Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психического развития ребенка в раннем детстве. Кризис 3х летСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологические новообразования раннего детства
1) Отделение ребёнком себя от окружающих; 2) Сознание «Я сам»; 3) Личное действие; 4) Активная речь; 5) Наглядно-действенное мышление; 6) Предметная игра; 7) Овладение предметными действиями; 8) Символическое, замещающее действие. Кризис трёх лет Л. С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трёх лет: 1) негативизм - стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идёт от взрослого; 2) упрямство - ребёнок настаивает на чём-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением; 3) строптивость направлена в целом против воспитания, образа жизни, который сложился до трёх лет; 4) своеволие - проявление инициативы собственного действия, стремление всё делать самому; 5) протест-бунт - ребёнок не в состоянии войны и конфликта с окружающими; 6) симптом обесценивания - проявляется в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; 7) деспотизм - ребёнок заставляет родителей делать всё, что он требует. Психологическое отделение от близкого взрослого. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражают новообразование кризиса трёх лет. Он состоит в том, что для детей трёхлетнего возраста становится значимыми достижение и признание. У детей начинает формироваться воля, автономия, они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребёнок познаёт различие между «хочу» и «должен». К концу раннего детства интересы ребёнка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отношение ко взрослому. Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Интеллектуальное развитие, доминирующие мотивы деятельности и поведения ребенка-дошкольника. Характеристика познавательных возможностей дошкольного возраста (внимание, познавательные процессы, интересы ребенка.) Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года - 6-7 лет) Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. Для того, чтоб любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. И как раз перед родителями в первую очередь стоит задача всестороннего развития ребенка в ходе его взросления. Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Так вот, если верить психологам, интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе. Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого - начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира. У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление деток на этом этапе подчинено их восприятию. Наглядным примером для объяснения, как устроено понимание окружающего мира у детей такого возраста, могут послужить результаты эксперимента психолога Ж. Пиаже. Так, нескольким детям до 7 лет показывают два одинаковых шарика из теста. Глядя на два одинаковых предмета, детки соглашаются, что эти предметы равны. А после этого один из шариков раскатывают в лепешку. При этом дети видят, что теста к нему не добавляли, но все равно утверждают, что количество теста в этом бывшем шарике увеличилось. Уже в школьном возрасте у ребенка формируется словесно-логическое мышление. В этот период дети, вследствие учебы, уже познают все более глубокие свойства предметов и явлений. Словесно-логическое мышление — это умение абстрактно думать, способность рассуждать и воспринимать отвлеченные понятия. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего. Будет не лишним (да и просто интересно родителям) на каждом этапе принимать участие в развитии ребенка. Мотивировать его ко все новым познаниям, поощрять активность и любознательность, ни в коем случае не окружать малыша нелепыми запретами и табу. Хорошими помощниками в деле интеллектуального развития ребенка станут всевозможные интеллектуальные развивающие игры, задачки; творческие занятия по лепке, оригами, моделированию. Творчество вообще является одним из важных аспектов в развитии ребенка, особенно совместно с родителями. Поэтому, аппликации или поделки на новогоднюю елку, например, могут твориться именно при участии родителей. Не лишним будет научить ребенка чтению. Чтение учит ребенка думать, развивает воображение, развивает речь, а также помогает ему понимать людей, мир и себя в нем. Главное — не принуждать ребенка к чтению, иначе можно выработать в нем стойкое неприятие этого процесса. Для того, чтоб установить уровень развития ребенка, можно воспользоваться специальными тестами. Такие тесты разработаны на каждый определенный возраст малыша, и при правильном использовании дают условно достоверную информацию. доминирующие мотивы деятельности и поведения ребенка-дошкольника В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления. Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Появляются новые виды деятельности: · Игра – первый и основной вид деятельности; · Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность; Элементы трудовой деятельности. Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе. К концу дошкольного возраста появляется готовность к школьному обучению. Таким образом важно повседневно занимать дошкольников игрой как самостоятельно, так и со взрослым. Так же приучать ребёнка к посильному труду. Каждый из видов деятельности имеет положительную динамику в развитии ребёнка, его знаний, умений, навыков. Дети младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет) Характерным для периода 7 – 10 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становиться школьником. Основной характеристикой данного периода является сочетание в ребёнке черт дошкольного детства с новыми качествами, характерными для школьника. В этот период продолжается активное созревание всех анатомо-физиологических структур, созревание нервной системы. Характерной чертой данного периода является формирование учебной деятельности, которая требует от ребёнка как большого умственного напряжения, так и активности, но не физической выносливости. От того, насколько были сформированы в дошкольном периоде необходимые предпосылки, будет зависеть качество учебной деятельности. Обозначают следующие предпосылки: • Общее физическое развитие Состояние зрения, слуха, моторики (особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы (степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности; нарушения нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего сказывается на работоспособности, что может отрицательно повлиять не только на успеваемость, но и на отношение ученика к школе, учёбе и общение со сверстниками). • Овладение достаточным объёмом знаний и представлений Об окружающем мире. Представлениями о пространстве. Представлениями о времени. Владение навыками элементарными счётными операциями. • Овладение чёткой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять простейший звукобуквенный анализ • Развитие Произвольного внимания. Опосредованного запоминания. Умение слушать речь, объяснения учителя. Умение смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе. Вспоминать то, что нужно для понимания нового. Умение объяснять, делать соответствующие выводы. • Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность • Коммуникативная деятельность Готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи. Умению подчиняться требованиям взрослых. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинается формирование новых, необходимых для обучения качеств. В этот период появляются очень важные психологические новообразования: · произвольность деятельности; · способность планировать свою деятельность, оценка своих действий с точки зрения соответствия поставленным целям; · овладение навыками самоконтроля. Также в процессе учебной деятельности формируется способность ребёнка выделять свойства, понятия при решении конкретных заданий, овладевать учебными действиями, контролем и оценкой. Формируются навыки волевой регуляции деятельности и поведения. Изменения в течении первых лет школьной жизни претерпеваются и в эмоционально-волевой сфере. Постепенно формируется адекватная самооценка, уровень притязаний, соответствующий уровню его развития. Более устойчивыми становятся его эмоции, вырабатываются волевые качества. Яркое выражение психические новообразования находят в развитии познавательных процессов. Восприятие становится более целенаправленным и произвольным. Расширяются объём внимания, способность к его концентрации, распределению, переключению. Особо следует подчеркнуть новообразование в развитии памяти – переход к опосредованному запоминанию, овладение приёмами запоминания и воспроизведения. Важное место в психических процессах начинают занимать внутренняя саморегуляция и контроль. Также важным психологическим новообразованием школьного возраста является переход к знаково-символической деятельности. Использование графических схем, символов при решении учебных задач требует достаточно развитого воображения и качественно нового, более высокого уровня мышления. В первом классе ведущими продолжают оставаться наглядные формы мышления, ко второму – третьему году школьного обучения ребёнок начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления. Происходит развитие словесно-логической формы мышления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.01 с.) |