Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление, интеллект и их нарушенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними. Мышление — это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. В процессах ощущения, восприятия и представления внешние явления отражаются в наглядно-образной форме, в красках, величине, особенностях движения. При мышлении же человек познает не только эти внешние особенности предметов и явлений, но и внутренние, скрытые для непосредственного познания, для ощущения и восприятия, особенности предметов, явлений и связей между ними. «Представление, — указывал В. И. Ленин, — не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000 км в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить». Диалектический материализм рассматривает природу и общественную жизнь не как случайную сумму отдельных, независимых друг от друга явлений, а как единое целое, где все явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга. Эта взаимная связь и обусловленность данного явления другими явлениями и выявляются с помощью мышления. Так, проснувшись утром и увидев, что улицы покрыты снегом, человек решает, что ночью выпал снег. Хотя он не воспринимал непосредственно снегопад, он узнал о нем косвенным путем, опосредованно, установив с помощью мышления, что одно явление (снежный покров на улицах) обусловлено другим явлением (снегопадом ночью). При этом мышление выступает в качестве орудия обобщенного познания действительности. Однократного наблюдения снежного покрова на улицах еще недостаточно для того, чтобы сделать определенный вывод. Нужно прийти к общему положению на основании обобщения результатов повторных наблюдений о том, что после ночного снегопада при достаточно низкой температуре снег сразу не тает и наутро улицы оказываются покрытыми снегом. Обобщенное познание действительности с помощью мышления дает возможность человеку использовать установленные на основе предшествующей практики развития человечества знания общих закономерностей и связей предметов и явлений окружающего мира. Мышление дает нам возможность предвидеть на основании этих знаний, а также путем обобщения многих фактов, сохранившихся в памяти, ход событий и результаты наших собственных действий. Мышление может приводить и к неполному и даже к ошибочному отражению действительности. Но практика, конкретная практическая деятельность людей — надежное средство проверки правильности отражения мира. В. И. Ленин говорил: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Мышление, с одной стороны, должно опираться на «живое созерцание» окружающей действительности. Какими бы сложными процессы ни были, если они не опираются на непосредственное восприятие действительности, то легко теряют свой объективный характер. С другой же стороны, без практической проверки результаты мышления также могут оказаться ошибочными, не соответствующими реальной действительности. Строго говоря, разделение познавательных процессов на ощущение, восприятие, мышление является в известной мере условным. Уже в процессе ощущения и восприятия начинается, как это показали исследования, проведенные в последние годы, выделение и обобщение существенных признаков, необходимых для восприятия объектов, сопоставления их с другими объектами. У взрослого человека и восприятие, и память пронизаны элементами мышления. Осмысленное восприятие, смысловая память являются важными характеристиками любого процесса восприятия и памяти. Тем не менее, в отличие от этих процессов, мышление направлено прежде всего не на «живое созерцание», а на установление связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Важной особенностью процесса мышления является его связь с речью. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на то, что «Язык есть непосредственная действительность мысли». Взаимосвязь речи и мышления значительно облегчает процессы обобщения и абстракции, так как слова по своей природе отражают действительность в обобщенной форме. «Всякое слово (речь) уже обобщает». С помощью слов мы получаем возможность отражать в мышлении общие свойства и связи предметов и явлений, недоступных непосредственному восприятию. Опирающееся на речь мышление позволяет изучать историю возникновения солнечной системы, Земли, развития человека. С помощью мышления мы можем познать структуру и законы деятельности невидимого для нас атомного ядра и элементарных частиц, входящих в его состав, белковых молекул и аминокислот, из которых эти молекулы образуются и т. д. Мышление необходимо для этого, чтобы познавать не только настоящее, но и прошедшее и предвидеть будущее.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Всякая мыслительная деятельность осуществляется с помощью следующих мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации, абстракции и конкретизации. Анализом называется мысленное расчленение целого на части или мысленное разложение предметов или явлений, выделение отдельных их частей, признаков, свойств. В противоположность анализу синтез есть мысленное соединение частей в единое целое или мысленное сочетание предметов и явлений из отдельных частей, признаков, свойств. Хотя анализ и синтез — противоположные друг другу операции, они в то же время неразрывно связаны между собой, но на отдельных этапах мыслительного процесса на первый план выступает анализ или синтез. Так, при чтении выделяются отдельные фразы, слова, буквы в тексте. Здесь осуществляются мыслительные процессы анализа. Затем преобладающим становятся процессы синтеза: буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложения — в те или иные разделы текста. При установлении с помощью мышления связей между предметами или явлениями окружающего мира необходимо сравнивать их друг с другом. С помощью процессов сравнения выявляются сходство и различие объектов действительности. Только сравнивая одни предметы и явления с другими, человек может выявить сходство и различие их друг с другом, одинаково действовать на сходное в объектах и по-разному, в зависимости от различий между ними, правильно ориентироваться в окружающей действительности. На основе сравнения предметов и явлений друг с другом может быть произведено обобщение. Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений друг с другом на основе выделения общих для них свойств и признаков. Наиболее важное значение имеет обобщение, основанное на выделении существенных признаков сходных предметов. Такое обобщение позволяет образовывать понятия, формулировать законы. Выделяя с помощью сравнения сходства и различия в предметах или явлениях, процессы обобщения позволяют человеку классифицировать предметы и явления окружающей действительности. Классификация есть мысленное распределение объектов по отдельным группам и подгруппам на основе процессов сравнения и обобщения. Классифицировать можно животных, растения, заболевания, химические элементы. При классификации на основании наличия признаков сходства мелкие группы объединяются в более крупные и, напротив, различия дают основания разбить широкие группы на ряд дробных групп. Все заболевания, например, разбиваются на две крупные группы: нервно-психические и соматические. В свою очередь, среди нервно-психических заболеваний выделяют психические и нервные болезни. Группа нервных болезней включает в себя в качестве самостоятельных подгрупп: сосудистые заболевания, опухоли, травмы головного мозга, инфекционные заболевания центральной нервной системы и т. п. С другой стороны, некоторые из этих подгрупп могут объединяться с подгруппами, относящимися к соматическим заболеваниям. Так, заболевания сосудов головного мозга и сердца объединяются в одну группу сердечно-сосудистых заболеваний и т. п. В основу классификации могут быть положены разные признаки. Можно, например, распределить больных, находящихся на излечении в клинике, на группы по полу или возрасту либо по тяжести заболевания. В процессе обобщения предметов и явлений человек думает только об их общих свойствах, отвлекаясь от различий между ними. Эта мыслительная операция называется абстракцией. Примером абстракции, в частности, являются мысли о высоте здания, независимо от всех других его особенностей, и т. п. То есть при абстракции свойства предметов мыслятся отвлеченно от самих предметов со всеми их особенностями. Абстракция и обобщение тесно связаны. С одной стороны, процесс обобщения основан на абстракции, отвлечении от различий между обобщаемыми предметами. С другой стороны, само обобщение, выделение общего в предметах и явлениях способствует отвлечению, абстрагированию этих свойств. Обобщение сходных предметов, например гор, помогает абстрагировать признак высоты гор, отвлекаясь от других признаков, общих для гор. В противоположность абстракции конкретизация позволяет перейти от более общих, отвлеченных свойств и признаков к конкретной действительности, к чувственному опыту. Рассказывая об общих признаках всех деревьев, мы затем можем конкретизировать эти положения, приведя пример какого-либо конкретного типа деревьев. Конкретизация, таким образом, способствует лучшему пониманию общего, связывая его с непосредственным чувственным опытом. Благодаря конкретизации мышление постоянно опирается на реальную действительность; конкретизация препятствует отрыву мышления от этой действительности. Операции абстракции играют важную роль в процессе понимания условного смысла, поговорок и пословиц. Для того, чтобы понять этот смысл, необходимо абстрагироваться от той конкретной ситуации, которая в них описывается. Так, при объяснении условного, переносного смысла «куй железо, пока горячо» мы должны отвлечься от представлений о железе и способах его обработки, уловив только общий смысл пословицы такого рода, заключающийся в том, что не следует откладывать дело, выполнение которого возможно только теперь: время может быть упущено (так же как при охлаждении железа), и дело окажется из-за этого невыполненным. При расстройствах мышления операции абстрагирования, необходимые для понимания переносного смысла поговорок, пословиц, могут нарушаться. Больные с такими расстройствами мышления затрудняются при попытках объяснить смысл пословиц и поговорок: «не все то золото, что блестит», «не в свои сани не садись» и т. п. Последнюю пословицу они нередко объясняют так: «не твои сани — не садись, садись только в свои сани». Они не могут также провести операцию сравнения пословиц и сказать, какие из трех пословиц («тише едешь, дальше будешь» «семь раз отмерь, один раз отрежь», «куй железо, пока горячо») сходны, а какие из этих пословиц различаются по переносному смыслу. Нарушения операций абстрагирования проявляются также в неспособности понять шутку, юмор, уловить их отвлеченный смысл. Наблюдаются и противоположные расстройства, в которых на первый план выступают нарушения операций конкретизации. Эти расстройства проявляются иногда в форме резонерства. Резонерство отличается тем, что, избрав определенную тему для беседы, человек начинает высказывать, нередко в поучительном тоне, различные положения, носящие абстрактный, мало связанный с конкретной действительностью характер. Каждое из указанных положений может быть правильным, но конкретизация этих положений отсутствует и поэтому высказывания больного приобретают характер «пустословия на заданную тему».
