Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управленческие аспекты службы сопровождения доуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эффективное функционирование любой системы, в том числе и педагогической, возможно только при рационально организованном управлении системой, руководстве ею. Любое дошкольное образовательное учреждение возглавляет заведующий его лицо и душа. На нем лежит моральная и профессиональная ответственность за все, что делается в детском саду, как чувствуют себя в нем педагоги и воспитанники. Руководить коллективом педагогов - постоянно создавать такие условия, чтобы каждый член детско-педагогического коллектива хотели мог самым наилучшим образом, с большим желанием выполнять свои обязанности в общей деятельности и чтобы его деятельность приносила ему эмоциональное удовлетворение (Л. М. Фридман, 2001). Заведующий ДОУ не только руководитель, Но и воспитатель педагoгического коллектива. Педагогический коллектив - сложное социально-педагогическое явление. Его формирование имеет свои трудности -поскольку речь идет об объединении людей с уже сложившимися взглядами, оценками, стереотипами мышления; личностными качествами. Мастерство руководителя проявляется в сплочении коллектива на решение стоящих перед ДОУ задач, при этом не подавляя индивидуальности каждого, всячески поощряя самостоятельность и инициативу Каждый управленческий акт, проявляясь в своих специфических формах и методах, должен быть проникнут педагогической целесообразностью, прогрессивными идеями современной образовательной системы, пониманием роли и значения дошкольного образования в развитии и становлении современного общества. В последние годы в теории и практике управления образовательными системами большое внимание уделяется созданию и работе с «командами» внутри педагогического коллектива. Одной из таких «команд» является служба сопровождения ребенка (ССР) Многоаспектные исследования организации процесса сопровождения показывают, что результативность сопровождения во многом зависит от «команды» специалистов, их профессионализма и компетентности, умения работать в коллективе, личных качеств. По классификации А. К. Кольченко (2001) процесс сопровождения может быть: 1непосредственным (прямым); 2опосредованным (косвенным). Под прямым сопровождением А. К. Колеченко понимает непосредственное взаимодействие сопровождающего с сопровождаемым. Под косвенным сопровождением автор понимает опосредованное влияние сопровождающих на сопровождаемых. Это влияние во многом зависит от того, какая «команда» сопровождающих работает, как они взаимодействуют друг с другом, как организован процесс управления этой «командой». Эффективные команды не возникают сами по себе, они создаются целенаправленно, и управление ими должно строиться на смешанной основе. Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются пути и сроки их решения, распределяются силы, выделяются средства, организуется работа, осуществляется контроль. Схематически системный подход можно представить в виде следующей цепочки: цель ресурсы --> план ->решение - > реализация -> контроль. Существует несколько теорий и моделей, рассматривающих процесс формирования и развития «команды». Во всех предлагаемых моделях управляет созданием «команды», сопровождает ее становление и развитие руководитель учреждения - заведующий ДОУ. В управленческом аспекте - это «ведущий сопровождающий». Одной из наиболее приемлемых и практически оправданной моделью является модель Такманна, которая представлена в табл. 7. Кратко раскроем содержание управления (сопровождения) «командной» на каждом этапе. I этап. Знакомство. Казалось 6ы, зачем этот этап в становлении «команды» - все хорошо знают друг друга, знают профессиональные и личностные качества
Таблица 7 Этапы развития команды и стили руководства
каждого члена создаваемой команды, Т. К. работают в одном образовательном учреждении. Речь идет не о формальном знакомстве, а о постановке единой цели команды, принципах и правилах реализации этой цели; определении своего места в выполнении целей команды; статусных отношениях в команде и роли каждого специалиста. Основная особенность этого этапа - «осознание». Осознание своего членства в команде, осознание общекомандных целей и задач. В контексте идеологии сопровождения -это осознание необходимости работы в новой логике, в новой структуре. Переход от индивидуальной работы в области своих профессиональных знаний к командно-профессиональной работе в области мультидисциплинарных (комплексных) знаний. Ilэтап. Конфликт. Это «штормовой» этап