Основы специальной детской психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы специальной детской психологии



Раздел 1

Основы специальной детской психологии

Цель дисциплины — познакомить студентов с основами теории специальной психологии, ее понятийным аппаратом, научными основаниями, методологией и методами исследования, дать обобщенные теоретические представления о специальном образовании как особом социокультурном образовательном феномене.

Основные задачи:

обеспечить студентам необходимую подготовку по теоретико-методологическим основам специальной психологии;

– ознакомить студентов с основными характеристиками детей с разными вариантами отклонений в развитии;

– ознакомить студентов с основными принципами и направлениями диагностико-коррекционной работы;

– сформировать целостное представление о специальной психологии как составной части психологического научного знания, ее объекте и предмете, цели и задачах, научных основаниях, принципах, истории развития.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:

– основные понятия, термины специальной психологии;

– научно-теоретические основы специальной психологии;

– методологию и методы исследования в специальной психологии;

– предметные отрасли специальной психологии;

– классификации, принятые в специальной психологии;

Студенты должны уметь применять полученные знания в своей профессионально-образовательной практике.

ДЕ дисциплины: Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии: сенсорном (слуховом и зрительном восприятии), моторно-двигательном, интеллектуальном, речевом, эмоционально-личностном развитии и поведении. Специальная дошкольная психология как система психолого-педагогического изучения, психопрофилактики и психокоррекции детей с разными отклонениями в развитии. Отрасли специальной дошкольной психологии: сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология, логопсихология, психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (кинезопсихология) и детей с задержками психического развития (социальная психология). Цели, задачи, условия, приемы и технологии специальной психологии. Психолого-педагогическая характеристика, психодиагностика и психопрофилактика отклонений в развитии у детей. Психокоррекционные приемы и технологии, используемые в процессе преодоления у детей раннего и дошкольного возраста недостатков в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере, межличностных взаимоотношений и поведении со сверстниками и взрослыми.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание Количество
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Тема 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики Тема 2. Общие закономерности психического развития детей с отклонениями в развитии. Психологические параметры дизонтогенеза Тема 3. Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития Тема 4. Психодиагностика и психопрофилактика отклонений в развитии. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии Тема 5. Психокоррекционные приёмы и технологии специальной психологии                                                
Всего      

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики

Специальная психология как отрасль психологической науки. Предпосылки возникновения специальной психологии. Предмет и задачи специальной психологии. Своеобразие психического развития детей с отклонениями в развитии. Изучение психологических особенностей психических процессов, эмоционально-волевой и личностной сферы, детей с отклонениями в развитии. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами (с детской психологией, детской психиатрией, патопсихологией, коррекционной педагогикой).

Значение специальной психологии для реализации коррекционно-образовательных задач современного образовательного пространства.

Приоритетные направления коррекционно-педагогической работы.

Концепция специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации.

Основные разделы специальной дошкольной психологии: психология умственно отсталого ребёнка (олигофренопсихология); психология детей с задержкой психического развития; психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология); психология лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология); психология детей с нарушениями речи (логопсихология); психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; психология детей с синдромом раннего детского аутизма; психология детей с дисгармоническим складом личности, психология детей со сложными нарушениями развития.

Тема 2. Общие закономерности психического развития
детей с отклонениями в развитии. Психологические параметры дизонтогенеза

Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка. Проблема психологической структуры дефекта. Первичный дефект и вторичные отклонения. Сложность структуры аномального развития.

Взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Влияние первичного дефекта на вторичные отклонения. Влияние коррекционно-педагогического воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребёнка. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях.

Общие и специфические закономерности аномального развития.

Понятие фактора развития. Факторы отклоняющегося развития.

Современный понятийный аппарат специальной психологии.

Дизонтогенез и его параметры: функциональная локализация, время поражения, структура дефекта, нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Классификация видов психического дизонтогенеза. Возрастная восприимчивость к различным патогенным воздействиям.

Тема 3. Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития

Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Понятия «умственная отсталость», «слабоумие». Основные формы умственной отсталости. Олигофрения как основная форма умственной отсталости в детском возрасте. Систематика олигофрений по этиологическому признаку. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей дошкольного возраста. Дифференциальная диагностика умственной отсталости.

