условия психического развития ребенка с нарушенным слухом.

5. Влияние снижения слуха на психическое развитие ребенка.

6. Принципы психолого-педагогической классификации детей с нарушениями слуха.

7. Особенности развития детей младенческого возраста с нарушениями слуха.

8. Особенности сенсорного развития детей с нарушениями слуха раннего возраста.

9. Особенности формирования предметной деятельности детей раннего возраста с нарушениями слуха.

10. Роль ощущений и восприятия в познании окружающего мира.

11. Особенности зрительного восприятия дошкольников с нарушениями слуха.

12. Сенсорное развитие дошкольников с нарушениям слуха.

13. Развитие тактильно-вибрационной чувствительности у детей с нарушениями слуха.

14. Особенности вестибулярных ощущений у детей с нарушениями слуха.

15. Кинестетические ощущения и их развитие у детей с нарушениями слуха.

16. Осязательные ощущения и их роль в познании окружающего мира.

17. Особенности слуховых ощущений у глухих и слабослышащих детей.

18. Методы и приемы изучения восприятия детей с нарушениями слуха.

19. Методы и приемы развития восприятия.

20. Особенности образной памяти у детей с нарушениями слуха.

21. Формирование словесной памяти у детей с нарушениями слуха.

22. Методы и приемы исследования памяти детей с нарушениями слуха.

23. Особенности внимания детей с нарушениями слуха.

24. Развитие наглядно-действенного мышления у детей с нарушениями слуха.

25. Особенности наглядно-образного мышления у детей с нарушениями слуха.

26. Роль речи в развитии словесно-логического мышления.

27. Умственное развитие детей с нарушениями слуха.

28. Приемы и методы изучения мышления детей с нарушениями слуха.

29. Условия овладения языком у детей с нарушениями слуха.

30. Особенности восприятия и понимания устной речи.

31. Жестовая речь глухих.

32. Дактильная форма речи и ее роль в обучении языку глухих детей.

33. Усвоение словарного состава речи.

34. Овладение грамматическим строем языка.

35. Особенности понимания текстов детьми с нарушениями слуха.

36. Значение игры для психического развития детей с нарушениями слуха.

37. Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха.

38. Обучение детей сюжетно-ролевым играм.

39. Особенности изобразительной деятельности детей с нарушениями слуха.

40. Методы и приемы изучения игры детей с нарушениями слуха.

41. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха.

42. Особенности личностного развития детей с нарушениями слуха.

43. Формирование психологической готовности к школе детей с нарушениями слуха.

44. Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте.

45. Задачи работы психолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха.

46. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста с нарушениями слуха.

47. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

48. Подготовка психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями слуха.

49. Подготовка рекомендаций и составление плана коррекционной работы по результатам психолого-педагогического изучения.

50. Взаимосвязь в работе психолога и сурдопедагога.

Список литературы

1. Белик И.С. Музыка против глухоты. - М., 2000.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002.

3. Власова Г.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребёнка. – М.,1995.

4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2001.

5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М., 2001.

6. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. М., 2000.

7. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999.

8. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М.,1996.

9. Не говори ребенку – ты плохой. О воспитании ребенка для педагогов и родителей. По опубликованным и неопубликованным работам Б.Д.Корсунской и воспоминаниям о ней. – М., 2003.

10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. М., 1998.

11. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М., 2000.

12. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2000.

13. Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста//Дефектология - 1997 - № 4.

14. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. – М., 1997.

 

Раздел 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.007 с.)