Научно-теоретические основы психологии детей с нарушениями речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-теоретические основы психологии детей с нарушениями речи



4 часа

Вопросы.

1. Методология дисциплины.

2. Научно-теоретические основы логопсихологии, связь с другими науками.

3. Исторический аспект логопсихологии.

4. Понятие речевого дизонтогенеза.

5. Клинико-педагогическая классификации нарушений в развитии речи.

6. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

Литература.

1. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [ Денисова О.А. и др.]: под редакцией В.И. Селивёрстова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 175с.

2. Логопедия: Учеб. пособие / Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2002.

3. Усанова О.Н. Специальная психология. - М.,1999.

4. Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии./ Соботович Е.Ф. // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - № 2.

 

Занятие 2

Особенности восприятия у детей с речевой патологией

4 часа

Вопросы и задания

1. Особенности слухового восприятия у детей с нарушениями речи.

2. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями речи.

3. Особенности тактильного восприятия у детей с нарушениями речи.

4. Используя специальную литературу, выберите приемы для обследования восприятия различных модальностей.

5. Изготовьте необходимые пособия для обследования восприятия различных модальностей.

6. По материалам статей Б.И. Белого (Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития / Дефектология. - 1989 - № 4 - С. 10-14) и А.П. Вороновой (Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией.//Дефектология. – 1993. - №1) подготовьте реферативные сообщения.

7. Проведите экспериментальное изучение особенностей восприятия у детей с различными нарушениями речи.

Литература:

1. Бейн Э.С., Кистенев Б.А., Шохор-Троцкая М.К. К вопросу о фрагментарности слухового восприятия при сенсорной афазии.//Физиологические механизму нарушения речи. – Л., 1967.

2. Белый Б.И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития / Дефектология. - 1989 - № 4 - С. 10-14

3. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией.//Дефектология. – 1993. - №1.

4. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [ Денисова О.А. и др.]: под редакцией В.И. Селивёрстова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 175 с. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.

5. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). – М., 1951.

Занятие 3

Особенности внимания и памяти детей с нарушениями речи

2 часа

Вопросы и задания

1. Особенности внимания и мнестической деятельности у детей с:

- нарушениями звукопроизношения,

- системными нарушениями речи,

- заиканием,

- нарушениями письменной речи.

3. Используя специальную литературу, выберите приемы для обследования внимания и памяти детей-логопатов. Изготовьте необходимые пособия.

4. Проведите экспериментальное изучение внимания и памяти детей с нарушениями речи. Результаты обсудите.

Литература:

1. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [ Денисова О.А. и др.]: под редакцией В.И. Селивёрстова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 175 с. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.

2. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 1997.

3. Шкловский В.М., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Данилов А.В., Печева С.А., Фридман Т.В., Шипкова К.М. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей Дефектология. – 2001. - № 2. – С. 20-27

Занятие 4

Особенности мыслительной деятельности

При нарушениях речи

4 часа

Вопросы и задания

1. Особенности мыслительной деятельности у детей с:

- нарушениями звукопроизношения,

- системными нарушениями речи,

- заиканием,

- нарушениями письменной речи.

2. Решение проблемы о связи мышления и речи в логопсихологии.

3. Особенности наглядных форм мышления у детей с речевой патологией.

4. Недостатки вербально-логоического мышления у дошкольников с речевыми нарушениями.

5. Используя специальную литературу, выберите приемы для обследования мыслительной деятельности детей-логопатов, изготовьте для этого необходимые пособия и проведите экспериментальное изучение. Результаты обсудите.

1. 6. По материалам статей В.А. Ковшикова, Ю.А. Элькина (К вопросу о мышлении детей с экспрессивной «моторной» алалией//Дефектология. – 1980. - №2), Р.И. Лалаевой (Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи. // Дефектология – 2000 - №4) и Т.А. Фотековой (Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи /Дефектология.-1994.- № 2.- С. 9-14) подготовьте реферативные сообщения.

Литература:

1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1998.

2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.

3. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [ Денисова О.А. и др.]: под редакцией В.И. Селивёрстова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 175 с.

4. Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной «моторной» алалией//Дефектология. – 1980. - №2.

5. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 1997.

6. Лалаева Р.И. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи / Лалаева Р.И. Гермаковска А. // Дефектология – 2000 - №4.

7. Переслени Л.Н., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности при общем недоразвитии речи.//Дефектология. – 1993. - №5.

8. Т.А. Фотекова Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи /Дефектология.-1994.- № 2.- С. 9-14

9. Фотекова Т.А.Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / Дефектология. –2003. - № 1. –С. 23-33

Занятие 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.255.150 (0.01 с.)