Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сравнительная характеристика развития детей в норме и при аутизме.
Похожие статьи вашей тематики
Возраст
| Сопоставимые параметры
| Нормальное развитие
| Развитие при аутизме
| 2 года
| Речь
| Имеет достаточный словарный запас, задает простые вопросы
| Словарный запас менее 15 слов
|
| Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
| Появляются эпизоды, похожие на совместную игру («Догонялки»)
| Отсутствует стремление к совместной игровой деятельности. Предпочитает одиночество.
|
| Игра
| Играет с игрушками, кормит куклу.
| Использует игрушки необычным способом.
| 3 года
| Речь
| Активно использует сочетания слов
| Комбинации слов использует редко
|
| Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
| Обучается взаимодействию со сверстниками, любит помогать взрослым
| Не допускает к себе других детей
|
| Игра
| Владеет символической игрой (может машинку заменить кубиком)
| Не владеет символической игрой
| 4 года
| Речь
| Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию
| Может творчески создать комбинации из 2-3 слов
|
| Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
| Распределяет роли со сверстниками в игре
| Не может понять правила игры
|
| Игра
| Играет в ролевые игры, используя пантомиму и воображаемые предметы(например, наливает кукле чай из воображаемого чайника)
| Использует предметы только по их прямому назначению. Если играет с куклами, то выступает в роли ведущего лица.
|
Приложение 12
Сравнительная характеристика развития детей в норме и при раннем детском аутизме. Развитие речи.
Возраст в мес.
| Нормальное развитие
| Развитие при аутизме
|
| Произношение гласных звуков, гуление
| -
|
| «Диалоги» в виде издавания гласных звуков, поворачивание в сторону родителей. Появление согласных
| Плач тяжело интерпретировать
|
| Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса.
Повторы слогов: ба-ба, ма-ма.
Появляются указывающие жесты.
| Ограниченное или необычное гуление (визги, крики).
|
| Появление первых слов. Использование лексики с интонацией, похожей на предложение.
Игра с использованием гласных звуков.
Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов, просьб
| Могут появиться первые слова, но часто не используются по назначению.
Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.
|
| Словарный запас 3-50 слов.
Начинают составлять словосочетания из 2 слов.
Перенесенное значение слов (например, папа – ко всем мужчинам).
Использование языка для комментариев, просьб и при совершении совместных действий.
Старается привлечь внимание людей.
Возможны частые эхолалии и имитация
|
| Сочетания от 3 до 5 слов («телеграфная речь»).
Задает простые вопросы (например: «Где папа?», «Идти?»)
Использование слова «это» сопровождается указывающими жестами.
Называет себя по имени, но не как «я».
Может кратко повторить высказывания.
Не может поддержать тему разговора.
Речь сфокусирована на настоящее время и место
| Обычный словарный запас менее 15 слов. Слова появляются, потом исчезают.
Жесты не развиваются; присутствует несколько указывающих на объект жестов.
|
| Словарный запас около 100 слов.
Многие грамматические морфемы (мн.число, прош.вр., и предлоги) используются должным образом. Эхолалическое повторение редкое.
Возрастает использование речи для обозначения «там» и «тогда».
Задает много вопросов, главным образом для продолжения разговора, а не для получения информации.
| Комбинации слов встречаются редко.
Может повторить фразы, эхолалия, но использование языка не творческое.
Плохие ритм и интонация.
Бедная артикуляция: примерно у половины говорящих детей.
У половины или более детей речь не осмысленная (без осознаваемых значений).
Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет пока ему дадут предмет.
|
| Использует комплексные структуры предложения.
Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию.
Спрашивает объяснения высказываний.
Приспосабливает уровень речи в зависимости от слушателя (например, упрощает для двухлетнего слушателя)
| Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов.
Эхолалии остаются: может использоваться для коммуникации.
Копирует ведущих ТВ-передач.
Произносит просьбы.
|
| Использует большой комплекс речевых структур.
В основном владеет грамматическими структурами.
Способен оценивать предложения как грамматические/ неграмматические структуры и делать исправления.
Развивает понимание шуток и сарказма, узнает вербальные двусмысленности.
Рост способности приспособления речи в зависимости от слушателя.
| Нет понимания или выражения абстрактных концепций (времени).
Не может поддерживать разговор.
