Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монография № 12 направленная трансляция смыслов:обучение и массовая коммуникацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Близкие положения о смысловых механизмах убеждающего воздействия высказывает А.А.Леонтьев (1997), который выделяет два способа воздействия на уровне значений — через сообщение новых знаний или новой информации об известных ему вещах (мы не видим между этими двумя типами воздействия принципиальной разницы. — Д.Л.) — и третий, позволяющий через прямое воздействие на смысловое поле «изменить способ вхождения элементов поля значений в деятельность реципиента, изменить его отношение к окружающей действительности, не затрагивая его абстрактное знание о ней» (с. 275). Последний способ А.А.Леонтьев обозначает как воздействие через убеждение, раскрывая его психологический механизм как двойное моделирование определенного фрагмента смыслового поля реципиента — в его актуальном и желаемом состояниях. Наконец, еще одной формой социальной практики деиндиви-дуализированного воздействия на смысловую сферу с целью воздействия на смыслы аудитории является реклама. В рекламе, даже если она основана на стратегии рациональной аргументации, удельный вес рациональных приемов убеждения гораздо ниже по сравнению с профессиональным обучением, лекционной пропагандой и словесным убеждением через СМИ, а иррациональных приемов, соответственно, выше. Кроме того, она исходит не от конкретного, персонализированного, а от анонимного источника. Последнее резко отличает рекламное воздействие от лекционного; воздействие через СМИ носит промежуточный характер. Тем не менее мы рассмотрим в этом разделе рекламное воздействие, поскольку оно также относится к практикам направленной трансляции смыслов. Задача рекламного воздействия — донести до клиента некоторое заданное конкретное послание, причем донести его не только и не столько на уровне словесном, на уровне рационального предложения, но и на уровне подсознательном, иррациональном. Существует две основных стратегии воздействия в рекламе — уникальное торговое предложение и формирование имиджа. Психологическую основу первой составляют закономерности смыслообразования, а второй — закономерности психологии субъективной семантики. Уникальное торговое предложение является во многих отношениях лучшим, то есть более эффективным способом, но важнейшим, то есть более универсальным и всеобщим способом воздействия является разработка имиджа, потому что иррациональный подсознательный образ (целенаправленное конструирование которого превращает его в имидж) есть всегда. В рекламе можно обойтись без предложения, но невозможно обойтись без имиджа. Имидж — это не просто констатация того, что некая фирма или товар хороши. Имидж — это навевание совершенно конкретных смысловых ассоциаций и намеков о том, какова эта фирма. Любой фирме важно производить впечатление хорошей и порядочной, но это еще не все. Банк еще должен выглядеть устойчивым, рекламное агентство — динамичным и творческим, для строительной фирмы важна основательность, для трастовой компании — респектабельность, реклама автомобиля должна дышать комфортом и скоростью, а мороженого — прохладой. Реклама внедряет в сознание аудитории смысловые связи, соединяющие образ фирмы-рекламодателя или предлагаемых ею товаров или услуг, с одной стороны, и психологически привлекательные для потребителя состояния или изменения, с другой. Механизмы формирования таких связей во многом совпадают со способами воплощения смысла в структуре произведений искусства (см. ниже, раздел 5.6.), а также опираются на естественные закономерности формирования ассоциаций. Так, в нашем экспериментальном исследовании, посвященном роли образа персонажей в телевизионных рекламных роликах (Леонтьев, Конарева, 1997) была обнаружена значимая корреляция между семантическими образами персонажей (особенно женского пола) и образами рекламируемых в этих роликах марок товаров. При этом необходимо, чтобы не только все компоненты рекламной деятельности, но и все, с чем фирма выходит во внешний мир, несло один и тот же образ, одну и ту же субъективную семантику. С помощью