Особенности социально-нравственного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности социально-нравственного развития



Дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Вопросы и задания

1. Становление системы взаимоотношений ребенка с интеллектуальной недостаточностью со взрослыми и сверстниками.

2. Особенности усвоения детьми с нарушением интеллекта основ нравственного поведения.

3. Значение игровой деятельности в социально- нравственном воспитании дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (законспектировать одну из работ Н.Д.Соколовой, посвященных данной проблеме, подготовить по ней развернутое сообщение).

Литература.

1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -М., 1988.

2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

3. Соколова Н.Д. Нравственное воспитание умственно отсталых дошкольников в процессе обучения игровой деятельности // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л.П.Носковой.- М., 1989.

4. Соколова Н.Д. Формирование нравственно-волевых предпосылок к обучению в школе у умственно отсталых дошкольников // Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. М., 1990.

 

Занятие 14.

Психологическая готовность к школе детей с интеллектуальной недостаточностью

Вопросы и задания

1. Понятие «психологическая готовность к обучению в школе».

2. Требования к уровню физического развития, предъявляемые к ребенку школой. Особенности физической готовности к школе детей с нарушением интеллекта; условия, способствующие ее формированию.

3. Требования к уровню социальной зрелости, предъявляемые к ребенку школой. Особенности социально-личностной готовности к школе детей с нарушением интеллекта; условия, способствующие ее формированию.

4. Требования к уровню зрелости эмоционально-волевой сферы ребенка, предъявляемые школой. Особенности эмоционально-волевой готовности к школе детей с нарушением интеллекта; условия, способствующие ее формированию.

5. Требования к уровню умственного развития, предъявляемые к ребенку школой. Особенности умственной готовности к школе детей с нарушением интеллекта; условия, способствующие ее формированию.

Литература.

1. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1993.

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1988.

Занятие 15.

Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях детского дома.

 

Вопросы и задания

1. Детское сиротство как социальный феномен.

2. Факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на развитие и социальную адаптацию детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

3. Особенности личностного развития детей-сирот.

4. Особенности общения и межличностных отношений у детей-сирот.

5. Своеобразие социальных представлений детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

6. Законспектировать статью И.М. Бгажноковой, А.Н. Гамаюновой. [1]

 

Литература

1. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1997. №1.

2. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

3. Егорова М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях / 1997. № 5.

4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2000.

5. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. – СПб.: ЛОГУ, 1997.

 

 

Тематика курсовых работ

1. История изучения умственной отсталости за рубежом.

2. История изучения умственной отсталости в России.

3. Вклад Л.С.Выготского в изучение умственной отсталости.

4. Проблема отграничения умственной отсталости от сходных состояний.

5. Психолого-педагогическая характеристика детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

6. Особенности общения со взрослым детей с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте.

7. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей.

8. Овладение умственно отсталыми детьми средствами общения.

9. Развитие словесной регуляции у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

10. Развитие речи у детей с нарушением интеллекта в младенческом и раннем возрасте.

11. Особенности словарного запаса у детей с нарушением интеллекта.

12. Особенности грамматического строя речи у детей с нарушением интеллекта.

13. Особенности понимания речи у детей с нарушением интеллекта.

14. Особенности развития предметной деятельности у умственно отсталых детей.

15. Развитие сенсорно-перцептивных способностей у умственно отсталых дошкольников.

16. Восприятие графических изображений умственно отсталыми детьми.

17. Особенности развития мышления умственно отсталых детей в раннем возрасте.

18. Особенности образного мышления у детей с нарушением интеллекта.

19. Особенности словесно-логического мышления у детей с нарушением интеллекта.

20. Особенности поведения и нравственных отношений умственно отсталых детей.

21. Особенности личностного развития умственно отсталого ребенка.

22. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей.

23. особенности мотивационно-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.

24. Особенности социального развития детей с нарушением интеллекта.

25. Особенности пространственных представлений умственно отсталых детей.

26. Особенности конструктивной деятельности детей с нарушением интеллекта.

