Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие психики и человеческого сознания. Психика и мозгСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Определенную роль в развитии психики играют наследственные факторы и врожденные свойства, В последние годы генетика (учение о наследственности) получила новые данные о носителях наследственных свойств. Ими оказались нуклеиновые кислоты, содержащиеся в ядрах половых клеток: рибонуклеиновая (РНК) и дезоксирибонуклеиновая (ДНК) кислоты. Некоторые данные получены генетикой и относительно наследования психических особенностей (темперамента, способностей и др.). Для этого применяются специальные методы: изучение семейств с многочисленными поколениями, метод близнецов и др. Картина развития психики может быть получена лишь при условии тщательного изучения истории жизни человека — взаимодействия его личности с окружающей действительностью. Пороки воспитания и обучения, неправильное питание, перенесенные болезни, интоксикации, травмы физические и психические создают основу (в комбинации с врожденными задатками) нарушения процессов психического развития. Эти нарушения разнообразны. Большую группу составляют задержки психического развития. Задержка психического развития в результате врожденного или перенесенного в раннем детстве заболевания называется олигофренией. Другая группа — психопатии. К психопатиям относятся аномалии личности, дисгармонии психики, возникающие главным, образом вследствие неблагоприятных условий внутриутробного развития плода. Психопатии — патологическое развитие личности, дисгармония психических свойств человека. При психопатиях наиболее выражены эмоционально-волевые нарушения (нередко при достаточном и даже выдающемся интеллекте). Психопатии часто определяют как патологию характера. Психическое недоразвитие бывает различных степеней. Идиотия (в переводе с греческого — тайный, странный)— самая тяжелая степень недоразвития. Речь у таких людей не развивается, отсутствует способность к самообслуживанию; они неопрятны, бывают агрессивными или тупыми, вялыми. Имбецильность (с латинского — нуждающийся в опоре) — средняя степень недоразвития психики. Речь имбецилов бедна, ограничена конкретными названиями предметов и необходимыми глаголами; двигательная сфера в общем развита удовлетворительно, но тонкие движения удаются плохо. Имбецилы, как правило, не умеют читать, пишут лишь отдельные слова, счет у них не развивается дальше первого десятка чисел. Они могут быть приучены к опрятности, а также приспособлены к несложной работе, однако под постоянным контролем и наблюдением. Дебильность (с латинского — слабость) — легкая степень олигофрении. Дебилы характеризуются довольно развитой речью, однако абстрактное мышление им малодоступно. Нередко у дебилов наблюдаются хорошие и даже выдающиеся счетные способности. Дебилы отличаются отсутствием собственной инициативы, способности к творчеству; они склонны к подражанию и копированию других людей. Дети, страдающие дебильностью, обучаются в специальных вспомогательных школах. Причины олигофрении выяснены еще не полностью. Играют роль наследственные моменты, а также поражение плода во внутриутробном периоде (сифилис, другие инфекционные заболевания, особенно вирусные, алкоголизм, механические травмы, недоедание и пр.), травмы и асфиксия плода во время родов, несовместимость крови матери и плода, заболевания раннего детского возраста. Некоторые формы олигофрении возникают в результате поражения нервной системы плода токсоплазмами (токсоплазмоз), при заболеваниях эндокринных желез — гипофиза, щитовидной железы и других (кретинизм, микседема и др.), при нарушениях биохимических процессов в организме (фенилпировиноградная олигофрения). Психопатии отличаются большим разнообразием. Некоторые исследователи (И. Ф. Случевский, О. В. Кербиков) строили классификацию психопатий в соответствии с учением И. П. Павлова об общих и специально человеческих типах высшей нервной деятельности и с учетом соотношения сигнальных систем. Окончательно вопрос о классификации психопатий еще не решен. Мы укажем лишь некоторые формы. Возбудимые, эмоционально лабильные психопаты характеризуются крайней неустойчивостью эмоций, быстрой сменой настроения, неадекватностью эмоциональной реакции силе полученного раздражения. Некоторым психопатам свойственны постоянно повышенное настроение, двигательное оживление, усиленная