Задержанное развитие. Гармонический психофизический инфантилизм. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Варианты задержанного развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органический. Психическое и социальное развитие детей с различными формами ЗПР. Принципы отличий ЗПР от сходных состояний (дифференциальная диагностика).

Повреждённое развитие. Органическая деменция как вариант повреждённого развития. Психоорганический синдром у детей и подростков, его возрастные особенности и проявление. Особенности психического развития людей с текущими нервно-психическими заболеваниями.

Дефицитарное развитие. Своеобразие в развитии познавательных процессов, эмоциональной и личностной сферы людей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Основные направления компенсаторных процессов при дефицитарном развитии. Проблемы дифференциальных отличий (дифференциальная диагностика) детей с первичными нарушениями речи от других дизонтогений, сопровождающихся речевыми нарушениями (умственная отсталость, ЗПР, ранний детский аутизм). Психологические аспекты личностной и трудовой реабилитации.

Искажённое развитие. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Особенности психического развития при РДА: специфические нарушения восприятия, речи, мышления, страхи, стереотипность (ритуальность) поведения, патологические формы аутостимуляции. Проблемы дифференциальных отличий (дифференциальнаядиагностика) РДА от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении.

Дисгармоничное развитие. Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте. Понятие акцентуации характера. Сравнительный анализ классификаций акцентуации характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Психопатия как вариант дисгармоничного развития.

Дети со сложными нарушениями. Сложный дефект в контексте отклоняющегося развития. Причины появления детей с сочетанными нарушениями в развитии. Подходы к классификации детей со сложным дефектом по принципу комбинирования сенсорного и интеллектуального дефектов или нескольких сенсорных дефектов или сочетание сенсорных нарушений с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Качественное своеобразие развития ребенка со сложным дефектом. Принципы психологического сопровождения ребенка с сочетанным нарушением в развитии.

Тема 4. Психодиагностика и психопрофилактика отклонений в развитии. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии

Общие основы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии: принцип комплексности, принцип целостности психолого-педагогического обследования, изучение в процессе ведущей деятельности и др. Характеристика современных подходов к психологической диагностике отклоняющегося развития и знакомство с конкретными методиками в контексте указанных направлений. Первичное выявление и комплексное обследование детей с отклонениями в развитии.

Особенности психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии. Психологический диагноз, его виды. Выделение важнейших элементов структуры нарушенного развития. Психолого-педагогическая характеристика. Психологическое заключение.

Методы профилактики отклонений в личностном развитии и социальном поведении дошкольников: методы непосредственного воздействия на детей; методы опосредованного воздействия, ориентированные на работу с семьёй и воспитателями

 

Тема 5. Психокоррекционные приёмы и технологии специальной психологии

Компенсация и коррекция. Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков. Коррекция как специфическое воздействие, направленное на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция произношения отдельных звуков, коррекция речи).

Понятие социальной адаптации. Трудности взаимодействия с социальной средой, снижение способности адекватного реагирования на происходящие изменения и требования у аномальных детей в связи с дефектом.

Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей. Учёт глубины и структуры дефекта аномальных детей при определении содержания, принципов и организации учебного процесса специальных коррекционных учреждений. Зона ближайшего развития как объективное основание в выборе общей образовательной стратегии для ребенка и определении индивидуальных подходов к развитию, обучению и воспитанию. Формула обучаемости.

Абилитация и реабилитация. Включение аномального ребёнка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду в соответствии с психофизическими возможностями.

Психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции человека с нарушениями психического развития в общество. Необходимые психолого-педагогические, морально-этические и экономические условия эффективной интеграции. Уровни интеграции. Позитивные и негативные аспекты совместного образования нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. Общие закономерности психического развития детей с отклонениями в развитии. Психологические параметры дизонтогенеза.

Вопросы

1. Предмет и задачи специальной психологии.

2. Место специальной психологии в системе наук.

3. Концепция специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации.

4. Основные разделы специальной психологии

5. Раскройте понятия «норма» и «патология».

6. Психическое развитие ребёнка в норме и патологии.

7. Условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребёнка.

8. Общие закономерности отклоняющегося развития.

9. Сравнительная характеристика «первичных» и «вторичных» дефектов развития.

