Методика обследования речи, предпосылок интеллекта детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обследования речи, предпосылок интеллекта детей



Логопедическое обследование - одна из составляющих логопедической работы. Это очень важная часть. От правильно проведённого обследования зависит постановка диагноза, выбор и реализация путей коррекционной работы.

В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического обследования:

1) комплексность;

2) целостность;

3) динамичность.

Вместе с тем оно имеет своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все её компоненты, причём на фоне всей личности обследуемого, с учётом уровня его развития - как общего, так и речевого.

Цели обследования

1. Выявление детей с речевой патологией и зачисление их на логопункт.

2. Выявление детей группы риска и направление их на консультацию к узким специалистам.

3. Комплектование логопедических групп с учётом возраста и диагноза детей-логопатов.

Обследование проводится в 3 этапа:

1. Экспресс-обследование речи всех первоклассников.

2. Углубленное обследование речи детей с выявленной речевой патологией (по результатам экспресс-обследования).

3. Обследование на латеральность. Данное обследование ребёнка включает:

1) психологическое обследование;

2) речевое обследование.

Психологическое обследование - обследование уровня сформированности основных психических процессов, лежащих в основе обучения: памяти, внимания, мышления, саморегуляции, познавательного интереса (предпосылки интеллекта).

Исследование предпосылок интеллекта важно для понимания механизмов нарушения и выбора оптимальных коррекционных приёмов.

Наряду с нормальным развитием встречаются случаи дизонтогенеза. Они бывают трёх типов:

1) задержанное развитие;

2) асинхрония развития;

3) парциальное психическое недоразвитие.

При дизонтогенезе различные трудности в обучении возникают не только в связи с незрелостью определённых функций, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Это вносит дезорганизацию в их взаимодействие и координацию.

При генетически обусловленных расстройствах дизонтогенез ближе к задержанному типу; при энцефалопатических вариантах этих состояний преобладают проявления асинхроний и парциального недоразвития. Дизонтогенез такого типа особенно влияет на формирование предпосылок интеллекта. Внимание, память, сукцессивные операции (анализ, синтез, временная последовательность сигналов, пространственная ориентация, речевые навыки, зрительно-моторная координация) сами непосредственно не определяют интеллектуальный потенциал. Ребёнок может быть достаточно сообразительным, даже одарённым, но иметь низкий уровень внимания или несовершенные моторно-зрительные координации. Тем не менее, перечисленные функции создают необходимое базисное обеспечение умственной деятельности. При нарушении предпосылок интеллекта, особенно если страдает несколько из них, интеллектуальная деятельность существенно осложняется.

Нарушение предпосылок интеллекта сильно влияет на усвоение школьных навыков.

Трудности в обучении возникают как результат сочетания трёх групп явлений:

1. Биологической недостаточности определённых мозговых систем.

2. Функциональной недостаточности определённых мозговых систем.

3. Средовых условий, предъявляющих повышенные трудности к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

Сукцессивные процессы, то есть анализ и синтез последовательности звуковых сигналов и стимулов, тесно связаны со способностью к произвольной избирательной концентрации внимания и страдают при её расстройстве.

Оценка умственной деятельности особенно трудна у детей с задержкой психического развития из-за неравномерного развития интеллектуальных способностей (диссонанс между вербальными и невербальными способностями). Умственные операции, требующие участия речи, развиты хуже.

Более информативны задания образно-мыслительного характера, требующие логических операций на невербальном материале (простые комбинации, классификации, пространственные конфигурации и так далее).

При несформированности интеллектуальных навыков требуется помощь, содержащая приёмы решения задач.

При нейродинамическом нарушении или при незрелости предпосылок - стимулирующая или организующая помощь.

Исследование предпосылок интеллекта

Оценка изобразительно-графических способностей.

Задание № 1

Нарисуй дом, дерево, человека.

Оценка кратковременной слухоречевой сукцессивной памяти — повторение рядов цифр, рядообразованйй.

Задание № 2

Повтори в том же порядке цифры: 3-8-6; 3-4-1-7; 8-4-2-3-9. Повтори в обратном порядке: 2-5; 5-7-4; 7-2-9-6. Назови дни недели, месяцы.

