Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Артикуляционные упражнения (дополнительно)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. «Лошадка» с остановкой дж... (без голоса) - руками натягиваем поводья. 2. «Пчёлка»: дж-ж-ж... (с открытым ртом). 3. «Трёпка» - теребить кончик языка, когда ребёнок произносит «дж-ж-ж» (зонд № 4). 4. Трёпка подъязычной связки (если она укорочена или недостаточно эластична) (язык в положении «Грибок»). 5. «Мотор»: дж-ж-ж (рукой как бы крутит ручку). В результате упражнений попытаться получить [р] про-торный, закреплять в звукоподражаниях, слогах (прямых и обратных, в словах с прямым слогом, с обратные слогом, в слогах со стечением согласных (дра-дры-дрэ-дро-дру, адр-идр-эдр-одр-удр), в словах со стечением согласных). Примечание: в зависимости от произносительных возможностей ребёнка последовательность автоматизации может меняться. Постепенно появляется [р] одноударный, и можно продолжать автоматизацию, используя механическую помощь - «трёпку» зондом № 4 или пальцем кончика языка, добиваясь его нужной вибрации. Механическую помощь можно убрать, если добиться полноценного звучания звука [р]. Автоматизировать звук по схеме: 1) в слогах; 2) в словах; 3) в словосочетаниях; 4) в предложениях; 5) в потешках. Дафе - дифференциация звуков [л], [р]. Далее идёт постановка звука [р']. Примечание: в некоторых случаях лучше начинать со звука [р'], Особенно если уздечка укорочена и язык вялый, недостаточно поднимается вверх. Дать сравнительную характеристику звуков [р] и [р'], уточнить артикуляцию звука [р'] в отличие от звука [р] - язык касается не бугорков, а края верхних зубов, губы в улыбке, вибрация - меньше. Если ребёнок не удерживает язык у края верхних зубов, использовать механическую помощь (зонд, шпатель). Автоматизировать по обычной схеме. Далее провести дифференциацию звуков [р] - [р'], [р'] - [л'] в слогах, словах, предложениях, потешках. Заканчивать работу над звуками нужно автоматизацией и дифференциацией всех звуков в связных текстах. Сказки - идеальный материал для этой цели. Данная методика значительно сокращает сроки постановки (коррекции) звуков, их автоматизации и дифференциации, и может быть использована при различных сочетаниях дефектов звукопроизношения. Работа над техникой речи В процессе обследования речи детей каждый логопед сталкивается со случаями «смазанной речи». При этом изолированно все звуки ребёнок произносит верно. Причин «смазанной речи» можно выделить несколько: 1. Слабое речевое дыхание. \ 2. Нечёткая артикуляция. 3. Ускоренная речь, которая не позволяет ребенку чётко выговаривать слова. 4. Поверхностное (ключичное) дыхание, ограничивающее возможность говорить плавно на выдохе. 5. Неумение владеть голосом как инструментом, что негативно отражается на речи, делает её бедной и невыразительной. Дети со «смазанной речью» тоже нуждаются в помощи логопеда, но в отличие от других логопатов с ними следует работать по иной схеме. Эта работа имеет 3 составляющих: 1) работа над физиологическим и речевым дыханием; 2) работа над голосом; 3) работа над артикуляцией. В случаях ускоренной речи добавляется работа над темпом речи. Речь необходимо «затормозить». Работа над дыханием Дыхание является физиологической основой речи. Аристотель утверждал: «Ум - властелин чувств, а дыхание - властелин ума». Известная фраза Ламперти «Школа пения есть школа дыхания» может относиться и к постановке речевого голоса, хотя механизм речи и механизм пения различны. Какими же качествами должно обладать фонационное, то есть озвученное дыхание? Во-первых, оно должно быть глубоким, то есть осуществляться нижнерёберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмы. «Опустить» дыхание на диафрагму можно при помощи упражнения «Шарик»: надуть при глубоком вдохе живот (контроль рукой), выдохнуть протяжно воздух. Это упражнение следует повторять до тех пор, пока ребёнок не научится делать глубокий вдох без контроля. Следить, чтобы упражнение выполнялось без напряжения, чтобы не закружилась голова. Врачи утверждают, что чем глубже дыхание человека, тем больше энергии