деятельность, которой, однако, не хватает целенаправленности и последовательности. Истероидные психопаты отличаются яркой эмоциональностью, стремлением играть в обществе ведущую роль или хотя бы привлечь к себе внимание. Отсюда театральность этих психопатов, эгоцентризм, лживость, склонность к мистификации. Истероидные психопаты обычно повышенно внушаемы. При абулической (абулия — снижение волевых качеств, ослабление воли) психопатии наблюдается патологически выраженное безволие, вялость, нерешительность. Обломов из одноименного романа И. А. Гончарова — яркий пример абулической личности. Астеническим (астения — истощение, слабость), сензитивным психопатам свойственны повышенная утомляемость, невыносливость к сильным внешним воздействиям, раздражительность. У сензитивных (чувствительных) психопатов часто возникает страх перед людьми, боязнь общества, публичных выступлений и пр. Сексуальные, извращенные психопаты характеризуются глубоким нарушением развития полового влечения. К таким психопатам относятся гомосексуалисты (испытывающие влечение к лицам того же пола), садисты, мазохисты (удовлетворяющие половое влечение, причиняя боль сексуальному партнеру или самому себе), фетишисты (удовлетворяющие влечение с помощью какого-либо предмета — фетиша) и др. Онанизм (мастурбация) в огромном большинстве случаев к проявлениям психопатии не относится.
СОЗНАНИЕ И ЕГО РАССТРОЙСТВА
Сознание — это высший уровень психической деятельности, проявляющийся способностью отдавать себе ясный отчет об окружающем в настоящем и прошлом времени, позволяющий предвидеть будущее и управлять, в соответствии с этим, своим поведением. Сознание — высшая форма отражения действительности, присущая только человеку, наиболее высокий продукт общественно-трудового развития. В понятие сознания входит как знание, «осознавание» объектов внешнего мира, так и отношение человека к осознаваемым объектам. Сознание человека характеризуется целостностью и единством. Попытки локализовать сознание в каких-либо специальных отделах мозга не дали результата. В то же время некоторые части головного мозга имеют непосредственное отношение к поддержанию «уровня бодрствования», который имеет отношение к ясности сознания (ретикулярная формация мозгового ствола и др.). В медицинской психологии большое значение имеет проблема сна и бодрствования. Сон — физиологическое, нормальное состояние, в котором сознание человека отсутствует полностью или частично. О полном отсутствии сознания мы часто не можем говорить, учитывая наличие сновидений, а также возможность восприятия речи во время естественного сна. Глубина сна бывает различной не только у разных людей и в разные дни, но и в течение одной ночи. Есть несколько типов нарастания глубины сна. У одних людей вечером наступает быстрое засыпание и развивается глубокий сон в первую половину ночи. Во вторую половину ночи и к утру сон становится поверхностным. У других людей наибольшая глубина сна наступает лишь к середине ночи или во второй ее половине. Существуют научные объективные методики, которые помогают определить глубину и качественные особенности сна. К ним относятся электроэнцефалография (запись биотоков мозга с помощью специальной аппаратуры), актография (запись движений тела или конечностей исследуемого во время сна) и ряд других. Сновидения представляют собою психофизиологическое явление, свойственное и здоровому человеку. Они возникают обычно при неглубоком сне. Их содержание отражает как прежние впечатления и переживания человека, так и искаженно воспринимаемую информацию во время сна (например, капание холодной воды на одного испытуемого вызвало сновидение о том, что идет снег, ему холодно, он замерзает). В формировании содержания сновидений могут принимать участие интероцептивные ощущения (ощущения со стороны внутренних органов — сердца, желудка, кишечника и др.). Болезненные изменения сна выражаются обилием так называемых «кошмарных» сновидений (вызывающих реакцию страха). Понятие о сознательном и бессознательном. Большинство психических процессов ясно осознается человеком. Так, он осознает окружающие предметы, явления, их связь между собой, последовательность событий во времени, собственную личность и т. д. Ясность сознания соответствует павловскому пониманию тонуса коры или современному термину «уровень бодрствования». Однако не все психические процессы находятся в