Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.
Для достижения данной цели классный руководитель совместно с психологом разрабатывает план развития класса и каждого ученика. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.
Уровень учреждения. На данном уровне ведется педагогами-психологами, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами, выявляющими проблемами в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. В рамках психолого-медико-педагогического консилиума разрабатываются план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей ребенка. На данном уровне также реализуется профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УВП
Этап - подготовительный
- изучение и анализ модели сопровождения УВП;
- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;
- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
- материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение)
Этап – практический
- введение в школьную практику проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, отработка навыка ведения консилиума;
- поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого-медико-педагогического консилиума;
- внедрение в УВП основных циклов психолого-педагогического сопровождения (апробация диагностического инструментария в каждом цикле, разработка форм регистрации результатов сопроводительной деятельности).
Этап – корректирующий
- создание и внедрение мониторинга психологического статуса школьника;
- обработка и интерпретация результатов внедрения основных циклов
психолого – педагогического сопровождения;
- корректировка системы психолого – педагогического сопровождения УВП
- определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения УВП;
Этап – обобщающий
- обработка и интерпретация результатов внедрения психолого – педагогического сопровождения;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития школы;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УВП:
- успешная адаптация учащихся в УВП;
- гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;
- успешная адаптация и социализация выпускников школы;
- создание мониторинга психологического статуса школьников.
Содержание направлений работы психолога
1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды:
□ Мониторинг психических и интеллектуальных процессов учащихся.
□ Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся.
□ Представление результатов на постоянно-действующих семинарах, педагогических советах, совещаниях.
□ Организация и проведение коррекционных и развивающих мероприятий.
2. Психодиагностика образовательного процесса:
□ Диагностический минимум.
□ Углубленная психодиагностика:
■ исследование особенностей познавательной деятельности;
■ дифференциация нормы и патологии умственного развития;
■ изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9, 11-х классов:
□ Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы.
□ Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования.
4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
5. Консультативная работа:
□ педагоги;
□ родители;
□ учащиеся.
6. Просвещение:
□ Просветительская и профилактическая работа с учащимися.
□ Организация групповых занятий с учащимися.
□ Профилактика профессионального выгорания педагогов.
□ Просветительская и профилактическая работа с родителями.
Формы работы с учащимися:
1. Психодиагностика (психологическое тестирование, анкетирование).
2. Психокоррекция.
3. Диагностика психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению.
4. Диагностика психологической готовности учащихся 3-4-х классов к переходу в среднее звено.
5. Профориентационная работа.
6. Разрешение конфликтных ситуаций.
7. Индивидуальное и групповое консультирование.
8. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-11классов. Гармоническое развитие личности ребёнка складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой. В работе психологу необходимо учитывать влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в школе, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:
• Диагностическое;
• Коррекционное;
• Лекционно-просветительское.
Диагностическое направление – это диагностика интеллектуальной сферы, личностных особенностей, отношений со сверстниками, учителями, родителями. Коррекционное направление включает работу по развитию психических функций (память, внимание, мышление, произвольность), коррекции эмоциональных состояний, нежелательного поведения. Лекционно-просветительское направление – это участие в микропедсоветах, родительских собраниях, индивидуальные беседы с учителями, родителями.
Формы работы с педагогами:
1. Участие в проведении постоянно действующих семинаров, педагогических советов,
методических советов, совещаний, ТОПа «Здоровьесберегающая школа», методических объединений учителей начальных классов и классных руководителей.
2. Консультирование.
3. Анкетирование-тестирование.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование по вопросам семейного воспитания и конфликтным ситуациям.
2. Лекции для родителей по вопросам психологии.
3. Пропаганда психологических знаний.
Осуществляя основные формы работы с учителями и родителями, психолог предлагает в помощь учителю и родителю «психологические памятки».
Деятельность психолога в нашей школе осуществляется через взаимодействие с администрацией школы, классными руководителями. Наша работа основана на идее сотрудничества, принципах личностно-гуманного подхода.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Мы все хорошо знаем, что на уроках педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз, разгрузки позвоночника, упорядочение дыхания. В нашей школе физкультурные минутки практикуем до 10 класса. Системное использование физкультурных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После таких физкультминуток повышается работоспособность и активность ребят на учебных занятиях.
