Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЕМИНАР № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.

Поиск

Цель: Знакомство с психологическими особенностями аутичных детей; планированием и осуществлением психокоррекционной работы; организация работы с родителями аутичного ребенка

Основные психологические понятия по теме:

Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний.

Аутизация – снижение потребности в общении, ослабление контактов с окружающими.

Аутистическое мышление – Понятие введено Е. Блейлером. Мышление. Которое руководствуется желаниями и фантазиями без учета условий и требований реальности. Не является синонимом термина аутичность.

Мутизм – полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь.

План:

1. Особенности познавательной деятельности детей с РДА

2. Психологические особенности личностного развития детей с РДА

3. Психологические особенности речи и сферы общения у детей с РДА

4. Особенности психокоррекционной работы детей аутов.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение синдрому РДА и опишите характерные признаки его проявления.

2. Перечислите возможные причины РДА.

3. Дайте сравнительный анализ основных форм аутизма.

4. Охарактеризуйте основные группы детей с РДА.

5. Дайте характеристику психолого-педагогической помощи детям с РДА и их родителям.

Литература

1. Гиберт К., Питер Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / пер. с англ. – М.: Владос, 2005.

2. Валитова И. С. Психологическое сопровождение детей с детским аутизмом: анализ практического опыта. Психолог в теском саду № 2 – 2007. С. 105.

3. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2003

4. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003...

5. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.300-316.

Дополнительная литература

1. Аршатская О.С. Сочетание игровых занятий и холдинг-терапии и психологической помощи ребенку с выраженными проблемами детского аутизма. – Дефектология, 2011, № 2 С.62-71.

2. Баенская Е.Р. Нарушения аффективного развития ребенка при формировании синдрома раннего детского аутизма. – Дефектология, 2008, № 4. С.11-19.

3. Внденина М.Ю., Костин И.А. Опыт использования метода облегченной коммуникации со взрослым аутичным человеком. – Дефектология, 2003, № 6. С.21-27.

4. Гусева И.Е. Анализ истории развития аутичного ребенка. – Дефектология, 2011 № 1. С. 65-73.

5. Кагарлицкая Г.С. Дети с расстройствами аустического спектра: с чего начать? - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, 3 1. С.52-57.

6. Костин И.А. Поведенческий подход к коррекции детского аутизма: основные понятия. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 1. С.54-60.

7. Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом. – Дефектология, 2003, № 2. С.88-93.

8. Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников. – дефектология, 2008, № 4. С.52-63.

9. Либлинг М.М. Организационные модели дошкольного образования и воспитания детей с аутизмом. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 5. С.23-29.

10. Павлий Т.Н. Актуальные вопросы создания службы комплексного сопровождения аутичного ребенка. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008, № 4, С.49-55.

11. Пробылова В.С, Особенности самосознания пятилетних детей аутизмом. Дефектология. № 4 – 2007. С. 38.

12. Романова А.А. Особенности речи детей с аутистическими расстройствами. – дефектология, 2011, № 2. С. 44-52

13. Ткачева И.В., Плуме В.Э. Использование компьютера в процедуре психологического изучения аутичных детей. – Практическая психология и логопедия (Дайджест), № 4(27 2007. С. 55-60.

14. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма. Дефектология. № 4. – 2004. С. 69.

 

Дополнительные материалы к семинарскому занятию

Комплексная программа коррекционно-развивающей помощи ребенку с РДА

Этапы Направления помощи
Медикаментозное Психологич. Педагогич. Логопедич. Работа с семьей
IДиагностический Мед.диагностика; определение прогноза развития Диагностика проявлений психического дизонтогинеза Педагогическое обследование ребенка Определение особенностей речевого развития ребенка Установление взаимопонимания и тесного контакта
II Адаптационный Установление контакта со взрослыми; смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов Адаптация к новым условиям Формирование навыков самообслуживания Тренировка мускулатуры артикуляционного аппарата; массаж со стимуляцией речевых точек Ознакомление родителей с психологическими особенностями ребенка
III Активирующий Купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка Стимуляция психической активности направленная на взаимодействие со взрослыми и сверстниками Пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи) Активизация речи с помощью жестов, песен, стихов в ходе тонизирующей игры; просмотр фильмов Составление индивидуального плана, программы обучения ребенка в домашних условиях.
IVформирующий Медикаментозное лечение коррегируется: то тонизирует активность ребенка, то купирует ее Формирование у ребенка целенаправленного поведения Обучение чтению, письму; формирование навыков ИЗО; навыков игры со сверстниками. Работа по формированию диалогической речи; обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы. Обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка
Vкоррегирующий Поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия; массаж Преодоление отрицательных форм поведения, агрессии, негативизма, расторможенности влечений Реализация коррекционно-развивающих задач; коммуникация и социализация ребенка в обществе; расширение представлений об окружающем мире Обучение спонтанной речи; постепенное расширение словарного запаса слов; все действия комментируются речью; коррекция речевых нарушений Обучение холдинг-терапии; подготовка к школе.

 

Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 10, 11,12.

 

СЕМИНАР № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.

Цель: знакомство с особенностями проведения обучающих занятий с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

План:

1. Дети с ЗПР (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)

2. Дети с ОДА (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)

3. Дети с ранним детским аутизмом (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)

4. Интеграция детей с нарушениями в развитии в России и за рубежом.

Вопросы для самопроверки:

1. Какое значение имеет термин «интеграция» в специальной литературе?

2. Каковы позитивные стороны интеграции детей с особыми образовательными потребностями в обычные дошкольные и школьные учреждения?

3. Какие формы интеграции распространены в настоящее время?

4. Охарактеризуйте основные типы дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями слуха.

Литература:

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. С. 111-151

2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

3. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.352-371.

4. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной помощи детям с проблемами в развитии._ М.: Академия, 2002.

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6. Ботова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. – Специальная психология, 2007, № 1(11). С.4-9.

7. Кинаш Е.А., Волкова Е.В. Обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях начальной образовательной школы. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 1. С.22-28.

8. Кричевец Е.А., Костин И.А. Совместная деятельность в интеграционной среде. – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008, № 3. С.9-14.

9. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в образовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 5. С. 6-11.

10. Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения. – Дефектология, 33. С.83-84

11. Об организации работы с обучающими, имеющими сложный дефект. – дефектология, № 4. С.92-93.

12. Симонова Т.Н. Специальная образовательная среда как фактор социализации детей с тяжелыми двигательными нарушениями. - Специальная психология, 2009, № 1 (19). С.21-32ф.

13. Современному этапу образовательной интеграции – современные инструментальные возможности. – Дефектология, № 6. С.3-4.

14. Солнцева Л.И., Махортова Г.Х. Психологические проблемы интеграции детей с нарушениями зрения в массовую школу. – Специальная психология, 2007, № 2(12). С.6-21.

15. Стреблева Е.А. Организационные модели дошкольного образования детей с нарушениями интеллекта. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 1. С.26-33.

16. Ульенкова У.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития.- Специальная психология, 2009, № 2 (20). С.7-11.

17. Шамарина Е.В. К вопросу об индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников с задержкой психического развития. - Специальная психология, 2009, № 1 (19). С.5-21.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.251 (0.007 с.)