Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монография 28. Мотивационная Суммация. Феномен полимотивации (вилюнас)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мотивационная Суммация У человека одновременное проявление и действие мотивационных факторов различного происхождения представляет собой практически постоянный фон жизни.
Феномен полимотивации Проблема полимотивации достаточно стара. Она обсуждалась в концепциях прошлого, например, Ушинским. «Большинство желаний в человеке—сложные, возникшие из разных стремлений..» В современной терминологии эти слова означают: «поведение чаще всего бывает полимотивированным. Любое поведение обнаруживает тенденцию к детерминированности скорее несколькими или всеми базовыми потребностями одновременно, чем единственной из них» -говорит небезызвестный гуманист Маслоу.
Человек одновременно испытывает ряд взаимосодействующих или противоречивых побуждений и поэтому вынужден их согласовать, задерживать, найти компромисс и т. п.
В советской психологии широкое признание получило выделение особого класса мотивов-стимулов by Леонтьев *куда ж без него!*, подключающихся к отдельным звеньям (действиям) выполняемой деятельности и обеспечивающих дополнительное побуждение именно этих звеньев. В роли мотивов-стимулов выступают любые поощрения или наказания, связанные с промежуточными целями и результатами деятельности, например отметки в учебе. Представление о мотивах-стимулах изображает сложные виды человеческой деятельности как процесс, мотивируемый одновременно конечной целью {так называемыми смыслообразующими мотивами) и многочисленными побочными источниками побуждения, дополнительно подталкивающими отдельные шаги в ее направлении.
Как можно видеть, данные о видах и формах полимотивации имеют феноменологический характер. Для решения этих вопросов, а также механизмов полимотивации и др необходимо задеть несколько проблем «большой» методологии.
Но это уже совсем другая история))
Монография 29 Основные современные направления изучения мотивации (по Д.А. Леонтьеву) Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ (Д.А. Леонтьев) Придерживался взгляда Маслоу (так что можно про него рассказать) Нужно разделять! Лео так сказал! Самореализация – процессы Л развития и трансляции Л своего содержания другим через созидательные и коммуникативные процессы. (реализация собственного потенциала) Самоактуализация – теоретическая трактовка развития и самореализации личности (потребность к самореализации)
Истоки: Ницше, Аристотель, еще и Юнг Хорни Фромм Гольштейн Маслоу Адлер.
«Стремление к самоактуализации» в теории личности К. Роджерса это стремление к развитию, созреванию, проявлять активность, стремление к новым впечатлениям. его можно прировнять к инстинкту. Это единственная мотивационная тенденция организма. Как и Гольштейн, Роджерс отрицает наличие отдельных мотивов. По мере того как развивается и формируется личность, она также стремится актуализировать себя, но часто актуализация личности и актуализация организма не совпадают – это приводит к неврозам.
Теория самоактуализации А. Маслоу Всё, что знаете. Иерархию потребностей (пирамиду), плюс расскажите какими качествами обладает тот человека, который достиг самоактуализации, что таких мало(на это заострите)
(это из личности… там и смотрите в полном объеме, чтобы освежить память, всё-всё говорите, Леонтьев так и описывал)
. ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ
Более эффективное восприятие реальности. Приятие себя, других и природы. Центрированность на проблеме. Независимость: потребность в уединении. Самостоятельность: независимость от культуры и окружения. Свежесть восприятия. Вершинные, или мистические, переживания. Общественный интерес Глубокие межличностные отношения. Демократичный характер Разграничение средств и целей. Философское чувство юмора. Креативность. Сопротивление окультуриванию. 30!!!! Методы и методики исследования мотивов и особенностей мотивационного процесса в современной психологии Психологами разработано несколько подходов к изучению мотивации и мотивов человека: эксперимент, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ результатов деятельности и пр. Все эти методы можно разделить на три группы: 1) осуществляемый в той или иной форме опрос субъекта (изучение его мотивировок и мотиваторов); 2) оценка поведения и его причин со стороны (метод наблюдения), 3) экспериментальные методы. Для изучения мотивировок и мотиваторов используются беседа, опрос, анкетирование. Устный или письменный опрос человека о причинах и целях его реального поступка или действия является наиболее коротким путем выявления основания его активности: различных мотиваторов, личностных диспозиций, потребностей, интересов, направленности личности. Связан опрос с аргументированным объяснением человеком причины своего поступка, со словесным обоснованием своего поведения, т.е. с мотивировкой. Однако беда в том, что часто мотивировка и мотив не совпадают или совпадают лишь частично. Во-первых, человек может не до конца разобраться в основном факторе, побудившем совершить его тот или иной поступок. Например, при добровольном выборе рода занятий (профессии, вида спорта, кружка самодеятельности) основным аргументом для большинства людей является то, что выбранное занятие им нравится. И это «нравится» является достаточным основанием для принятия решения. Почему нравится именно это занятие, а не другое, люди, как правило, не выясняют; поэтому остается скрытым главный фактор, определивший направление активности человека. Во-вторых, побудительная причина может быть преднамеренно искажена человеком, для того чтобы не. выглядеть в глазах других или в своих собственных безнравственным, неволевым и т.д. Более надежным представляется метод анкетирования, при котором испытуемый, представляя себя в соответствии с предложенным заданием в той или иной ситуации, в которой он якобы совершил какое-то действие, объясняет причину своего поступка. Этот метод, связанный с описанием проблемных ситуаций, позволяет в ответах испытуемых через проекцию выявлять устойчивые и доминирующие установки, взгляды, суждения, которые и в реальной жизни могут привести к подобному поведению и его обоснованию (в данном случае — уже для себя). При анкетировании испытуемые свою позицию приписывают воображаемому субъекту; например, когда человек говорит о чьем-либо поведении и предполагает возможные его варианты, это означает, что такие модели поведения (мотивационные стратегии) имеются у него самого и потенциально он может поступить так же. Н.С. Копеина (1984) считает, что, заполняя мотивационный опросник, субъект не должен догадываться, что речь идет о диагностике мотивации. Сообщение цели исследования, по ее данным, искажает результат; то же, по мнению этого автора, происходит и в том случае, если опросник содержит только прямые вопросы, без «маскирующих». Напротив, М.В. Матюхина (1984) пришла к выводу, что для выявления наименее осознаваемых мотивов учения у младших школьников целесообразно использовать методики с готовым перечнем мотивов. Кроме того, Н. С; Копеина считает, что нецелесообразно проводить обследования учащихся самим учителем: учащиеся могут постесняться ответить ему честно на вопросы, касающиеся мотивации учения (например, что знания им не очень нужны) или удовлетворенности уроками. Лучше, если такое обследование проведет психолог или нейтральное лицо.Метод анкетирования целесообразно сочетать с методом беседы для уточнения структуры мотива. Особенно важно это делать при изучении мотивов у детей.Все же можно сказать, что эти методы могут помочь как с объяснением, так и с предсказанием мотивов поведения человека в данной ситуации, поскольку с их помощью выявляются его наиболее устойчивые и доминирующие потребности, интересы, личностные диспозиции, направленность личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.008 с.) |