Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды воображения. Их характеристика

Поиск

Виды воображения. Их характеристика

Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, психологическая основа творчества. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в лих есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им,человек по своему желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим(самостоятельное создание новых образов) и воссоздающим(имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию).

В пассивном воображении образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Такое воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренность пассивного воображения создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. Грезы — нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего идеализируемым будущим. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности.

Непреднамеренное пассивное воображение отмечается при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, а также во сне, в галлюцинациях. Сновидения можно отнести к разряду ть пассивных и непроизвольных форм воображения. Галлюцинации - восприятие человеком несуществующего объекта, это фантастические видения, это обычно результат нарушения психики или работы организма.

Мечта обращена к сфере отдаленного будущего. выступает в качестве побудительной силы, или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Есть люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности.

Фантазия -необходимый элемент творческой деятельности. важное условие развития ребенка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей.

Функции воображения. Связь воображения с другими познавательными психическими процессами.

Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.

Воображение выполняет следующие специфические функции.

-, представление действительности в образах и наличие возможности пользоваться ими для решения задач. Эта функция связана с мышлением и органически в него включена.

-, регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

--, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов, человек может обращать внимание на нужные события.

- формирование внутреннего плана действий -способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

-, планирование и программирование деятельности -составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

 

Индивид, субъект деятельности, личность, ндивидуальность.

Индивид – Личность – субъект деятельности – индивидуальность (Б.Г. Ананьев). Выдающейся заслугой Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972) стала его идея о единстве естественного (биологического) и общественного (социального) в структуре человеческого развития.

 

1. ИНДИВИД – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают – общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.

2. ЛИЧНОСТЬ – социальное в человеке. Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Основной формой развития личности является жизненный путь, результатом которого становится социальная зрелость. Человека как личность изучают – общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.

3. СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – социальное в человеке. Человек как субъект деятельности предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений, производящий материальные и духовные ценности. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности (субъект труда при предметной деятельности, субъект познания при теоретической и познавательной деятельности, субъект общения при коммуникативной деятельности). Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают – психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.

4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества.

 

Структура личности. Черта как элемент анализа структуры

Личности (Кеттелл)

Структура личности - система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь - волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием "я". "Я" - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К. К. Платонов.

Альфред Адлер

Адлер апеллирует к субъективному «чувству неполноценности» человеческого существа и так называемым механизмам «компенсации» и «сверхкомпенсации». Он полагает, что человек от природы рождается слабым, беспомощным существом, имеющим физиологические недостатки, будь то нарушения в зрительном, слуховом аппарате или в нервной системе. Конфликтные ситуации, приводящие к нервным заболеваниям, возникают в том случае, когда человек, сталкивающийся с культурным и социальным окружением, наиболее остро испытывает чувство своей «неполноценности» Вместе с тем под влиянием этого чувства, как считает Адлер, в психике каждого человека формируются специальные механизмы для возведения «компенсирующей душевной надстройки», благодаря которой происходит бессознательное развертывание жизнедеятельности индивида в направлении преодоления своей «неполноценности». Так под влиянием данного субъективного чувства и соответствующих механизмов его преодоления осуществляется внутреннее развитие человеческой психики, целевое функционирование бессознательных процессов, дающих о себе знать с первых лет жизни ребенка.

Адлер выделил 4 вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация, мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Он считал, что развитие чувства общности позволяет ребенку создать адекватную схему апперцепции (восприятия). Это особенно важно при физических дефектах, не дающих возможности полной компенсации, могущих стать причиной изоляции ребенка, остановки его личностного роста.

При сверхкомпенсации человек обращает свои знания на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию.

Неполная компенсация приводит к формированию комплекса неполноценности, тревожности, неуверенности, зависти, напряженности.

Невозможность преодолеть свои дефекты ведет к мнимой компенсации, когда ребенок начинает спекулировать своим недостатком и извлекать привилегии из внимания и сочувствия. Мнимая компенсация останавливает рост личности, воспитывает ограниченного эгоистичного человека.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности, стремление к самосовершенствованию переходит в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Все знания они используют для «порабощения» окружающих, думая о собственных амбициях и выгодах. Это потенциальные мстители, агрессоры, люди подозрительные и жестокие. Как пример Адлер приводит Гитлера, Нерона, Наполеона, но это может быть и тиран в масштабе семьи.

Таким образом, одно из главных качеств личности, помогающее преодолевать трудности и стремящееся к совершенству, - это умение сотрудничать с другими. По Адлеру, если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком. Теория Адлера – это своеобразная антитеза фрейдовской концепции: она смогла оказать огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

 

Карен Хорни (1885 – 1952) Разочаровавшись в Фрейде и его ортодоксальном психоанализе, Карен Хорни основывает свою ассоциацию и преобразовывает ее в Американский институт психоанализа.

