Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ощущение, восприятие и их нарушенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ощущением называется простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при непосредственном воздействии в данный момент материальных раздражителей на органы чувств. При помощи ощущений мы узнаем о вкусе, цвете, тяжести, температуре окружающих нас предметов, о свойствах их поверхности (шероховатость, гладкость), о звуках, которые они издают. Мы ощущаем также изменение в нашем собственном теле: положение и движение отдельных его частей, состояние внутренних органов (боль, неприятные ощущения и т. д). Ощущения — начальный источник, первая ступень познания, всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле. «Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». На основе ощущений формируется восприятие. Но если ощущение есть отражение только отдельных свойств предметов и явлений материального мира, то восприятие всегда имеет целостный характер и отражает различные свойства в их совокупности. Восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков. При восприятии, например, легкового автомобиля, едущего по улице, мы получаем не отдельные изолированные ощущения, а целостные зрительные и слуховые образы автомобиля с присущими ему признаками: формой, величиной, цветом, особенностями движения, характерным звучанием и т. д. Важную роль в процессе восприятия играет прошлый опыт человека. На основании своего жизненного опыта человек может узнать ряд предметов и явлений: животных, предметы домашнего обихода, орудия производства, явления природы и др. При этом целостный характер восприятия, опора на выделение существенных признаков позволяют человеку узнавать такие предметы и явления, которые несколько отличаются от образцов, воспринимавшихся им ранее. Если человеку показать, например, изображение собаки неизвестной для него породы, он, тем не менее, легко узнает, что это собака, хотя и необычной формы или окраски. Зависимость восприятия от жизненного опыта человека, его образования, воспитания, профессии, потребностей и мотивов приводит к тому, что полнота и точность восприятия одних и тех же предметов и явлений могут отличаться у разных людей. Восприятие, будучи, как и всякий процесс познания, отражением материального мира, зависит и от особенностей личности воспринимающего субъекта, его прошлого опыта, знаний, интересов. Особенности личности и организма, потребности и мотивы восприятия, побуждения оказывают влияние на процесс восприятия, выделяя наиболее важные для воспринимающего человека стороны, качества и особенности объекта восприятия. Так же, как и ощущение, возникающее восприятие есть вместе с тем отражение того, что существует объективно, независимо от субъекта. Ощущение и восприятие являются субъективным образом объективного мира. Признание влияния особенностей воспринимающего субъекта на ощущения и восприятия не означает, однако, что может быть принято субъективно-идеалистическое учение, утверждающее, будто бы реально существуют лишь ощущения и весь мир есть только совокупность ощущений. Диалектический материализм отвергает эту точку зрения. Согласно теории познания, разработанной В. И. Лениным, критерием правильности ощущений и восприятий, как и всякого процесса познания, является практическая деятельность человека, в ходе которой проверяется соответствие ощущений и восприятий реальной действительности. Критерием истинности ощущений и восприятий является практика. При проверке результатов своей практической деятельности, ощущений и восприятий человек руководствуется не только своим личным практическим опытом, но и общественной практикой, опытом других людей, с которыми он общается с помощью языка. Поэтому восприятие тесно связано с языком, со словесно выраженными понятиями и мышлением. Важной особенностью восприятий и особенно ощущений человека является их связь с эмоциями. Одним из наиболее ярких примеров связи ощущений и эмоций является боль. Эмоциональный момент резко выступает в ощущениях, относимых к так называемому общему чувству, широко охватывающему раздражения, идущие от организма. В некоторых случаях восприятия и ощущения отличаются особенно сильной эмоциональной окрашенностью. Некоторые люди, например, не переносят вида крови, даже на рисунке. Хорошо освещенная комната нередко улучшает настроение, но в некоторых случаях яркий свет вызывает неприятное чувство, беспокойство. Воспринимаемое событие или явление в ряде случаев оставляет после себя впечатление, обычно отличающееся эмоциональной окраской. Сила впечатления зависит как от характера объекта восприятия, так и от особенностей личности. Особенно выраженная склонность личности к образованию глубоко эмоциональных впечатлений называется впечатлительностью. Впечатлительность обнаруживает себя, конечно, не только при чувственно-образном восприятии, но и при восприятии речи.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ
Физиологической основой ощущений и восприятий являются нервные процессы, происходящие в специальных нервных механизмах. Эти нервные механизмы И. П. Павлов назвал анализаторами, так как ими осуществляется анализ и синтез воздействий, исходящих из внешнего мира и внутренней среды организма человека. Анализаторы включают в себя периферические, проводящие и центральные (корковые) отделы. В периферических отделах анализаторов происходит превращение раздражений, поступающих из внешней или внутренней среды в специальное нервное возбужден ние. Основным нервным аппаратом являются воспринимающие приборы (рецепторы), в которых осуществляется начальный, первый этап анализа воздействий среды. Так, зрительные раздражения перерабатываются в нервном аппарате глаза — палочковых и колбочковых клетках сетчатой оболочки глаза, слуховые раздражения — в нервных клетках кортиева органа, расположенного в улитке внутреннего уха, осязательные раздражения анализируются специальными рецепторами, заложенными в коже (пачиниевы тельца, клетки Мейснера); начальный анализ обонятельных раздражений осуществляется обонятельными клетками, размещающимися в слизистых покровах носовых ходов, и т. д. Проводящие отделы анализаторов состоят обычно из трех нейронов. Возникшее в периферическом отделе анализаторов нервное возбуждение передается по первому нейрону в спинной, продолговатый или в средний мозг. Затем возбуждение передается через спинальные связи на второй нейрон, проводящий это возбуждение до зрительных бугров в промежуточном мозге. Отсюда возбуждение идет по третьему нейрону до центральных отделов анализаторов, расположенных в коре больших полушарий головного мозга. В корковых, мозговых концах анализаторов осуществляется высший анализ и синтез, обеспечивающий формирование ощущения и наиболее тонкие приспособительные реакции воспринимающих органов. Физиологические механизмы ощущений и восприятий тесно связаны друг с другом, находятся в постоянном взаимодействии и единстве. Так, исследованиями последних лет показано, что анализ зрительных раздражений осуществляется в сетчатке не изолированными друг от друга палочками и колбочками, а их функциональными соединениями, получившими название рецептивных полей. Такие соединения позволяют уже на уровне рецепторов сетчатки глаза, т. е. в периферическом конце анализаторов, производить преобразования раздражений, необходимые для осуществления операций анализа и синтеза в высших отделах зрительной системы. В частности, при слабом освещении, когда нервное возбуждение, возникающее в палочках или колбочках, может оказаться недостаточным для дальнейшей передачи в высшие отделы зрительной системы, образуются большие рецептивные поля, включающие в себя большое число рецепторов, нервные возбуждения всех рецепторов складываются друг с другом, суммируются в выходной клетке рецептивного поля, и в высшие отделы зрительной системы направляется уже импульс, достаточно сильный для сравнения и различения. На более высоких уровнях зрительной анализаторной системы также осуществляется процесс поэтапной обработки зрительной информации, в которой процессы ощущений и восприятий тесно переплетаются. В частности, в центральных отделах зрительного анализатора, расположенных в затылочной коре больших полушарий головного мозга, обнаружены участки, которые не реагируют на простые признаки, в частности на изменение освещенности; эти же поля не могут выделить в целом такие общие свойства предметов, как величину, форму. Однако они способны выделить такие элементы изображения, как наклон прямых линий, величина угла между двумя линиями контура. То есть между ощущением и восприятием имеются, по этим данным, переходные этапы, в которых простые признаки, характерные для ощущений, объединяются в более сложные признаки, не являющиеся еще целостным восприятием, совокупностью свойств, типичных для определенного предмета. Важную роль в физиологических