субъективно-семантических методов можно проверять, в какой мере образы разных компонентов соответствуют друг другу. Так, в нашем исследовании, посвященном анализу восприятия, с одной стороны, названий, с другой стороны — эмблем десяти банков (см. Леонтьев, Олефиренко, 1995), обнаружилось, что только у меньшинства названия и графические эмблемы не расходятся по своему эмоциональному подсознательному заряду, более или менее соответствуют друг другу, то есть несут непротиворечивую смысловую нагрузку. В подавляющем большинстве случаев они несли совершенно разный смысловой образ, что, естественно, не способствует становлению устойчивого имиджа. Единственным банком, у которого оказалось хорошее их соответствие, был Инкомбанк — наиболее успешный на тот момент из банков-объектов исследования. Таким образом, мы завершили рассмотрение психологических закономерностей трансляции смыслов в межличностном взаимодействии. В разделе 5.2. мы рассмотрели наиболее простой вариант взаимодействия индивидуальных смысловых миров, проявляющийся в феномене понимания на уровне общих значений. Это взаимодействие не влечет за собой изменение смыслов; оно входит как составной компонент в две других формы взаимодействия, рассмотренные в следующих разделах. В разделе 5.3. мы рассмотрели взаимодействие со-субъектов в совместной деятельности, в том числе в межличностном общении, имеющем структуру совместной деятельности. В этом взаимодействии происходит формирование общего смыслового фонда или общего смыслового поля; происходит трансформация смыслов партнеров в направлении их сближения. Важно подчеркнуть, что это взаимодействие отнюдь не сводится к взаимопониманию, хотя отталкивается от него как от исходной точки. Если понимание, рассматриваемое как обмен информацией в пределах пересекающейся части смыслового пространства «страдает... пороком тривиальности» (Лот-ман, 1992, с. 15), то непонимание, напротив, продуктивно благодаря тому, что «оно влечет за собой поиск смысла» (Зинченко, 1998, с. 105). Наконец, в разделе 5.4. мы обратились к наиболее сложному (что связано с его психотехнической природой) из процессов взаимодействия смыслов — процессу направленной трансляции смысла массовой аудитории, рассмотрев несколько социальных практик такой трансляции — от наиболее персонализированных (профессиональное обучение и лекционная пропаганда) до деперсонализированных (реклама). Нам осталось рассмотреть опосредованные формы трансляции смыслов через их воплощение в артефактах культуры и, в частности, в произведениях искусства.
Монография 13 Во-первых, культура = форма бытия и общения людей через время, через произведения. Во-вторых, культура = самоопределение личности, свободное решения и перерешения Ч-ом своей судьбы. В-третьих, культура = творение нового самобытного и самобытийного мира. в культуре не содержится ничего, кроме смыслов и способов их передачи «культура есть не что иное, как внесение в мир смысла»
«Вся история культуры –это попытка коммуникации —попытка "культуры для себя" стать "культурой для других", попытка обнаружить и преподнести для других свои тайные, субъективные смыслы; и одновременно — попытка обнаружить и сделать своими смыслы другого человека.» (1) внесение индивидуальных смысловых содержаний в культуру; (поёшь песенки, рисуешь картинки, строишь домики. создание вещи представляет собой воплощение смысла) (2) формы существования и сохранения смыслов в «теле» (вещи, знаковые системы(миф) и модели поведения, символы) (3) усвоение смыслов из культуры. 1- прочитал книгу в которой все ведут себя хорошо- и ведёшь себя хорошо. 2- культурный человек, имеется ввиду человек, который взаимодействует с миром через культуру, -это человек, ищущий смысл или хотя бы ориентирующийся на смысл. 3- усвоение культурного смысла предполагает вживание в него, врастание в его смысловую ткань, а не просто понимание. Человек должен жить, дышать произведением, быть сопричастным и только тогда он выступит в качестве носителя секретов культуры… стоит человек в картинной галерее и плачет. Искусство, является частным случаем культуры. Но искусство настолько крутое, что о нём Лео говорит с особым энтузиазмом.