Ориентировка в понятиях «право - лево».

Задание № 3

(пробы Хеда)

Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой - за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз.

Выполнение субтестов «Недостающие детали».

Задание № 4

Скажи, чего не хватает у животных на картинках. (Приложение № 1)

Мыслительные операции

Обследование пространственного восприятия.

Задание № 5

Тест Пиаже на постоянство числа

Предложить ребёнку выложить в 2 ряда 10 красных и 10 жёлтых квадратов. Спросить, где больше (ответ: поровну). Сдвинуть квадраты в одном из рядов. Опять спросить, где больше. Ребёнок должен ответить: «Поровну». Если ответ другой, то предложить пересчитать квадраты. Ребёнок должен понять, что их число не изменилось и не зависит от расположения в пространстве. Тест повторить на другом материале. (Приложение № 2)

Задание № 6

Дать 5 больших и 10 маленьких кружочков одного цвета, предложить выложить их в два ряда (одинаковой длины). Сдвинуть один ряд. Спросить, где кружочков больше? Каких кружочков больше? (Приложение № 3)

Задание № 7

Тест Пиаже на постоянство массы

Показать ребёнку 2 стакана с равным количеством воды. Спросить, где больше. Ответ: поровну.

Перелить воду из одного стакана в банку. Спросить: «А теперь, где больше». Если ответ неправильный, перелить воду обратно в стакан, спросить: «А сейчас?» Ответ: поровну. Вывод: было одинаковое количество воды в стакане и в банке. Чтобы проверить понимание, повторить тест на новом материале. (Приложение № 4) /

Задание № 8

Тест на постоянство массы

Дать ребёнку два одинаковых кусочка пластилина, предложить скатать два шарика. Спросить, где пластилина больше. Ответ: поровну. Предложить из одного шарика скатать «колбаску». Спросить, где теперь больше пластилина. Ребёнок должен ответить: «Поровну». Если ответ опять неправильный, дать задание скатать из «колбаски» шарик и сравнить с первым.

Исключение четвёртого лишнего.

Задание № 9

Цель: проверить владение обобщениями. (Приложение №5)

Дать четыре картинки: красный помидор, красная морковь, красное платье и зелёный огурец. Предложить найти лишнюю картинку, объяснить выбор. Если ребёнок группирует по второстепенному признаку (здесь по цвету) - у него низкий уровень интеллектуального развития. Тест повторить на других картинках.

Нахождение сходств и различий предметов.

Задание № 10

Цель: уточнить способность к обобщению и сравнению предметов, явлений.

Предложить 2 картинки: кукла и девочка. Попросить найти сходства и различия. Ребёнок должен сказать: девочка - живая, а кукла - нет. Это главное отличие. Если ребенок не справляется, помочь вопросами: «Если кукла и девочка упадут, кому будет больно?», «Почему?»

Повторить задание. Если не справился, предложить сравнить птицу и самолёт (Приложение № 6).

Обследование внимания.

Задание № 11

Цель: проверить устойчивость, распределение, концентрацию и переключение внимания.

Задание: срисовать цветные кружочки в той же последовательности (Приложение № 7).

Обследование зрительной памяти.

Цель: уточнить объём и точность запоминания.

Задание № 12

Дать 8 карточек одной классификации (игрушки). Пирамида, кукла, мяч, машина, кубик, юла, матрешка, мишка.

Назови 2 раза эти предметы, а потом повтори по памяти в этом же порядке. (Приложение № 8)


Проверка вербально-слуховой памяти.

Цель: уточнить объём и точность запоминания слов.

Задание № 13

Называть 8 предметов одной классификации (мебель). Стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, табурет, полка.

Перед выполнением задания дать установку: «Сейчас я два раза назову слова, а ты их повторишь в том же порядке».

7. Обследование устной речи.

Цель: уточнить общий уровень развития речи. Здесь необходимо уточнить состояние импрессивной и экспрессивной речи:

а) понимание ребёнком обращенной речи;

б) способность самостоятельно строить речевые высказывания и адекватно пользоваться ими в общении.

Анализируем параметры экспрессивной речи:

а) активность;

б) сложность фраз;

в) среднюю длину фразы;

г) грамматическую сторону речи;

д) объём словарного запаса;

е) фонематическую компетентность ребёнка;

ж) произношение.

