Психология детей с нарушениями интеллекта как раздел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология детей с нарушениями интеллекта как раздел



Специальной психологии

Вопросы и задания

1. Предмет, задачи психологии детей с нарушениями интеллекта.

2. Основные методологические положения и принципы, лежащие в основе психологии детей с нарушениями интеллекта.

3. Взаимосвязь психологии детей с нарушениями интеллекта с другими науками.

Литература

1. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2002.

2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

3. Усанова О.Н. Специальная психология. М., 1990.

 

Занятие 2.

Историческое изменение взглядов на происхождение и сущность умственной отсталости.

Вопросы и задания

1. Зарождение первых научных представлений о слабоумии в конце ХVIII-начале ХIХ века за рубежом.

2. Основные тенденции в изучении слабоумия во второй половине ХIХ - начале ХХ века: развитие анатомо-физиологического и психолого-педагогического направлений.

3.Факторы, способствующие развитию учения о слабоумии в России в конце ХIХ века. Исследования российских ученых на рубеже ХIХ – XX веков.

4. Роль Л.С.Выготского в развитии научно-теоретических основ специальной психологии.

5. Разработка основных направлений олигофренопсихологии в советский период (Л.В.Занков, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф, Г.М.Дульнев, Б.И.Пинский, М.С.Певзнер и др.).

6. Психология детей с нарушениями интеллекта на современном этапе: приоритетные направления исследований.

7. Отношение общества к лицам с нарушениями интеллекта

 

Литература

1. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. М., 1995.

2. А.А.Леонтьев Л.С.Выготский. М., 1978.

3. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2002.

4. Специальная психология / под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.

5. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. М., 2002.

 

Занятие 3.

Понятие «умственная отсталость».

Отграничение умственной отсталости от сходных состояний.

 

Вопросы и задания

1. Понятие «умственная отсталость», основные диагностические критерии умственной отсталости.

2. Раздел «Умственная отсталость» в Международной классификации болезней (МКБ – 10).

3. Состояния, сходные с умственной отсталостью. Вопросы дифференциальной диагностики.

Литература

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995

2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2002.

Занятие 4.

Психолого-педагогическая характеристика детей

С различными формами умственной отсталости

Вопросы и задания

1. Факторы, влияющие на структуру нарушений при умственной отсталости.

2. Олигофрения как вариант психического недоразвития. Формы олигофрении (классификация М.С.Певзнер).

3. Дети с поврежденным психическим развитием. Деменция, ее отграничение от олигофрении.

4. Особенности психического развития умственно отсталых детей:

- с последствиями травм головного мозга;

- с последствиями воспалительных заболеваний головного мозга;

- с текущими заболеваниями головного мозга (с эпилепсией, шизофренией, гидроцефалией и пр.)

5. Умственная отсталость при наследственных нарушениях обмена веществ.

Литература

1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков.СПб., 2003.

2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.

3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / под ред. Б.П.Пузанова. М., 2000.

4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2002.

5. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. М., 2002.

Занятие 5.

Психолого-педагогическое изучение детей

С нарушениями интеллекта.

 

Вопросы и задания

1. Задачи и принципы психолого-педагогического изучения детей с нарушением интеллекта.

2. Организация психолого-педагогического обследования.

3. Методы исследования детской олигофренопсихологии.

4. Эксперимент как один из методов олигофренопсихологии. Виды эксперимента. Организация и условия проведения эксперимента.

4. Экспериментально-психологические методики, используемые в процессе обследования детей с интеллектуальной недостаточностью.

Литература

1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» М., 2002.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / под ред Е.А.Стребелевой. М., 1998.

Занятия 6-7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.009 с.)