Ускоренная постановка звуков./Автор-сост. Е. Н. Маслова. - Волгоград: ИТД «Корифей». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ускоренная постановка звуков./Автор-сост. Е. Н. Маслова. - Волгоград: ИТД «Корифей».



Ускоренная постановка звуков./Автор-сост. Е. Н. Маслова. - Волгоград: ИТД «Корифей».

Данное пособие содержит описание методически грамотных приемов по работе над речевым дыханием, голосом, артикуляцией и выразительностью речи, которые можно использовать в работе с детьми-логопатами на разных этапах коррекционной работы.

Представлены специальные упражнения, скороговорки, помогающие не только исправить недостатки произношения, но и обогатить словарный запас, расширить кругозор, подготовить детей к обучению в школе. Особое внимание уделяется развитию артикуляционной моторики и массажу органов артикуляции.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям и всем тем, кому по роду занятий приходится много говорить: лекторам, дикторам, экскурсоводам и т.д.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Методика обследования речи, предпосылок интеллекта детей

Исследование предпосылок интеллекта

Мыслительные операции

Обследование звукопроизношения, звукоразличения и слоговой структуры слова

Выявление левшества

Схемакомплексного обследования латеральности ребёнка

Ускоренная постановка звуков

Виды нарушения звукопроизношения

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляционной моторики

Массаж органов артикуляции

Коррекция звукопроизношения

Работа над техникой речи

Работа над дыханием

Работа над артикуляцией

Работа над голосом

Приложения

 

От автора

Автор данной публикации Маслова Елена Николаевна - логопед высшей квалификационной категории. Логопедом работает с 1976 года. В 1979 окончила Московский государственный заочный педагогический университет по специальности «Логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений». Имеет два высших образования.

Елена Николаевна работает с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: общее недоразвитие, заикание, задержка психоречевого развития и др. В работе использует нетрадиционные методики коррекционного воздействия, разработала ряд собственных методик.

В 1997 году организовала и возглавила коррекционно-диагностический центр на базе МОУ СОШ № 44 для оказания методической помощи учителям и родителям в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Много лет руководила методическим объединением логопедов школ Центрального района города Волгограда, была секретарем районной психолого-медико-педагогической комиссии.

Елена Николаевна является членом методического совета Академии повышения квалификации работников образования Волгоградской области и ее постоянным лектором.

Методика обследования речи, предпосылок интеллекта детей

Логопедическое обследование - одна из составляющих логопедической работы. Это очень важная часть. От правильно проведённого обследования зависит постановка диагноза, выбор и реализация путей коррекционной работы.

В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического обследования:

1) комплексность;

2) целостность;

3) динамичность.

Вместе с тем оно имеет своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все её компоненты, причём на фоне всей личности обследуемого, с учётом уровня его развития - как общего, так и речевого.

Цели обследования

1. Выявление детей с речевой патологией и зачисление их на логопункт.

2. Выявление детей группы риска и направление их на консультацию к узким специалистам.

3. Комплектование логопедических групп с учётом возраста и диагноза детей-логопатов.

Обследование проводится в 3 этапа:

1. Экспресс-обследование речи всех первоклассников.

2. Углубленное обследование речи детей с выявленной речевой патологией (по результатам экспресс-обследования).

3. Обследование на латеральность. Данное обследование ребёнка включает:

1) психологическое обследование;

2) речевое обследование.

Психологическое обследование - обследование уровня сформированности основных психических процессов, лежащих в основе обучения: памяти, внимания, мышления, саморегуляции, познавательного интереса (предпосылки интеллекта).

Исследование предпосылок интеллекта важно для понимания механизмов нарушения и выбора оптимальных коррекционных приёмов.

Наряду с нормальным развитием встречаются случаи дизонтогенеза. Они бывают трёх типов:

1) задержанное развитие;

2) асинхрония развития;

3) парциальное психическое недоразвитие.

При дизонтогенезе различные трудности в обучении возникают не только в связи с незрелостью определённых функций, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Это вносит дезорганизацию в их взаимодействие и координацию.

