Слово и его семантическое строение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово и его семантическое строение



Слово это есть обобщение.

Слово (теория Полона)

Смысл Это совокупность всех психологических фактов, возникших в нашем сознании благодаря слову. Смысл динамичен. (например, раньше каторга ассоциировалась у нас со школой, а теперь с сессией) Смысл сдержит несколько зон устойчивости. (зависит от ситуации: слово репа принимает значение голова, только в компании гопников, а овощ - в продуктовой лавке.) Значение Это только ОДНА из зон того смысла, которое приобретает слово в контексте речи. УСТОЙЧИВ!! (для всех людей блаженное слово автомат имеет значение- разновидности оружия, но у нас кол-во смысловых зон слова автомат расширено. Так же, думается мне, что очень хорошо значения слов очень замечательно прослеживаются в речи иностранцев.)  

 

Слово обзаводится смыслом через контекст (т.е место употребления). Интеллектуальная и аффективная (эмоциональная) окраска позволяет слову сказать больше или меньше, чем содержится в его значении. («ай, успокойся» сказанное в повседневной жизни несколько отличается от «успокойся», сказанного человеку, свисающего на одном пальце с отвесного склона.

Слова приобретают свой смысл только во фразе, которая приобретает смысл в абзаце, который в контексте книги, который в контексте творчества автора... (так, значится смысл теории Фрейда можно полностью понять изучив его биографию… ну об интимной жизни Зигмунда мы наслышаны.)

Действительный смыл каждого слова определяется всем богатством существующих в сознании моментов относящихся к тому, что выражено данным словом.

Полан говорит:

- слова могут менять смысл.

- Смысл может быть отделён от слова (ну это про речь Рубика.. скорее всего.)

- Во внутренней речи преобладает смысл, а во внешней значение.

Такой вот замечательный пример есть, для тех, кто любил в школе литературу:

Роман Гоголя «мёртвые души».

Значение названия понятно «умершие люди»,

но потом в течение чтения мы понимаем, что значение –это проданные «души» крепостных, а в итоге авторским смыслом является, то что помещики, которые фигурируют в романе «мертвы».

Значение и категориальная структура Сознания (Петренко)

Значение - обобщённая идеальная модель объекта в сознании человека (субъекта), в котором фиксируются существенные свойства объекта, выделенные в общественной деятельности.

Человек воспринимает не значения, а образы.

Сознание не просто дублирует реальность, а выделяет в ней значимые для субъекта признаки и свойства.

ОСОЗНАВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ= расчленять её на элементы и устанавливать с ними (между ними) связи и отношения.

Человек абстрагирует признаки (абстракция..понимаете ли), группирует признаки в новые структуры. Эти способности помогают нам строить идеальные модели действительности, выраженные в значении слова. (если сильно напрячься, то можно понять)

А оперирование значениями позволяет получать новое знание (дедуктивно).

ОСОЗНАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ- значит расчленить её на элементы и установливать между ними связи (сходство, тождество, различие. и бла-бла-бла)

Чем больше взаимосвязанных элементов в объекте или ситуации- тем выше уровень осознанности действительности.

В системной организации человеческого сознания:

*и так на мизансцене появляются лекции по общей первого семестра*

1. Значение (о значении всё, что знаете)

2. Личностный смысл (Н2О)

3. чувственная ткань (это, на сколько я помню то, что человек ко ВСЕМУ как-то относится, нет нейтральности.

Психосемантический подход к анализу речи.

В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя, а также изучение ее генезиса, строения и функционирования. Психосемантика исследует различные формы существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, коммуникативные и ритуальные действия, а также словесные понятия).Эффективность речевого коммуникативного воздействия Проблематика речевого воздействия является областью, в которой пересекаются интересы психологии общения, массовой коммуникации и рекламы, теории и практики педагогики, психотерапии. Термин «речевое воздействие» полисемантичен. За определением «речевое» может стоять устная и письменная речь и даже внутренняя речь, связанная с автокоммуникацией. При широкой трактовке языка (язык мимики, жестов, танца, киноязык) под речью может пониматься и видеоряд киномонтажа, и ритуальный обряд, и опера, и пантомима. Под эффектом речевого воздействия может подразумеваться непосредственное изменение поведения субъекта (реципиента) воздействия или его эмоционального состояния, или его знаний о мире, или его отношения к тем или иным событиям и реалиям этого мира, т. е. изменение его личностного смысла. Наконец, речевое воздействие может быть монологичным как форма воздействия на другого человека или других людей и диалогичным как форма побуждения к общению значимого другого — носителя знаний, ценностей, некоей уникальной картины (образа) мира и в силу этого включать возможность перестройки не только сознания другого человека, но и собственного сознания. В широком смысле слова, речевое воздействие связано с изменениями индивидуального сознания или, что для нас синонимично, с изменениями имплицитной картины мира, или образа мира субъекта.