10. Основные параметры дизонтогенеза и их содержательное описание.

11. Классификация видов психического дизонтогенеза.

Список литературы

Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12].

Дополнительная: [15]-[16], [28].

 

Занятие 2

Сложные нарушения развития

Вопросы

1. Предмет и задачи психологии детей с ранним детским аутизмом (РДА).

2. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА.

3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА.

4. Особенности деятельности детей с РДА.

5. Психологическая диагностика и коррекция при РДА.

6. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоничным складом личности.

7. Психологическая диагностика и коррекция дисгармонического развития.

8. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития.

9. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития.

Список литературы

Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12].

Дополнительная: [1], [2], [4], [5], [14]-[16], [27]-[29], [38].

 

список литературы

Основная

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1999.

3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.,1988.

4. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.

5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

6. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

7. Основы управления специальным образованием / Под ред. Д.С. Шилова. – М., 2001.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000.

9. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

10. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

11. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1990.

Дополнительная

1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983.

2. Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых. – М., 1973.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.

4. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. – М., 1998.

5. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1996. – №3.

6. Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 1985.

7. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.

9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5.

11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.

12. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. – 1993. – № 4.

13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.

14. Дети с нарушением общения / Сост. К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. – М., 1989.

15. Дефектологический словарь. – М., 1970.

16. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

17. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.

18. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1999. – № 6.

19. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2000. – № 3.

20. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Под ред. Л.М. Щипицыной. – М., 2003.

21. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 1993.

22. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – М., 1995.

23. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с ДЦП в семье. – М., 1993.

24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998.

25. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989.

26. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. – 1998. – № 2.

27. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. – М., 1989.

28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

29. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

30. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.

31. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – № 1.

32. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. – М., 1988.

33. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.

34. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: Результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4.

35. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

36. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1990.

37. Мишина Г.А. Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2000. – № 4.

38. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.

39. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Малачихина. – М., 1983.

40. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998.

41. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.П. Плаксиной. – М., 1995.

42. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.

43. Стребелева Е.А. Создание в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1.

44. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989.

45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

46. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород, 1994.

47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1990.

48. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М., 1990.

49. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. – 1999. – № 1, 2.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. В каких случаях применяется индивидуальная форма обучения в специальном образовании? Что такое дифференцированно-групповые формы работы на уроке?

2. В чем суть системного, комплексного подхода к изучению, обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии?

3. Деятельность и процессы компенсации.

4. Значение исследований специальной психологии для развития психологии как науки.

5. Основные тенденции развития представлений о людях с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли.

6. Использование патопсихологических методов для изучения психики детей с нарушениями развития.

7. Какие виды нарушений встречаются у детей?

8. Какие концепции (положения) Л.С. Выготского особо значимы для специальной психологии?

9. Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной психологии?

10. Почему педагоги дошкольных и школьных учреждений должны знать основы специальной психологии?

11. Основные этапы психологического обследования детей с отклонениями в развитии.

12. Отрасли специальной психологии.

13. Развитие и современное состояние экономической политики в отношении детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности. Приведите примеры с данными своего региона.

14. Связь специальной психологии и коррекционной педагогики.

15. Современная система специальных образовательных услуг в вашем регионе. Какие организационные формы специального образования требуют дальнейшего развития?

16. Сущность понятий «социальное выпадение» и «социальное включение» в контексте специальной психологии.

17. Понятие «коррекция» в общей и специальной психологии.

18. Приведите примеры первичных отклонений и вторичных наслоений в структуре дефекта при аномальном развитии.

19. Причины нарушений в психическом развитии ребёнка.

20. Взаимосвязь основных положений специальной психологии с принципами специального образования.

21. Основные исторические этапы развития специальной психологии как науки.

22. Психологические проблемы интегрированного обучения.

23. Психологические условия социальной адаптации человека с нарушенным развитием.

24. Развитие психики детей со сложными дефектами.

25. Смысл идеи независимой жизни для лиц с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности.

26. Сущность и содержание понятий «образ жизни», «качество жизни». Проблемы человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в контексте этих понятий. Возможности специального образования в решении этих проблем.

27. Роль общения в психическом развитии ребёнка (в норме и при каком-либо нарушении).

28. Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребёнка.

29. Сущность и содержание воспитания в процессе специального образования. Специфический компонент содержания воспитания, связанный с особыми образовательными потребностями воспитанников.

Темы контрольных работ

1. Развитие представлений о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли.

2. Развитие понятийного аппарата специальной психологии.

3. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

4. Права и свободы человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ.

5. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (можно на материале своего региона).

6. Особенности изучения детей с отклонениями в развитии.

7. Интеграция как новая организационная форма специального образования. Проблемы развития интеграции на примере конкретного региона.

8. Содержание и организация социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

9. Ранняя комплексная помощь ребенку с отклонением в развитии и его семье (возможно на примере конкретного отклонения в развитии).

10. Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью.

11. Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства (по выбору).

12. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в качестве героев современного кинематографа.

вопросы к экзамену

1. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии, связь с другими науками.

2. Методы специальной психологии.

3. История становления и развития специальной психологии. Основные понятия.

4. Параметры дизонтогенеза по В.В. Лебединскому, варианты дизонтогенеза.

5. Психическое развитие ребёнка в норме и при отклонениях в развитии.

6. Общие закономерности отклоняющегося развития

7. Понятия «норма» и «патология».

8. Онтогенез нервной системы во внутриутробном периоде, в младенческом и раннем возрасте.

9. Закономерности психомоторного развития детей от 0 до 7 лет

10. Этиология нарушений развития (пренатальный, интранатальный, постнатальный периоды).

11. Наследственные формы дизонтогенеза.

12. Этиология и классификация нарушений слуха. Психолого-педагогическая характеристика глухих, позднооглохших и слабослышащих детей.

13. Этиология и классификация нарушений зрения. Психолого-педагогическая характеристика слепых и слабовидящих детей.

14. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Характеристика речевых нарушений.

15. Профилактическая и коррекционная работа по предупреждению речевых нарушений.

16. Этиология и классификация нарушений ОДА, форм ДЦП. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП.

17. Причины нарушений интеллектуального развития в детском возрасте, его формы (умственная отсталость олигофренической и неолигофреничесской этиологии, деменция) и психолого-педагогическая характеристика. Степени умственной отсталости.

18. Понятие и классификация ЗПР, психолого-педагогическая характеристика детей с задержанным психическим развитием.

19. Диагностическая и коррекционная работа с детьми, имеющими задержанное психическое развитие.

20. Искажённое психическое развитие, РДА как один из вариантов. Психолого-педагогическая характеристика разных групп аутичных детей.

21. Этиология и классификация дисгармонического развития личности. Психопатия.

22. Варианты и критерии дезадаптации детей и подростков.

23. Профилактика, диагностика и коррекция возникновения школьной дезадаптации.

24. Психолого-педагогическая характеристика детей с сложным дефектом.

25. Средства коррекции и развития, их характеристика.

26. Изучение детей с отклонениями в развитии на ПМПК.

27. Проблемы интеграции и интегрированного изучения.

 

Раздел 2

Планы семинарских занятий.

Занятие 1.

Специальной психологии

Вопросы и задания

1. Предмет, задачи психологии детей с нарушениями интеллекта.

2. Основные методологические положения и принципы, лежащие в основе психологии детей с нарушениями интеллекта.

3. Взаимосвязь психологии детей с нарушениями интеллекта с другими науками.

Литература

1. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2002.

2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

3. Усанова О.Н. Специальная психология. М., 1990.

 

Занятие 2.

С нарушениями интеллекта.

 

Вопросы и задания

1. Задачи и принципы психолого-педагогического изучения детей с нарушением интеллекта.

2. Организация психолого-педагогического обследования.

3. Методы исследования детской олигофренопсихологии.

4. Эксперимент как один из методов олигофренопсихологии. Виды эксперимента. Организация и условия проведения эксперимента.

4. Экспериментально-психологические методики, используемые в процессе обследования детей с интеллектуальной недостаточностью.

Литература

1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» М., 2002.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / под ред Е.А.Стребелевой. М., 1998.

Занятия 6-7.

Занятие 10.

Литература

1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -М., 1988.

2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2002.

3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2001.

5. Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. – 1994. № 5.

Занятие 11.