основах восприятия играет взаимодействие отдельных анализаторов друг с другом, которое осуществляется благодаря наличию многочисленных нервных связей между различными участками коры головного мрзга, являющимися центральными отделами соответствующих анализаторных систем. Одновременное возбуждение этих корковых концов анализаторов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к возникновению сложных интегративных нервных процессов. Благодаря этому взаимодействию мы узнаем предметы и явления окружающего мира по совокупности зрительных, слуховых, обонятельных и т. п. ощущений, которые они вызывают. Цветок, например, узнается нами не только по форме, цвету, но и по запаху; летящий в воздухе самолет по характерным зрительным (величина, цвет, форма) и слуховым признакам (типичный звук моторов и звук, возникающий вследствие преодоления сопротивления воздуха). Большое значение в нервных процессах, составляющих физиологическую основу восприятия, играет также вторая сигнальная система — речь, организующая наглядно-образное, первосигнальное восприятие. Нервные возбуждения, возникающие при обозначении предметов словом, обеспечивают возможность быстрого и легкого узнавания многих сходных предметов данного вида.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ. ПОРОГИ ОЩУЩЕНИИ И АДАПТАЦИЯ
Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различению. Под абсолютной чувствительностью понимается способность органов чувств реагировать на минимальные, самые слабые воздействия раздражителей. Чувствительность к различению или разностная чувствительность — это способность ощущать слабые различия между раздражениями. Абсолютную чувствительность органов чувств характеризует величина абсолютного порога. Абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение. Чем меньше величина раздражителя, способная вызвать ощущения, тем более чувствительны органы чувств к этим раздражителям, тем больше их абсолютная чувствительность. И наоборот, при высоких абсолютных порогах более слабые раздражители не вызывают ощущения, остаются подпороговыми, т. е. при повышении порогов абсолютная чувствительность снижается. Следовательно, абсолютная чувствительность обратно пропорциональна абсолютному порогу ощущения. Абсолютная чувствительность органов чувств человека достигает довольно больших величин. Так, наше обоняние обнаруживает присутствие в литре воздуха одной стомиллионной доли миллиграмма искусственного мускуса. Методы химического анализа не могут выявить такие количества вещества. Установлено также, что глаз может реагировать всего на 2 кванта световой энергии. Это означает, что глаз может воспринимать источник света, равный тысячным долям свечи, на расстоянии одного километра (при условии полной прозрачности атмосферы). Иногда ощущения не доходят до уровня сознания, т. е. возникают при величине раздражителя меньшей, чем абсолютный порог ощущения. Такие ощущения были названы подпороговыми (В. Н. Мясищев, Г. В. Гершуни и др.). Типичным примером под-пороговых ощущений может быть изменение кожно-гальванической реакции при воздействии слабых звуков; испытуемый в это время сообщает, что звуков он не слышит, т. е. величина этих раздражителей находится ниже абсолютного порога слуховых ощущений. Разностная чувствительность характеризуется величиной порога различения. Разностным или дифференциальным порогом ощущения (порог различения) называют минимальное различие между двумя раздражителями, которое человек может ощутить. Если положить на руку 100 г., то для того, чтобы ощутить увеличение веса, надо к этому грузу прибавить не менее 4—5 г, которые и составляют в данном случае величину разностного порога. Чем ниже этот порог, т. е. чем меньше различие между двумя раздражителями, ощущаемое человеком, тем больше разностная чувствительность. Напротив, при увеличении разностного порога ощущений разностная чувствительность уменьшается. Обычно порог различения выражается в виде отношения минимального ощутимого различия между двумя раздражителями к величине исходного раздражителя. С помощью математической обработки опытов Вебера Фехнеру удалось показать, что величина ощущения пропорциональна логарифму действующего раздражителя, т. е. величина ощущения растет более медленно, чем сила раздражителя. Этот закон, получивший название закона Вебера — Фехнера, основан на предположении о постоянстве разностного порога, независимо от интенсивности исходного раздражителя. В действительности