II. Изложение нового материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Изложение нового материала



ВВЕДЕНИЕ

(Звучит аудиозапись стихотворения «Пороша» С. Есенина.)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Учитель: Кто написал эти прекрасные строки? (Показ портрета С.Есенина.)

Сегодня мы совершим путешествие по зимнему лесу. Зимой все покрыто снегом: земля, деревья. Насекомые еще с осени попрятались кто куда, да так хитро, что не найдешь ни жука, ни самой маленькой мухи.

Многие птицы улетают зимовать на юг, в теплые страны. И все-таки, несмотря на морозы и снег, несмотря на вьюги и метели, в зимнем лесу идет своя жизнь. И зимой живут в лесу разные птицы.

ЗНАЧЕНИЕ ПТИЦ В ПРИРОДЕ

Учитель: Мы поговорим о птицах, которые проводят зиму с нами. Как же называют этих птиц?

Дети: Зимующие птицы.

Учитель: Правильно, их называют зимующими. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?

Дети: Создавать красоту природы. Являются санитарами леса. Способствуют размножению леса.

ПТИЦЫ ЗИМОЙ

(На фоне аудиозаписи «Голоса птиц».)

Учитель: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко сейчас узнаете.

(Проводится игра «Узнай птицу» по словесному описанию. Если птица названа верно, она «вылетает» к доске.)

Учитель: Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, коротким и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Воробей: Чив! Чив! Чив! Я домашний воробей, честный работник. Напрасно про меня сложили песню: «Повадился вор-воробей летать!» Не отказываюсь, люблю я поклевать и зернышки, но своих птенцов я выкармливаю гусеницами, жуками. Я храбрый, смелый. Ничего, что остался без хвоста, побывав у кошки в лапах, ничего, что весной скворцы выселяют меня из скворечников, где я обычно зимую, но зато я веселый и не унывающий. У нас даже есть праздник-день первого полета наших детей. Мы в этот день устраиваем пир и насекомым приходится туго.

Учитель: Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

Учитель: Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на голове черная полоса-галстук, крылья и хвост серые, спина желто - зеленая, а брюшко - желтое.

Синица: Мы синички очень маленькие птички, но очень любим плотно пообедать, особенно вредными насекомыми. Каждая из нас в сутки съедает столько, сколько весит сама, а за лето мы спасаем целые сады от вредных насекомых. Особенно вредных насекомых мы поедаем, когда выкармливаем своих птенцов. Вот почему вы, школьники, должны охранять наши гнезда. Очень трудно нам приходится зимой, когда выпадает снег, обледенеют деревья. Только десять из ста выживают, остальные погибают. Вся надежда на вас, ребята, на ваши кормушки.

Учитель: Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. За один день они успевают побывать на сотнях, а может быть и на тысячах веток.

Учитель: У этой птицы красивое, пестрое оперение, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.

Дятел: Где-то вдали раздается отрывистый стук. Это работаю я в своей кузнице. Меня называют «лесным доктором». Где я, значит, будут уничтожены насекомые, вредители леса и лес будет жить. Упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, я долблю дерево крепким, как долото, клювом, а потом, длинным крепким с зазубринами языком достаю насекомых из выдолбленного отверстия.

Учитель: В наших лесах чаще встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса.

Учитель: А у этой птицы верх головы, крылья, хвост черные, спина голубовато-серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Снегирь: Называют меня снегирь - от слова «снег». Я живу всегда там, где есть снег, и даже не представляю, как могут другие птицы выносить летний зной. И еще мы особенные на только потому, что любим зиму, а и потому, что из всего мира птиц только у нас поют самцы и самки, ведь у других птиц поют только самцы. И мы очень гордимся своими подружками.

Учитель: Снегири нарядные птицы. Они держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду.

Учитель: Голова, крылья, хвост у этой птицы черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

Сорока: У меня есть прозвище - белобока. Я очень ловкая, подвижная, суетливая птица. Зимой мы разлетаемся по деревням и ищем себе еду. По лесу я летаю, стрекочу, а к гнезду подлетаю молча.

Учитель: У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Голова, горло и крылья черные, а остальное тело - серое.

Ворона: Мы лесные вороны живем парами. И живем мы по двести и больше лет. Зимой мы перекочевываем в города, села. Здесь мы и питаемся. Но как только наступит весна, мы разлетаемся по лесам, строим гнезда, выводим птенцов.

Учитель: Окраска у этих птиц палево-розовая, иногда с рыжеватым оттенком. Крылья черные с яркими, желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки, а еще на голове хохолок.

Свиристель: Мы, свиристели, очень любим рябину. А потом мы негромко, обычно нежно посвистываем и как бы чуть-чуть шипим. Про нашу песню в народе говорят: «Ишь, как свиристят!» За эту немудреную, ласковую песенку и прозвали нас свиристелями.