Она стремилась всего лишь «исправить некоторые недостатки Фрейда, но пересмотрела отдельные положения».

Карен Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества и социального окружения на развитие личности человека. Она доказала, что развитие не основано только на врожденных инстинктах, человек развивается в течение жизни. Возможность развиваться в течении жизни опровергает фрейдовскую фатальную обреченность на невроз.

Карен Хорни считает: есть четкая граница между патологией и нормой, потому всегда есть надежда на полное выздоровление даже у невротика. По Карен Хорни, в структуре личности доминирует не инстинкт агрессии и либидо, а бессознательное чувство беспокойства, «чувство коренной тревоги», оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире».

К.Хорни сохраняет в своей теории идею Фрейда о значении бессознательного и мысль об антагонизме между внешним миром и человеком. Она считает причиной тревоги отчуждение родителей, чрезмерную опеку, подавление личности ребенка, враждебную атмосферу или чрезмерное восхищение ребенком.

К.Хорни выделяла два вида тревоги: физиологическую и психологическую.

Первый вид связан со стремлением человека удовлетворить насущные потребности в еде, комфорте. При заботливых родителях тревога уходит, а если ухода за ребенком нет, личность ребенка невротизируется.

Преодолеть психологическую тревожность сложно, т.к. надо создать у ребенка адекватный образ «Я». Одним из открытий К.Хорни является введение этого понятия – образ «Я». По К.Хорни, образ «Я» включает две части – это знания о себе и отношение к себе. В норме адекватность образа «Я» связана со знанием человека о себе в реальном плане. А отношение к себе должно быть позитивным. По К.Хорни, существует несколько образов «Я»: «Я» - реальное, «Я» - идеальное, «Я» - в глазах других людей. В идеале эти три образа «Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. Основой невроза может быть несовпадение «Я» - реального и «Я» в глазах других людей. В этом случае не важно, лучше или хуже думают окружающие о человеке, чем он сам о себе.

К.Хорни выделила три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме эти потребности эти виды защиты-соответственно-и гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении «к людям» - уступчивый тип, либо в стремлении «против людей» - агрессивный тип, либо в стремлении «от людей» - устраненный тип.

При повышенном стремлении к людям человек преодолевает тревогу благодаря соглашению с окружающими, которые не заметят (или сделают вид, что не заметили) неадекватность его «образа Я». Но при этом у субъекта развиваются невротические потребности в привязанности и одобрении, он ищет другого человека, который позаботился бы о нем, восхитился им. Как и все невротические потребности, эти потребности нереалистичны и ненасыщаемы, ведь добившись признания от других, человек ищет еще больших похвал и признания. Такие люди не переносят одиночества, постоянно напрягаются от якобы холодности окружающих, и это напряжение служит у них основой невроза.

Уход от людей как способ защиты – это игнорирование мнения других, человек остается наедине со своим образом «Я», он старается быть независимым, из-за боязни критики бывает неприступен, но в душе остается неуверенным и напряженным. Это приводит к изоляции, сильно переживаемой им, она ведет к неврозу.

Попытка преодолеть тревогу, навязывая окружающим свой образ «Я» силой другим людям, тоже не ведет к успеху, т.к. развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации, стремлении к власти. Внимание окружающих кажется недостаточным, растет потребность в доминировании. В этом случае К.Хорни считает обязательной психотерапию.

Подход К.Хорни к пониманию психологической защиты повлиял на позиции социологический школы психоанализа.

 

Э.Фромм понимал под средой не только ближайшее окружение человека, но и то общественное устройство, при котором он живет.

Вывод Э.Фромма был таков: движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в антагонизме, - потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Первая потребность заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общим с другими людьми ценностям, убеждениям, идеалам.

Вторая же потребность, в индивидуализации, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требования общества. Эти две потребности и есть причина внутренних противоречий, конфликта, мотивов у человека.

Индивидуализация развивается в ущерб укорененности, по которой человек тоскует, он стремится убежать от обретенной им свободы. Это бегство от свободы, характерное для общества, в котором все люди чужие, проявляется не только в желании получить надежную работу, но и в идентификации с теми, кто обещает надежность и стабильность.

Стремлением убежать от свободы, которое слишком трудно для человека, Э.Фромм объяснял и приход фашизма, свидетелем которого он был, и социализм, который лишает людей индивидуальности и навязывает стереотипы образа жизни и мышления. Единственным чувством, которое помогает человеку примерить две противоположные потребности (в укоренении и индивидуализации), является любовь в самом широком понимании.

Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности задуматься, зачем эту нужна эта свобода. Обретя ее, он не знает, что с ней делать, у него возникает желание променять ее опять на укорененность.

В то же время существует и другая свобода – свобода для, т.е. свобода, необходимая человеку для осуществления его намерений. Эта свобода требует освобождения не от всех связей с обществом, а только от тех, которые мешают осуществить задуманное человекам. Обретение такой свободы и индивидуальности не тяготит человека, принимается им с радостью. Такая свобода для жизни с близкими людьми и рождается в любви.

