Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование личности ребенка – дошкольника. Проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе. Кризис 7-ми лет.

Поиск

1. этап развития личности.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновения у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра

Проблема психологической готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование. Хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих не существует, обычно выделяют следующие компоненты:

1) Личностная готовность;

2) Интеллектуальная готовность;

3) Двигательная готовность;

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка

• Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

• Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.

• Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

• Происходит обобщение переживаний.

• Возникает внутренняя жизнь ребенка.

• Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.

 

7) Младший дошкольный возраст: социальная ситуация развития, характеристика ведущего типа деятельности и новообразований возраста. Психологические особенности ученика начальных классов.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6 - 7 - 10 -11 лет). Младший школьный возраст - очень ответственный период дошкольного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширение круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослыми опосредованных задачей («ребенок - взрослый - задача»). Учитель - это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов. Постепенно на протяжении младшего школьного возраста ребенок открывает и осваивает ситуацию всеобщего равенства перед законами наук - математики, орфографии, орфоэпии.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность - учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушения.

Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребен6ка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности и способности действовать на равнее с другими людьми; неблагоприятный результат стадии - комплекс неполноценности.

Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или неуспешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей, и со сверстниками.

Ведущая деятельность младшего школьника

Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.

Предметом деятельности учения - знания и действия как элементы культуры, науки, существующие сначала объективно, экстериоризованно по отношению к учащемуся. Учебная деятельность - это деятельность саморазвития, самоизменения. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребёнка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.

Структура учебной деятельности включает:

- мотивы;

 

- учебные задачи;

- учебные действия;

- действие контроля;

-действие оценки.

Центральная задача младшей школы - формирование «умения учиться».

Полноценная учебная деятельность включает умения:

- выделять и удержать учебную задачу;

- самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;

- адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;

- владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;

- использовать законы логического мышления;

- владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;

- уметь участвовать в коллективно распределённых видах деятельности;

- иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Трудности в учёбе могут быть вызваны:

- несформированностью необходимых элементов учебной деятельности;

-недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, зависимостью от взрослых;

- неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные интересы.

Общение в школе

На протяжении младшей школы отношения со сверстниками существенно изменяются. В первом классе восприятие школьника, как правило, опосредовано отношением к нему учителя и уровнем успеваемости, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами. Постепенно, к 10 - 11 годам, приобретают значимость личностные качества учащегося (внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность) его организаторские способности.

Тип формирования учебной деятельности оказывает заметное влияние и на индивидуально-психологические особенности личности младших школьников. В развивающих классах у значительного большего числа учащихся отмечена личностная рефлексия, эмоциональная устойчивость. Для них менее характерны проявления агрессивности в межличностных отношениях и демонстративное поведение, они свободнее вступают в общение.

Основные психологические новообразования младшего школьника

1) «Умение учиться»;

2) Понятийное мышление;

3) Внутренний план действий;

4) Рефлексия - интеллектуальная и личностная;

5) Новый уровень произвольности поведения;

6) Самоконтроль и самооценка;

7) Ориентация на группу сверстников;

8) Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности.

Развитие личности в младшем школьном возрасте

В возрасте 7 - 11 лет активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребёнка. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует её формированию как черты личности. В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей, внутренний план действий, произвольность, самоконтроль. Ребёнок овладевает своим поведением. Нормы поведения превращаются во внутренние требования в себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия и т. д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.92.247 (0.011 с.)