же закон Вебера — Фехнера справедлив лишь в средней зоне интенсивности раздражителей. При приближении к абсолютному порогу, т. е. к очень слабым раздражителям, и при переходе кочень сильным раздражителям пороги различения значительно повышаются. Важным свойством чувствительности анализаторов является адаптация. Адаптацией называется постепенное понижение чувствительности при длительном действии сильных раздражителей или повышение чувствительности под воздействием длящихся в течение некоторого времени слабых раздражителей. Адаптация проявляется во всех видах ощущений, причем более сильная адаптация характерна для зрительных, тактильных, температурных, вкусовых и обонятельных ощущений; слабо выражена адаптация в слуховых и болевых ощущениях. Примером адаптации может служить постепенное возрастание остроты зрения в темноте (темновая адаптация). При переходе от яркого света к темноте мы вначале не различаем предметов. Постепенно чувствительность глаза возрастает, наступает адаптация к темноте, и мы начинаем различать вначале неясные очертания предметов. Чувствительность под влиянием адаптации продолжает улучшаться, и очертания предметов становятся все более четкими. На 30—40-й минуте пребывания в темноте процесс темновой адаптации заканчивается, и чувствительность глаза устанавливается на определенном уровне. На основании измерения чувствительности глаза во время пребывания испытуемого в темноте можно построить кривую, отражающую ход изменения чувствительности во времени — кривую темновои адаптации. Расстройства ощущений наиболее часто выявляются при нарушении деятельности периферических отделов анализаторов. В частности, при поражении воспринимающих приборов (рецепторов) во внутреннем ухе, в кортиевом органе наблюдается повышение абсолютных и дифференциальных порогов слуховой чувствительности, т. е. развивается снижение слуха. Такие больные вследствие повышения слуховых порогов зачастую могут воспринимать только звуки большой интенсивности. Поэтому, разговаривая с больными, приходится «кричать в ухо» для того, чтобы они могли услышать обращенную речь. Повышение порогов слуховой чувствительности наблюдается также при заболевании слуховых нервов, по которым электрические импульсы, вызванные звуковым раздражителем в рецепторах кортиевого органа, проводятся к ядрам слуховых нервов, расположенных в верхних отделах продолговатого мозга. При заболеваниях периферических отделов зрительного анализатора может выявляться повышение абсолютных и дифференциальных порогов зрительной чувствительности, светоощущения. Такое повышение ророгов наблюдается, в частности, в случаях поражения сетчатки глаза, вызванных глаукомой, повышением внутриглазного давления. У больных глаукомой резко ухудшается зрение, снижается острота зрения, повышаются пороги светоощущения. Своеобразные нарушения зрительных ощущений в виде выпадения определенных участков поля зрения наблюдаются при поражении путей, проводящих нервное возбуждение от периферических к центральным отделам зрительного анализатора. Так, например, если патологический процесс (опухоль, рубец после нейроинфекции) сдавливает наружные отделы перекреста зрительных нервов (хиазмы), то развивается битемпоральная гемианопсия — выпадение височных половин полей зрения. В случае заболевания участков зрительного пути, лежащих выше хиазмы, при левостороннем поражении возникает выпадение правой половины поля зрения — правосторонняя гемианопсия, и, напротив, правостороннее поражение привод дит к развитию левосторонней гемианопсии. Очень часто в клинике встречаются разнообразные нарушения кожной чувствительности. Различают тактильную, болевую, температурную и другие формы этого вида чувствительности. При расстройствах болевой чувствительности повышаются пороги болевых ощущений, наступает понижение болевой чувствительности — гипестезия либо полная ее потеря — анестезия. Наблюдаются также противоположные состояния, когда болевая чувствительность обостряется, — гиперестезия. Нередко это обострение болевой чувствительности сопровождается возникновением своеобразных неприятных ощущений, получивших название гиперпатии. Нарушения температурной чувствительности нередко идут параллельно с расстройствами болевой чувствительности и выражаются в повышении порогов чувствительности к холодному и горячему. Больные с расстройствами температурной чувствительности не ощущают прикосновения горячих предметов и нередко получают поэтому