Э.Фромм говорил о механизмах психологической защиты, с помощью которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта. Это такие механизмы, как садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм.

Э.Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализовать свою внутреннюю природу – способ «быть» и способ «иметь».

Люди, которые живут, для того чтобы иметь ориентируются на внешнюю сторону жизни. Для таких людей главное придать себе вес в глазах других людей. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность, чем они хотят обладать в этой жизни – знаниями, властью, деньгами, любовью, религией. Главное для них – показать всем, что это их собственность, отсюда их догматизм, нетерпимость к мнению других, агрессивность и неуверенность, т.к. они бессознательно боятся, что кто-то будет лучше них, кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Это и приводит к неврозу, делая потребность этих людей ненасыщаемой, приводящей их к все большей невротизации.

Развитие по принципу «быть» характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, для них не-главное демонстрировать обладание знанием, властью, любовью, а быть, т.е. чувствовать себя знающим, любящим и имеющим власть. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей самооценки. Эти люди не стремятся рвать связи с обществом, не стремятся к свободе от всего. Им нужна свобода для самоосуществления, реализация себя, чтобы быть самими собой. Они уважают стремление других людей быть самими собой, а потому они терпимы к окружающим, они не агрессивны. Такие люди подходят к жизни как к творчеству. Именно в человеческой потребности в творчестве, в трансцендентности (это выход за пределы сущего, возможность выйти в акте творчества за пределы себя как творения) лежат корни любви, искусства, религии, науки, материального производства.

Позиция А. Маслоу.

В качестве центральной характеристики личности выделяет иерархию уровней потребностей. Причем все потребности врожденные. Потребности в порядке их очередности: физиологические, безопасности защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации. В основе схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху. Ключевым моментом является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу все или ничего. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Физиологические – биологическое выживание человека. Безопасности и защиты – организация стабильности, закон, порядок, предсказуемость событий, свобода от угрожающих сил (заинтересованность в долговременном выживании). Принадлежности и любви – привязанность с другими (семья или группа). Дефицитарная любовь – из-за недостатка чего-то, бинарная – ценность другого. Самоуважение – самоуважение (компетентность, уверенность, достижения, свобода) и уважение другими (престиж, признание, репутация, статус). Самоактуализация – желание человека стать тем, чем он может стать. Достигнуть своего потенциала.

Личность сравнивается с природным организмом. Это метафора, которую можно понять так: личность развивается сама, у нее есть собственные возможности для развития. Понятие развития личности как самодвижение, развитие, у которого есть, в самом субъекте, естественные движущие силы. Здесь слово естественный – значит, существенный для развития и саморазвития. В качестве движущих сил существования выделяет две мотивации: дефицитарную мотивацию и мотивацию роста. Вторая рассматривается как движущая сила развития личности. Дефицитарные или Д-мотивы - единственной их целью является удовлетворение дефицитарных состояний (голод, опасность), она направлена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения. Второй тип мотивов – мотивы роста (бытийные мотивы, Б-мотивы, метапотребности). Эти мотивы имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Они предполагают не столько возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (то есть увеличение напряжения). Они приобретают актуальность только после того, как удовлетворены Д- мотивы. Примеры метапотребностей – целостность, совершенство, активность, простота, красота, доброта, истина.

Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.

С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции, в отличие от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Олпорт развивал теорию личности на основе понятий Я и самоактуализации, обозначающего стремление личности к достижению чего-то осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы, имеющие истоком биологические потребности, при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии мотивов).

Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум (самость) – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.

 

Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства (Allport, 1955). Он рассматривал проприум в значении постоянства человека относительно его диспозиций, намерений и перспективных целей. В то же время он не считал проприум гомункулом или «маленьким человечком, обитающим внутри личности». Проприум неотъемлем от человека как единого целого. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой — формирование уникальности человеческой жизни.

 

Виды воображения. Их характеристика

Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, психологическая основа творчества. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в лих есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им,человек по своему желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим(самостоятельное создание новых образов) и воссоздающим(имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию).

В пассивном воображении образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Такое воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренность пассивного воображения создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. Грезы — нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего идеализируемым будущим. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности.

Непреднамеренное пассивное воображение отмечается при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, а также во сне, в галлюцинациях. Сновидения можно отнести к разряду ть пассивных и непроизвольных форм воображения. Галлюцинации - восприятие человеком несуществующего объекта, это фантастические видения, это обычно результат нарушения психики или работы организма.

Мечта обращена к сфере отдаленного будущего. выступает в качестве побудительной силы, или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Есть люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности.

Фантазия -необходимый элемент творческой деятельности. важное условие развития ребенка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.78 (0.014 с.)