Обследование звукопроизношения, звукоразличения и
слоговой структуры слова

1. Выявление возможных нарушений произносительной стороны речи:

а) пропуски, искажения, замены звуков;

б) нарушение слоговой структуры и звуконаполнения слов;

в) искажение интонационно-мелодической (просодической) стороны речи.

Задание № 14

Проверить произношение следующих фраз:

а) Старушка сушила бельё.

б) Пара играет на рояле.

в) Собачка Жучка играла на крыльце со своими щенками.

г) Возле крыльца лежала заржавленная лопата.

д) Милиционер Валерий дежурил на посту.

е) Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит.

В случае смешения в произношении некоторых звуков проверить их в словах, затем слогах.

2. Фонематические процессы анализируются по 3 аспектам:

1) фонематическое восприятие;

2) фонематические представления;

3) навыки фонематического анализа и синтеза.

Первая функция формируется спонтанно - это физиологический процесс. Вторая и третья - в результате специального обучения.

Дети, с которыми такая работа не проводилась, не знакомы с понятиями «звук», «слог», «согласный», «гласный». Они не поймут задания, а значит, и не смогут его выполнить. Надо найти слова, понятные им, поэтому предлагаю 2 варианта задания.

1) Раздели на слоги (на части) слова: стол, машина, кошка.

2) Назови все звуки (буквы) в словах: стул, куст, кошка.

3) Если бы у тебя было 3 буквы «К», «О», «Т», какие бы слова ты мог сложить? (Кот, ток, кто.)

Грамматический строй речи.

Характерные ошибки:

♦ в согласовании;

♦ в управлении;

♦ в употреблении предлогов;

♦ нарушение порядка слов предложений.

Цель: выявление аграмматизма.

Задание № 15

Закончить предложение:

1. Перед домом растёт одно дерево, а в лесу растёт много... (деревьев).

2. У меня один карандаш, а в коробке много... (карандашей).

3. В зоопарке есть лев, а в цирке выступает много... (львов).

4. Маша подметает пол... (веником).

5. Я ем бутерброд с... (маслом).

И так далее.

Грамматический строй речи можно проверить и при обследовании умения составлять рассказ по серии картинок.

Цель: уточнить типы употребляемых предложений, среднюю длину фразы, речевую активность и самостоятельность, последовательность и логику рассказа, средства языка (какие части речи использует в речи), умение абстрагировать, делать выводы, умозаключения, умение выделить главное в сюжете.

Задание16

Дать ребёнку 3 сюжетные картинки. Предложить разложить по порядку и составить рассказ по этим картинкам.

Если ребёнок не может выложить картинки в логической последовательности, значит, он не понимает изображённого. При затруднении в составлении рассказа нужно помочь ему вопросами.

Словарный запас.

Цель: уточнить объём и точность словаря.

1. Проверить пассивный словарь.

Покажи подоконник, форточку, абажур, манжеты.

2. Проверить активный словарь.

Знание обобщений и умение ими оперировать.

Задание № 17

Помоги детёнышам найти своих мам.

Дать одни картинки с изображением домашних животных, другие - с изображением детёнышей. Надо положить рядом с картинкой, изображающей животное, картинку с изображением его детёныша, назвать эти картинки:

корова - телёнок;

кошка - котёнок;

собака - щенок;

лошадь - жеребёнок;

свинья - поросёнок;

коза - козлёнок;

овца - ягнёнок;

кролик - крольчонок.

Задание № 18

3. Подбор антонимов:

толстый -

высокий -

злой -

старый -

маленький -

хороший -

сладкий -

больной -

Задание № 19

4. Объяснить значение словосочетаний (на понимание переносного значения):

золотая осень;

золотые руки;

золотое сердце.

При выполнении всех заданий нужно отметить:

♦ точность выполнения задания;

♦ самостоятельность выполнения задания;

♦ темп выполнения задания;

♦ эмоциональное отношение к заданию;

♦ рациональность.

Показателем эмоционального отношения к заданию является:

♦ интерес к заданию;

♦ особенности эмоционального отношения к заданию;

♦ стремление продолжать работу.