сильные ожоги (например, больные с сирингомиелией, при которой нарушается болевая и температурная чувствительность на руках и верхней половине грудной клетки). Тактильная чувствительность изменяется менее часто по сравнению с температурной и, особенно, болевой чувствительностью. Для нее характерно возникновение ощущения в случае прикосновения к коже человека. Снижение тактильной чувствительности обычно наблюдается при поражении периферических отделов кожного анализатора. В неврологической клинике наблюдаются нарушения глубокого мышечно-суставного чувства, выражакн щиеся в затруднениях для больного определить при закрытых глазах изменения положения отдельных частей своих конечностей (например, пальцев рук или ног) при тех или иных движениях, производимых врачом. Отмечаются также расстройства обонятельной и вкусовой чувствительности.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ВОСПРИЯТИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА ПРИ ВОСПРИЯТИИ
При восприятии обычно выступает сосредоточение внимания на каком-либо основном объекте. Другие объекты или менее важные детали рассматриваемого объекта остаются незамеченными, образуют фон восприятия. То есть процесс восприятия выступает здесь в виде выделения объекта из фона. Так, встретив знакомого человека на улице, мы нередко перестаем замечать особенности других людей, идущих в уличной толпе, едущих по мостовой машин. Все это образует фон, из которого выделяется объект восприятия — знакомый нам человек. Показательно также, что мы нередко не замечаем несущественные для нас детали и в облике этого человека — цвет его галстука, форму прически. Избирательность восприятия непосредственно связана с прошлым опытом человека, его интересами, знаниями, мотивами, потребностями, особенностями личности. Например, врач или медицинская сестра заметят даже при внешнем осмотре больного значительно больше важных для оценки здоровья деталей, чем люди, не обладающие специальными медицинскими знаниями. Любитель живописи, рассматривая незнакомую картину, обратит внимание на ряд ее особенностей, которые останутся незамеченными для человека, плохо знакомого с изобразительным искусством. Эта зависимость восприятия от прошлого опыта, мотивов, потребностей, особенностей личности, отношений человека называется апперцепцией. Физиологической основой избирательности восприятия, умения вычленить объект из фона является свойство нервной системы выделять сигнал на фоне шума. Не относящийся к делу фон является помехой при восприятии объекта, и его называют шумом, независимо от того, затрудняет ли помеха восприятие слуховое, зрительное, обонятельное и т. п. Характерным примером такого шума являются помехи при восприятии радиопередачи. Специальные нервные механизмы позволяют выделить и воспринять нужный объект, сигнал из шума. Известны различные типы затрудняющих восприятие помех или шумов. Так, на рис. представлены помехи, возникающие при наложении контуров различных предметов. Эта фигура широко применяется в клинике при исследовании нарушений зрительного восприятия и называется фигурой Поппельрейтера. Если испытуемый должен выделить один из предметов, например, молоток, то контуры других предметов образуют своего рода шум, создающий известные препятствия при слежении за контуром предмета, который необходимо вычленить из других контуров. Сходные помехи для выделения нужного контура возникают при пересечении квадрата рядом линий, расположенных под разными углами к линиям, образующим стороны квадрата. Задачи такого рода напоминают восприятие, нахождение нужного объекта при поисках инструмента в ящике, в котором имеется много инструментов, расположенных в беспорядке друг над другом, либо при опознании легкового автомобиля определенной марки на дороге с многорядным движением. Характерной чертой восприятия является его константность, т. е. относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия. Человек узнает геометрические фигуры (квадрат, треугольник, ромб и др.) независимо от того, в какой плоскости предъявлены данные фигуры — вертикальной, горизонтальной или при определенном наклоне плоскости, на которой расположена предъявляемая фигура. В этих условиях при изменении плоскости предъявления фигуры на сетчатку глаза проецируются изображения, значительно отличающиеся друг от друга, если, например, квадрат расположен в вертикальной или наклонной плоскости. Тем не менее человек легко узнает в предъявленном