области ясного сознания; иначе говоря, не все психические процессы полностью осознаются человеком. Советские ученые изучили механизмы субсензорных процессов, не доходящих до сознания. Хотя эти процессы связаны с восприятиями, не осознаваемыми человеком, они реально существуют, что может быть доказано возможностью образования условных рефлексов с участием этих подпороговых раздражений. Расстройства сознания. При различных психических заболеваниях могут наблюдаться нарушения сознания. Кроме психических заболеваний, имеется еще целый ряд воздействий, вызывающих расстройства сознания. К ним относятся травмы черепа и мозга, интоксикации, сильные психические потрясения, многие инфекционные заболевания, протекающие со значительным повышением температуры (сыпной тиф, малярия, пневмония и др.). Расстройства сознания могут длиться от нескольких секунд (обморок, малый эпилептический припадок) до нескольких недель и даже месяцев (сумеречное состояние сознания, амбулаторный автоматизм, истерическая летаргия и др.). Различают выключение сознания различной глубины и качественные изменения сознания. Расстройства сознания по типу выключения его следующие (от легчайших до наиболее глубоких): обнубиляция, сомноленция, оглушение, сопор, кома. Обнубиляция (от латинского слова nubes — облако)— самое легкое нарушение сознания. Сознание на несколько секунд или минут как бы затуманивается, заволакивается легким облачком. Ориентировка в окружающем не нарушается, амнезии после обнубиляции нет. Сомноленция (лат.— сонливость) — более длительное (часы, дни) сонливое состояние, похожее на дремоту. Больной постоянно находится в легком дремотном состоянии. Ориентировка не нарушена, и амнезии не бывает. Оглушение — более глубокое расстройство сознания. Обычно выделяют три степени его: 1) легкое оглушение — больной сонлив, медленно и мало говорит, жалуется на тяжесть в веках, усталость, желание спать; 2) оглушение средней выраженности — сонливость более глубокая, больной сам не говорит, но на вопросы отвечает, хотя и со значительной задержкой; будучи предоставлен самому себе, почти все время лежит с закрытыми глазами; 3) глубокое оглушение — больной спит, с большим трудом на короткое время его можно вывести из этого, состояния энергичными окликами и встряхиванием, на вопросы отвечает с очень большой задержкой, односложно. Если больного оставить в покое, он сразу же погружается в прежнее состояние. Сопор (или сопорозное состояние) — больной не отвечает ни на какие радражители (словесные, тепловые и др.), кроме сильных болевых. В ответ на укол наблюдается рефлекторное движение рукой или ногой. Кома (или коматозное состояние) — полное выключение сознания. Из качественных изменений сознания отметим следующие. Делирий (делириозное состояние) — нарушение ориентировки в месте, времени и окружающей обстановке, но сохранение ориентировки в собственной личности. Двигательное возбуждение, наплыв зрительных и слуховых галлюцинаций, обычно устрашающего характера. Состояние страха, реакции обороны и бегства. После окончания делириозного состояния у больного сохраняется воспоминание о пережитом. Типичный пример делирия — алкогольная «белая горячка». Аменция (аментивное состояние) — более глубокое и стойкое расстройство сознания, чем делирий. При нем нарушается ориентировка и в окружающем, и в собственной личности. Наступает состояние растерянности, затруднение осмышления окружающего. Аменция протекает более длительно, чем делириозное состояние (несколько недель). После окончания аментивного расстройства сознания воспоминания о нем не сохраняется (амнезия). Онейроид (онейроидное или сноподобное состояние). Состояние двигательной заторможенности с погружением в мир фантастических сновидений или грез. Характерны фантастические сноподобные переживания — космические полеты, жизнь на других планетах и звездах, сошествие в ад, необыкновенные ландшафты и пр. Воспоминания о пережитом частично сохраняются. Онейроидные расстройства наблюдаются при некоторых инфекциях, шизофрении. Сумеречное состояние характеризуется резким сужением сознания, при котором посторонние впечатления либо совсем не доходят до сознания, либо доходят не полностью. Внимание больного направлено лишь на один какой-либо предмет. Внешне поведение и реакции больного остаются упорядоченными, однако часто он производит впечатление глубоко погруженного в свои мысли, отгороженного