27. Особенности воображения детей с интеллектуальным недоразвитием.

28. Ранняя диагностика умственной отсталости.

29. Психологические основы коррекционного обучения дошкольников с нарушением интеллекта.

30. Готовность умственно отсталого ребенка к школьному обучению.

31. Особенности моторного развития детей с умственной отсталостью.

32. Проявление способности к замещению в игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.

33. Особенности игр с куклой у детей с интеллектуальной недостаточностью.

34. Особенности овладения механизмом ролевой игры у умственно отсталых детей.

35. Коррекционно-развивающее влияние игры на психическое развитие умственно отсталого ребенка.

36. Коррекционное значение конструирования для развития мышления детей с нарушением интеллекта.

37. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с интеллектуальным недоразвитием.

 

Список вопросов, выносимых на ЗАЧЕТ / экзамен:

1. Предмет, задачи, методы детской олигофренопсихологии.

2. Историческое изменение взглядов на происхождение и сущность умственной отсталости.

3. Развитие отечественной олигофренопсихологии. Роль Л.С.Выготского в становлении олигофренопсихологии как науки.

4. Психология детей с нарушениями интеллекта на современном этапе: основные проблемы и направления исследований.

5. Задачи и принципы психолого-педагогического изучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

6. Организация психолого-педагогического обследования ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

7. Наблюдение как метод детской олигофренопсихологии. Организация наблюдения за игрой детей с интеллектуальной недостаточностью.

8. Экспериментальный метод, его применение в целях изучения психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

9. Изучение продуктов деятельности ребенка как метод исследования детской олигофренопсихологии.

10. Понятие «умственная отсталость». Основные диагностические критерии интеллектуальной недостаточности.

11. Проблема отграничения интеллект. недостаточности от сходных состояний.

12. Основные закономерности психического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

13. Факторы, оказывающие влияние на структуру нарушений ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

14. Классификация интеллектуальной недостаточности по степени выраженности нарушений.

15. Олигофрения и деменция как различные формы интеллектуальной недостаточности. Интеллектуальная недостаточность, обусловленная наследственными нарушениями обмена веществ.

16. Психолого-педагогическая характеристика детей с разл. формами олигофрении.

17. Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, страдающих текущими заболеваниями головного мозга.

18. Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, перенесших травмы, воспалительные заболевания головного мозга.

19. Особенности сенсо-моторного развития детей с ранним органическим поражением ЦНС в младенчестве.

20. Развитие общения со взрослым детей с ранним органическим поражением ЦНС в младенчестве и раннем возрасте.

21. Методика психолого-педагогического обследования ребенка с нарушением интеллекта в раннем возрасте.

22. Развитие познавательных функций руки и предметной деятельности у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

23. Особенности овладения структурными компонентами деятельности у детей с нарушением интеллекта.

24. Особенности овладения предметной игрой детьми с интел. недостаточностью.

25. Особенности овладения сюжетно-ролевой игрой детьми с интеллектуальной недостаточностью.

26. Особенности овладения различными уровнями замещения в игре у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

27. Особенности изобразительной деятельности детей с интел. недостаточностью.

28. Особенности внимания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

29. Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

30. Особенности наглядно-действенного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью.

31. Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью.

32. Особенности мыслительной деятельности ребенка с нарушением интеллекта.

33. Особенности овладения детьми нарушением интеллекта знаково-символической способностью.

34. Причины и своеобразие речевого недоразвития у детей с нарушением интеллекта.

35. Особенности развития речи детей с наруш. интеллекта в младенчестве и раннем возрасте.

36. Особенности развития различных компонентов речи у детей с наруш. интеллекта.

37. Особенности овладения смысловой стороной речи детьми с интеллектуальной недостаточностью.

38. Коммуникативная функция речи. Ее своеобразие у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

39. Особенности регулирующей функции речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

40. Особенности коммуникативной деятельности детей с нарушением интеллекта.

41. Причины сенсорного недоразвития детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности овладения различными способами восприятия.