рисунке квадрат. Постоянство восприятия отмечается также в определенных пределах при узнавании цветов. Так, белая бумага воспринимается нами как бумага одного и того же цвета при солнечном и электрическом освещении, хотя электрический свет содержит много красных и желтых лучей и мало синих. Узнавание объектов может быть разделено на два основных вида: обобщенное и индивидуализированное. При обобщенном узнавании мы относим предмет к какой-либо определенной категории, более или менее общей, широкой. Рассматривая изображение стола или стула, человек может сказать, что видит мебель, затем уточняет тип мебели — стол, стул — и указывает, что видит, например, письменный стол. Это все примеры обобщенного узнавания. При индивидуализированном узнавании объект отождествляется с каким-либо конкретным единичным объектом, воспринимавшимся ранее. К такому типу восприятия относится узнавание знакомого человека, конкретного, виденного раньше письменного стола и т. п. Важную роль в процессе узнавания играет слово, вторая сигнальная система. Узнавая тот или иной объект, человек обычно относит его к определенной словесно обозначаемой категории предметов. Слово придает восприятию осмысленный характер. Оно помогает объединять воспринимаемые предметы в смысловые группы, создает предпосылки для обобщенного восприятия. Словесные обозначения значительно облегчают восприятие, делают процесс восприятия более экономным, уменьшают избыточность этого процесса. Так, слово «стол» объединяет ряд предметов, сходных по форме, величине и функциональному назначению. Поэтому при узнавании стола человек не должен сопоставлять предъявляемый объект только с точно таким же единичным предметом, воспринимавшимся им ранее. Он может использовать для узнавания стола свои обобщенные знания о предметах, объединяемых названием «стол». Словесные обозначения оказывают также существенную помощь при выделении объекта из шума, при необходимости различения предмета с другими, сходными с ним предметами.
ИЛЛЮЗИИ И ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
Неправильное, искаженное восприятие предметов и явлений называется иллюзией. Определенные виды иллюзий возникают у здоровых людей. Однако в отличие от больных эти иллюзии не нарушают у здоровых правильного в целом опознания предмета, так как здоровый человек обладает достаточными возможностями проверки правильности и уточнения своего первого впечатления. Описано много видов различных иллюзий, отмечающихся почти у всех здоровых людей. Иллюзии могут быть также проявлением психических нарушений. Так, при психических заболеваниях наблюдается синдром дереализации, основу которого составляет искаженное восприятие объектов окружающего мира («все застыло, остекленело», «мир стал подобен декорации или фотографическому снимку»). Указанные искажения восприятия могут быть довольно определенными по своему характеру и касаться определенных признаков предметов — формы, величины, веса и т. п. В этих случаях говорят о метаморфопсиях. К последним относятся, в частности, макропсии, когда предметы кажутся увеличенными, микропсии — предметы воспринимаются уменьшенными. При порропсиях нарушается оценка расстояния — больному представляется, что предметы находятся дальше, чем они расположены в действительности. Своеобразные иллюзии в виде нарушения восприятия собственного тела («расстройства схемы тела») наблюдаются при синдроме деперсонализации, характеризующемся искажением восприятия собственной личности («чувство потери или раздроения Я», «отчуждение Я» и т. п.). При нарушениях схемы тела больные испытывают своеобразные ощущения увеличения или уменьшения всего тела и отдельных его частей: рук, ног, головы («руки очень большие, толстые», «голова резко увеличилась»). Характерно, что эти искажения восприятия частей тела нередко критически оцениваются больными, они понимают их болезненный, ложный характер. К расстройствам схемы тела относится также нарушение представлений о соотношении частей тела, о положении туловища («уши теперь помещаются рядом — на затылке», «туловище повернуто на 180°» и т. п.). К нарушениям восприятия своего тела относятся и некоторые формы анозогнозии, при которых больной не замечает, что у него парализованы конечности, и утверждает, что может в любую минуту встать с постели и пойти. Анозогнозия такого типа обычно наблюдается при параличе левых конечностей, вызванном поражением правой лобно-теменной области головного мозга. Характер