Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Обследование развития речи.

Поиск

Включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи.

В этих целях прежде всего ведется наблюдение за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются специальные задания.

В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребенок знает, т.е. словарный запас, умение выполнять словесные указания различной сложности

Задание 9. «Покажи картинку»

Направлено на выявление уровня развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка. (существительные, глаголы).

Оборудование: два набора картинок: один набор с изображением картинок (6), известных ребенку из каждодневного опыта (чайник, чашка, автобус, ложка, яблоко, огурец); второй – с изображением простых действий (4 картинки): девочка /мальчик одевается, девочка/мальчик умывается, девочка/мальчик катается на коньках, девочка/мальчик рисует.

Проведение обследования ребенка: перед ребенком раскладываются 4 картинки и предлагают показать одну из них. Например: «Покажи, где яблоко». Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребенок не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит его повторить т.д. Затем уточняется назначение предметов: «Чем мы едим суп?», «Из чего мы пьем?».

Тоже самое со вторым набором

Педагог фиксирует умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи (понятно или малопонятной для окружающих).

Задание 10. «Спрячь игрушку»

Направлено на выявление умений у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимание простых предлогов (на, в, под), уровень сформированности фразовой речи.

Оборудование игрушки – игрушечный домик, собачка, машинка, зайка.

Проведение обследования ребенка: ребенку предлагают выполнить следующие действия: поставить домик в машину; спрятать собачку под стол; посадить зайку на стул.

После каждого действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда поставил домик?», и т.д.

Если ребенок не выполняет речевые инструкции, взрослому следует повторить действие. Повторять задания не следует больше трех раз.

Оценка: В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложения, состоящие из трех слов; употребляет ли прилагательные и местоимения; употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-би); произносит ли правильно некоторые слова(например, машина); называет ли предметы и действия на эмоциональном подъеме (в момент, когда ребенка, что –то сильно заинтересовало или удивило); пользуется ли облегченными словами в момент его двигательной активности, удивления, радости.

Оценка речевого развития: принятие и понимание задания, способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторят за взрослым фразу; слова; лепетные слова; звуки; отсутствие активной речи.

V. Обследование деятельности

Задание 11. «Поиграй»

Направлено на выявление уровня сформированности игровых действий: предметных, процессуальных, предметно-игровых.

Оборудование детская коляска, детская посуда, две куклы, грузовая машинка, кубики, воздушный шарик.

Проведение обследования ребенка: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь и поиграй».

Обучение: в случаях, если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай покормим. Это твоя кукла Оля, а это моя – Катя. Мы будем их кормить. Смотри и делай, как я» другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машинкой, нагруть ее кубиками, а затем везти их на другой конец комнаты и там построить лестницу для матрешек. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.

Оценка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.

Задание 12. «Нарисуй»(клубок, дорожку)

Направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности.

Оборудование: фломастеры или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.

Проведение обследования ребенка: ребенку предлагают нарисовать дорожку, а потом клубочек. Способы рисования не показываются.

Обучение: если ребенок не выполняет задание по речевой инструкции, взрослый показывает как рисовать дорожку (клубок), и предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка: понимает ли ребенок речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом; анализ способов выполнения рисунка: черканье, преднамеренное черканье, предметный рисунок; отношение к рисованию

Задание 13. «Построй фигурку»

Направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.

Оборудование: плоские палочки одного цвета, из которых нужно сложить определенную фигурку.

Проведение обследования ребенка: педагог строит перед ребенком определенную фигурку – первую палочку кладет вертикально, вторую – рядом слева, вверху – горизонтально, третью – рядом справа, внизу_ опять горизонтально. Предлагает ребенку построить такую же фигурку.

Обучение: при затруднениях ребенка педагог предлагает выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай, как я».

Оценка: принимает ли задание, способы выполнения – по показу, по подражанию.

Примечание

1. Задания проводятся с ребенком индивидуально.

2. Задания предлагаются не на одном занятии, а на протяжении нескольких (2-3).

3. После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения заданий.

4. Результаты фиксируются в таблице: если задание выполнено самостоятельно, то актуальный уровень, если по показу или подражанию, то – зона ближайшего развития, если ребенок не может выполнить задание, то уровень его развития находится в ниже зоны ближайшего развития.

6. После анализа составляется индивидуальная программа воспитания и развития.

Если в сумме ребенок набирает более 15 баллов, то это дает основание предполагать наличие у ребенка гиперкинетического синдрома.

 

Таблица. Уровни сформированности основных линий развития

№ п/п Основные линии развития Актуальный уровень Зона ближайшего развития Ниже зоны ближайшего развития
I Социальное развитие      
1.1 Представления о себе      
1.2. Ближайшее окружение      
1.3. Навык опрятности      
1.4 Навык одевания      
1.5 Навык еды      
1.6 Навык умывания      
II Физическое развитие      
2.1 Ходьба      
2.2 Прыжки      
2.3 Бег      
2.4 Лазанье, ползанье      
2.5. Метание      
2.6 Равновесие      
III Познавательное развитие      
3.1 Сенсорика      
3.1.1 Форма      
3.1.2 Величина      
3.1.3 Цвет      
3.1.4 Целостность восприятия      
3.2 Наглядно-действенное мышление      
3.3 Ориентировка на количественный признак      
3.4 Представления об окружающем мире      
IV Развитие речи      
4.1 Понимание речи      
4.2 Активная речь      
V Деятельность      
5.1 Предметные действия      
5.2 Игра      
5.3 Рисунок      
5.4 Конструирование      

 

Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»

1. «Снежный пирог»- психологический портрет женщины аута.

2. «Человек дождя» - психологический портрет мужчины аута.

3. «Я умею прыгать через лужи» - психологический портрет ребенка с ДЦП.

4. «Восьмой день» -психологический портрет человека с болезнью Дауна.

5. «Танцуй в себе»- психологический портрет молодых людей с ДЦП.

6. «Дура» - психологический портрет детей с умственной отсталостью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.009 с.)