Текст может воздействовать на разные уровни человеческого сознания, осуществляя различные

формы изменения образа мира человека. В рамках психосемантической модели сознания можно

выделить три формы таких изменений, подразумевая, конечно, что в реальном процессе речевого

воздействия они существуют в единстве, но различна степень их выраженности

Развитие понятий и методы их исследования

Строение слова, его предметная отнесенность и его значение не остаются неизменными, а претерпевают определенное развитие. Cлово не только обозначает предметы внешнего мира, действия, признаки, отношения, но и анализирует и обобщает предметы внешнего мира, т. е. является орудием анализа той информации, которую человек получает от внешнего мира. Если в раннем возрасте значение слова носит у ребенка аффективный характер, то к концу дошкольного и к началу школьного возраста за значением слова кроются конкретные впечатления от реального практического наглядного опыта, а на дальнейших этапах за словом начинают уже стоять сложные системы отвлеченных связей и отношений, и слово начинает вводить данный предмет в известную категорию иерархически построенных понятийных систем.

Из этого положения вытекает, что осознание внешнего мира развивается на протяжении онтогенетического развития ребенка. В процессе онтогенеза вместе со значением слова меняется и та система психологических процессов, которая стоит за словом, и если на начальных этапах за словом стоит аффект, а на следующем — наглядные представления памяти, то на последнем этапе оно уже основано на сложных системах вербаль-ко-логических отношений.

Методика Кларка Халла (1920)

Кларк Халл (1920)[7]. Он предъявлял испытуемым карточки с псевдокитайскими иероглифами; каждой карточке соответствовало определённое название (искусственное слово), при этом каждым словом было обозначено несколько разных карточек. Задача испытуемого заключалась в том, чтобы запомнить, каким словом обозначена каждая карточка. Каждые несколько иероглифов, обозначенные одним словом, имели общие признаки; испытуемому, однако, не говорили об этом заранее и он мог так и не догадаться об этом в ходе эксперимента и заучивать связи слово-иероглиф механически. Сформированность понятия определялась по тому, сможет ли испытуемый применить искусственное слово к новым иероглифам, — которые не предъявлялись в ходе эксперимента, но имеют те же признаки, что предъявлявшиеся иероглифы, обозначенные данным словом.[8]

Методика Дж. Брунера (1956)

Джером Брунер (1956) В его эксперименте непосредственной задачей испытуемых становится не определение того, какие объекты соответствуют тому или иному искусственному слову, а определение содержания задуманного экспериментатором «понятия».

Брунер использовал набор объектов с 6-ю признаками (форма, цвет и число фигур на карточке, форма, цвет и число обрамляющих фигуры каёмок), каждый из которых мог принимать 3 значения. Испытуемым заранее объясняют, что их должны интересовать именно эти признаки, а также что под понятием следует понимать определённую комбинацию значений некоторых признаков, и что одни карточки являются положительными примерами данного понятия (т. е. содержат эту комбинацию), а другие — отрицательными (т. е. не содержат её). После этого экспериментатор начинает предъявлять испытуемому карточки по одной, всякий раз сообщая, является данная карточка положительным или отрицательным примером задуманного понятия. Карточки предъявляются в определённом, заранее избранном порядке. Каждая карточка предъявляется на 10 секунд, и после каждого такого предъявления испытуемый записывает своё предположение о задуманном понятии. Экспериментатор не отвечает на вопросы о предыдущих карточках, записывать что-либо кроме гипотез запрещено, и даже к записям своих предыдущих гипотез испытуемый не может возвращаться, т.к. его просят закрывать их картонкой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.007 с.)