Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоции и их болезненные измененияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эмоции представляют собой одну из важнейших сторон психических процессов, характеризующих переживание человеком действительности. Эмоции человека можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Эмоциональные реакции характеризуются отчетливой связью возникших переживаний с внезапными обстоятельствами, их вызвавшими. Кратковременно и особенно сильно выраженные эмоциональные реакции называют аффектами. Состояние физиологического аффекта (внезапно возникшего сильного душевного волнения) отличается от аффекта патологического. Последний характеризуется тем, что человек утрачивает способность руководить своими поступками и отдавать отчет в своих действиях, не помнит о том, что он делал после того, как этот аффект проходит. В патологическом аффекте гнева человек может совершить преступление, вплоть до убийства лица, вызвавшего у него такой аффект; в состоянии же аффекта тоски — способен нанести себе тяжелые повреждения или покончить жизнь самоубийством. Болезненные аффективные реакции возникают обычно не у здоровых людей, а, как правило, у психопатов, лиц, страдающих невротическими состояниями и некоторыми психозами. Однако, отмечая факт снижения уровня самообладания и сознательности при эмоциях, необходимо подчеркнуть, что во многих случаях напряжение эмоций способствует творческой работе, например при увлечении чем-либо, при вдохновении. Характер эмоциональных реакций, способность владеть ими во многом зависят от особенностей личности человека. Эмоции поддаются воспитанию и перевоспитанию. Большое диагностическое и терапевтическое значение в клинике имеют различные виды снижения, притупления эмоциональности. При этом обнаруживается более или менее выраженное безразличие по отношению ко всем явлениям жизни. Состояние апатии — общего эмоционального притупления — встречается при различных заболеваниях. Как правило, апатия отмечается у лиц с недостаточной функцией щитовидной железы. Особенно ярко эмоциональная тупость проявляется при шизофрении. Больной, отношение которого к членам семьи до начала заболевав ния характеризовалось любовью и привязанностью, становится к ним безразличным, утрачивает интерес к окружающему. Эмоциональное состояние. Среди разнообразных эмоциональных состояний можно выделить настроение как эмоциональное состояние человека в данное время. Настроение может быть веселым, грустным, печальным и т. п. Примером заболевания, при котором обнаруживается изменение эмоционального состояния, является маниакально-депрессивный психоз. Для этого заболевания характерна смена двух фаз. При маниакальной фазе, наряду с другими нервно-психическими нарушениями, отмечается радостное, патологически повышенное настроение, так называемая эйфория. Все окружающее воспринимается больными в радужных, светлых тонах. В маниакальной фазе наблюдаются не только изменение эмоций, но и изменения познавательных процессов, мышления. Возникают бредовые идеи, связанные с переоценкой личности. Больные утверждают, что они необыкновенно талантливы, гениальны, совершили выдающиеся научные открытия. При депрессивной фазе изменение эмоционального состояния имеет противоположную направленность и характеризуется как меланхолическое (депрессивное). Для него в особенности характерны мрачные оценки прошлого и настоящего, пессимистические взгляды на будущее. Бредовые идеи, которые возникают в связи с меланхолическим состоянием, — это идеи самообвинения, самоуничижения, греховности. При психических и нервных заболеваниях нередко отмечаются состояния тревоги и страха, раздражительности и тоски. Существуют также эмоциональные состояния радости и горя. Для первого характерно повышение психической и двигательной активности, для второго — их резкое торможение. В психологической литературе Запада широко пользуются понятием фрустрации. Под этим состоянием понимают кратковременное замешательство, вызванное собственной неудачей в выполнении задания, упреками окружающих. Для исследования фрустрации Розенцвейг предложил специальный тест. Испытуемый должен оценить ситуацию, которая представлена в 24 рисунках типа карикатур, на которых изображены сцены фрустрации. Определение состояния фрустрации возможно и на основании клинического наблюдения и опроса. Эмоциональные отношения характеризуют эмоциональную избирательность или связь эмоций определенного характера с определенными лицами, объектами или процессами. Основными эмоциональными отношениями являются: любовь, привязанность, страсть, с одной стороны, и вражда, неприязнь, ненависть — с другой. К эмоциональным отношениям относятся также такие понятия, как уважение и преданность или презрение и пренебрежение, доверие или недоверие. В психологии эмоциональные отношения обычно называют чувствами. Так принято говорить о чувствах любви, ненависти. На фоне чувства, например, любви могут сменяться различные эмоции: печаль, радость и др. Иногда говорят о витальных чувствах, относя к ним страх смерти, иногда переживания собственного здоровья или болезни. Эмоциональные отношения имеют динамику, они возникают, могут достигать величайшей напряженности и постепенно угасать. Любовь, начиная с интереса и симпатии, может перейти в страстное увлечение, затем в привязанность, может закончиться охлаждением или даже перейти в неприязнь и враждебность. Нарушение эмоциональных отношений может быть источником тягостных патогенных переживаний, приводящих порой к болезненным состояниям, и этим обусловливается их медицинское значение. Так, измена, разочарование в близком человеке, сопровождающиеся выраженным эмоциональным напряжением, могут быть причиной возникновения таких психогенных заболеваний, как неврозы. Недоверчивое, завистливое, враждебное отношение к людям может перерасти в процессе патологического развития в бред преследования. С другой стороны, сама болезнь может привести к нарушению эмоциональных отношений. В психиатрической клинике большое значение имеет понятие аутизма. Для больного с состоянием аутизма характерно нарастающее равнодушие, безразличие к людям, которые до этого были близки и дороги, равнодушие к своим обязанностям, замкнутость и отгороженность от внешнего мира.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ
Среди множества различных видов и оттенков эмоций у человека издавна выделяются 4 основных — эмоции гнева, радости, тоски и страха. Все они сопровождаются выраженными телесными изменениями, в частности изменениями обмена веществ, дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, мышечного тонуса и другими физиологическими и биохимическими проявлениями. Установление связи эмоций с состоянием организма явилось источником широко известных психо-физиологических теорий эмоций (П. Джемс, Г, Ланге и др.). Так, П. Джемс считал, что эмоции вызываются изменением некоторых органов по формуле: нам грустно, оттого что мы плачем, а Г. Ланге считал, что эмоции вызываются изменениями в сосудах: расширением или сужением их в различных частях тела. Будучи направленными против идеалистического понимания эмоций, исследования П. Джемса и Г. Ланге несомненно сыграли определенную положительную роль. В настоящее время хорошо известно, что эмоции не только способны вызвать разнообразные сдвиги в организме, но и сами могут быть обусловлены телесными нарушениями. Так, выраженный страх при таком заболевании сердца, как стенокардия («грудная жаба»), или тоска у депрессивных больных могут не иметь внешней причины, не относиться к какому-либо определенному событию, а зависеть лишь от изменений в организме. Изучению мимической стороны эмоций (отражению эмоциональных состояний на лице человека) посвятили свои работы Ч. Дарвин, В. М. Бехтерев и др. При исследовании эмоций большое значение имеет учет вегетативных реакций. Хотя нервная система человека в своей деятельности является единой, ее разделяют, в значительной степени условно, на две основные системы: соматическую, устанавливающую взаимоотношение организма с внешней средой, и вегетативную — регулирующую главным образом внутренние процессы организма, в том числе биохимическую динамику. Вегетативная нервная система представлена двумя отделами — симпатическим и парасимпатическим. При возбуждении симпатического отдела выделяются адреналиноподобные вещества, прежде всего адреналин и норадреналин. Возбуждение парасимпатического отдела приводит к появлению в крови ацетилхолина и других парасимпатически активных веществ. Многочисленными исследованиями была установлена определенная зависимость между эмоциональными и вегетативными реакциями. Известный физиолог Кеннон первый показал, что при эмоциях повышается уровень адреналина в крови. Он обнаружил значительные изменения деятельности внутренних органов и состава крови при эмоциях боли, голода, страха, ярости. При состояниях страха повышается прежде всего тонус симпатической нервной системы, возникает состояние, называемое симпатикотонией, которая характеризуется блестящими выпуклыми, с широкими зрачками глазами, бледностью, «гусиной кожей», учащением сердцебиения, повышением кровяного давления, сухостью во рту, холодным потом. В крови нарастает содержание адреналина, норадреналина и других симпатически активных веществ. В настоящее время установлено, что положительные и отрицательные эмоции сопровождаются совершенно определенными вегетативными и биохимическими изменениями. Полученные данные убедительно свидетельствуют о том, что в соотношении эмоций и вегетативных реакций играет роль не простое усиление эмоциональных реакций, а преломление их через особенности личности и систему ее отношений. При состояниях эмоционального напряжения у лиц с экспансивным психологическим типом (склонных к отреагированию эмоций во вне) не происходит существенного увеличения адреналина и норадреналина в крови. У импрессивных же (с тенденцией к задержке внешнего разряда эмоций) выявляется значительное увеличение адреналина и норадреналина. При острой травмирующей, особо значимой ситуации у импрессивных отмечается повышение тонуса главным образом симпатического отдела вегетативной нервной системы (повышение содержания в крови адреналина и норадреналина). В то же время при длительной травмирующей ситуации и астеническом фоне отмечено преимущественное повышение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, увеличение содержания в крови парасимпатически активного вещества — гистамина (Б. Д. Карвасарский). Исследования больных неврозами показали, что в состоянии страха возрастает концентрация адреналина в крови, а в состояниях гневного раздражения или тревоги резко возрастает содержание и адреналина, и норадреналина. Наоборот, такие эмоции, как грусть, тоска, сопровождались отчетливым снижением содержания адреналина и норадреналина (А. И. Гошев и В. К. Мягер). Чрезвычайно важными являются исследования В. М. Бехтерева, Шерингтона, Кеннона и др., указавшие на связь эмоций с состоянием головного мозга и его различных отделов. Огромное значение приобрели исследования И. П. Павлова и его школы по изучению условных рефлексов у собак. Экспериментальные неврозы у собак как болезненные изменения высшей нервной деятельности