Неправильно использует высказывания.
Присутствуют эхолалии.
Редко задает вопросы, если они появляются, то носят повторяющийся характер.
Нарушен тон и ритм речи.
|
Развитие общения и речи
Возраст в месяцах
| Нормальное развитие
| Развитие при аутизме
|
| Поворачивает голову и глаза на звук.
Улыбается при общении.
| -
|
| Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки.
Повторяет действия, имитируя взрослого.
| Менее активен, требователен, чем ребенок с нормальным развитием.
Некоторые дети очень возбудимы.
Слабый зрительный контакт.
Нет ответных социальных проявлений.
|
| Отличает родителей от незнакомых людей.
Игры типа»дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми.
Показывает объекты взрослым.
Машет рукой на прощание.
Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты.
| Ребенка трудно успокоить, если он огрчен.
Окол 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие.
Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим.
|
| Ребенок чаще инициирует игры.
Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии.
Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками.
.
| Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать.
Не волнуется при разлуке с матерью.
|
| Появляется что-то похожее на игру; показывает, предлагает, берет игрушки.
Игра с самим собой или параллельная являются типичными.
|
| Появляются эпизоды похожие на игру.
При активной деятельности проявляется деятельность, похожая на игровую (например, игры типа «Догони и дотронься»)
| Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает.
Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит.
Не различает взрослых (кроме родителей).
Может иметь сильные фобии.
Предпочитает быть в одиночестве.
|
| Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимодействия со сверстниками.
Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства.
Любит смешить других.
Хочет сделать что-то хорошее родителям.
| Не допускает к себе других детей.
Чрезмерно возбудим.
Не понимает значения наказания.
|
| Распределяет роли со сверстниками в социодраматической игре.
Предпочитает друзей по игре.
Взаимодействует со сверстниками вербально, физически.
Исключает нежелательных детей из игры.
| Не способен понять правила игры.
|
Развитие воображения
Возраст в месяцах
| Нормальное развитие
| Развитие при аутизме
|
| Недифференцированные действия с одним предметом
| -
|
| Действия дифференцированы в соотв6етствии с характеристиками объектов. Использование 2 объектов в комбинации (такое их использование не является социально приемлемым)
| Повторяющиеся движения доминируют в деятельности во время бодрствования.
|
| Социально приемлемые действия с объектами (функциональное использование предметов).
Использование 2 или более объектов.
|
| Частые символические действия (воображает разговор по телефону, процесс питья и т.п.).
Игра связана с каждодневным распорядком дня ребенка.
| Активная роль в деятельности похожей на игру.
|
| Часто использует правила игры применительно к куклам, игрушечным животным, взрослым (например, кормит куклу). Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность(воображает, что гладит белье).
Развивается несколько последовательных воображаемых действий(накормить куклу, укачать ее и уложить спать).
Воображаемая игра приводится в движение с помощью игровых предметов.
| Небольшая любознательность/ исследование окружающей среды.
Необычное использование игрушек и расположение объектов по линии.
|
| Перепланировка символической игры, объявление о попытке и поиске нужных предметов.
Замена одного объекта другим (например, кубиком заменяется машина).
Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность (например, кукла поднимает свою собственную кружку).
| Часто произносит названия объектов.
Не владеет символической игрой.
Продолжительные повторяющие движения покачивания, кружения, походка на носках и т.п. Долгий взгляд на свет.
Многие обладают хорошими способностями в зрительных/ моторных манипуляциях, таких как в головоломке «Собери картинку из частей»
|
| Социодраматическая игра – творческая игра с двумя или более детьми.
Использование пантомимы для представления предмета, в котором нуждается (например, воображает наливание из несуществующего чайника).
Темы реальной жизни и фантазии могут играть важное значение в течение продолжительного времени.
| Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены на кукол и др.; в основном, ребенок выступает в качестве ведущего лица.
Символическая игра, если такая есть в наличии, ограничена до простейшей, повторяющейся схемы.
По мере того, как развиваются навыки творческой игры, продолжает проводить значительное количество времени, не занимаясь игровой деятельностью
Многие не комбинируют игрушки в игре.
|
| Речь очень важна при предъявлении темы, распределении ролей и разыгрывании драмы.
| Нет способности к пантомиме.
Нет социодраматической игры.
|
Приложение 13
|