При генетически обусловленных расстройствах дизонтогенез ближе к задержанному типу; при энцефалопатических вариантах этих состояний преобладают проявления асинхроний и парциального недоразвития. Дизонтогенез такого типа особенно влияет на формирование предпосылок интеллекта. Внимание, память, сукцессивные операции (анализ, синтез, временная последовательность сигналов, пространственная ориентация, речевые навыки, зрительно-моторная координация) сами непосредственно не определяют интеллектуальный потенциал. Ребёнок может быть достаточно сообразительным, даже одарённым, но иметь низкий уровень внимания или несовершенные моторно-зрительные координации. Тем не менее, перечисленные функции создают необходимое базисное обеспечение умственной деятельности. При нарушении предпосылок интеллекта, особенно если страдает несколько из них, интеллектуальная деятельность существенно осложняется.

Нарушение предпосылок интеллекта сильно влияет на усвоение школьных навыков.

Трудности в обучении возникают как результат сочетания трёх групп явлений:

1. Биологической недостаточности определённых мозговых систем.

2. Функциональной недостаточности определённых мозговых систем.

3. Средовых условий, предъявляющих повышенные трудности к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

Сукцессивные процессы, то есть анализ и синтез последовательности звуковых сигналов и стимулов, тесно связаны со способностью к произвольной избирательной концентрации внимания и страдают при её расстройстве.

Оценка умственной деятельности особенно трудна у детей с задержкой психического развития из-за неравномерного развития интеллектуальных способностей (диссонанс между вербальными и невербальными способностями). Умственные операции, требующие участия речи, развиты хуже.

Более информативны задания образно-мыслительного характера, требующие логических операций на невербальном материале (простые комбинации, классификации, пространственные конфигурации и так далее).

При несформированности интеллектуальных навыков требуется помощь, содержащая приёмы решения задач.

При нейродинамическом нарушении или при незрелости предпосылок - стимулирующая или организующая помощь.

Исследование предпосылок интеллекта

Оценка изобразительно-графических способностей.

Задание № 1

Нарисуй дом, дерево, человека.

Оценка кратковременной слухоречевой сукцессивной памяти — повторение рядов цифр, рядообразованйй.

Задание № 2

Повтори в том же порядке цифры: 3-8-6; 3-4-1-7; 8-4-2-3-9. Повтори в обратном порядке: 2-5; 5-7-4; 7-2-9-6. Назови дни недели, месяцы.

Ориентировка в понятиях «право - лево».

Задание № 3

(пробы Хеда)

Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой - за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз.

Выполнение субтестов «Недостающие детали».

Задание № 4

Скажи, чего не хватает у животных на картинках. (Приложение № 1)

Мыслительные операции

Обследование пространственного восприятия.

Задание № 5

Задание № 6

Дать 5 больших и 10 маленьких кружочков одного цвета, предложить выложить их в два ряда (одинаковой длины). Сдвинуть один ряд. Спросить, где кружочков больше? Каких кружочков больше? (Приложение № 3)

Задание № 7

Задание № 8

Тест на постоянство массы

Дать ребёнку два одинаковых кусочка пластилина, предложить скатать два шарика. Спросить, где пластилина больше. Ответ: поровну. Предложить из одного шарика скатать «колбаску». Спросить, где теперь больше пластилина. Ребёнок должен ответить: «Поровну». Если ответ опять неправильный, дать задание скатать из «колбаски» шарик и сравнить с первым.

Задание № 9

Цель: проверить владение обобщениями. (Приложение №5)

Дать четыре картинки: красный помидор, красная морковь, красное платье и зелёный огурец. Предложить найти лишнюю картинку, объяснить выбор. Если ребёнок группирует по второстепенному признаку (здесь по цвету) - у него низкий уровень интеллектуального развития. Тест повторить на других картинках.

Задание № 10

Цель: уточнить способность к обобщению и сравнению предметов, явлений.