Искусство = «та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности»
Две точки зрения относительно восприятия: 1--Когда человек воспринимает произведение исск-ва он видит фрагмент жизни \ реальности \ то, что могло быть. 2-- художественное произведение- мир, преломленный через личность творца, которая обязательно присутствует в самом произведении. «Рисует ли художник человеческое лицо, натюрморт, пейзаж — все равно получается автопортрет, и вот доказательство. Когда вы увидите Мадонну Рафаэля, то не подумаете: "Это Мадонна". Вы подумаете: "Это Рафаэль".» И муа-ха-ха: «Так же, когда вы видите женщину, у которой глаз нарисован не на месте, вы не думаете: "Вот женщина, у которой глаз не на месте", вы думаете: "Вот Пикассо"» В процессе художественного восприятия: увидеть за изображением образ мира художника и принять по отношению к нему понимающе -диалогическую позицию => проникновение в авторское видение мира, слияние с позицией автора (без этого проникновение в глубь произведения невозможно.) Условием проникновения «за изображение»- это временный отказ от своей уникальной личностной позиции в мире, слияние с позицией художника, взгляд на мир его глазами.
жизнь — писатель — произведение — питатель — жизнь (ох как всё чудесно) содержание, вкладываемое художником в произведение, представляет собой ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь, то, что извлекает (и что не извлекает) из произведения читатель, зритель или слушатель, прямо обусловлено контекстом его жизни.
Свобода искусства всегда заключалась в том, чтобы придать смысл произведению
Понятие превращённая форма- типа... была мысль а мы её воплотили в реальность (может так) художественная форма связанна с содержанием, она говорит то же, что и содержание, но на другом языке
только в данной своей форме (сделанной из данного материала.) художественное произведение оказывает свое психологическое воздействие. Т.е если б Александ Антиохийский сделал Венеру Милосскую из дерева или стекла, она бы не была такой чудесной. Сечём базар???
художественная форма выполняет психологическую функцию настройки сознания на восприятие содержание произведения искусства.
Человеку можно передать смысл через объекты: материальные продукты (изобразительное искусство), знаковые системы (литература) и поведенческие проявления человека (балет).+ кино\театр всё вместе.
Человеку можно передать смысл через стратегии: 1-- попытке заставить увидеть фрагмент мира глазами самого художника и пережить. 2-- прорисовывание, обнажение причинно-следственных связей, управляющих людьми, иногда даже в исторической перспективе. Первый путь более характерен для поэзии и живописи, второй — для прозы, театра, кино, балета.
Средства, для воплощения смыслов в художественных произведений: Тематика. задает общий смысловой настрой произведения Хроника. Отражение действительности, беспристрастная передача в произведении той или иной информации. Хронотопика. Трансформация действительности. Речь об искажении в произведении пространственных, временных,вероятностных и других соотношений. Метафорика. Ассоциативные сочетания фрагментов произведения в метафоре, монтаже и т.п. Семантика. Высокие звуки = интрига, толстые линии = что-то тяжелое. Сечём дальше. Символика. Красный цвет-революция. (ну напридумываете) Архитектоника. его общая композиция произведения. (например незаконченность)
Возможны, в свою очередь, два пути осмысления человеком произведения: 1--- путь углубления через дифференциацию (более глубоким осмыслением, которое включает в себя мое, но идет дальше, к более широким жизненным контекстам и системам причинно-следственных связей) 2--путь расширения через альтернативность. (Человек встречается с иным осмыслением, которое помещает фрагмент действительности в иной смысловой контекст, который мне не приходил в голову.)
Таким образом, искусство в жизни человека выполняет сугубо приспособительную функцию и играет благодаря ей очень важную роль в организации нашей жизни. Обогащаясь смысловым опытом в процессе общения с искусством, человек формирует у себя новые формы отношения к действительности. В отличие от критических жизненных ситуаций, где новые формы отношения возникают в результате болезненной перестройки под давлением жизненных императивов, в ситуации взаимодействия с искусством эти изменения происходят «непринужденно» (А.Натев), как бы заранее обеспечивая человека опытом и средствами осмысления, переживания и преодоления будущих жизненных ситуаций, когда они наступят.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.139 (0.012 с.) |