иллюзорного восприятия носит также полиестезия — ощущение нескольких уколов в окружности той точки на поверхности кожи, в которую произведен укол острием иглы. При синестезиях укол ощущается в симметричных участках тела. Например, при уколе в области тыльной поверхности правой кисти больной одновременно ощущает укол в соответствующую точку левой кисти. Галлюцинации отличаются от иллюзий тем, что ложное восприятие возникает здесь в отсутствие субъекта. Галлюцинации изредка возникают и у здоровых людей. Например, при длительных переходах через пустыню, когда люди изнывают от жажды, им начинает казаться, что впереди виднеется оазис, деревня, вода, в то время как на самом деле их нет. В подавляющем большинстве случаев галлюцинации наблюдаются у психически больных. Наиболее часто встречаются слуховые галлюцинации. Больные слышат свист ветра, шум моторов, скрип тормозов, хотя в действительности этих звуков нет в окружающей их обстановке. Нередко слуховые галлюцинации носят вербальный характер. Больным кажется, что их окликают, они слышат обрывки несуществующего разговора. Под влиянием вербальных галлюцинаций императивного, приказного характера такие больные могут совершить неправильные действия, включая попытки покончить жизнь самоубийством. При зрительных галлюцинациях перед взором больных возникают разнообразные картины — они видят страшных, необычных зверей, устрашающие человеческие головы и т. п. Наблюдаются также обонятельные, вкусовые галлюцинации. В некоторых случаях, особенно при зрительных галлюцинациях, наблюдается их сочетание с галлюцинациями в сфере других органов чувств, например со слуховыми и вербальными галлюцинациями. Галлюцинации могут носить нейтральный характер и быть лишенными эмоциональной окрашенности. Больные воспринимают такие галлюцинации спокойно, нередко даже безучастно. Однако в ряде случаев галлюцинации имеют резкую эмоциональную окраску, чаще всего отрицательную. К обманам чувств такого рода относятся и устрашающие галлюцинации. В некоторых наблюдениях галлюцинации могут быть источником положительных эмоций для больных, Так, М. С. Лебединский описал мать, потерявшую сына, с тяжелой патологической реакцией на его смерть. Эта больная часто «видела» в галлюцинациях умершего и радовалась этим «встречам». Ложный характер восприятия обычно остается незамеченным для больных, страдающих галлюцинации ями. Они убеждены в истинности своего восприятия, им кажется, что неправильно воспринимаемые предметы и явления действительно существуют в окружающей обстановке. В отличие от описанных выше так называемых истинных галлюцинаций при псевдогаллюцинациях больные сознают их ложный характер. Галлюцинаторный образ локализуется не во внешней среде, а непосредственно в представлениях самих больных. К псевдогаллюцинаторным переживаниям может быть отнесено, в частности, нередко испытываемое больными шизофренией звучание собственных мыслей. Механизмы иллюзий и галлюцинаций до настоящего времени изучены слабо. Причины выявляющегося при иллюзиях и галлюцинациях нарушения активного, избирательного характера восприятий пока еще остаются недостаточно ясными. Некоторые иллюзии, наблюдающиеся у здоровых людей, могут быть объяснены так называемой установкой, т. е. искажением восприятия, возникающим под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Это явление широко изучено советским психологом Д. Н. Узнадзе и его школой. Примером образования установки может служить следующий опыт: испытуемому кладут в обе руки 15—20 раз подряд большой и маленький шар одного веса. Затем предъявляются два одинаковых по объему шара. Одни испытуемые обычно оценивают один из шаров, как меньший, той рукой, в которой лежал маленький шар; другие испытуемые обнаруживают противоположную (контрастную) установку и оценивают той же рукой равный по объему шар, как большой. Возможно, что патологией механизмов установки объясняются некоторые иллюзии величины предметов, наблюдающиеся у больных. В отношении патогенеза, происхождения галлюцинаций наиболее вероятным представляется предположение об их связи с патологической, повышенной возбудимостью определенных областей в головном мозгу человека. В пользу такой точки зрения говорят, в частности, опыты известного канадского нейрохирурга В. Пенфилда, вызывавшего зрительные и слуховые галлюцинации электрической стимуляцией участков височной и затылочной долей коры головного мозга во время операций по поводу эпилепсии.
