Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЗПР и олигофрения – различные формы дизонтогенеза.

Поиск

1. Своеобразие причин и патогенеза при ЗПР и олигофрении.

2. Отличие картины нарушений при ЗПР и олигофрении.

3. Отграничение ЗПР от олигофрении в процессе психолого-педагогического обследования.

Вопросы и задания

В чем заключаются качественные различия картины нарушений при олигофрении и задержке психического развития?

Чем обусловлены и в чем проявляются более высокие потенциальные возможности ребенка с ЗПР?

Назовите основные критерии отграничения ЗПР от олигофрении в процессе психолого-педагогического обследования.

Подберите несколько экспериментальных диагностических методик, наиболее показательных для отграничения ЗПР от олигофрении. Выделите основные критерии, по которым могут наблюдаться различия при их выполнении.

Литература

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей / под ред. К.С.Лебединской, М., 1982.

2. В.В.Лебединский Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

3. Методические рекомендации по изучению курса «ПМПК» (для студентов дефектологического факультета). Череповец. 1992.

4. Профилактика аномалий развития в пренатальном, натальном и постнатальном периодах (методические рекомендации к спецкурсу). Часть II. Череповец. 1997.

Занятие 3.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

1. Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.

2. Особенности личностного развития и поведения детей с ЗПР.

3. Проблема готовности ребенка с ЗПР к школьному обучению.

4. Нарушения регуляторных механизмов деятельности у детей с ЗПР, их влияние на овладение учебной деятельностью.

Вопросы и задания

- В чем заключается своеобразие нарушений интеллектуальной сферы и личности ребенка с ЗПР? Со стороны каких факторов они испытывают наибольшее влияние?

- Что такое регуляторные механизмы психической деятельности? Как они нарушаются при ЗПР? К каким последствиям приводят их нарушения?

- В чем проявляется личностная, а также социальная незрелость ребенка с ЗПР на этапе перехода к школе?

Литература

1. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с ЗПР к обучению в школе / Дефектология, 1981, № 6.

2. И.Ю.Кулагина, Т.Д.Пускаева Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР. / Дефектология. № 1. 1989.

3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.

4. У.В.Ульенкова Дети с ЗПР. Н.Новгород, 1994.

 

Занятие 4.

Нарушения поведения у детей с ЗПР, пути их коррекции.

1. Основные причины отклонений в поведении у детей с ЗПР, их проявления.

- биологические, обусловленные особенностями организации нервной системы;

- социальные, обусловленные условиями воспитания в семье и социальным окружением.

2. Особенности развития ребенка с синдромом гиперактивности.

3. Направления коррекционной работы по преодолению неблагоприятных проявлений поведения детей с ЗПР.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте наиболее характерные типы нарушения воспитательного процесса в семьях, имеющих детей с ЗПР. Какие нарушения поведения детей они могут спровоцировать?

2. Какие рекомендации можно дать родителям, имеющим детей с исндромом гиперактивности?

3. Подберите несколько игр из комплекса «Психогимнастика», способствующих развитию функций контроля, внимания, преодолению нарушений поведения детей с ЗПР.

Литература

1. Кузнецова Л.В., Айзенберг Б.И. Разные формы психологической помощи в школе – интернате для детей с ЗПР / Дефектология, 1990, № 2.

2. Грибанова Г.В. Гиперактивный ребенок. / Дефектология. № 6. 1994.

3. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. / Дефектология. № 3. 1996.

4. А.И.Захаров Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. М., 1993

5. Психотерапия в дефектологии / сост. Н.П.Вайзман. М.,1992.

6. Кузнецова Л.В., Айзенберг Б.И. Разные формы психологической помощи в школе – интернате для детей с ЗПР / Дефектология, 1990, № 2.

7. М.И.Чистякова Психогимнасика. М., 1995.

Тематика курсовых работ

1. Развитие способности к саморегуляции в деятельности детей с ЗПР.

2. Особенности памяти детей с ЗПР.

3. Особенности развития двигательной сферы детей с ЗПР.

4. Особенности развития пространственного мышления у детей с ЗПР.

