Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория развития интеллекта жана пиаже↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Понятие способностей Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его определения, то получим: 1) Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. 2) Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. 3) Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные. Понятие интеллекта Интеллект — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного. Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, которые убеждают в правильности суждений и выводов. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке. Широта мышления — способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей озадачь. Понятие обучаемости обучаемость – это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний,умений и навыков в процессе обучения. Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других исходных условий зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются: 1) обобщенность мыслительной деятельности ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале;2) осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;3) гибкость мыслительной деятельности;4) устойчивость мыслительной деятельности;5) самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятияне тождественны. Высокая обучаемость способствует более интенсивномуумственному развитию, однако с высоким умственным развитием можетсочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируетсябольшой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается свозрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительнопостоянной на протяжении длительного периода. 4.проблемы психологии способностей.Изначально мало внимания уделялось соц. условиям в развитии способностей. Однако позже этот пробел был восполнен исследователями. Теперь же считают, что социальная психология способностей является сегодня едва ли не главной проблемной областью психологии способностей в целом. А. А. Бодалев считает основными проблемами, которые следует решать психологу, специализирующемуся в этом направлении, являются: влияние микро-, мезо- и макрообщностей, в которые включена личность, на развитие ее способностей; установление связи между формированием способностей и сменой социальных ролей; влияние оценочных нормативов и общественного мнения, а также различных форм поощрения на развитие способностей; изучение престижа способностей, который формируется средствами массовой информации. Модель Р.Б.Кэттелла (иерархическая модель интеллекта).Он выделяет 3 вида интеллектуальных способностей. Общие способности представлены «связанным» («кристаллизированным») и «свободным» (или «текучим») интеллектом. Фактор «связанного» интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые приобретаются человеком с раннего детства до конца жизни. Он является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Проявляется этот фактор при решении тестов, требующих обученности. Фактор «свободного интеллекта» абсолютно независим от степени приобщения к культуре. Он связан с деятельностью мозга. Типичной и наиболее популярной в литературе является модель Ф. Вернона На вершине иерархии располагается генеральный фактор по Спирмену. На следующем уровне находятся два основных «групповых» фактора: вербально-образовательные и практико-технические способности. На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т. д., и, наконец, внизу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы. Барт предложил широко принятое описание видов факторов, которые можно выявить на основе факторного анализа. Он полагает, что существуют универсальные или генеральные факторы, определяющие проявления по всем показателям, а также частные или групповые факторы, играющие роль в описании более, чем одного показателя, но не всех. Далее, существуют единичные или специфические факторы, относящиеся лишь к одному показателю, и, наконец, есть случайные или ошибочные факторы, появляющиеся при единственном проявлении одного показателя, и их следует отнести на счет ошибки измерения или отсутствия экспериментального контроля. 8.монометрический подход. когнитивные модели интеллекта Они имеют косвенное отношение к психологии способностей, так как представители когнитивной психологии под термином «интеллект» подразумевают некую систему познавательных процессов, которые обеспечивают решение задач. Наибольшая известность среди моделей этого направления принадлежит концепции интеллекта Роберта Стернберга, сформировавшего свою модель в последнем десятилетии 20 века. Автор в своей теории пытался представить взаимоотношения между интеллектом и внутренним миром индивида, интеллектом и внешним миром индивида интеллектом и внутренним миром индивида, интеллектом и опытом индивида. Стернберг - сторонник многообразия и сложности моделей интеллекта, он противник роли «скоростного» фактора в переработке информации для продуктивности интеллектуального процесса. Для объяснения природы интеллекта он обращается к экологическому и культурному обоснованию. 9. концепция ментального опыта М.А.Холодной В современной отечественной психологии не слишком много оригинальных концепций интеллекта как общей способности. Одна из них принадлежит М.В.Холодной, разработавшей теорию ментального опыта в рамках когнитивного подхода.В представлении М.В.Холодной интеллект – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта. В структуру ментального опыта включаются способы кодирования информации, понятийные психические структуры, «архетипичные» и семантические структуры.Таким образом, как и другие представители когнитивного подхода, автор подходит к расширительной трактовке понятия интеллекта. Включает в систему интеллектуальных (когнитивных по своей природе) способностей многочисленные внешние факторы. 10.диагностика интеллекта(прогрессивные матрицы Дж.Равена, тест Д.Векслера,тесты структуры интелекта)Психологической диагностике способностей, ставшей в последние два десятилетия одной из самых популярных областей психологии, посвящено множество практических руководств, методичек и т. Разработка любого психодиагностического теста состоит из трех этапов:1) анализ диагностической проблемы, 2) собственно конструирование теста, 3) отбор заданий. Прогрессивные матрицы Равена батарея тестов, разработанная английским психологом Дж.Равеном. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Каждая задача теста заключается в том, чтобы за ограниченное время на место пробела вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой, с увеличением порядкового номера сложность задания растет. Есть также варианты прогрессивных матриц, использующиеся для диагностики детей и взрослых, имеющих нарушения психической деятельности. Тест Векслера является одним из самых популярных тестов исследования интеллекта на западе. Тест включает 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную шкалы: Вербальные субтесты: 1-6 Невербальные субтесты: 7-11. Тесты структуры интеллекта:Группа этих тестов многочисленна. Все тесты этой группы являются скоростными, то есть требуют от испытуемого проявить высокую продуктивность за небольшой промежуток времени. Тесты структуры интеллекта можно проводить как индивидуально, так и с группой испытуемых. К числу наиб олее широко применяемых тестов структуры интеллекта принадлежит тест Р. Амтхауэра. Он предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора. Развитие интеллекта. Развитие интеллекта рассматривают с разных точек зрения. Психогенетика рассматривает проблемы связанные наследственностью, влияние генотипа и среды. Применяется ряд моделей, представляющих отношения вкладов среды и генотипа в фенотип. В основном используется близнецовый метод.