Предложить 2 картинки: кукла и девочка. Попросить найти сходства и различия. Ребёнок должен сказать: девочка - живая, а кукла - нет. Это главное отличие. Если ребенок не справляется, помочь вопросами: «Если кукла и девочка упадут, кому будет больно?», «Почему?»

Повторить задание. Если не справился, предложить сравнить птицу и самолёт (Приложение № 6).

Обследование внимания.

Задание № 11

Цель: проверить устойчивость, распределение, концентрацию и переключение внимания.

Задание: срисовать цветные кружочки в той же последовательности (Приложение № 7).

Задание № 12

Дать 8 карточек одной классификации (игрушки). Пирамида, кукла, мяч, машина, кубик, юла, матрешка, мишка.

Назови 2 раза эти предметы, а потом повтори по памяти в этом же порядке. (Приложение № 8)


Задание № 13

Называть 8 предметов одной классификации (мебель). Стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, табурет, полка.

Перед выполнением задания дать установку: «Сейчас я два раза назову слова, а ты их повторишь в том же порядке».

7. Обследование устной речи.

Цель: уточнить общий уровень развития речи. Здесь необходимо уточнить состояние импрессивной и экспрессивной речи:

а) понимание ребёнком обращенной речи;

б) способность самостоятельно строить речевые высказывания и адекватно пользоваться ими в общении.

Анализируем параметры экспрессивной речи:

а) активность;

б) сложность фраз;

в) среднюю длину фразы;

г) грамматическую сторону речи;

д) объём словарного запаса;

е) фонематическую компетентность ребёнка;

ж) произношение.

Обследование звукопроизношения, звукоразличения и
слоговой структуры слова

1. Выявление возможных нарушений произносительной стороны речи:

а) пропуски, искажения, замены звуков;

б) нарушение слоговой структуры и звуконаполнения слов;

в) искажение интонационно-мелодической (просодической) стороны речи.

Задание № 14

Проверить произношение следующих фраз:

а) Старушка сушила бельё.

б) Пара играет на рояле.

в) Собачка Жучка играла на крыльце со своими щенками.

г) Возле крыльца лежала заржавленная лопата.

д) Милиционер Валерий дежурил на посту.

е) Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит.

В случае смешения в произношении некоторых звуков проверить их в словах, затем слогах.

2. Фонематические процессы анализируются по 3 аспектам:

1) фонематическое восприятие;

2) фонематические представления;

3) навыки фонематического анализа и синтеза.

Первая функция формируется спонтанно - это физиологический процесс. Вторая и третья - в результате специального обучения.

Дети, с которыми такая работа не проводилась, не знакомы с понятиями «звук», «слог», «согласный», «гласный». Они не поймут задания, а значит, и не смогут его выполнить. Надо найти слова, понятные им, поэтому предлагаю 2 варианта задания.

1) Раздели на слоги (на части) слова: стол, машина, кошка.

2) Назови все звуки (буквы) в словах: стул, куст, кошка.

3) Если бы у тебя было 3 буквы «К», «О», «Т», какие бы слова ты мог сложить? (Кот, ток, кто.)

Грамматический строй речи.

Характерные ошибки:

♦ в согласовании;

♦ в управлении;

♦ в употреблении предлогов;

♦ нарушение порядка слов предложений.

Цель: выявление аграмматизма.

Задание № 15

Закончить предложение:

1. Перед домом растёт одно дерево, а в лесу растёт много... (деревьев).

2. У меня один карандаш, а в коробке много... (карандашей).

3. В зоопарке есть лев, а в цирке выступает много... (львов).

4. Маша подметает пол... (веником).

5. Я ем бутерброд с... (маслом).

И так далее.

Грамматический строй речи можно проверить и при обследовании умения составлять рассказ по серии картинок.

Цель: уточнить типы употребляемых предложений, среднюю длину фразы, речевую активность и самостоятельность, последовательность и логику рассказа, средства языка (какие части речи использует в речи), умение абстрагировать, делать выводы, умозаключения, умение выделить главное в сюжете.