ПОНЯТИЯ
Процесс мышления основывается на оперировании понятиями, образующимися путем обобщения данных чувственного познания. Понятия — это отражение в мышлении общих и существенных свойств группы сходных предметов или явлений действительности. Понятие «дерево» относится не к отдельному конкретному объекту, а к группе объектов, характеризующейся признаками, которые имеются у любого дерева (ствол, ветви с различными видами листьев, корни и т. п.). Но в это понятие не входит то, что характерно только для дерева данного вида (например, форма листьев, особенности расположения ветвей, толщина ствола и др.). Понятия являются высшей формой отражения мира, так как они отражают общее, существенное, закономерное в предметах и явлениях действительности. «Понятия, — говорит В. И. Ленин, — высший продукт мозга, высшего продукта материи». В понятиях, в отличие от представлений, отражаются более общие и существенные свойства предметов и явлений. Представления характеризуются наглядным характером; мы можем отчетливо представить себе то или иное дерево (сосну, дуб, березу). При этом в данном представлении имеется ряд несущественных, случайных признаков, не входящих в общие понятия дерева (например, цвет ствола у сосны или березы, форма листьев дуба, березы или хвои у сосны). В понятиях же находят отражение существенные признаки, общие для всех конкретных предметов или явлений, входящих в определенное понятие. Понятия не могут быть представлены в виде наглядных образов. Даже такое сравнительно простое геометрическое понятие, как «треугольник», относится к огромному количеству предметов. Каждый из этих конкретных предметов может отличаться от другого по размерам, толщине линий, величине углов, цвету бумаги, на которой изображен треугольник, и др. Общие же свойства, на основе которых данные предметы объединяются в одно понятие (плоская фигура, образованная тремя пересекающимися попарно прямыми линиями), наглядно представить себе невозможно. Еще более четко выступает разница между представлениями и понятиями, если попытаться точно представить себе стоугольник. Это невыполнимая задача. Вместе с тем понятие стоугольника довольно четкое и определенное. Пользуясь этим понятием, мы можем решать определенные задачи, например, вычислить сумму внутренних углов стоугольника. Понятия связаны со словами, они обозначаются словами. Мыслить понятиями — это значит мыслить словами. Связь понятий со словами делает возможным обмен мыслями с помощью слов. С помощью языка осуществляется передача человеку в процессе его индивидуального развития знаний, накопленных человечеством. Вместе с тем в процессе общественно-трудовой практики люди сталкиваются с новыми для них свойствами предметов и явлений, вскрывают существенное, закономерное в них. Это приводит к образованию новых понятий и уточнению понятий, созданных ранее. Содержание понятий в их историческом развитии может существенно изменяться. Так, в ходе развития науки претерпели значительные изменения наши понятия о Вселенной, солнечной системе, о строении атома. По характеру отражаемых связей и отношений различают конкретные и абстрактные понятия. Конкретные понятия отражают связи и отношения между реальными предметами и явлениями. Каждому из этих понятий соответствуют определенные реальные объекты. К понятиям такого рода относятся, например, дом, автомобиль, поезд, цветы, река, стол, забор и т. д.