42. Особенности сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте.

43. Особенности восприятия плоскостных изображений дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.

44. Особенности представлений детей с нарушением интеллекта, их влияние на ориентировку в окружающем мире.

45. Особенности ориентировки в пространстве детей с интеллект. недостаточностью.

46. Особенности мотивационно-волевой сферы и поведения детей нарушением интеллекта.

47. Особенности развития Я -сознания у детей с нарушением интеллекта.

48. Особенности эмоционального развития детей с интеллект. недостаточностью.

49. Психологическая готовность ребенка нарушением интеллекта к школе.

50. Особенности моторно-двигательного развития детей с нарушением интеллекта.

51. Особенности социального развития детей с нарушением интеллекта.

52. Методика психолого-педагогического обследования ребенка с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте.

53. Влияние коррекционной работы и условий обучения на развитие ребенка с нарушением интеллекта.

54. Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях детского дома.

Примерные вопросы и задания для контрольных и самостоятельной работы студентов

1. Отграничение умственной отсталости от сходных состояний.

2. Овладение предметной деятельностью детьми с нарушениями интеллекта.

3. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей.

4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей.

5. Особенности конструктивной деятельности умственно отсталых детей.

6. Особенности развития речи у умственно отсталых детей раннего возраста.

7. Развитие различных функций речи у детей с умственной отсталостью.

8. Особенности общения умственно отсталых детей со взрослыми.

9. Особенности общения умственно отсталых детей со сверстниками.

10. Особенности развития функций руки у дошкольников с нарушением интеллекта.

11. Особенности моторного развития детей с умственной отсталостью.

12. Особенности ориентировки умственно отсталых детей во времени.

13. Влияние социальных условий на развитие умственно отсталого ребенка.

14. Особенности ориентировки в схеме тела у детей нарушениями интеллекта.

15. Особенности отражения пространственных свойств и отношений в изобразительной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.

16. Особенности социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

17. Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с нарушением интеллекта.

18. Восприятие графических изображений умственно отсталыми детьми.

19. Особенности представлений о своем физическом облике у детей нарушениями интеллекта.

20. Особенности пространственных представлений умственно отсталых детей.

21. Особенности внутрисемейных отношений детей с нарушениями интеллекта.

22. Особенности воображения у умственно отсталых детей.

23. Формирование нравственных качеств личности умственно отсталого ребенка.

24. Особенности развития самосознания, Я-концепции у дошкольников с нарушением интеллекта.

25. Особенности развития ритмической способности у детей нарушениями интеллекта.

26. Особенности овладения невербальными средствами общения детьми с нарушением интеллекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» М., 2002.

3. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. М., 1995.

4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -М., 1988.

5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Умственная отсталость у детей: Обзорная информация. - М., 1989.

6. Материалы к курсу «Психология детей с проблемами в развитии»: Учебно-методическое пособие. //сост. Денисова О.А., Захарова Т.В., Пепик Л.А. и др. Часть I. Череповец, 2000.

7. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. / под ред. Л.Б.Баряевой и др. Спб. 1996.

8. Основы специальной психологии /под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002.

9. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2002.

10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

11. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

 

Дополнительная:

1. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1997. №1.

2. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М.,1997.

3. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. / под ред. Л.П.Носковой. М., 1982.

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. – Т. 5.

5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М., 1985.

6. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М., 1991.

7. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А.Стребелевой. - М., 1998.

8. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993.

9. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия. / сост. Л.Б.Баряева, А.П.Зарин, Е.Л.Ложко. – СПб, 1999.

10. Егорова М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях / 1997. № 5.

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.

12. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1993.

13. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков.СПб., 2003.

14. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2000.

15. Коррекционая помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / под ред. Е.А,Стребелевой. – М., 2007.

16. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. М., 1990.

17. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л.П.Носковой.- М., 1989.

18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1998.

19. Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. М., 1978.

20. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. - М., 1997.

21. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.

22. Медникова Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Архангельск. 2002.

23. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / под ред. Б.П.Пузанова. М., 2000.

24. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / под ред. Л.П.Носковой. М., 1984.

25. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей – олигофренов. М., 1968.

26. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977.

27. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.

28. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2001.

29. Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. – 1994. № 5.

30. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. - М., 1995.

31. А.Чистович, Е.Кожевникова Разум, чувства и способности младенца. С.-Пб, 1996.

32. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. – СПб.: ЛОГУ, 1997.

33. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. М., 2002.

 

 

Раздел 3

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Курс «Психология детей с ЗПР» является важным звеном в подготовке студентов к работе с детьми с задержкой психического развития.

Цель курса: сформировать у студентов теоретические и практические основы анализа нормального и нарушенного детского развития, знания об особенностях психического развития детей с ЗПР.

Студенты должны

Знать:

- понятия: “виды дизонтогенеза”, “задержка психического развития”, “минимальная мозговая дисфункция”, “синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)”, “первичный дефект и вторичные отклонения”, “дефицитарность отдельных психических функций”;

- историю выделения группы с ЗПР из детской популяции;

- терминологию, используемую зарубежными специалистами для обозначения данной категории детей;

- кодификацию ЗПР в международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров;

- причины возникновения ЗПР, особенности патогенеза;

- клинические особенности детей с ЗПР;

- критерии дифференциальной диагностики ЗПР от олигофрении;

- особенности психического и социального развития детей с ЗПР;

- особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР;

- концепции психологического сопровождения детей с ЗПР.

Уметь:

- анализировать литературу;

изучать детей различными методами; подбирать необходимый материал для обследования ребенка с ЗПР;

- составлять протокол психолого-педагогического обследования;

- составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка с ЗПР.

ДЕ дисциплины:

Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции, межполовые различия.

Систематика ЗПР.

Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами.

Кодификация в международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров (DSM – III – R и DSM – IV).

Понятие минимальной мозговой дисфункции.

Динамика проявления минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка.

Возраст максимальной выраженности симптомов.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления.

Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.

Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР. Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР.

Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста.

Концепции психологического сопровождения детей с ЗПР.

Тематический план дисциплины

Темы занятий лекц. семин. Самост. работа
Раздел 1. Общие вопросы изучения ЗПР у детей.      
1. История изучения детей с ЗПР. Проблемы изучения, обучения и воспитания детей с ЗПР на современном этапе.      
2. ЗПР как особая форма дизонтогенеза. Ограничение ЗПР от умственной отсталости.      
3. Клиническая характеристика детей с ЗПР.      
4. Особенности психомоторики детей с ЗПР. Приемы выявления моторных нарушений.      
Раздел 2. Особенности психического развития детей с ЗПР.      
1. Особенности внимания, восприятия и памяти при ЗПР.      
2. Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР.      
3. Особенности развития речи и общения при ЗПР.      
4. Особенности эмоциональной сферы и поведения детей с ЗПР      
5. Развитие различных видов деятельности у детей с ЗПР.      
6. Проблема готовности детей с ЗПР к школьному обучению.      
ИТОГО:      

 

Тема 1. История изучения детей с ЗПР. Проблемы изучения, обучения и воспитания детей с ЗПР на современном этапе.

Свыше половины легких отклонений в развитии составляют состояния, квалифицируемые психологами и педагогами как «задержка психического развития» (ЗПР). Термин «задержка» подчеркивает несоответствие уровня психического развития возрасту и вместе с тем временный характер отставания, преодолеваемый при своевременном создании адекватных условий обучения и развития детей.

Выделение из детской популяции группы детей с «минимальными мозговыми повреждениями», пограничной интеллектуальной недостаточностью. Изучение детей с ЗПР зарубежными специалистами: «дети с синдромом дефицита внимания», «дети с трудностями в обучении», «дети с гиперкинетическим синдромом», «дети с нарушениями поведения».