Задание16

Дать ребёнку 3 сюжетные картинки. Предложить разложить по порядку и составить рассказ по этим картинкам.

Если ребёнок не может выложить картинки в логической последовательности, значит, он не понимает изображённого. При затруднении в составлении рассказа нужно помочь ему вопросами.

Словарный запас.

Цель: уточнить объём и точность словаря.

1. Проверить пассивный словарь.

Покажи подоконник, форточку, абажур, манжеты.

2. Проверить активный словарь.

Знание обобщений и умение ими оперировать.

Задание № 17

Помоги детёнышам найти своих мам.

Дать одни картинки с изображением домашних животных, другие - с изображением детёнышей. Надо положить рядом с картинкой, изображающей животное, картинку с изображением его детёныша, назвать эти картинки:

корова - телёнок;

кошка - котёнок;

собака - щенок;

лошадь - жеребёнок;

свинья - поросёнок;

коза - козлёнок;

овца - ягнёнок;

кролик - крольчонок.

Задание № 18

3. Подбор антонимов:

толстый -

высокий -

злой -

старый -

маленький -

хороший -

сладкий -

больной -

Задание № 19

4. Объяснить значение словосочетаний (на понимание переносного значения):

золотая осень;

золотые руки;

золотое сердце.

При выполнении всех заданий нужно отметить:

♦ точность выполнения задания;

♦ самостоятельность выполнения задания;

♦ темп выполнения задания;

♦ эмоциональное отношение к заданию;

♦ рациональность.

Показателем эмоционального отношения к заданию является:

♦ интерес к заданию;

♦ особенности эмоционального отношения к заданию;

♦ стремление продолжать работу.

Выявление левшества

Цель: выявление моторного и сенсорного левшества.

У большинства людей ведущей является правая рука. У них левое полушарие осуществляет анализ, классификацию признаков объекта и их категориальное опознание. Правое полушарие осуществляет непосредственное восприятие целого и индивидуальное опознание объекта.

Это определяет специфический вклад каждого полушария в психическую деятельность человека:

1) правое полушарие оперирует «прерывными сочетаниями непрерывных образов»;

2) левое полушарие - это целостные, не расчленённые на элементы образы.

Противоположные соотношения характеризуют левополушарный способ обработки информации.

Представления левого полушария - это коды в виде определенной последовательности дискретных символических единиц - «букв». В то же время каждое представление является частью непрерывного логического ряда понятий, связанных между собой общими признаками, свойствами, качествами.

Противоположность принципов работы левого и правого полушария определяет их преобладание (доминантность) по отношению к различным психическим функциям, так как эти функции требуют неодинакового участия аналитических и синтетических процессов.

Так звуковой язык, буквенная письменность, грамматика языка, где значение передаётся символами (речевых звуков, букв, слов), - связаны с левым полушарием.

Так как у «правшей» доминантным является левое полушарие, у них наблюдается и более строгая латерализация и других функций.

Правое полушарие создает трудности развития речи и других символических систем. Правополушарные дети воспринимают образы в целом, речевые центры у них находятся в обоих полушариях.

Всё это не мешает обучению, хотя и вносит особенности в усвоение материала.

Но часто приходится иметь дело со скрытым левшеством - переученными левшами.

Морфологически сходные полушария неравнозначны в обеспечении различных психических процессов: правое доминантно по отношению к речи, левое - по отношению к гностической (узнавание) и пространственной функциям.

Полушарие доминантное по речи всегда контрлатерально преобладающей руке.

У левшей чаще наблюдается доминантность левого полушария в речевых процессах, билатеральное представительство речевых функций или её слабая латерализация.

При переучивании эта связь разрывается, что отрицательно сказывается на речевой потенции.

А так как наше обучение строится на словесно-логическом мышлении, логико-знаковых, левополушарных компонентах мышления, то, естественно, ребёнок с образным мышлением будет испытывать большие трудности.

Молодой мозг очень пластичен и может перестроиться при необходимости. Но такая перестройка не проходит безболезненно.