получает организм. Следующий этап работы - научить спокойно, ровно дышать, выработать умение направлять воздушную струю. Используем все варианты дыхания: Упражнение 1 1)вдох через рот => выдох через рот; 2) вдох через нос => выдох через нос; 3) вдох через рот => выдох через нос; 4) вдох через нос => выдох через рот. Последний вариант лежит в основе речевого дыхания, поэтому его необходимо отрабатывать особенно тщательно. Далее нужно научить распределять дыхание. Упражнение 2 Глубокий вдох через нос, на выдохе счёт до 10, 12, 15... Упражнение 3 «Цветок» Поработать над силой и продолжительностью выдоха, наращивая фразу постепенно, по 1-му слову. Ребёнок нюхает воображаемый цветок, произнося: «Ах!» «Ах, пахнет!» «Ах, как пахнет!» «Ах, как пахнет цветок!» (платок) «Ах, как пахнет этот цветок!» «Ах, как хорошо пахнет этот цветок!» «Ах, как хорошо пахнет этот душистый цветок!» «Ах, как хорошо пахнет этот душистый красный цветок!» Упражнение 4 «Звонок» 1)Не отрывая пальца от воображаемого звонка, одним длинным нажатием звоним в дверь: ззззззззззззззз... 2) Нетерпеливо звоним несколько раз: зззз... зззз... зззз... 3) Звоним короткими назойливыми звонками: зз.. зз.. зз.. зз.. В 3-х разных вариантах этого упражнения меняется тип выдыхания: от плавного и спокойного (1) к выдоху с силой (2), а потом рывками (3). Так и в речевом потоке постоянно происходит переключение с одного из этих 3-х основных выдыханий на другой, создавая в этот момент особые сложности для непоставленного голоса. Необходимо тренировать три вида выдыхания в различных ситуациях. Упражнение 5 «Пчела» 1-й тип выдыхания. Издали к нам приближается пчела: 2-й шип выдыхания. Начинает кружить над головой: 3-й тип выдыхания. Отгоняем пчелу: жж... жж... жж... Можно использовать аналогичные упражнения: воздушный шарик (сссс...), насос, мотоцикл (рррр...), пульверизатор (фффф...). При 3-м типе выдоха проявляется 3-е важнейшее качество дыхания: оно должно быть частым. Это означает необходимость автоматического частого рефлекторного добора воздуха. Навык переключения дыхания закрепить на упражнениях с текстом. Упражнение 6 «Стон» Напряженье с глотки снять И свободно зазвучать, Отыскав удобный тон, Помогает тихий стон: ммм... Расслаблюсь я, начну ступать, На стоне маму буду звать: Маммм, ммёду намм... От стона перейду к приказу: Мёду наммм, мамм (3-й тип). Я упражненье повторю И этот навык закреплю: Мам - ммаммм, ммёду наммм! (умоляю) Мёду наммм, ммаммм! (требую) Тип выдыхания меняется с изменением действенных задач: умоляем или требуем. Так и характер речи, звучания всегда зависит от конкретной речевой ситуации и речевого намерения. Проследим, какие различные многообразные оттенки приобретает междометие «Ой!» в зависимости от меняющихся действенных задач:
Упражнение 7 «Ай да я!» Похвалиться. Подтрунить «Ну и ну!». Лёгкие, свободные восклицания раскрепощают мышцы фонационного аппарата, рождают верный звук. В качестве тренинга полезно использовать стихотворные тексты. Стихи как ритмически организованная речь хорошо запоминаются: вызывая положительную речевую эмоцию, ритмическое переживание, они приводят в действие весь организм человека, рождают свободное звучание. Они носят тренировочный характер, нацелены на запоминание правил и называются мнемоническими, если нацелены на тренировку того или иного элемента внешней техники речи. Словесные приказы включают в игру, дают определённую психологическую готовность, располагают к выполнению намеченной цели. В стихах с междометиями можно поставить перед детьми задачу подразнить, побаловаться, выработать навык партнёрства. Птичий двор Кур стерегу: Ку-ка-ре-ку! Снеслась в кустах: Кудах-тах-тах! Пугаю кур: Муррр-мурр! Завтра дождь с утра: Кря-кря-кря! Молока кому: Му-му-му/ Шум Э. Машковская Жил-был шум. Ел шум: Хрум-хрум! Ел суп: Хлюп-хлюп! Спал так: Храп-храп! Шёл шум: Бум-бум! С базара Э. Машковская - Откуда идёшь ты, лягушка-квакушка? - С базара домой, дорогая подружка! - А что ты купила? - Всего понемножку: Купила квапусту, квасоль и квартошку.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.009 с.) |