от окружающего. Могут быть устрашающие галлюцинации, обусловливающие внезапные, немотивированные и опасные для окружающих поступки (бегство, нападение). Сумеречное состояние длится от нескольких минут до нескольких дней, всегда начинается и кончается внезапно. О пережитом во время сумеречного состояния больной не сохраняет никаких воспоминаний (полная амнезия). Типичные примеры: эпилепсия, патологическое опьянение, органические заболевания головного мозга. Состояния амбулаторного автоматизма. Сюда относятся случаи снохождения (сомнамбулизм, лунатизм) и транса — особого изменения сознания, которое может продолжаться неделями и месяцами. В состоянии транса больной может совершать целенаправленные действия, например путешествовать. Однако, внезапно выйдя из такого состояния, больной не может отдать себе отчета, почему он оказался в данном месте и что он собирался делать. Расстройства сознания собственной личности. Расстройства этого рода называются деперсонализацией. Больному может казаться, что его тело изменилось, стало очень большим или очень маленьким, руки стали очень длинными, они достают до земли, голова изменила свою форму и т. д. Больной может перестать ощущать часть своего тела как принадлежащую лично ему, он может ощущать лишнюю часть тела (например, третью руку). Близко к этому расстройство, которое называется «бред двойника» — больной ощущает, что его тело раздвоилось, он сознает себя двойным.
ПСИХИКА И МОЗГ
Вопрос о взаимоотношениях психики и мозга решается в советской науке на основе положений марксизма-ленинизма о том, что материя первична, а психика вторична. Мозг и психика едины, но не тождественны: являясь продуктом мозга, психическое не может быть отождествлено с ним. Советская общая и медицинская психология изучают мозг и психику в единстве. При изучении головного мозга человека необходимо учитывать особенности психики как функции мозга. С другой стороны, научное изучение психики может быть основано только на понимании ее как функции или свойства мозга. Советские ученые выступают с критикой попыток стоящих на идеалистических позициях зарубежных ученых оторвать психику от мозга и не соглашаются также с представлениями ученых, находящихся на позициях эклектического дуализма и рассматривающих мозг и психику как независимые и отделенные друг от друга категории. Советская наука исходит из положений философии диалектического материализма о том, что психика является высшим продуктом особым образом организованной материи. Головной мозг является органом отражения объективной действительности и взаимоотношения организма с окружающей средой. Отражение осуществляется в процессе деятельности человека и лежит в основе ее. Одним из важнейших вопросов при изучении мозга и психики с этих позиций является вопрос о локализации функций в мозгу, т. е. вопрос о характере зависимости различных психических процессов от деятельности мозга. Изучение проблемы локализации психических функций в мозгу человека имеет большое теоретическое и практическое значение. Эта проблема является важной для ряда разделов клинической медицины, включая психиатрию и неврологию. В особенности большое значение она имеет в нейрохирургической клинике. Советская наука при изучении проблемы локализации психических функций исходит из принципов динамической локализации, выдвинутых И. П. Павловым и его школой. Эти принципы направлены против двух крайних точек зрения в понимании проблемы локализации: эквипотенциализма и узкого локализационизма. Согласно концепции эквипотенциализма, развивавшейся рядом видных ученых за рубежом, различные участки коры головного мозга тождественны по функции. Поэтому при поражении мозга важна не локализация нарушений, а количество, объем пораженного мозгового вещества. С другой стороны, приверженцы концепций узкого локализационизма относят отдельные психические процессы целиком к какому-либо одному небольшому участку мозга. Они считают, что особенности нарушений психики могут полностью определяться местом расположения, локализацией болезненного процесса в головном мозгу человека. Учение о динамической локализации преодолевает недостатки как эквипотенциализма, так и узкого локализационизма. И. П. Павлов выдвинул представление об анализаторах — системах анализа и синтеза раздражений, поступающих в мозг человека из внешнего мира и внутренней среды организма. В каждом из