Литература

1. Гаврилушкина О.П. Речевое общение как условие личностного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л.П.Носковой.- М., 1989..

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1988.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1998.

4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002.

5. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977.

Занятия 12-13

Литература.

1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -М., 1988.

2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

3. Соколова Н.Д. Нравственное воспитание умственно отсталых дошкольников в процессе обучения игровой деятельности // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л.П.Носковой.- М., 1989.

4. Соколова Н.Д. Формирование нравственно-волевых предпосылок к обучению в школе у умственно отсталых дошкольников // Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. М., 1990.

 

Занятие 14.

Литература.

1. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М., 1993.

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1988.

Занятие 15.

Литература

1. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1997. №1.

2. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

3. Егорова М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях / 1997. № 5.

4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2000.

5. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. – СПб.: ЛОГУ, 1997.

 

 

Тематика курсовых работ

1. История изучения умственной отсталости за рубежом.

2. История изучения умственной отсталости в России.

3. Вклад Л.С.Выготского в изучение умственной отсталости.

4. Проблема отграничения умственной отсталости от сходных состояний.

5. Психолого-педагогическая характеристика детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

6. Особенности общения со взрослым детей с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте.

7. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей.

8. Овладение умственно отсталыми детьми средствами общения.

9. Развитие словесной регуляции у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

10. Развитие речи у детей с нарушением интеллекта в младенческом и раннем возрасте.

11. Особенности словарного запаса у детей с нарушением интеллекта.

12. Особенности грамматического строя речи у детей с нарушением интеллекта.

13. Особенности понимания речи у детей с нарушением интеллекта.

14. Особенности развития предметной деятельности у умственно отсталых детей.

15. Развитие сенсорно-перцептивных способностей у умственно отсталых дошкольников.

16. Восприятие графических изображений умственно отсталыми детьми.

17. Особенности развития мышления умственно отсталых детей в раннем возрасте.

18. Особенности образного мышления у детей с нарушением интеллекта.

19. Особенности словесно-логического мышления у детей с нарушением интеллекта.

20. Особенности поведения и нравственных отношений умственно отсталых детей.

21. Особенности личностного развития умственно отсталого ребенка.

22. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей.

23. особенности мотивационно-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.

24. Особенности социального развития детей с нарушением интеллекта.

25. Особенности пространственных представлений умственно отсталых детей.

26. Особенности конструктивной деятельности детей с нарушением интеллекта.

27. Особенности воображения детей с интеллектуальным недоразвитием.

28. Ранняя диагностика умственной отсталости.

29. Психологические основы коррекционного обучения дошкольников с нарушением интеллекта.

30. Готовность умственно отсталого ребенка к школьному обучению.

31. Особенности моторного развития детей с умственной отсталостью.

32. Проявление способности к замещению в игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.

33. Особенности игр с куклой у детей с интеллектуальной недостаточностью.

34. Особенности овладения механизмом ролевой игры у умственно отсталых детей.

35. Коррекционно-развивающее влияние игры на психическое развитие умственно отсталого ребенка.

36. Коррекционное значение конструирования для развития мышления детей с нарушением интеллекта.

37. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с интеллектуальным недоразвитием.

 

Список вопросов, выносимых на ЗАЧЕТ / экзамен:

1. Предмет, задачи, методы детской олигофренопсихологии.

2. Историческое изменение взглядов на происхождение и сущность умственной отсталости.

3. Развитие отечественной олигофренопсихологии. Роль Л.С.Выготского в становлении олигофренопсихологии как науки.

4. Психология детей с нарушениями интеллекта на современном этапе: основные проблемы и направления исследований.

5. Задачи и принципы психолого-педагогического изучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

6. Организация психолого-педагогического обследования ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

7. Наблюдение как метод детской олигофренопсихологии. Организация наблюдения за игрой детей с интеллектуальной недостаточностью.

8. Экспериментальный метод, его применение в целях изучения психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

9. Изучение продуктов деятельности ребенка как метод исследования детской олигофренопсихологии.

10. Понятие «умственная отсталость». Основные диагностические критерии интеллектуальной недостаточности.

11. Проблема отграничения интеллект. недостаточности от сходных состояний.

12. Основные закономерности психического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.567 с.)