Пространственная ориентация при нарушениях функции зрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространственная ориентация при нарушениях функции зрения.



Готовность к обучению в школе.

Вопросы и задания

1. Раскройте роль сохранных органов чувств в пространственной ориентировке слепых.

2. Какие трудности испытывают слепыми при ориентировке в окружающем пространстве? 3. Что такое ориентиры? Как они используются незрячими в ходе ориентировки в пространстве?

4.Каковы условия обучения слепых пространственной ориентировке?

5. Охарактеризуйте состояние общей и мелкой моторики незрячих старшего дошкольного возраста.

6. Каковы особенности психофизического состояния дошкольников с нарушением зрения в период подготовки к школе.

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1.Особенности восприятия пространства слабовидящими детьми.

2.Психологическая помощь родителям детей с нарушениями зрения.

3.Функциональные обязанности психолога в ДОУ для детей с нарушениями зрения.

4.Формирование личностных качеств у детей с нарушениями зрения.

5.Значение воображения для психического развития детей при зрительной депривации.

6.Особенности формирования чувств у детей с нарушениями зрения.

7.Роль зрения в процессе чувственного познания окружающей действительности. 8.Специфика отражения действительности при сужении сенсорной сферы у детей при слепоте.

9.Характеристика развития эмоций у лиц с нарушениями зрения.

10.Специфика развития памяти при дефектах зрения.

11.Особенности внимания у детей с недостатками зрения.

12.Значение слуховых ощущений для слабовидящих дошкольников.

13.Особенности развития гаптического восприятия у слепых детей.

14.История развития тифлопсихологии как науки в России.

15.Особенности развития средств коммуникации у слепых детей.

16.Психологическая готовность детей с нарушениями зрения к обучению в школе.

17.Выявление детей со сложной структурой развития среди дошкольников с нарушениями зрения.

18.Развитие сохранных органов чувств для компенсации слепоты.

19.Мыслительная деятельность и ее специфика при дефектах зрения.

20.Характеристика формирования представлений при нарушении зрения у детей.

Тематика рефератов, курсовых работ:

1.Предмет и задачи детской тифлопсихологии.

2.Взаимодействие тифлопсихолога и воспитателя по преодолению отклонений в психическом развитии детей с недостатками зрения.

3.Межличностные отношения в детском коллективе детей с нарушениями зрения.

4.Особенности формирования личности при дефектах зрения.

5.Специфика соотношения вербальных и невербальных средств общения при ослабленном зрении.

6.Особенности внимания у детей с нарушениями зрения.

7.Своеобразие невыразительных средств общения у слепых детей.

8.Особенности формирования образов у слепых детей.

9.Особенности наглядно- действенного мышления при дефектах зрения.

10.Особенности взаимосвязи образа и слова при слепоте.

11.Метод наблюдения и его значение для выявления проявлений дефектов зрения в психофизическом развитии детей.

12.Значение развития сохранных органов чувств при дефектах зрения или его отсутствии.

13.Методы тифлопсихологии.

14.Особенности зрительных ощущений при дефектах зрения у детей.

15.Своеобразие сенсорного развития слабовидящих детей.

16.Особенности кожных ощущений детей с нарушениями зрения.

17.Факторы развертывания компенсаторных приспособлений при нарушении зрения у детей.

18.Своеобразие психического развития слабовидящих детей.

19.Принципы изучения детей с нарушениями зрения.

20.Особенности психо-физиологических закономерностей развития при слепоте.

Вопросы к экзамену:

1.Изменения в сенсорной организации личности в условиях слепоты и слабовидения.

2.Роль сохранных органов чувств в пространственной ориентации слепых.

3.Виды ориентации слепых в пространстве

4.Роль деятельности в компенсации дефектов зрения.

5.Особенности психического развития детей с нарушением зрения до 3-х лет.

6.Воля у лиц с нарушением зрения.

7.Особенности эмоций и чувств у слепых.

8.Активность личности при слепоте.

9.Социально-психологическая адаптация лиц с глубоким нарушением зрения.

10.Проблема личности в тифлопсихологии.

11.Межличностные отношения у лиц с дефектом зрения.

12.Особенности развития речи у детей с нарушением зрения.

13.Понятие о речи и ее функциях у лиц с нарушением зрения.

14.Воссоздающее и творческое воображение при нарушениях зрения.

15.Внимание, его роль при дефектах зрения.

16.Особенности внимания при нарушениях зрения.

17.Формы и виды мышления при глубоком нарушении зрения.

18.Мыслительные операции слепых и слабовидящих.

19.Мышление, его роль в компенсации слепоты.

20.Специфические особенности процессов памяти у лиц с дефектом зрения.

21.Принципы психолого-педагогического изучения слепых и слабовидящих детей.

22.Характеристика контингента детей, изучаемого в тифлопсихологии.

23.Основные особенности памяти слепых и слабовидящих.

24.Особенности формирования представлений при дефектах зрения.

25.Природа, формы и способы осязательного восприятия.

26.Сравнительная характеристика зрительного и осязательного восприятия.

27.Слуховое восприятие при нарушении зрения.

28.Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частично зрячих.

29.Кинестетические ощущения при нарушении зрения.

30.Тактильные ощущения слепых.

31.Хеморецепция.

32.Вибрационные ощущения незрячих.

33.Особенности зрительных ощущений слабовидящих и частично зрячих.

34.Особенности высшей нервной деятельности слепых и слабовидящих.

35.Понятие о компенсации и коррекции в тифлопсихологии.

36.Биологические и социальные факторы компенсации.

37.Принципы возникновения и протекания компенсаторных функций.

38.Виды ощущений, их роль в деятельности слепых и слабовидящих.

39.Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова, как естественнонаучная основа компенсации.

40.Предмет, задачи, методы тифлопсихологии; связь с другими науками.

41.Понятие о дефекте и его структуре.

42.Возникновение тифлопсихологии, как самостоятельной отрасли психологической науки. Причины и предпосылки.

 

Список литературы:

1. Ермаков В.П., Якунов Г.А.Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М., 2000.

2. Земцова М.И. и др. Дети с глубокими нарушениями зрения. М., 1967.

3. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М., 1972.

4. Литвак А.Г. Тифлопсихология слепых и слабовидящих. М.-СПб., 1998.

5. Литвак А.Г.Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1973.

6. Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2003.

7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.

8. Никулина В.Д. Программа психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с тяжелыми нарушениями зрения// Воспитание и обучение детей с нарушением зрения. -2002. -№1

9. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения./Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 1995.

10. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. М., 1998.

11. Проблемы социальной реабилитации слепых. М., ВОС, 1990.

12. Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников \ Под ред. А.И. Зотова. Л., 1981.

13. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения. М., ИКП РАО, 1995.

14. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа)./Под ред. Л.И. Плаксиной. – М., 1997.

15. Реабилитационная тифлопсихология. Вильнюс, ЛОС, 1988.

16. Силкин Л.Н. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых. - М., ВОС., 1983.

17. Слабовидящие дети. Под ред. Ю.А.Кулагина и др. М., 1967.

18. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

19. Солнцева Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков развития детей с нарушениями зрения.//Дефектология, 1983, №4 – с.34-39.

20. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста: Советы родителям. – М., 2004.

21. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. М., 1997.

22. Специальные программы для детей с тяжёлыми нарушениями зрения./Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 1995.

23. Фильчикова Л.И., М.Э. Бернадская, О.В. Пармей Нарушения зрения у детей раннего возраста: Диагностика и коррекция. – М.,2004.

 

Раздел 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.01 с.)