В абстрактных понятиях отражаются не реальные предметы и явления, а лишь те или иные свойства предметов, объединяющиеся в понятия на основе отвлечения (абстракции) от соответствующих предметов. Примерами абстрактных понятий являются: сила, настойчивость, осторожность, справедливость, радость, счастье, величина, белизна и др. В окружающем нас мире существуют смелое поведение людей или белизна определенных предметов, но не «смелость», «белизна» как самостоятельное, конкретное явление или предмет. Использование понятий, сформированных в предшествующем опыте, а также образование новых понятий могут нарушаться при психических заболеваниях (работы Л. С. Выготского, Б. В. Зейгарник и Др.). Характерный пример расстройства понятийного мышления у больного с последствиями травматического поражения головного мозга приводит М. С. Лебединский. Этому больному было предложено разделить серию картинок с изображениями разных предметов на группы по принципу принадлежности к одному понятию. Однако вместо того, чтобы положить в одну группу изображения предметов, относящихся к понятию «растения», больной отложил отдельно капусту и гриб, в другую группу — рожь и мельницу, в третью группу — морковь. Единое понятие здесь распадается на отдельные части. При этом вместо выделения существенных признаков, общих для всей группы растений, больной использует для объединения несущественные для данного случая признаки. Так, выделение ржи и мельницы в одну группу он объясняет тем, что «рожь мелют на мельнице». Своеобразные нарушения понятийного мышления наблюдаются у больных шизофренией. У этих больных происходит выравнивание значимости отдельных признаков, существенных и несущественных. Каждый предмет или явление характеризуются рядом признаков, причем часть из них является для нас более вероятной, мы чаще встречаемся с этими признаками в нашем жизненном опыте. Такими наиболее вероятными, существенными признаками, например для огурца, является то, что он вырастает из семян, съедобен, имеет определенный вкус, форму, цвет. Для больных же шизофренией, по данным Ю. Ф. Полякова, характерно изменение этой вероятностной оценки отдельных признаков. Они могут считать существенными такие признаки, которые редко встречались в нашем прошлом опыте, являются маловероятными. В частности, для огурца больной шизофренией может считать очень важным, существенным то, что «он был еще в древнем Вавилоне», и на этом основании объединить его в одной группе с глиняным кувшином, который тоже «был в Вавилоне».
СУЖДЕНИЯ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Суждение — это высказывание, в котором утверждаются или отрицаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира или их признаками. В состав суждения всегда входят понятия, причем содержание понятий может быть раскрыто только с помощью суждений. Суждения всегда выражаются словами, они представляют собой один из видов высказываний. Различают утвердительные суждения («транспорт — это средство передвижения», «вода — это жидкость») и отрицательные («я не был вчера в кино»). Утверждение или отрицание в суждении могут характеризоваться различной степенью уверенности. Это находит свое отражение в вводных словах типа «вероятно», «кажется», «несомненно», «очевидно» и т. д. («я завтра, вероятно, пойду в театр», «несомненно, что нефть — это жидкость»). В каждом суждении имеется субъект и предикат. Субъектом (или подлежащим) называется то, о чем высказывается суждение, а предикатом (или сказуемым) — то, что говорится о субъекте. Так, в суждении «вода — это жидкость» субъектом является слово «вода», предикатом — «жидкость»; кроме того, в суждении имеется связка «это», в данном случае — положительная. Связка может быть также отрицательной. Умозаключение есть вывод из одного или нескольких суждений нового суждения. Те суждения, из которых делается вывод, называются посылками, а новое суждение, возникшее в результате умозаключения, называется заключением. Типичным примером умозаключений являются рассуждения, с помощью которых выводятся геометрические теоремы, обосновываются какие-либо положения. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное умозаключение, или индукцию, и дедуктивное умозаключение, или дедукцию. Индукцией называется умозаключение, в котором посылками являются конкретные, частные случаи, а заключение — общее положение, которое выводится из наблюдения над этими частными случаями. Например, человек наблюдает, что вода в кастрюле закипает при определенной температуре — 100 градусов. Затем он выявляет также, что и в другой посуде (в чайнике, котле и т. д.) вода также кипит при температуре 100°. На основании этих суждений («вода в кастрюле кипит при температуре 100°», «вода в котле кипит при температуре 100°» и т. д.) человек приходит к умозаключению: «температура кипения воды 100 градусов», т. е. из наблюдений над некоторыми частными случаями делается заключение, выводится общее положение. Дедукцией называется умозаключение, в котором на основании