в связи с непосильно трудными для животного задачами, изученные И. П. Павловым, получили широкое признание. Исследования, посвященные изучению роли подкорковых областей головного мозга, вегетативной нервной системы, проведенные нашими и зарубежными учеными, подтвердили сформулированное И. П. Павловым и Л. А. Орбели положение о том, что подкорковая область мозга является центральной анатомической базой эмоций или сложных безусловных рефлексов. В экспериментах на животных было показано, что эмоции можно вызывать у животных с полностью удаленной корой. Эти проявления аффектов гнева и страха были названы «мнимой яростью». В сущности, это были настоящие эмоциональные реакции, лишенные, однако, той пластичности и приспособительного значения, которые характеризуют животных с нормальным мозгом. В последние годы привлекли к себе внимание работы нейрофизиологов Олдса, Дельгадо и др., установивших весьма своеобразные явления у животных, свидетельствующие о положительной и отрицательной реакциях животного при раздражении определенных участков головного мозга. Авторы вживляли электроды в различные участки головного мозга крыс, кроликов, кошек, собак, обезьян и дельфинов. Животные могли нажимать на педаль аппарата, причем замыкался ток, и они получали электрическое раздражение в участке мозга, в котором находился электрод в данный момент. Вскоре у животных устанавливалась связь между нажимом на педаль и соответствующим раздражением в мозгу. Обнаружилось, что при определенных локализациях электродов животные начинают усиленно стремиться к получению раздражения, многократно нажимая на педаль. Было также показано, что у животных имеется область мозга, раздражения которой они избегают. Эти факты указывали на то, что в мозгу животного имеются области мозга, которые способны формировать различные эмоциональные состояния. Исследования, проведенные у человека при лечебных нейрохирургических операциях, подтверждают эти данные, значение которых для физиологического понимания эмоций очевидно. Важная роль в исследовании эмоций принадлежит анамнестическому методу — изучению эмоциональных реакций в процессе жизни больного — и клиническому наблюдению за поведением больного. Для объективного учета степени выраженности эмоциональных реакций особенно широко используется запись кожно-гальванического рефлекса. Современная психо-физиологическая техника позволяет исследовать влияние эмоций на различные физиологические показатели. На рис. приведена запись биотоков мозга, электрокардиограммы, дыхания и кожно-гальванического рефлекса у больной истерией в ответ на безразличное слово «воздух» и эмоционально значимое слово «Коля» (имя мужа). При этом выявляются более выраженные и более длительные реакции на эмоционально значимое слово.
ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Эмоциональные реакции проходят, но оставляют определенный след в форме их условнорефлекторной временной связи с ситуацией, в которой они возникли. Неоднократные повторения реакций упрочивают этот след. Так, повторная эмоциональная реакция страха создает пугливость и робость как черту характера. Повторный гнев может привести к образованию таких черт, как гневливость и раздражительность. С особенностями характера связан вопрос о причинах возникновения эмоций и их болезненных проявлений у человека. Совершенно очевидно, что у человека, в отличие от животных, у которых основное значение имеют биологические моменты, решающая роль в возникновении эмоций принадлежит особенностям личности, сформированной определенными социально-историческими условиями. Этим обусловлено возникновение у человека только ему одному присущих эмоций, связанных с идеологией, моралью, общественной жизнью, трудом, эстетическими потребностями. Таковы эмоции стыда, восторга, раскаяния и др. Эмоции и их особенности могут играть решающую роль в возникновении психогенных, как психических, так и телесных нарушений. Так, например, человек морально чувствительный будет страдать от нарушения окружающими или им самим моральных требований. У активного это выразится гневным протестом, у человека со слабой нервной системой это проявится в мучительных переживаниях, которые могут привести к неврозу или к резкому снижению настроения, как это отмечалось при реактивной депрессии. В процессе терапии, в особенности психотерапии различных форм неврозов, большое значение приобретает учет эмоциональных факторов и их использование. Угашение отрицательных и воспитание положительных эмоций является одной из основных задач психотерапии. Воспитание эмоций, укрепление самообладания, обеспечение гармонического соотношения эмоций с интеллектом и волей являются также чрезвычайно важными в профилактике различных заболеваний и в психогигиене.
Контрольные вопросы
1. Что такое эмоции? Укажите основные их виды у человека. 2. Что понимают под эмоциональными реакциями, чем отличается патологический аффект от физиологического? 3. Приведите пример заболевания, для которого характерно яркое изменение эмоционального состояния. 4. Что такое состояние апатии и эмоциональной тупости, для каких заболеваний они особенно характерны? 5. Что такое эмоциональные отношения? Укажите основные эмоциональные отношения человека. 6. К чему приводит нарушение эмоциональных отношений? 7. Что такое аутизм, какие эмоциональные сдвиги для него характерны? 8. Какие вегетативные и биохимические изменения возникают под влиянием эмоций? 9. Каково значение эмоций и их воспитания в формировании личности человека и в профилактике различных заболеваний?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.253 (0.011 с.) |