развития команды и один из самых трудных. Обмен мнениями неизбежно приводит к поляризации различных точек зрения и сопротивлению отдельных членов команды установленным на первом этапе статусным отношениям и нормам. В «команде» сопровождающих этот этап часто выливается в «сопротивление» опытных педагогов малоопытным психологам, часто не имеющим достаточную теоретическую подготовку и опыт работы с проблемами ребенка и родителей. Между членами команды возникают затруднения коммуникативного характера, эмоции, которые первоначально скрывались, выплескиваются наружу. Роль руководителя (сопровождающего) - помочь команде преодолеть этот кризис и в плане развития взаимоотношений в команде, распределения ролей, и в плане прояснения позиций каждого, уточнения командных задач. IIl этап. Сотрудничество. Этот этап называют также нормативным. Его главная отличительная черта - развитие сотрудничества, а основная цель - создание благоприятного микроклимата в работе команды. Это наиболее результативный этап в работе команды. Члены команды начинают понимать, что ее успех становится возможным только при объединении индивидуальных возможностей каждого специалиста, его ресурсов. Команда сопровождающих говорит «на одном языке», определяя проблемы ребенка и пути их коррекции. Особенно заметны результаты сотрудничества при подготовке и проведении консилиумов. Команда состоялась! IV этап. Результативная работа. Уже само название этапа подчеркивает, что самый результативный этап работы команды - этап достижения реальных результатов. Сложной, трудной, но весьма важной задачей руководителя ДОУ (сопровождающего команду) является развитие у членов команды (специалистов службы сопровождения) рефлексивной деятельности. Работа специалиста -это творческая деятельность; он не возможен без самоанализа проделанных шагом, без оценки получаемых результатов в сравнении с поставленными задачами, без соответствующей коррекции и задач, и путей их реализации. V Этап. Расформирование. В контексте логики сопровождения этот этап правильнее назвать этапом перехода на более высокий уровень командной работы: подведение итогов; переосмысление целей и задач с позиций проделанной работы; отбор наиболее целесообразных и результативных техник и методик сопровождения детей с разными проблемами. Эффективность команды зависит от многих взаимосвязанных факторов. Это и четко сформулированные реальные цели, и хороший микроклимат в команде, психологическая совместимость ее членов, и создание возможностей для профессионального роста специалистов. Но прежде всего - это эффективное руководство командой, сопровождение каждого ее специалиста и «команды сопровождающих» как целостного коллектива единомышленников. Основной задачей сопровождения «команды сопровождающих» является организация взаимодействия специалистов. Как показали исследования Н. Н. Федоровой (2002), можно выделить объективные (окружающая ситуация) и субъективные (личностные качества субъектов взаимодействия) факторы успешного взаимодействия. В технологии организации взаимодействия специалистов службы сопровождения можно выделить следующие компоненты: 1. Создание службы сопровождения ребенка (ССР) как организационной структуры ДОУ: · определение целей и задач; · определение состава; · назначение руководителя; · утверждение основных направлений работы; · согласование и утверждение режима работы. 2. Формирование профессиональных организационных и субординационных отношений между субъектами службы сопровождения; организация динамических связей между специалистами в процессе работы. З. Создание и поддерживание в коллективе сопровождающих атмосферы всеобщей заинтересованности в результатах труда; взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным и личностным качествам коллег 4. Создание условий для результативного труда «команды», исходя из профессиональных требований к работе каждого специалиста. 5. Обучение специалистов в новой логике взаимодействия; в методологии комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем ребенка и его семьи. 6. Внесение корректив в работу команды, необходимых для повышения результативности.
Руководитель ДОУ и службы сопровождения в нем должен обладать «административной» установкой (А. Файоль), быть компетентным не Только в области управления, но и в области дошкольной педагогики, психологии, медицины для успешной организации взаимодействия специалистов друг с другом, специалистов и других участников воспитательного процесса (воспитателей, родителей).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.009 с.) |