общих положений делаются выводы о частных случаях. Зная, что температура кипения воды 100°, мы делаем вывод о том, что вода, которую мы подогреваем в данном конкретном чайнике, должна закипеть при температуре кипения 100°, т. е. от общего положения мы с помощью умозаключения приходим к частному случаю. Индукция и дедукция тесно друг с другом связаны. Чтобы сделать какой-либо дедуктивный вывод, необходимо использовать определенные общие положения, от которых с помощью дедуктивного умозаключения можно перейти к частным случаям. Эти же общие положения получены в прошлом опыте с помощью индукции, т. е. наблюдения над частными случаями позволили прийти, используя индуктивные умозаключения, к общим положениям. Различают, кроме того, умозаключения по аналогии, в которых выводы основаны на частичном сходстве между предметами и явлениями. Например, некоторое сходство между формой лунных гор и вулканов на земле может явиться основанием для умозаключения по аналогии о сходстве причин их возникновения. В особенности часто умозаключения по аналогии используются в научных исследованиях для построения различных гипотез, моделирования изучаемых явлений. Нарушение способности высказывать правильные суждения и умозаключения является одним из наиболее частых и демонстративных симптомов психических расстройств. Суждения и умозаключения больных с этими расстройствами перестают отражать реальные связи и отношения между предметами и явлениями окружающей действительности. Так, при паралогическом мышлении умозаключения больных не вытекают из тех суждений, на которых они основаны («Земля вращается вокруг своей оси, потому что движение транспорта по земле создает силы ее вращения»). У больных с «разорванным» мышлением от дельные суждения и умозаключения могут быть вовсе не связанными друг с другом. При различных нервно-психических заболеваниях может нарушаться также способность правильной оценки степени соответствия различных суждений и умозаключений той действительности, которая находит в них свое отражение. Степень уверенности больных в правильности суждений и умозаключений оказывается не соответствующей их истинной ценности. Так, больные с психастенией склонны к сомнениям в тех случаях, когда для сомнений нет достаточных оснований. Думая о каком-либо предмете или явлении, они застревают на бесконечном обдумывании одного и того же вопроса. Обдумывание вызывается здесь болезненными сомнениями в правильности собственных суждений и умозаключений. Эти болезненные сомнения нередко сочетаются с навязчивыми мыслями, идеями, основанными на неправильных, порой нелепых, суждениях и умозаключениях. Примером навязчивой идеи может быть мысль об опасности заражения. Больной сохраняет критику к этим мыслям, понимает их неправильный характер, но полностью освободиться от их влияния не может. Под воздействием этих мыслей он начинает выполнять навязчивые действия, много раз в день и в течение длительного времени, иногда по 30—40 мин и более, моет руки, пытаясь избежать таким образом возможного заражения. Вымыв руки, он начинает сознавать, что его умозаключение о необходимости длительного мытья рук для предотвращения заражения не является обоснованным. Однако вскоре навязчивые мысли возвращаются с новой силой, и процедура мытья рук вновь повторяется больным. Сверхценные идеи, в отличие от навязчивых мыслей, высказываются больными уверенно, без тени сомнений. Эти идеи могут иметь какое-то реальное основание, но значение, которое им придается больными, не соответствует их истинной ценности. Важнейшую роль в происхождении и закреплении таких идей играют эмоциональные переживания. Например, суждение о том, что необходимо ограничивать себя в пище, чтобы избежать полноты, может под влиянием эмоций (трудности взаимоотношений в семье и т. п.) приобрести огромную силу. Идея отказа от еды доводит больных до крайнего физического истощения и становится опасной для их жизни. Важной особенностью бредовых идей является чаще всего их нелепый характер и твердая убежденность больных в правильности этих идей. Больные приходят к умозаключениям, которые не имеют никаких реальных оснований в окружающей их действительности. При бреде воздействия они убеждены в том, что постоянно находятся под гипнотическим воздействием человека, находящегося на другом этаже здания, в котором они живут, либо полагают, что в соседней квартире находится специальное устройство для воздействия на них радиоволнами и т. п. Больной с бредом величия отождествляет себя со знаменитыми общественными деятелями, артистами, писателями, нередко с давно умершими. Бред может встречаться в психиатрической клинике сравнительно изолированно (параноидный синдром, паранойя) и в разнообразных сочетаниях с другими формами нарушений психической деятельности: галлюцинаторно-параноидный синдром — бред, сочетающийся с нарушениями восприятия, выступающими в виде галлюцинаций, депрессивно-параноидный синдром — сочетание бреда и пониженного, депрессивного настроения и др.