Леворукость - совершенно отличное от нормы распределение функций полушарий. Переучивать левшей - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить её без достаточных для этого предпосылок.

Если письмо осуществляется левой рукой, то заставлять ребёнка писать правой рукой - значит создавать дополнительную нагрузку для левого полушария, которое в процессе развития мозга оказалось вовлеченным в другие функции. Речевые функции у левшей представлены в обоих полушариях. Это как бы затрудняет его речевую потенцию, часто ведёт к дисграфии, дислексии.

Помня о том, что доминантное полушарие всегда латерально преобладающей руке и что преобладающими у левшей будут левый глаз и левое ухо, нужно провести следующее обследование.

Обследование

Цель: выявление скрытого моторного левшества.

Задание № 20

Сложить руки в замок (смотрим, большой палец какой руки сверху).

Задание № 21

Предложить ребёнку скрестить руки на груди. (Сверху всегда будет преобладающая рука.)

Задание № 22

Предложить взять со стола игрушку. (Ребёнок непроизвольно потянется преобладающей рукой.)

Задание № 23

Предложить отвинтить крышку пузырька.

Задание № 24

 
 

Заштриховать 2 одинаковых квадрата прямыми линиями сверху вниз: один - правой, а другой - левой рукой (не использовать разлинованные листы, а то будут рисовать по линиям).

 

1. Если больше линий в 1-м квадрате, то ведущая рука правая.

2. Если во 2-м - левая.

3. Если в обоих квадратах одинаковое количество линий, ребёнок - амбидекстр.

Результаты обследования суммируются, заносятся в таблицу.

Графы № 3, 4, 5 и 6 заполняются со слов родителей. На основании подсчёта баллов можно определить:

1) ребёнок левополушарный;

2) ребёнок правополушарный;

3) амбидекстр.

Задание № 25

Попросить ребёнка послушать, как тикают ручные часы. (Прикладывает преобладающее ухо.)

Задание № 26

Попросить ребёнка через дырочку в листе бумаги (или свёрнутую из бумаги трубочку) посмотреть на какой-то предмет.

Если ребёнок всё делает левой рукой, слушал левым. ухом, смотрел левым глазом, а пишет правой рукой - перед нами скрытый левша, у которого будут проблемы с письменной речью.

Схемакомплексного обследования латеральности ребёнка

Дата обследования _______________________________________________

Ф.И.О. ребёнка __________________________________________________

Возраст ________________________________________________________

Леворукость у родственников — нет, есть (кто именно?) _____________

_______________________________________________________________

Результаты обследования

    Тип выполнения и оценка в баллах
№ п/п Тесты Правой рукой Любой рукой Левой рукой
    + 1 + 2 0 -1 -2
  Какой рукой рисует?          
  Какой рукой бросает?          
  Какой рукой режет?          
  Какой рукой бьёт молотком?          
  Какой рукой держит ложку во время еды?          
  Какой рукой чистит зубы?          
  Какой рукой складывает башню из кубиков?          
  Какой рукой нанизывает бисер?          
  Какой рукой раздаёт карты при игре в лото и других играх?          
  Какой рукой открывает коробку?          
  Какой рукой указывает на предметы?          
  Какая рука при аплодисментах сверху?          
Сумма баллов

 

 

Заключение

Леворукий, амбидекстральный ________ баллов, с __________ ведущим глазом, с ______________ ведущим ухом, ________________ типом переплетения пальцев рук,

______________________ типом перекреста рук на груди, наличием (отсутствием) в семье леворуких.

Переучивание допускается, не обнаруживается.

Сбор анамнеза (проводится в случае выявления тяжёлой речевой патологии или задержки психического развития)

Цель: выяснить причины речевой или психической задержки.

В процессе уточняем:

1. Возраст родителей.

2. Как протекала беременность.

3. Как протекали роды.

4. Перенесённые ребёнком заболевания до 1,5 лет, в том числе травмы, операции.

5. Наличие хронических заболеваний в семье.

