Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы индивидуального сопровождения

Поиск

Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний пе­дагогом СВОИХ воспитанников, умения осуществлять дифференциро­ванный подход к ним.

Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая дает возможность получать данные о характере и динамике психи­ческого развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия.

Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению разви­тия ребенка является сбор информации о ре6епке.

Это первичная диагностика соматического, психического, соци­ального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педа­гогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов разных видов труда и деятельности ребенка, документации ОУ.

Второй этап - анализ полученной информации.

На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в не­отложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т. д.

Для создания технологий сопровождения развития ребенка стой или иной степенью выраженности проблем в развитии условно вы­деляют следующие группы учащихся (В. Е. Летунова, 1998):

· дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент;

· дети, имеющие предпосылки (медика-биологические, соци­альные, психолого-педагогические, факторы риска) к возник­новению тех или иных проблем в развитии;

· дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;

· дети, имеющие отклонения в развитии.

Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает опре­делить основные виды и направления комплексной помощи детям,

родителям, педагогам.

Третий этап: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.

Четвертый этап: консультирование всех участников сопровож­дения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап: решение проблем, то есть выполнение рекоменда­ций каждым участником сопровождения.

Шестой этап: анализ выполненных рекомендаций всеми участ­никами. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)

Седьмой этап: дальнейший анализ развития ребенка. (Что мы де- лаем дальше?)

Все этапы условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая моти­вация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СИСТЕМНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Одним из направлений системного сопровождения является про­ектирование и реализация программ психолого-педагогической и медико-социальной помощи группе детей с характерными для этой группы проблемами (например, агрессивностью, гиперактивностью, застенчивостью и др.). Системное сопровождение строится поэтап­но, по определенному алгоритму.

Диагностический этап. Целью является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагности­ческий этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследо­вания. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализиро­вать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

Поисковый этап. Цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации ин­формации).

 

 

Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересован­ными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогно­зы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые на­зывает сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важ­нейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важ­но распределить обязанности по eгo реализации, определить после­довательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога.

Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение жела­емого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, таки ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение пробле­мы часто требует активного вмешательства внешних специалистов —психологов, медицинских работников, юристов и Т. д. Функции ко

ординатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровож­дения.

Рефлексивный этап — период осмысления результатов деятельно­сти службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении индивидуальной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов пре­дупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образо­вательном учреждении.

 

 

КАЧЕСТВЕННАЯ ДИАГНОСТИКА

КАК ФУНДАМЕНТ СОПРОВОЖДЕНИЯ

 

Диагностика выступает неотъемлемой составляющей сопровож­дения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы. Тем не менее, констатация значимости не гарантирует

 

 

решения многочисленных проблем, остро проявивших себя в деятельности центров сопровождения.

Наиболее ясно проявила себя тенденция к обособлению диагнос­тики от других составляющих сопровождения, к ее отрыву от главно­го - помощи в решении проблемы. Конкретность и привлекатель­ность задачи постановки правильного диагноза в глазах многих, особенно начинающих специалистов-психологов, затмевает назна­чение диагноза как стартовой площадки сопровождения, с которой начинается, а не завершается процесс помощи в преодолении про­блем развития.

Большинство специалистов центров и служб сопровождения бо­лее ориентировано на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по полученным данным программ коррек­ции проблемы. Мера информированности специалистов о методах диагностики также оказалась значительно выше, чем о методах кор­рекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими оказались программы, опирающиеся на достаточно выраженные формы воздействия, а не взаимодействие сопровождающего и со­провождаемого.

Сложным аспектом является методологическая рассогласован­ность диагностических исследований, проводимых специалистами различного профиля: педагогами, психологами, медицинскими ра­ботниками. Комплексность, «командный стиль» работы сталкивают­ся с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов.

Не менее важным аспектом в развитии системы сопровождения выступает методическая необеспеченность диагностики. Мы с до­статочной степенью полноты научились исследовать проблему в раз­витии ребенка со стороны «недоразвитая», «негативных факторов», «отсутствия» и Т. д., но сама по себе констатация того или иного не­достатка несет лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. гораздо 6агее важным вопросом является пози­тивная диагностика тех конструктивных факторов, которые позво­лят субъекту найти решение проблемы. К сожалению, диагностичес­кий инструментарий, используемый специалистами, показывает выраженность ориентации на констатацию негативного фона про­блемы, а не на поиск путей выхода из нее.

Следующим аспектом является необходимость согласования ме­тодов сопровождения с содержанием и методами построения образовательного процесса, являющегося базовой средой для сопровож­дения. Ранее уже были обозначены 5 основных сфер деятельности службы сопровождения:

1. решение проблем сохранения и восстановления здоровья;

2. решение социальных и социально-эмоциональных проблем;

3. карьерный (образование, профессиональная ориентация и об­разование, трудоустройство) выбор;

4. помощь в ситуациях с затруднениями в обучении;

5. выбор досуговой сферы самореализации.

Во всех этих сферах активной средой формирования и разреше­ния проблемы выступают образовательная и воспитательная среда. Тем не менее, при выборе диагностических методик специалисты тяготеют к специально сконструированным методам, в меньшей степени используя включенное наблюдение или содержание и продук­ты деятельности детей. Это кажется странным в ситуации, когда речь идет о массовой диагностике для предупреждения возникновения проблемы или о ситуациях, когда сама диагностика направлена на определение правильности педагогической стратегии.

Наблюдается стремление специалистов системы сопровождения к определенному обособлению в противовес декларируемой откры­тости системы. Можно согласиться с необходимостью стопроцент­ной гарантии сохранения информации о ребенке, распространение которой может нанести вред или оказать негативное влияние на оцен­ку или самооценку ребенка. Но нельзя согласиться со стремлением монополизировать информацию о возможных путях решения про­блемы ребенка. Это противоречие проявляет себя в ограничении уси­лий специалистов системы сопровождения по обеспечению педаго­гов и родителей простыми и действенными средствами диагностики наиболее часто встречающихся проблем. Развитие системы сопро­вождения не может идти за счет бесконечного расширения круга специалистов, вовлеченных в нее, специалисты сопровождения лишь отрабатывают и передают в руки педагогов эффективные программы решения наиболее часто встречающихся проблем, сосредоточивая свое внимания на все более сложных и комплексных противоречиях развития ребенка.

Смысловое назначение системы сопровождения связано с обуче­нием ребенка методам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития. Отсюда возникает задача диагностической оценки результативности сопровождения. В этой области наиболее перспективным является подход, ориентирующий диагноста не столько на исследование внутреннего мира ребенка, сколько на ана­лиз способа и внешних характеристик его взаимодействия со средой.

В практикоориентированном обучении такими критериями выс­тупают увлеченность ребенка деятельностью и позитивное отноше­ние к действительности (ощущение комфорта).

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ и СОДЕРЖАНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

М ЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИ И

 

· Концепция сопровождения в ДОУ

· Организация деятельности службы сопровождения

· Организация диагностики в сис­теме сопровождения

· Организация психолого-медико­педагогических консилиумов

· Организация учета катамнеза

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.009 с.)