ИНТЕЛЛЕКТ
Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества, ум, рассудок человека определяются его кругом интересов, объемом знаний. Важное значение для интеллекта имеет также речь, которая играет существенную роль в формировании и использовании понятий, приобретенных знаний и опыта. Мышление также тесно связано с интеллектом, но интеллект и мышление не тождественны. Мышление является активной функцией интеллекта и совершается по законам логики. Мыслительные операции анализа и синтеза, суждения, умозаключения являются самостоятельными категориями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей, опыта и знаний. Мышление — это интеллект в действии. Понятие интеллекта не всеми признается и в ряде учебников по психологии вовсе не рассматривается, либо о нем упоминается косвенно, в связи с изложением вопроса о качествах ума. Вместе с тем отграничение интеллекта от мышления является необходимым в патологии. Хорошо известны клинические наблюдем ния с временным расстройством мышления (например, опьянение, острый психоз) при сохранности интеллекта. С другой стороны, снижение интеллекта может сопровождаться относительной сохранностью осуществления основных мыслительных операций — анализа, синтеза, суждений, умозаключений. Основными формами нарушения интеллекта являются олигофрения (врожденное недоразвитие интеллекта) и деменция (приобретенное слабоумие). По степени тяжести различают три формы олигофрении: идиотию, имбецильность, дебильность, о чем говорилось в главе о психическом развитии. Следует различать также глобарное (диффузное) или очаговое (лакунарное) слабоумие. У больных с глобарным слабоумием нарушения интеллекта выражены грубо, больные не могут использовать в своей деятельности прошлый опыт, знания; память у них грубо нарушается; в особенности трудным, практически невозможным является для таких больных приобретение нового опыта и знаний. Критика к своему состоянию у этих больных отсутствует. Выявляются также изменения личности больных, ее снижение. При лакунарном слабоумии интеллект нарушается частично, критика к своему состоянию остается сохранной, интеллектуальные процессы замедляются, отмечается умеренное снижение памяти. Эти формы слабоумия особенно часто наблюдаются в старческом и предстарческом возрасте в связи с поражением коры головного мозга, вызванным инволюционными процессами или сосудистой патологией. При этом для глобарного слабоумия характерно диффузное поражение, а для лакунарного — более ограниченные очаги поражения коры головного мозга. Большое влияние на степень и характер нарушения интеллекта, слабоумия оказывают различные психологические факторы. Уровень интеллектуального развития родителей, отношения между ними и, в свою очередь, отношение родителей к детям оказывают существенное влияние на их психическое развитие. Поэтому в случаях врожденной неполноценности мозга такое влияние может в положительных случаях стимулировать приобретение детьми навыков, опыта, знаний на основе компенсаторных возможностей сохранившихся областей головного мозга. С другой стороны, неблагоприятное влияние семьи может привести к значительной задержке интеллектуального развития даже в случаях сравнительно негрубой врожденной патологии мозга. Не следует забывать также, что анатомо-физиологические предпосылки снижения интеллекта могут усиливаться также трудностями адаптации к жизни современного общества с его динамичностью, частой сменой ситуаций, необходимостью принимать решения в очень ограниченное время. Больной с низким интеллектом зачастую не может приспособиться к современной жизни, это снижает его активность, вызывает невротические и психотические реакции, что, в свою очередь, способствует дальнейшему отставанию развития его интеллекта. Психологические факторы играют важную роль в формировании нарушений интеллекта не только при олигофрении, вызываемой врожденным недоразвитием мозга, но и в случаях приобретенного слабоумия, деменции. Эта форма слабоумия нередко развивается в старческом возрасте вследствие атеро-склеротического процесса. Здесь также такие факторы, как отношение членов семьи к заболевшему, помощь на производстве в приспособлении к работе в новых условиях и др., имеют большое значение.
ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЙ И ИНТЕЛЛЕКТА
Важные сведения об особенностях мышления можно получить в процессе беседы. Здесь следует обращать внимание на темп мышления, активность выполнения мыслительных операций. При ускорении мышления у больных последнее характеризуется повышенной отвлекаемостью, поверхностностью ассоциаций, легкостью переключения с одной темы на другую, «скачкой идей». В случае замедленности процессов мышления больные медленно переходят от одного суждения и умозаключения к другому, ассоциации возникают с трудом, переключение с одной темы на другую нарушается. Во время беседы с больными необходимо также выявить наличие навязчивых, сверхценных или бредовых идей, а также такие расстройства мышления, как разорванность, паралогии. Для изучения процессов отвлечения, абстрагирования целесообразно предъявлять поговорки и пословицы, выяснять понимание больным шуток, юмора. Особенности осуществления мыслительных операций выступают также при передаче содержания прочитанных вслух рассказов или книг, которые больные читали ранее. Понятийное мышление исследуется с помощью наборов реальных предметов или их изображений, предъявляющихся для классификации. Особенности понятийного мышления выявляются также в тех случаях, когда больные дают определения разным понятиям (транспорт, жидкость, мебель и т. п.). Эти опыты позволяют также выявить способность к суждениям и умозаключениям. Особые требования к процессам мышления предъявляют опыты с исследованием решения задач. Здесь требуется путем выдвижения ряда гипотез наметить последовательность решения. Последующие шаги являются фактически проверкой выдвинутых гипотез. При нервно-психических заболеваниях мыслительные процессы решения задач могут значительно затрудняться. Больные теряют способность, ознакомившись с условием задачи, наметить последовательность мыслительных операций, необходимую для решения задачи. Нередко значительные трудности для больных представляют даже простые задачи такого типа: «7 яблок и 3 груши стоят 50 коп. Одна груша стоит 5 коп. Сколько стоит одно яблоко?» При исследовании интеллекта больному задают ряд вопросов, направленных на выяснение его знаний в области политической жизни, литературы, истории, географии. Специальное внимание уделяется ответам больного о его возможном поведении в различных ситуациях, например при пожаре в театре, при несчастном случае на улице и т. п. Выясняется, как больной понимает смысл различных законов и норм поведения, а также пословиц и поговорок. Изучается способность больного устанавливать сходства и различия, давать определения понятий и т. д. Для оценки уровня интеллекта используются, таким образом, данные, полученные при исследовании мышления, а также памяти, речи, внимания. Для исследования интеллекта разработаны специальные стандартизованные наборы психологических проб (Бине — Симон, Векслер). На основании результатов исследований по этим пробам или тестам вычисляется так называемый интеллектуальный коэффициент (JQ). Этот коэффициент имеет известную привлекательность в том, что указывает в цифрах уровень интеллектуального развития испытуемого и, казалось бы, позволяет довольно точно и просто определить степень интеллектуального снижения или психического недоразвития у больных, взрослых и детей. Однако на самом деле имеется ряд трудностей и опасностей при пользовании интеллектуальным коэффициентом, так как коэффициент зависит от целого ряда факторов: культурного, образовательного уровня, отношения испытуемого к исследованию, его степени заинтересованности в результатах последнего и т. д. Поэтому наибольшее значение имеет не этот статистический показатель, а качественный анализ результат тов применения различных психологических проб. В особенности неоправданным является использование интеллектуального коэффициента для решения таких важных вопросов, как признание у ребенка наличия дебильности с соответствующим переводом во вспомогательную школу и т. п.
Контрольные вопросы
1. Что называется мышлением? 2. Приведите пример, показывающий опосредованный характер мышления. 3. Каково взаимоотношение между речью и мышлением? 4. Перечислите основные виды мыслительных операций. 5. Что такое «анализ» и «синтез»? 6. Что такое «обобщение» и «абстракция»? 7. Что называется классификацией? 8. Расскажите о нарушениях операций абстракции и конкретизации. 9. Что такое понятие и чем оно отличается от представления? 10. Что вы знаете о связи понятий со словами? 11. Расскажите о конкретных и абстрактных понятиях. 12. Приведите пример нарушений понятийного мышления. 13. Дайте определение суждения и умозаключения. 14. Что такое «индукция» и «дедукция»? 15. В чем особенности паралогического и «разорванного» мышления? 16. Расскажите о навязчивых, сверхценных и бредовых идеях. 17. Что такое интеллект? 18. Опишите основные формы нарушения интеллекта. 19. Что вы знаете о влиянии психологических факторов на особенности интеллектуальных нарушений? 20. Дайте характеристику основных методов исследования мышления и интеллекта
Речь в норме и патологии Язык — это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли. Речь — это процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь — специфически человеческая форма деятельности, использующая средства языка. Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает языком этой среды. В своей речи при взаимном общении люди выражают с помощью языка мысли и чувства. В процессе речевого общения на протяжении многих поколений создаются различные национальные языки. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. У животных также имеется способность издавать звуки, используемые в качестве средства общения. Так, обезьяны, живущие стадами, издают до 40 звуков, имеющих сигнальное значение. Они подают сигналы опасности, агрессии, ориентировочные и др. Умение издавать звуки, имеющие сигнальное значение, было обнаружено в последние годы при изучении поведе<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.107 (0.017 с.) |