6. Были ли случаи речевых нарушений в семье.

7. Были ли случаи психических заболеваний в роду. Кроме того, в медицинских картах необходимо ознакомиться с заключениями узких специалистов: лора, окулиста и психоневролога - уточнить состояние слуха, зрения и психического статуса ребёнка, перенесённые заболевания.

По результатам обследования можно выделить детей:

1) с поздним и аномальным развитием речи;

2) переученные левши;

3) с нарушением произношения группы звуков.

Дети с нарушениями речи и переученные левши (как потенциальные дисграфики) зачисляются на логопункт. С детьми, имеющими нарушения произношения, проводится профилактическая работа по предупреждению дисграфии.

Необходимо учитывать, что эти дети должны сидеть на занятиях (в классе, в кабинете) слева от доски и учителя, то есть в 3-м крайнем ряду у стены. Иначе они будут слышать и видеть улицу, а не учителя.

У правополушарных детей нарушены сукцессивные процессы, поэтому у них обязательно будут проблемы с письмом.

У переученных левшей эти проблемы будут особенно тяжёлыми. Поэтому левши обязательно должны получать логопедическую помощь.

В связи с тем, что эти дети отличаются особенностями восприятия и переработки информации, работа с ними отличается от работы с другими дисграфиками. Их следует выделять в отдельные группы.

Поэтому так важно выявить детей со скрытым левшеством и обеспечить им логопедическую помощь.

Логопед должен проследить за этим, дать учителю необходимые рекомендации по работе с такими детьми.

Свистящие и шипящие звуки

Все нарушения делятся на 2 группы.

1. Сигматизм (чисто фонетические нарушения - искажения, отсутствие).

2. Парасигматизм (замены).

Сигматизм может быть:

1) межзубный;

2) боковой;

3) носовой;

4) губно-зубной.

Парасигматизм:

1) призубный;

2) свистящий (шипящих);

3) шипящий (свистящих).

Межзубный сигматизм

Кончик языка не опущен вниз, а просовывается между верхними и нижними зубами (резцами).

Часто межзубными оказываются и шипящие звуки [ш], [ж] и переднеязычные [т], [д], [н], [л].

Боковой сигматизм

Воздушная струя идет не к средней линии передних зубов, а вбок (вправо, влево или по обоим краям языка).

Причины: язык уклоняется влево или вправо; смещение нижней челюсти вбок при смыкании зубов; открытый боковой прикус.

При двустороннем боковом сигматизме спинка языка поднимается вверх, не образуя желобка посередине, его края опущены и пропускают воздух по бокам.

Часто таким же образом бывают нарушены и шипящие звуки и звук [р]. Это свидетельствует о наличии органической основы - нареза языка.


Носовой сигматизм

Струя воздуха идёт через нос, звук имеет носовой оттенок.

Причина: поднят корень языка, желобка по его середине практически не образуется. Чаще всего носовыми оказываются и шипящие звуки.

Губно-зубной сигматизм

Свистящие, а также шипящие заменяются двугубными щелевыми звуками, язык в произношении не участвует. Звук [с] звучит как [ф], звук [з] - как [в].

Постановка звуков

Данная методика используется при наличии дефектного произношения нескольких групп звуков. Она заключается в коррекции нескольких групп звуков одновременно, а не поочерёдно, как это описано в учебниках по логопедии.

Этапы коррекционной работы

1.Развитие мелкой моторики.

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3. Массаж.

4. Коррекция или постановка свистящих звуков и звука [л].

5. Автоматизация свистящих звуков и звука [л].

6. Дифференциация свистящих звуков [с] - [з]; [с'] - [с']; [с'] - [з']; [с] - [ц] и звука [л]: [л] - [л'].

7. Коррекция или постановка шипящих [ш], [ч'], [ж], [щ'] и звуков [р], [р'].

8. Автоматизация шипящих звуков и звуков [р], [р'].

9. Дифференциация шипящих звуков и звуков [р], [р']; [л] - [р], [л'] - [р'].

