Психолого-педагогического сопровождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогического сопровождения



Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Для достижения данной цели классный руководитель совместно с психологом разрабатывает план развития класса и каждого ученика. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.

Уровень учреждения. На данном уровне ведется педагогами-психологами, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами, выявляющими проблемами в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. В рамках психолого-медико-педагогического консилиума разрабатываются план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей ребенка. На данном уровне также реализуется профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.


ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УВП

Этап - подготовительный

- изучение и анализ модели сопровождения УВП;

- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;

- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;

- материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение)

Этап – практический

- введение в школьную практику проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, отработка навыка ведения консилиума;

- поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого-медико-педагогического консилиума;

- внедрение в УВП основных циклов психолого-педагогического сопровождения (апробация диагностического инструментария в каждом цикле, разработка форм регистрации результатов сопроводительной деятельности).

Этап – корректирующий

- создание и внедрение мониторинга психологического статуса школьника;

- обработка и интерпретация результатов внедрения основных циклов

психолого – педагогического сопровождения;

- корректировка системы психолого – педагогического сопровождения УВП

- определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения УВП;

Этап – обобщающий

- обработка и интерпретация результатов внедрения психолого – педагогического сопровождения;

- определение перспектив и путей дальнейшего развития школы;


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УВП:

- успешная адаптация учащихся в УВП;

- гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;

- успешная адаптация и социализация выпускников школы;

- создание мониторинга психологического статуса школьников.

 


 