АГНОЗИИ
Агнозиями называют нарушения зрительных, слуховых и кинестезических восприятий при локальных поражениях коры головного мозга, вызванных сосудистыми заболеваниями, травмами, опухолями и другими патологическими процессами. Различают несколько видов зрительных агнозий. Больные с гак называемой предметной агнозией не могут узнать ряд предъявляемых им предметов и особенно изображений этих предметов. Так, рассматривая рисунок очков, один из наблюдавшихся нами больных говорил: «я вижу кружок, затем прямую линию... это подсолнух». Наиболее трудны для этих больных задачи, предъявляющие особые требования к избирательности, целенаправленности восприятия. К задачам такого рода относятся показанные выше рисунки, в которых распознаваемый объект необходимо выделить из шума. Например, один из наших больных сказал об изображении чайника на фоне шума: «что-то темное... треугольник какой-то». Данные клиники указывают на наличие разных способов выделения полезного сигнала из шума в системах зрительного восприятия человека. Так, некоторые больные с негрубо выраженной предметной агнозией хорошо справляются с указанной выше задачей, но не могут выделить на рисунках предметы с наложенными друг на друга контурами (так называемая фигура Поппельрейтера). При предметной агнозии на первый план выступает нарушение обобщенного восприятия предметов — больные не могут узнать изображения стола, стула, чайника, ключа и других предметов, но в том случае, когда больные узнают предмет, они могут указать и его индивидуализированную отнесенность. Например, узнав, что это лицо человека, больные могут сказать, знаком ли им этот человек, вспомнить его фамилию. Распознав стулья в кабинете врача, больные с предметной агнозией могут указать такого же типа либо другие по форме и отделке стулья, находящиеся в палатах, коридорах клиники. У некоторых больных наблюдаются нарушения зрительного восприятия, при которых обобщенное восприятие предметов остается относительно сохранным и на первый план выступает расстройство индивидуализированного восприятия. Такие больные испытывают затруднения в узнавании конкретных единичных предметов, которые они видели раньше. Особенно ярко эти нарушения выявляются при необходимости узнать знакомые лица. Больные не знают, видели ли они это лицо ранее или нет, женское или мужское лицо перед ними, плохо различают мимику, не улавливают выражений радости, веселья, смеха, печали, плача. Поэтому данная форма зрительной агнозии получила название агнозии на лица или агнозии индивидуализированных признаков. Одна из форм нарушений зрительного гнозиса получила название оптико-пространственной агнозии. При этой форме зрительной агнозии нарушается восприятие больными пространственного расположения отдельных предметов, больные не могут правильно воспринять пространственные отношения. Оказавшись в клинике, они не могут научиться находить дорогу к кабинету врача, в столовую, туалет. Свою палату они узнают лишь по косвенным признакам — по номеру над входом в палату, либо по характерной окраске палатной двери. Эти больные испытывают также большие трудности при попытках найти свою койку в палате. Они забывают расположение улиц города, в котором долго жили, не могут рассказать о плане своей квартиры. Обычно зрительные агнозии наблюдаются при поражении затылочных и частично нижне-задних отделов теменных долей головного мозга. При поражении нижне-передних отделов теменных долей головного мозга отмечаются расстройства высших форм осязательного восприятия, получившие название астереогноза. Ощупывая с закрытыми глазами какой-либо предмет (ключ, монету, карандаш, перо, расческу и т. д.), больные не могут определить форму и величину этого предмета, узнать его. В то же время при зрительном восприятии больные узнают этот предмет быстро и безошибочно. Известны также наблюдения со слуховой агнозией, отмечающейся при поражении височных <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.21 (0.013 с.) |