Учитель: Молодцы, ребята! Но мы назвали не всех птиц зимнего леса. Каких птиц вы еще знаете?

Дети: Чечетки, галки, клесты, зяблики, овсянки, поползень.

ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЖИЗНИ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ

(На фоне аудиозаписи «Времена года».)

Учитель: Ребята, как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее - холод или голод?

Дети: Голод.

Учитель: Действительно, голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями. Во время гололедицы, ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабленные птицы легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Ученик:

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Учитель: Для различных видов птиц нужны различные корма. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли, дыни. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Птиц можно также кормить крошками белого хлеба, а вот крошки черного хлеба вредны для птиц. Салом (несоленым) птицу хорошо подкармливать в морозные и ненастные дни.

Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Кормушки надо развешивать в местах спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Ее хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой. Ребята, которые изготовили кормушки, повесят их, и будут нам рассказывать, какие птицы прилетали к ним.

Учитель: А теперь я хочу узнать, запомнили ли вы тех птиц, которые прилетели к нам сегодня погреться? Давайте разгадаем кроссворд.

1. Птичка с хохолком на голове.
(Свиристель)

2. На ветках, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблочки клюют.
(Снегирь)

3. Хоть и птичка- невеличка
У меня, друзья, привычка.
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
(Синица)

4. Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «кар-кар!»
(Ворона)

5. Если встретит короеда
Станет грозен, станет хмур.
Лечит он осины, кедры
Без таблеток и микстур.
(Дятел)

6. Длиннохвостая она,
Со спины черным - черна.
Брюхо белое, да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит - вмиг
Подымает стрекот-крик.
(Сорока)

7. Меленький мальчишка,
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)

III. Итог урока

Учитель: А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно? Я буду читать, и записывать первые буквы строк, а вы прочтете фразу, которая получится.

С утра и до позднего вечера,
О своив полянки страниц,
Х озяйствует в книжке доверчиво
Р аздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Н аступит иная пора
И станет для птичьего племени
М илее еще детвора?!
П орадуют снова пернатые
Р уладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Р ечушка, и роща, и луг.
О т неба до мира подводного
Д авайте ж, как Родины речь,
У мом и душой благородного
З доровье планеты беречь!
Е диное многообразие
М ы будем ценить неспроста,
Л юбя и Европу, и Азию,
И наши родные места!

Учитель: О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор? Какая фраза получилась?

Дети: «СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ».

Учитель: Об этом мы должны помнить всегда! Прочитайте высказывания, которые написаны на доске:

Больше птиц - меньше вредителей - выше урожай!

Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом!

Интегрированный урок (окружающий мир + биология) "Путешествие в мир тропических джунглей". 1-й класс

Цель: познакомить учащихся с живым уголком в школе.

Задачи:

  • познакомить учащихся с разнообразием и экологией комнатных растений;
  • познакомить учащихся с разнообразием и экологией аквариумных рыб;
  • продолжить развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе;
  • продолжить развитие навыка чтения;
  • создать условия для развития мышления;
  • создать условия для снятия эмоционального напряжения.

Оборудование: Аквариум с аквариумными рыбками (7–12 видов), комнатные растения (20–25 видов), письмо “злой колдуньи”, ширма, игрушка-удав, 5 золотых рыбок с указанием направления движения, карточки с названиями растений, карточки с изображением рыб.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.
    2.2. Путешествие по “Волшебным джунглям”.
    2.2. Знакомство с аквариумом.
    2.3. Физминутка.
    2.4. Чтение докладов.
  3. Итоги урока.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель начальной школы (1-й учитель) и дети входят в класс. У порога лежит письмо. У входной двери стоит ширма, закрывающая от детей то, что находится в классе.

1-й учитель: Ребята, сейчас мы с вами увидим аквариум с рыбками! Но что это (показывает на письмо)? Какое-то письмо (читает вслух).

“Не видать вам рыбок, как собственных ушей! Потому что я их украла! Вы, конечно, можете попытаться их спасти, но вряд ли у вас это получится! Ха-ха-ха! Для этого вам надо отправиться в опасные волшебные джунгли и найти 5 золотых рыбок, которые укажут вам путь. И, если не успеете сегодня к вечеру, то я съем ваших прекрасных рыб на ужин!
Злая колдунья.”

1-й учитель: Что же нам делать, ребята? Неужели мы оставим рыбок в беде?

Дети: Нет!

1-й учитель: Тогда спешим к ним на помощь! Только будьте осторожны, волшебные джунгли действительно очень опасны. Мы должны держаться все вместе, иначе мы можем не дойти до цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.024 с.)