10. Автоматизация всех звуков (свистящих, шипящих, соноров).

11. Дифференциация всех звуков.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика пальцев рук тесно связана с артикуляционной моторикой.

Поэтому, если вы хотите ускорить подготовку артикуляционного аппарата, начинайте с развития мелкой моторики.

Вот некоторые упражнения для рук, которые можно использовать.

Упражнения с мячом

1. Подбросить мяч вверх 10 раз:

а) двумя руками;

б) правой рукой;

в) левой рукой.

2. Ударить мячом об стенку 10 раз:

а) двумя руками;

б) правой рукой;

в) левой рукой.

3. Ударить мячом об пол:

а) двумя руками;

б) правой рукой;

в) левой рукой.

Упражнения для рук

1. Руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Сжать с силой в кулаки, задержать на 2-3 секунды, разжать, расслабить кисти, встряхнуть ими 4-6 раз.

2. Руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки. Делать 20 раз, ускорять темп.

3. Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.

4. Руки лежат на столе, пальцы разведены. 30 - 60 секунд поочерёдно постукивать по столу по столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками.

5. Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца (выполнять обеими руками).

6. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы переплетены.

7. Руки вытянуты перед грудью. Развёрнуты ладони наружу. Вернуться в исходное положение.

8. Руки согнуты в локтях, в стороны, кисти рук расслаблены, свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).

9. Руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вверх. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).

В случаях тяжёлых речевых нарушений развитие мелкой моторики особенно необходимо.

Упражнения для языка

1. «Заборчик». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Зубы сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счёт от 1 до 10.

2. «Трубочка». Из положения «лопатка» (язык спокойно лежит на нижней губе) легко сделать «трубочку», сделать вдох, а щёки слегка сжать пальцами с двух сторон.

3. «Иголочка». Открыть широко рот, сильно вперёд выдвинуть короткий остроконечный язык. Удержать язык в данном положении в спокойном состоянии на счёт от 1до 10.

4. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать на счёт от 1 до 10.

5. «Маятник». Из положения «иголочка» (то есть заострённый язык) двигаем языком вправо и влево из одного уголка рта к другому, сначала медленно, затем всё быстрее.

6. «Чашечка». Из положения «лопатка» можно сделать «чашечку», если загнуть края языка вверх. Подержать язык в положении «чашечка» на счёт от 1 до 10, Затем завести язык за верхние зубы. Подержать за верхними зубами на счёт от 1 до 10.

7. «Барабан». Рот широко открыт, широкий язык поднят к твёрдому нёбу. Постучать кончиком языка в альвеолы, произнося при этом звук: «ды-ды-ды».

8. «Хоботок». Из положения «заборчик» вытянуть губы вперёд, произнося при этом беззвучно [у]. Удержать губы в данном положении на счёт от 1 до 10.

9. «Лошадка». Рот широко открыт, язык поднят к твёрдому нёбу. Пощёлкивать языком с силой, оставляя рот широко открытым. Затем «остановить» лошадку, произнося шёпотом: «т-рр-рр».

10. «Грибок». Широкий язык поднять вверх и присосать к твёрдому нёбу. Подержать на счёт от 1 до 10, затем отщёлкнуть с силой язык. Выполнять при широко открытом рте.

11. «Качели». Из положения «лопатка» поднять широкий язык на верхнюю губу. Повторить движения языка вверх-вниз на счёт от 1 до 10.

12. Кончик языка зажать между зубами и произнести «пя-пя-пя».

 
 

13. «Маляр». Потереть кончиком языка нижние зубы.

 

 


 

 

 
 

 

 
 

 

При наличии органических поражений или вялости мышц органов артикуляции вследствие общей соматической ослабленности следует применять нетрадиционный массаж Новиковой Е. К.

 

 

Коррекция звукопроизношения

Работа выполняется со зрительным контролем (перед зеркалом). Необходимо уточнить артикуляцию каждого отрабатываемого звука.

Коррекция свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц]

Работу нужно начинать со звука [с], который является базовым в группе свистящих.