5. Особенности овладения словесно-логическим мышлением детьми с ЗПР.

6. Особенности развития зрительных форм восприятия у детей с ЗПР.

7. Особенности словесной регуляции деятельности у детей с ЗПР.

8. Развитие способности к словоизменению и словотворчеству у дошкольников с ЗПР.

9. Особенности связной речи дошкольников с ЗПР.

10. Особенности овладения речью как средством мышления у детей с ЗПР.

11. Особенности регуляторных механизмов деятельности и поведения у детей с ЗПР.

12. Особенности ориентировки во времени у дошкольников с ЗПР.

13. Особенности развития ритмической способности у детей с ЗПР.

14. Игровая деятельность как форма отражения социальных представлений детей с ЗПР.

15. Формирование способности к кооперации со сверстниками у дошкольников с ЗПР.

16. Особенности формирования ролевого поведения в игре у дошкольников с ЗПР.

17. Проявления способности к замещению в игровой деятельности у детей с ЗПР.

18. Развитие способности к децентрации у детей с ЗПР.

19. Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР.

20. Особенности представлений об окружающем мире у детей с ЗПР.

21. Особенности пространственной ориентировки на плоскости у детей с ЗПР.

22. Особенности формирования образа «Я» у детей с ЗПР.

23. Особенности овладения конструктивной деятельностью детьми с ЗПР.

24. Особенности овладения коммуникативной деятельностью детьми с ЗПР.

25. Особенности половозрастной идентификации у дошкольников с ЗПР.

26. Особенности развития воображения у детей с ЗПР.

27. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР.

28. Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР.

29. Особенности социально-личностной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

30. Особенности эмоционально-волевой готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

 

Список вопросов на экзамен:

1. История выделения детей с ЗПР из детской популяции.

2. Понятие ЗПР. ЗПР как специфическая форма дизонтогенеза.

3. Факторы, провоцирующие возникновение ЗПР.

4. Инфантилизм. Психолого-педагогическая характеристика детей с разными формами инфантилизма.

5. Дети с астеническими состояниями. Виды астении.

6. ЗПР конституционального происхождения: характеристика, прогноз.

7. ЗПР соматогенного происхождения.

8. ЗПР церебрально-органического происхождения.

9. ЗПР психогенного происхождения.

10. Особенности патогенеза при ЗПР, его влияние на структуру нарушений.

11. Проявления задержки психомоторного развития детей в младенческом и раннем возрасте.

12. Дифференциальная диагностика ЗПР и сходных с ней состояний.

13. Отграничение ЗПР от олигофрении в процессе психолого-педагогического обследования.

14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: понятие, механизмы, диагностика.

15. Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

16. Особенности психологической готовности к школе детей с ЗПР.

17. Диагностика готовности к школьному обучению детей с ЗПР.

18. Характеристика игровой деятельности детей с ЗПР как показателя их психологической готовности к школьному обучению.

19. Характерные трудности детей с ЗПР при овладении учебной деятельностью.

20. Особенности моторного развития детей с ЗПР.

21. Изучение особенностей двигательной сферы детей с ЗПР.

22. Особенности мыслительной деятельности при ЗПР.

23. Особенности овладения мыслительными операциями детьми с ЗПР.

24. Характеристика наглядно-образного мышления детей с ЗПР.

25. Особенности словесно-логического мышления детей с ЗПР.

26. Особенности коммуникативной деятельности детей с ЗПР.

27. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

28. Особенности формирования Я-концепции у детей с ЗПР.

29. Особенности развития социальной децентрации у детей с ЗПР.

30. Особенности освоения социальных норм поведения детьми с ЗПР.

31. Причины сенсорного недоразвития при ЗПР. Особенности овладения различными способами восприятия.

32. Особенности восприятия детей с ЗПР.

33. Особенности пространственной ориентировки и представлений при ЗПР.

34. Особенности саморегуляции в интеллектуальной деятельности детей с ЗПР как показатель их готовности к овладению учебной деятельностью.

35. Причины и своеобразие речевых нарушений у детей с ЗПР.

36. Особенности словарного запаса детей с ЗПР.