Изучение «детей с пониженной обучаемостью» отечественными специалистами. Недостатки познавательной и личностной сферы данной категории детей, препятствующие овладению учебной деятельностью. Понятие «интеллектуальной пассивности». Появление первых клинических данных о природе ЗПР. Основные направления исследований задержки психического развития на современном этапе: клиническое, психолого-педагогическое, диагностическое.

Тема 2. ЗПР как особая форма дизонтогенеза. Ограничение ЗПР от умственной отсталости.

ЗПР - синдром временного отставания развития психики ребенка в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, эмоционально-волевых), задержка темпов реализации потенциальных возможностей организма. Причины, вызывающие ЗПР: биологические, препятствующие своевременному созреванию головного мозга, и социальные.

Для ЗПР характерен поздний характер воздействия вредностей, когда дифференцировка мозговых систем уже практически завершена. В зависимости от особенностей патогенеза выделяют доброкачественную (обусловленную преобладанием функциональных нарушений) и недоброкачественную (обусловленную слабо выраженными органическими повреждениями мозга) формы ЗПР.

Для психического развития ребенка с ЗПР характерна неравномерная, мозаичная картина нарушений, отличная от олигофрении, более высокие потенциальные возможности. Основные критерии отграничения ЗПР от олигофрении в процессе психолого-педагогического обследования: принятие помощи, обучаемость, степень сохранности эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Тема 3. Клиническая характеристика детей с ЗПР.

ЗПР проявляется в нескольких клинико-психологических формах. Каждая из них имеет свои особенности, динамику, прогноз, требует особой системы коррекционного воздействия.

Классификация детей с ЗПР Т.А.Власовой и М.С.Певзнер. Гармонический психофизический и дисгармонический инфантилизм; соматогенная и церебральная астения. Классификация ЗПР К.С.Лебединской по этиологическому принципу: ЗПР конституционального, соматогенного, церебрально-органического, психогенного происхождения. Особенности дифференцированного подхода в обучении детей с различными формами ЗПР.

Тема 4. Особенности психомоторики детей с ЗПР. Приемы выявления моторных нарушений.

Особенности психомоторного развития ребенка с минимальной мозговой дисфункцией на первом году жизни. Влияние незрелости структур головного мозга у детей с ЗПР на своеобразие их моторных нарушений. Характерные черты моторики ребенка с ЗПР: общая моторная расторможенность, слабость контроля за движениями, нарушения координации, гармоничности, точности движений. Дети с синдромом гиперактивности. Недоразвитие мелкой моторики при ЗПР. Пробы на выявление моторных нарушений у детей дошкольного возраста.

Тема 5. Особенности внимания, восприятия и памяти при ЗПР.

Нарушения внимания – один из характерных признаков картины нарушений при ЗПР. Связь недостатков внимания со слабостью регуляторных механизмов деятельности, астеническими проявлениями.

Причины нарушений восприятия у детей с ЗПР: недостаточность координированной работы анализаторных систем, недостатки внимания и функций контроля, отсутствие полноценного опыта ориентировочно-исследовательской деятельности. Особенности восприятия при ЗПР: недостаточная целенаправленность, неточность, неполнота, замедленность процесса переработки информации. Своеобразие зрительных форм восприятия, ориентировки в пространстве при ЗПР.

Своеобразие произвольного и непроизвольного запоминания у детей с ЗПР. Снижение объема памяти, неточность запоминания и воспроизведения, трудности овладения произвольными, опосредованными формами запоминания. Условия, способствующие эффективности запоминания материала на занятиях.

Необходимость учета особенностей внимания, восприятия, памяти детей с ЗПР при организации коррекционной работы с ними.

Тема 6. Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР. Специфические недостатки мыслительной деятельности при ЗПР: трудности организации, планирования мыслительной деятельности, контроля за ее осуществлением; низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы. Особенности развития различных форм мышления при ЗПР: недостатки пространственного мышления, комбинаторных способностей; трудности осуществления мыслительных операций; наличие множественных неточностей при построении умозаключений, рассуждений. Различная степень сохранности интеллектуальных способностей у детей с ЗПР и олигофренией.