Выявление левшества

Цель: выявление моторного и сенсорного левшества.

У большинства людей ведущей является правая рука. У них левое полушарие осуществляет анализ, классификацию признаков объекта и их категориальное опознание. Правое полушарие осуществляет непосредственное восприятие целого и индивидуальное опознание объекта.

Это определяет специфический вклад каждого полушария в психическую деятельность человека:

1) правое полушарие оперирует «прерывными сочетаниями непрерывных образов»;

2) левое полушарие - это целостные, не расчленённые на элементы образы.

Противоположные соотношения характеризуют левополушарный способ обработки информации.

Представления левого полушария - это коды в виде определенной последовательности дискретных символических единиц - «букв». В то же время каждое представление является частью непрерывного логического ряда понятий, связанных между собой общими признаками, свойствами, качествами.

Противоположность принципов работы левого и правого полушария определяет их преобладание (доминантность) по отношению к различным психическим функциям, так как эти функции требуют неодинакового участия аналитических и синтетических процессов.

Так звуковой язык, буквенная письменность, грамматика языка, где значение передаётся символами (речевых звуков, букв, слов), - связаны с левым полушарием.

Так как у «правшей» доминантным является левое полушарие, у них наблюдается и более строгая латерализация и других функций.

Правое полушарие создает трудности развития речи и других символических систем. Правополушарные дети воспринимают образы в целом, речевые центры у них находятся в обоих полушариях.

Всё это не мешает обучению, хотя и вносит особенности в усвоение материала.

Но часто приходится иметь дело со скрытым левшеством - переученными левшами.

Морфологически сходные полушария неравнозначны в обеспечении различных психических процессов: правое доминантно по отношению к речи, левое - по отношению к гностической (узнавание) и пространственной функциям.

Полушарие доминантное по речи всегда контрлатерально преобладающей руке.

У левшей чаще наблюдается доминантность левого полушария в речевых процессах, билатеральное представительство речевых функций или её слабая латерализация.

При переучивании эта связь разрывается, что отрицательно сказывается на речевой потенции.

А так как наше обучение строится на словесно-логическом мышлении, логико-знаковых, левополушарных компонентах мышления, то, естественно, ребёнок с образным мышлением будет испытывать большие трудности.

Молодой мозг очень пластичен и может перестроиться при необходимости. Но такая перестройка не проходит безболезненно.

Леворукость - совершенно отличное от нормы распределение функций полушарий. Переучивать левшей - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить её без достаточных для этого предпосылок.

Если письмо осуществляется левой рукой, то заставлять ребёнка писать правой рукой - значит создавать дополнительную нагрузку для левого полушария, которое в процессе развития мозга оказалось вовлеченным в другие функции. Речевые функции у левшей представлены в обоих полушариях. Это как бы затрудняет его речевую потенцию, часто ведёт к дисграфии, дислексии.

Помня о том, что доминантное полушарие всегда латерально преобладающей руке и что преобладающими у левшей будут левый глаз и левое ухо, нужно провести следующее обследование.

Обследование

Цель: выявление скрытого моторного левшества.

Задание № 20

Сложить руки в замок (смотрим, большой палец какой руки сверху).

Задание № 21

Предложить ребёнку скрестить руки на груди. (Сверху всегда будет преобладающая рука.)

Задание № 22

Предложить взять со стола игрушку. (Ребёнок непроизвольно потянется преобладающей рукой.)

Задание № 23

Предложить отвинтить крышку пузырька.

Задание № 24

 
 

Заштриховать 2 одинаковых квадрата прямыми линиями сверху вниз: один - правой, а другой - левой рукой (не использовать разлинованные листы, а то будут рисовать по линиям).

 

1. Если больше линий в 1-м квадрате, то ведущая рука правая.

2. Если во 2-м - левая.

3. Если в обоих квадратах одинаковое количество линий, ребёнок - амбидекстр.

Результаты обследования суммируются, заносятся в таблицу.

Графы № 3, 4, 5 и 6 заполняются со слов родителей. На основании подсчёта баллов можно определить:

1) ребёнок левополушарный;

2) ребёнок правополушарный;

3) амбидекстр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.084 с.)