Содержание направлений работы психолога   1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды: □ Мониторинг психических и интеллектуальных процессов учащихся. □ Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся. □ Представление результатов на постоянно-действующих семинарах, педагогических советах, совещаниях. □ Организация и проведение коррекционных и развивающих мероприятий. 2. Психодиагностика образовательного процесса: □ Диагностический минимум. □ Углубленная психодиагностика: ■ исследование особенностей познавательной деятельности; ■ дифференциация нормы и патологии умственного развития; ■ изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений. 3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9, 11-х классов: □ Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы. □ Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования. 4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». 5. Консультативная работа: □ педагоги; □ родители; □ учащиеся. 6. Просвещение: □ Просветительская и профилактическая работа с учащимися. □ Организация групповых занятий с учащимися. □ Профилактика профессионального выгорания педагогов. □ Просветительская и профилактическая работа с родителями. Формы работы с учащимися: 1. Психодиагностика (психологическое тестирование, анкетирование). 2. Психокоррекция. 3. Диагностика психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению. 4. Диагностика психологической готовности учащихся 3-4-х классов к переходу в среднее звено. 5. Профориентационная работа. 6. Разрешение конфликтных ситуаций. 7. Индивидуальное и групповое консультирование. 8. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-11классов. Гармоническое развитие личности ребёнка складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой. В работе психологу необходимо учитывать влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в школе, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям: • Диагностическое; • Коррекционное; • Лекционно-просветительское. Диагностическое направление – это диагностика интеллектуальной сферы, личностных особенностей, отношений со сверстниками, учителями, родителями. Коррекционное направление включает работу по развитию психических функций (память, внимание, мышление, произвольность), коррекции эмоциональных состояний, нежелательного поведения. Лекционно-просветительское направление – это участие в микропедсоветах, родительских собраниях, индивидуальные беседы с учителями, родителями. Формы работы с педагогами: 1. Участие в проведении постоянно действующих семинаров, педагогических советов, методических советов, совещаний, ТОПа «Здоровьесберегающая школа», методических объединений учителей начальных классов и классных руководителей. 2. Консультирование. 3. Анкетирование-тестирование. Формы работы с родителями: 1. Консультирование по вопросам семейного воспитания и конфликтным ситуациям. 2. Лекции для родителей по вопросам психологии. 3. Пропаганда психологических знаний. Осуществляя основные формы работы с учителями и родителями, психолог предлагает в помощь учителю и родителю «психологические памятки». Деятельность психолога в нашей школе осуществляется через взаимодействие с администрацией школы, классными руководителями. Наша работа основана на идее сотрудничества, принципах личностно-гуманного подхода. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Мы все хорошо знаем, что на уроках педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз, разгрузки позвоночника, упорядочение дыхания. В нашей школе физкультурные минутки практикуем до 10 класса. Системное использование физкультурных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После таких физкультминуток повышается работоспособность и активность ребят на учебных занятиях. Оздоровительные физкультминутки, «оживлялки» в виде простых интегративных дыхательных, массажных и физических упражнений - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий на уроке для мобилизации биоэнергетического потенциала человека, снятия напряжения, усталости в процессе умственных занятий. Для осуществления здоровьесберегающей работы в школе учителя начальной и средней ступени обучения используют предложение профессора В.Ф. Базарного проводить занятия в системе периодической смены позы «сидя» на «стоя», т.е. в режиме динамической позы. Учитель планирует «подъём» детей в то время, когда они слушают объяснения учителя либо ответы товарищей. Режим чередования рабочей позы на уроке благоприятно действует на функциональное состояние и работоспособность учащихся. Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заключается в оказании помощи при создании позитивного эмоционального настроя школьников, что влияет на качество обучения; снизить страхи; реализовать специальные программы, помогающие школьникам и родителям снизить «стрессовость» в определенных ситуациях. Психолог осуществляет профилактическую деятельность в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем. Для этого проводится изучение личности ребенка через: • медицинскую диагностику; • социальную диагностику; • изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков, профилактикой правонарушений; • психолого-педагогическую диагностику. На основании анализа банка данных по всем видам диагностик составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с учащимися, планы консультаций учителей и родителей по разрешению тех или иных проблем. Я хочу поделиться опытом профилактической деятельности психолога на каждом этапе обучения. Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому школьнику. Наиболее продуктивно и эффективно она проходит в форме тренингов, психологических игр, развивающих занятий. Первая ступень обучения начальные классы /1-4 /. Учитель начальных классов включает элементы психологического сопровождения в педагогический процесс, создает оптимальные условия для развития ребенка, самовыражения, самореализации. В своей работе психолог пользуется программами: «Уроки добра» С.И. Семенака – формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения, «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой – сохранение и формирование психологического здоровья детей младшего школьного возраста, «Умные занятия: через игру к совершенству» Е. Синицыной - формирование психологического здоровья младших школьников /стрессоустойчивость, социальная адаптация, самореализация/; «Я учусь владеть собой» Н.П. Слободяник - развивающие занятия для адаптации детей в образовательной среде; «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет» С.В. Коноваленко. Вторая ступень обучения /5-8 классы/. Эта ступень начинается с психологического сопровождения пятиклассников. Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация 5 класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Поэтому психологом используется групповая форма работы по программам «Новичок в средней школе» и «В пятый класс - в первый раз» Н.Л. Сомовой. В сентябре-октябре проводится психолого-педагогический семинар с классными руководителями и учителями предметниками, работающими в 5-6 классах, по проблемам связанным с особенностями младших подростков «Как помочь пятикласснику?»; • Родительское собрание «Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников к обучению при переходе из младшего в среднее звено школы»; • Наблюдение педагогами-предметниками и классными руководителями за поведением и учебой в течение первой четверти; • Тренинговые занятия по программам «Новичок в средней школе», Н.Л. Сомовой «В пятый класс - в первый раз»; • При организации воспитательной работы предусмотрено введение в школьную жизнь традиции. Таковой является праздник «Посвящение в пятиклассники», где проводятся разные упражнения, игры для развития интеллектуальных, познавательных способностей. Для оценивания эффективности работы по данной программе до и после занятий проводится исследование социальной тревожности по методикам Филипса, Спилбергера-Ханина. Социальная тревожность после работы по программе снижается, что является показателем для успешного обучения в школе. Результат диагностики 2007-2008 учебного года.
Уровень социальной тревожности Количество учащихся до начала занятий в % Количество учащихся после окончания занятий в %
Нормальный уровень социальной тревожности    
Повышенный уровень социальной тревожности    
Высокий уровень социальной тревожности    

В 6-7-8 классах психолог работает по программе «Уроки общения для младших подростков» - занятия по программе проводятся в течение года и направлены на создание условий для личностного роста и укрепления психологического здоровья детей данного возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.254 (0.006 с.)