37. Особенности грамматического строя речи, процессов словотворчества у детей с ЗПР.

38. Особенности связной речи детей с ЗПР.

39. Особенности овладения различными формами общения детьми с ЗПР.

40. Особенности внимания детей с ЗПР, их учет при организации обучения.

41. Особенности памяти детей с ЗПР, их учет при организации обучения.

42. Особенности продуктивных видов деятельности дошкольников с ЗПР.

43. Факторы, оказывающие влияние на овладение игровой деятельностью дошкольниками с ЗПР.

44. Характеристика основных компонентов игровой деятельности дошкольников с ЗПР.

45. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с ЗПР.

46. Особенности межличностных отношений у детей с ЗПР.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М., 2001.

2. Материалы к курсу «Психология детей с проблемами в развитии». Часть I. Для студентов спец.: 032000 (учебно-методическое пособие). Череповец: ЧГУ, 2000

3. Основы специальной психологии /под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002.

4. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / под ред. С.Г.Шевченко. М., 1998.

5. Психология детей с задержкой психического развития / Сост. Защиринская О.В. – СПб, 2003.

6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2003.

7. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. М., 1990.

8. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. Минск, 1989.

9. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

10. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. Н.Новгород, 1994.

11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. М., 1999.

Дополнительная:

12. Адилова М.Ж. Особенности психомоторики детей с ЗПР младшего школьного возраста. / Дефектология. № 4. 1988.

13. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей / под ред. К.С.Лебединской, М., 1982.

14. Белый Б.И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с ЗПР / Дефектология. № 4. 1989.

15. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения высказываний детьми б—7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология.- 1982. - № 5

16. Власова Г.А., Певзнер М С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М, 1967.

17. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1984.

18. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. / Дефектология. № 3. 1996.

19. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста / под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1989.

20. Грибанова Г.В. Гиперактивный ребенок / Дефектология. 1994. № 6.

21. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания / Дефектология. 1996. № 3.

22. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с ЗПР // Дефектология. – 1988. - № 1.

23. Дунаева 3.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции. - М, 1980.

24. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М., 2005.

25. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М, 1986.

26. Задержка психического развития детей/ Под ред. ТА Власовой. - М, 1976.- Вып XIII.

27. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.

28. Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с ЗПР 6-летнего возраста/ Дефектология, 1989, № 4.

29. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. М., 1997.

30. Компенсирующее обучение. Опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новгород, 1995.

31. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М., 2001.

32. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с ЗПР к обучению в школе / Дефектология, 1981, № 6.

33. Кузнецова Л.В., Айзенберг Б.И. Разные формы психологической помощи в школе – интернате для детей с ЗПР / Дефектология, 1990, № 2.

34. И.Ю.Кулагина, Т.Д.Пускаева Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР. / Дефектология. № 1. 1989.

35. Кулагина И.Ю. Эмоциональные реакции детей с ЗПР // Дефектология.- 1981.- № 3.

36. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. - М., 1997.

37. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. - М., 1988.

38. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

39. Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития / Дефектология. № 4. 1999.

40. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. Пособие для учителя. - М., 1987.

41. Обучение детей с ЗПР / под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Никашиной. М., 1981.

42. Отстающие в учении школьники / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. - М.,1986

43. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М., 1996.

44. Переслени Л.И., Слободяник Н.П. Тест Вицлака при комплектовании класса // Школьный психолог.- 1998.- № 3-4.

45. Психологические проблемы задержки психического развития //Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.

46. Палладий В.Ф., Деева Г.А. Трудовое обучение и профориентация учащихся специальной школы-интерната для детей с задержкой психического развития// Дефектология.- 1981.-.№ 3.

47. Рабочая книга школьного психолога //Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991.

48. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольников с ЗПР. / Дефектология. № 4. 1982.

49. Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с ЗПР // Дефектология. 1985. № 5.

50. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М,Медицина, 1986.

51. Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой психического развития (подготовительная к школе группа). - М., 1989.

52. Фишман М.Н. Итегративная деятельность мозга у детей в норме и патологии. - М., 1989.

 

 

Раздел 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.187 (0.013 с.)