Так же рассматривают влияние среды на развитие интеллекта. Изучают значение общения родителей с детьми, процесс социализации ребенка, идентификацию ребенка с родителем, зависимость интеллекта от количества детей в семье.Развитие интеллекта происходит всю жизнь. Многие ученные утверждают что наиболее интенсивно интеллект изменяется первые 12 лет. Максимального значения интеллект достигает к 20 годам. После чего определенное время примерно до 35 лет интеллект может не подвергаться особым изменениям, а после 60 лет он снижаеться.Обучаемость и ее структура Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.)-зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются: 1) обобщенность мыслительной деятельности-ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; 2) осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон; 3) гибкость мыслительной деятельности; 4) устойчивость мыслительной деятельности; 5) самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи. Характер сочетания указанных свойств определяет индивидуальные различия в обучаемости, является ее качественным показателем. Уровень развития этих свойств мышления есть показатель, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний; он обозначается как <экономичность мышления> и является количественным показателем обучаемости. в целом обучаемость - это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Это понятие по своему содержанию более узкое, чем понятие <способность>, определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности. Подобно тому, как различаются способности общие и специальные, следует различать обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному учебному предмету. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в каких-то случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько самый процесс формирования знаний и приемов- степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности. Не случайно поэтому для выявления обучаемости необходим обучающий эксперимент, вскрывающий потенциальные возможности развития ученика, а не наличное его состояние. Псих-ия одаренных детей В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Они могут буквально часами заниматься изо дня в день интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно труд и игра. Все из переживания, интересы, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Легко понять, как много в результате подобной почти непрекращающейся деятельности успевает ребенок узнать, понять и усвоить и как много потребовалось бы времени и усилий педагогу, чтобы специально всему этому его научить. выражения «одаренный ребенок», «одаренные дети» -- весьма условны: они фактически обозначают умственные преимущества на данном возрастном этапе. Строго говоря, понятие «одаренность» должно было бы применяться лишь в тех случаях, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как реальная предпосылка стать со временем одаренным взрослым. Но судить об этом в годы, когда индивидуальное еще недостаточно отделено от возрастного, на время возникающего, чрезвычайно трудно. Следует в полной мере учитывать, что когда речь идет о детях, то проявления их интеллекта и более частных умственных способностей являются как бы предварительными, только частично раскрывающими внутренний потенциал. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки их необычных способностей. Важно, чтобы ребенок с повышенной восприимчивостью к учению и ранними творческими проявлениями прожил ее, не задерживаемый в своем развитии, не лишаемый условий для полноты и своевременности приложения своих сил. Задачу изучения ранних признаков одаренности можно определить так: сквозь возрастные достоинства интеллекта выявить, в той мере, в какой это возможно, уже собственно индивидуальные его черты, в их развитии. Педагогические способности Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний. Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся (Российская…, 1999. С. 411; см. аннотацию). Педагогический такт предполагает: уважение к школьнику и требовательность к нему; развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему; доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы; педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др. Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса. Организаторские способности Способности к организаторской деятельности; включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Организаторские способности. Кого-то из нас можно назвать хорошим организатором, а кого-то – умелым и талантливым исполнителем предложенных идей и планов. А к какой категории людей относитесь вы? Данный тест поможет вам определить, каковы ваши организаторские способности, насколько вы усидчивый и покладистый человек и какая манера поведения в коллективе вам свойственна. Организаторские способности современного руководителя Задатки и способности. Задатки и способности Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л.Рубинштейн). Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей: 1. индивидуально-психологические особенности 2. определяющие успешность выполнения деятельности 3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Маничев С.А.: 1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация 2. Темп обучения каким-либо ЗУН 3. Наличие границ способности 4. Нестандартность результатов 5. Мера общественного признания 6. Помехоустойчивость 7. Уровень обобщенности, перенос. Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление. Эмпирические признаки способностей: 1. Уровень продуктивной деятельности 2. Скорость научения 3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность) 4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда) 5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности. Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром. Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности. Условия развития способностей: 1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций 2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.) 3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности: § - простая деятельность - снижение интересов; § - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.). Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей. Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение). Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность). Талант - это способность к достижению высшего порядка. § - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона § - осознание способности § - включенность способности в характер Показатели одаренности: § - темп и легкость усвоения материала § - широта переноса § - время проявления § - соотношение результатов с условиями Факторы, влияющие на развитие способностей: § - исходная предпосылка - врожденные задатки § - время выявления § - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес § - всестороннее развитие интересов и способностей § - соперничество и сотрудничество Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах. Понимание обучаемости В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Это явление принято называть обучаемостью. Справедливо отмечается Т.И. Гончаровой, что "школьник остается лишь обучаемым и воспитуемым, он объект, а не субъект процесса познани
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.221 (0.019 с.) |