анализаторов — зрительном, слуховом, кожно-кинестетическом и двигательном, обонятельном, вкусовом — имеются периферические и корковые отделы. При этом в корковом конце анализатора различаются ядерная зона и рассеянные элементы. В частности, ядерная зона зрительного анализатора расположена в коре затылочной области, слухового и обонятельного — в коре височной области и т. д. Рассеянные же элементы каждого анализатора находятся в разных областях коры головного мозга. Благодаря деятельности рассеянных элементов поражение ядерной зоны анализатора не может привести к полному выпадению деятельности этого анализатора, как предполагают сторонники узкого локализационизма. Возникновению нарушений психических функций препятствует также наличие взаимодействия между различными анализаторами. Важное место в теории динамической локализации занимает понятие функциональной системности, развиваемое советскими учеными П. К. Анохиным, Н. И. Гращенковым, А. Р. Лурия, М. С. Лебединским, В. Н. Мясищевым и др. Согласно этим представлениям, психические функции, например речь, обеспечиваются деятельностью в мозгу человека единой функциональной системы, отдельные части которой локализованы в различных участках головного мозга человека, начиная с корковых отделов и кончая стволом. Узколокализованное поражение одной из частей такой функциональной системы не может поэтому вывести ее полностью из строя, так как сохранные части этой системы продолжают функционировать, компенсируя в известной мере возникшие нарушения. Тем не менее, поражение отдельных участков функцио; нальной системы вызывают все же определенные расстройства психических процессов, что свидетельствует против концепции эквипотенцнализма о тождественности функций разных участков полушарий мозга. Так, поражение стволовых отделов мозга вызывает нарушения речи в виде ее неясного, нечеткого, смазанного произношения, получившие название дизартрии. В то же время поражение коры определенных отделов (лобно-теменно-височных) в левом полушарии головного мозга приводит к нарушению формирования слов и предложений, называемых афазиями. Каждый из участков мозга принимает различное участие в деятельности речевой функциональной системы, обеспечивая вместе с тем единство психических процессов. Важное значение имеет также известная многозначность в деятельности каждого из участков мозга, их взаимозаменяемость. Так, на рис. показаны небольшие очаги поражения в задних отделах нижней лобной извилины левого полушария головного мозга, которые вызывают лишь преходящую афазию. Если же поражение распространяется на прилегающие отделы нижних центральных извилин, возникает стойкое расстройство речи. Участки мозга в нижних отделах центральных извилин осуществляют замену деятельности пораженной части речевой функциональной системы. Поэтому стойкая афазия развилась в данном случае лишь при более обширном поражении, захватившем также и указанный участок коры головного мозга. Вместе с тем расстройство речи, возникающее и при этом более обширном поражении, не является полным, так как остается сохранной деятельность частей речевой системы, связанных с функционированием коры в задних отделах теменно-височной области, и т. д. Следовательно, принципы динамической локализации означают поэтапность локализации, известную возможность замены в обеспечении того или иного психического процесса одних участков мозга другими, вовлечение мозговых систем во вновь возникшие формы психической деятельности.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы определяют развитие психики? 2. Что такое олигофрения? Назовите и кратко охарактеризуйте основные степени олигофрении. 3. Что такое психопатия? Назовите и дайте краткую характеристику основных видов психопатий. 4. Что такое сознание? 5. Какие процессы в организме обусловливают состояние сна и сновидения? 6. Что такое сознательные и бессознательные процессы? 7. Перечислите расстройства сознания по типу его выключения. 8. Расскажите о делириозном и аментивном состояниях сознания. 9. Расскажите об онейроидном и сумеречном состояниях сознания. 10. Как в советской материалистической психологии рассматриваются вопросы взаимоотношения психики и мозга? 11. Что такое эквипотенциализм и узкий локализационизм? Расскажите, как учение И. П. Павлова о динамической локализации критикует эти взгляды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.011 с.) |