Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология детей с нарушениями слухаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ходе изучения дисциплины «Психология детей с нарушениями слуха» студенты знакомятся с особенностями познавательных процессов дошкольников с нарушениями слуха (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения) их взаимосвязью с состоянием речи; с влиянием разных видов детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой) на психическое развитие детей; с особенностями эмоционально-личностного развития и поведения детей с нарушениями слуха, и методами его формирования. Особо рассматриваются методы выявления особенностей познавательного, социального, речевого, эмоционального, личностного развития детей с нарушениями слуха младенческого, раннего, дошкольного возраста. Большое внимание уделяется изучению общих и специфических закономерностей психического развития детей с нарушениями слуха. Тематический план ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет, задачи и методы сурдопсихологии Сурдопсихология как раздел специальной психологии. Сурдопсихология как наука, изучающая закономерности психического развития детей с нарушениями слуха. Основные этапы развития отечественной сурдопсихологии. Детская сурдопсихология как раздел возрастной сурдопсихологии. Предмет детской сурдопсихологии - процесс психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Задачи детской сурдопсихологии. Связь детской сурдопсихологии с другими научными дисциплинами. Принципы психологического изучения детей с нарушениями слуха. Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха. Характеристика основных методов детской сурдопсихологии. Изучение данных о развитии ребенка. Наблюдение, его виды, особенности проведения наблюдений в раннем и дошкольном возрасте. Психологический эксперимент, его виды. Особенности использования беседы как метода психологического изучения детей. Анализ продуктов деятельности детей. Использование тестирования как метода психологической диагностики детей с нарушениями слуха. Особенности использования невербальных и вербальных методик при изучении детей с нарушениями слуха. Качественная характеристика и количественный анализ экспериментальных данных. Использование в сурдопсихологии данных аудиологического исследования слуха (субъективные и объективные методы исследования слуха). Тема 2. Среда и условия психического развития ребенка с нарушенным слухом. Роль слуха в жизни человека. Роль слуха в жизни человека. Познавательная, регулятивная, коммуникативная роль слухового восприятия. Роль слуха в овладении речью. Л.С.Выготский о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики. Зависимость речевого развития ребенка от состояния слуха. Влияние снижения слуха на психическое развитие ребенка. Л.С.Выготский о соотношении обучения и развития детей с нарушениями в развитии. Зависимость развития психики от условий воспитания и обучения в ранний и дошкольный периоды детства. Сурдопсихология как теоретическая основа сурдопедагогики. Значение психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха для выбора коррекционно-педагогических средств, форм и условий его воспитания и обучения. Тема 3. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха Основные причины нарушений слуха. Патофизиология глухоты и тугоухости. Принципы психолого-педагогической классификации детей с нарушениями слуха (Р.М.Боскис). Учет возможностей использования слуха для речевого развития ребенка. Зависимость состояния речи от степени снижения слуха. Время потери слуха и состояние речи. Влияние педагогических условий на развитие речи. Группы детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие и позднооглохшие. Тема 4. Развитие детей младенческого возраста с нарушениями слуха Особенности развития движений младенца. Задержка в развитии локомоторных и статических функций у глухих детей на первом году жизни. Особенности формирования акта хватания. Развитие манипуляций и возникновение предметных действий. Особенности эмоционального общения младенцев с нарушениями слуха со взрослыми. Ограниченность вербальных и невербальных средств общения на первом году жизни. Значимость раннего начала коррекционно-педагогической работы для психического развития детей с нарушениями слуха. Тема 5 Особенности развития детей раннего возраста с нарушениями слуха Особенности формирования основных движений и моторики. Познавательное развитие детей раннего возраста с нарушениями слуха. Особенности формирования предметных действий и предметной деятельности. Развитие восприятия и наглядных форм мышления. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Подражание как основной путь усвоения сенсорного опыта. Практическая ориентировка на свойства предметов. Бедность и ограниченность общения со взрослыми. Состояние речи глухих и слабослышащих детей раннего возраста. Поведение детей раннего возраста с нарушениями слуха. Тема 6. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями слуха. Познавательное развитие дошкольников с нарушениями слуха Развитие ощущений и восприятия. Значение ощущений и восприятия в познании ребенком окружающего мира. Роль зрительного восприятия в познании окружающего. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха. Зрительное восприятие свойств предметов, изображений. Возможности зрительного восприятия устной речи. Тактильно-вибрационные ощущения, их роль в познании окружающего мира у детей с тяжелыми нарушениями слуха. Возможности использования тактильно-вибрационных ощущений в процессе обучения произношению. Использование вибрационной чувствительности в процессе восприятия музыки. Двигательные ощущения (статические и кинестетические). Их роль в формировании разных форм речи у детей с нарушениями слуха (устной, дактильной). Осязательные ощущения. Роль осязания в познании свойств и качеств предметов на ранних этапах развития ребенка. Необходимость формирования осязания в процессе воспитания и обучения. Особенности слуховых ощущений у детей с нарушениями слуха, их роль в познании окружающего мира. Значение остаточного слуха в процессе формирования речи. Важность развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей. Сенсорное развитие как основной путь усвоения общественного опыта, формирования восприятия и представлений о свойствах предметов. Формирование предметных действий, овладение способами ориентировки на свойства предметов, ориентировка на сенсорные эталоны, овладение системой сенсорных эталонов в процессе сенсорного развития. Формирование восприятия в связи с разными формами детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной). Роль речи в процессе сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Роль предметной деятельности на данном этапе. Действия с предметами по образцу. Формирование перцептивной ориентировки. Формирование предпосылок игровой деятельности. Взаимосвязь недоразвития речи и сенсорного развития. Особенности развития внимания и памяти дошкольников с нарушениями слуха. Непроизвольное и произвольное внимание у дошкольников. Роль речи в регуляции внимания. Основные свойства внимания: объем, распределение, устойчивость, переключаемость. Особенности внимания глухих и слабослышащих детей. Развитие внимания в процессе воспитания и обучения. Методы и приемы развития внимания. Роль памяти в жизни человека. Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. Основные процессы памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание. Представления памяти. Изменение и уподобление представлений. Образная память и особенности ее развития у детей с нарушениями слуха. Влияние речевого недоразвития на формирование образной памяти. Развитие образной памяти в процессе обучения. Методы и приемы развития образной памяти. Словесная память. Развитие словесной памяти у дошкольников. Запоминание слов, предложений и текстов глухими детьми. Задачи развития словесной памяти. Методы и приемы развития словесно-логической памяти. Особенности развития мышления детей с нарушениями слуха. Мышление как один из основных познавательных процессов. Свойства мышления. Мыслительные задачи репродуктивного и продуктивного характера. Виды мышления. Условия развития мышления у дошкольников с нарушениями слуха. Влияние недоразвития речи на формирование различных видов мышления. Развитие наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями слуха. Характерные особенности образного мышления глухих и слабослышащих детей. Роль речи в развитии словесно-логического мышления. Возможности развития словесно-логического мышления у глухих и слабослышащих детей. Взаимосвязь формирования понятия и значения слова. Овладение глухими и слабослышащими детьми основными мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением). Своеобразие мыслительной деятельности детей с недостатками слуха. Развитие различных видов мышления в процессе воспитания и обучения. Игры и упражнения, направленные на развитие всех видов мышления, формирование мыслительной деятельности детей. Тема 7. Особенности речевого развития глухих и слабослышащих детей Роль речи в жизни человека. Характеристика путей овладения устной речью глухими и слабослышащими детьми. Возможности восприятия устной речи глухими и слабослышащими детьми. Механизмы чтения с губ и слухо-зрительного восприятия. Особенности понимания устной речи. Своеобразие усвоения значения слова у слабослышащих детей. Овладение словарным составом речи. Формирование грамматического строя речи. Аграмматизмы в речи. Овладение детьми с нарушениями слуха письменной речью. Особенности понимания значений слов, грамматических отношений. Понимание прочитанного текста. Дактилология как форма словесной речи. Характеристика дактильной речи. Ее роль в формировании устной и письменной речи. Использование дактилологии в обучении глухих детей. Жестовая речь. Две основные системы жестового языка: разговорный жестовый язык (РЖЯ) и калькирующая жестовая речь (КЖР). Роль и место жестовой речи в развитии и обучении глухих детей. Тема 8. Развитие деятельности дошкольников с нарушениями слуха Значение формирования разных видов детской деятельности для психического развития ребенка. Предметная деятельность, ее роль в познавательном развитии ребенка. Роль речи и общения в развитии предметной деятельности. Особенности предметной деятельности глухих детей. Условия развития предметной деятельности. Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Развивающая роль игры. Игра и речь ребенка. Особенности игр глухих и слабослышащих детей. Условия формирования игровой деятельности дошкольников с недостатками слуха. Особенности развития продуктивной деятельности детей с нарушениями слуха. Изобразительная деятельность детей с недостатками слуха. Особенности предметного и сюжетного рисования. Руководство изобразительной и конструктивной деятельностью. Особенности формирования предпосылок трудовой деятельности. Тема 9. Особенности развития личности дошкольников с нарушениями слуха Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями слуха. Специфика эмоционального развития детей с недостатками слуха. Влияние сенсорной депривации на эмоциональное развитие детей. Возможности узнавания и понимания эмоций людей глухими детьми. Влияние недостаточности общения на личностное развитие детей. Формирование некоторых черт личности. Особенности формирования общения со взрослыми и сверстниками. Развитие личности в процессе коррекционно-педагогической работы. Формирование познавательных интересов у детей в процессе обучения. Развитие познавательной активности. Условия формирования интересов в процессе специального воспитания. Тема 10 Психологическая готовность детей с нарушениями слуха к обучению в школе Понятие психологической готовности к школьному обучению. Формирование мотивов учебной деятельности. Произвольность как один из показателей школьной готовности. Овладение элементами учебной деятельности. Формирование интеллектуальных умений у дошкольников с нарушениями слуха. Уровень знаний, умений, навыков к началу школьного обучения. Речевая готовность к школьному обучению. Формирование мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школьному обучению. Тема 11. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха Цели и задачи психолого-педагогического изучения детей с нарушенным слухом. Роль психолога в психолого-педагогическом изучении детей. Условия проведения обследования детей. Особенности обследования детей раннего и дошкольного возраста. Содержание психолого-педагогического обследования. Выявление особенностей игровой и изобразительной деятельности. Методы и приемы обследования моторики, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения. Изучение состояния общения и речи. Выявление знаний и представлений об окружающем. Выявление особенностей эмоционально-волевой сферы. Подготовка психолого-педагогической характеристики. Учет данных психолого-педагогического обследования для подготовки рекомендаций о содержании и методах коррекционной работы. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.249 (0.01 с.) |