Тема 7. Особенности развития речи и общения при ЗПР.

Причины, оказывающие влияние на своеобразие речевых проявлений при ЗПР. Особенности словарного запаса и словообразовательных процессов, грамматического строя речи. Трудности овладения связной речью. Задержка формирования регулирующей функции речи, механизмов внутреннего речевого планирования. Решение задач по развитию речи детей с ЗПР в процессе их обучения.

Тема 8. Особенности эмоциональной сферы и поведения детей с ЗПР.

Проявления незрелости мотивационно-потребностной сферы при ЗПР, механизмов регуляции и контроля: преобладание ситуативной мотивации; отсутствие навыков произвольного поведения; общая расторможенность, импульсивность, неорганизованность ребенка. Длительное преобладание игровых интересов. Личностная незрелость по типу инфантилизма, ее влияние на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками, задержку становления условно-динамической позиции, формирования самосознания и саморегуляции.

Преодоление нарушений поведения детей с ЗПР в процессе коррекционно-воспитательной работы. Основные направления работы психолога с детьми с ЗПР в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Тема 9. Развитие различных видов деятельности у детей с ЗПР.

Своеобразие игровой и изобразительной деятельности детей с разными формами ЗПР в сравнении с игровой и изобразительной деятельностью умственно отсталых и нормально развивающихся детей.

Уровень сформированности игровой деятельности как один из показателей умственного и личностного развития ребенка-дошкольника. Влияние на игровую деятельность дошкольников с ЗПР особенностей их представлений; недостатков планирования, регуляции и контроля, навыков сотрудничества и общения со сверстниками; личностной, социальной незрелости. Наиболее характерные трудности в овладении игрой: отсутствие выраженной потребности в игре, трудности организации совместных игр, несогласованность действий с партнерами по игре, бедность игровых действий, трудности воспроизведения взаимоотношений персонажей.

Коррекционно-развивающее значение игровой деятельности в работе с детьми с ЗПР дошкольного возраста.

Тема 10. Проблема готовности детей с ЗПР к школьному обучению. Незрелость мотивационно-волевой, личностной сферы детей с ЗПР к концу дошкольного возраста. Несформированность важнейших предпосылок готовности к школе со стороны умственного развития: низкий уровень организации деятельности, недостаточность внутреннего плана представлений, незрелость ряда высших психических функций, произвольных форм внимания, памяти, мышления, бедность представлений об окружающем. Проявления недостаточной готовности к школьному обучению со стороны моторного, физического развития.

Наиболее характерные трудности детей с ЗПР в овладении учебной деятельностью: общая интеллектуальная пассивность, неорганизованность, несформированность учебной мотивации и интересов, невладение способами переработки, осмысления материала. Влияние учебных трудностей на появление синдрома школьной дезадаптации.

Планы семинарских занятий.

Занятие 1.

Понятие ЗПР. Вопросы клинического и психолого-педагогического изучения детей с ЗПР.

1. Понятие ЗПР. Основные закономерности развития ребенка с ЗПР.

2. Причины, вызывающие ЗПР. Особенности патогенеза.

3. Современные классификации ЗПР. Клинико-психологическая характеристика детей с различными формами ЗПР.

Вопросы и задания

- Когда в нашей стране появились первые исследования, касающиеся детей с ЗПР? Чем была вызвана их необходимость?

- Что такое «мозаичность» нарушений? Как она проявляется и чем обусловлена при ЗПР?

- Какие основные структуры головного мозга нарушаются при ЗПР? Как это влияет на характер нарушений?

- Чем отличаются доброкачественная и недоброкачественная формы ЗПР? Приведите примеры из собственных наблюдений.

Литература.

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей / под ред. К.С.Лебединской, М., 1982.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

3. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика ЗПР/ Дефектология. № 6. 1977.

4. У.В.Ульенкова Дети с ЗПР. Н.Новгород, 1994.

Занятие 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.132 с.)