Подготовительные упражнения для звуков [с] и [л]

1. «Заборчик». Если язык уклоняется в сторону, произносим «и-е» для выравнивания.

2. «Улыбка-трубочка» (и-у).

3. «Лопатка».

4. «Лопатку» зажать губами, произнести «пя-пя-пя», подуть на язык холодной воздушной струёй (следить, чтобы не надувал щёки).

Начать со звука [л] межзубного.

Предложить ребёнку зажать кончик языка между зубами и погудеть: «ы-ы-ы...» Закрепить полученный звук в звукоподражаниях: гудок паровоза, парохода, сирена.

Затем к гудению прибавить гласные: л-а-а, л-ы-ы, л-э-э, л-о-о, л-у-у...

1. Закрепить звук [л] межзубный в прямых слогах: ла-лы-лэ-ло-лу.

2. В обратных слогах: ал-ил-эл-ол-ул.

3. В словах с прямым слогом:

лак, лапа, лайка, ладья, ладонь и так далее...

лыжи, лыко...

лоб, лось, лом, лодка, ложка...

лук, луна, лужа, лупа, Луша...

1. В словах с обратным слогом:

мел, мол, мал, бал, гол, вол, был...

булка, белка, балка, палка...

2. В слогах со стечением согласных:

пла-плы-плэ-пло-плу...

кла-клы-клэ-кло-клу...

мла-млы-млэ-мло-млу...

фла-флы-флэ-фло-флу...

6. В словах типа:

глаза, глобус, глыба, гласный...

пламя, платье, плыть, плот, плуг...

флаг, флокс, флакон, флот...

Если звук [с] призубный или губно-зубной, его постановка проводится одновременно со звуком [л]. Если он межзубный, то через некоторое время, только после того, как закрепится в слогах и словах звук [л].

Ставим [с] межзубный, закрепляем:

а) в звукоподражаниях;

б) в прямых слогах: са-сы-сэ-со-су;

в) в обратных слогах: ас-ыс-эс-ос-ус;

г) в словах с прямым слогом (в начале, в конце, в середине слова): сад, лиса, посадка;

д) в слогах со стечением согласных: ска-ста-спа...

е) в словах со стечением согласных: стол, слон, слог; куст, место...

Далее параллельно автоматизируем звук [л] - межзубный:

1) в словосочетаниях;

2) в предложениях;

3) в потешках.

Как только звук [с] межзубный закреплён, опускаем кончик языка за нижние зубы, получаем полноценный звук и автоматизируем поэтапно (см. схему выше).

 
 

Уже на этапе закрепления звука [с] в звукоподражаниях, в крайнем случае в слогах (в прямых или обратных), вызвать звук [з].

Положить одну руку ребёнка себе на горло, а вторую -ему на горлышко. Произнести звук [с], затем [з]. Ребёнок рукой чувствует вибрацию связок.

Затем предложить произнести звук [с], затем включить «моторчик» (ручной контроль позволяет почувствовать этот «моторчик»). Ребёнок даёт звук [з]. Работая над звуком [с], ввести постепенно звук [з]. Это не только ускорит постановку этого звука, но и будет способствовать формированию фонематического слуха. Слоги нужно давать парами: са-за; сы-зы; сэ-зэ; со-зо; су-зу.

Звук [ц] (тс)-атс-отс-утс-итс.

Поставив и закрепив звуки [с] и [з], [ц], перейти, если есть необходимость, к мягким звукам - [с'], [з'].

Поставить звук [с'], затем звук [з'] и параллельно их автоматизировать: ся-зя, си-зи, се-зе, сё-зё, сю-зю.

Звук [л] межзубный продолжить автоматизировать. Звук быстро ставится, но медленно автоматизируется. Затем объяснить ребёнку артикуляцию звука [л]. Ребёнок разжимает зубы, язык поднимается к верхним зубам, и получаем полноценный звук [л].

Далее идёт автоматизация звука [л], причём идёт она очень быстро.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.238 с.)