Оздоровительные физкультминутки, «оживлялки» в виде простых интегративных дыхательных, массажных и физических упражнений - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий на уроке для мобилизации биоэнергетического потенциала человека, снятия напряжения, усталости в процессе умственных занятий.
Для осуществления здоровьесберегающей работы в школе учителя начальной и средней ступени обучения используют предложение профессора В.Ф. Базарного проводить занятия в системе периодической смены позы «сидя» на «стоя», т.е. в режиме динамической позы. Учитель планирует «подъём» детей в то время, когда они слушают объяснения учителя либо ответы товарищей. Режим чередования рабочей позы на уроке благоприятно действует на функциональное состояние и работоспособность учащихся.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заключается в оказании помощи при создании позитивного эмоционального настроя школьников, что влияет на качество обучения; снизить страхи; реализовать специальные программы, помогающие школьникам и родителям снизить «стрессовость» в определенных ситуациях.
Психолог осуществляет профилактическую деятельность в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем. Для этого проводится изучение личности ребенка через:
• медицинскую диагностику;
• социальную диагностику;
• изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков, профилактикой правонарушений;
• психолого-педагогическую диагностику.
На основании анализа банка данных по всем видам диагностик составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с учащимися, планы консультаций учителей и родителей по разрешению тех или иных проблем.
Я хочу поделиться опытом профилактической деятельности психолога на каждом этапе обучения. Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому школьнику. Наиболее продуктивно и эффективно она проходит в форме тренингов, психологических игр, развивающих занятий.
Первая ступень обучения начальные классы /1-4 /.
Учитель начальных классов включает элементы психологического сопровождения в
педагогический процесс, создает оптимальные условия для развития ребенка, самовыражения, самореализации.
В своей работе психолог пользуется программами: «Уроки добра» С.И. Семенака –
формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными
эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения,
«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой – сохранение и формирование психологического
здоровья детей младшего школьного возраста, «Умные занятия: через игру к совершенству»
Е. Синицыной - формирование психологического здоровья младших школьников /стрессоустойчивость, социальная адаптация, самореализация/; «Я учусь владеть собой» Н.П. Слободяник - развивающие занятия для адаптации детей в образовательной среде; «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет» С.В. Коноваленко.
Вторая ступень обучения /5-8 классы/.
Эта ступень начинается с психологического сопровождения пятиклассников. Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация 5 класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Поэтому психологом используется групповая форма работы по программам «Новичок в средней школе» и «В пятый класс - в первый раз» Н.Л. Сомовой. В сентябре-октябре проводится психолого-педагогический семинар с классными руководителями и учителями предметниками, работающими в 5-6 классах, по проблемам связанным с особенностями младших подростков «Как помочь пятикласснику?»;
• Родительское собрание «Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников к обучению при переходе из младшего в среднее звено школы»;
• Наблюдение педагогами-предметниками и классными руководителями за поведением и учебой в течение первой четверти;
• Тренинговые занятия по программам «Новичок в средней школе», Н.Л. Сомовой «В пятый класс - в первый раз»;
• При организации воспитательной работы предусмотрено введение в школьную жизнь традиции. Таковой является праздник «Посвящение в пятиклассники», где проводятся разные упражнения, игры для развития интеллектуальных, познавательных способностей. Для оценивания эффективности работы по данной программе до и после занятий проводится исследование социальной тревожности по методикам Филипса, Спилбергера-Ханина. Социальная тревожность после работы по программе снижается, что является показателем для успешного обучения в школе.
Результат диагностики 2007-2008 учебного года.
Уровень социальной тревожности
Количество учащихся до начала занятий в %
Количество учащихся после окончания занятий в %
Нормальный уровень социальной тревожности
Повышенный уровень социальной тревожности
Высокий уровень социальной тревожности
В 6-7-8 классах психолог работает по программе «Уроки общения для младших подростков» - занятия по программе проводятся в течение года и направлены на создание условий для личностного роста и укрепления психологического здоровья детей данного возраста.
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.254 (0.006 с.)