Параметры структуры личности в трудах Б.Г. Ананьева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параметры структуры личности в трудах Б.Г. Ананьева



Выдающейся заслугой Б.Г.Ананьева стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

 

Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З. Фрейда. А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни о движущих силах развития личности.

Согласно Фрейду, СУБЛИМАЦИЯ - защитный механизм, дающий возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий.

Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, потому что она позволяет Я изменить цель или/и объект импульсов без сдерживания их проявления. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. Женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат. Фрейд утверждал, что сублимация половых инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре. Он говорил, что сублимация полового влечения является особенно заметной чертой эволюции культуры – благодаря ей одной стал возможен необычайный подъем в науке, искусстве и идеологии, которые играют такую важную роль в нашей цивилизованной жизни

Основное положение:

-Поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения которой, она может переходить из одного состояния в другое, при сохранении своих количественных характеристик.

-У каждого человека есть определенное ограниченное количество энергии, питающей его психическую активность и меняющей свою локализацию в организме

- Цель поведения: уменьшить напряжение, вызываемого неприятным скоплением энергии

- Основа мотивации – энергия возбуждения, производимая телесными потребностями, психическими образами которых являются инстинкты.

Инстинкты – врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки.

Альфред Адлер

Адлер апеллирует к субъективному «чувству неполноценности» человеческого существа и так называемым механизмам «компенсации» и «сверхкомпенсации». Он полагает, что человек от природы рождается слабым, беспомощным существом, имеющим физиологические недостатки, будь то нарушения в зрительном, слуховом аппарате или в нервной системе. Конфликтные ситуации, приводящие к нервным заболеваниям, возникают в том случае, когда человек, сталкивающийся с культурным и социальным окружением, наиболее остро испытывает чувство своей «неполноценности» Вместе с тем под влиянием этого чувства, как считает Адлер, в психике каждого человека формируются специальные механизмы для возведения «компенсирующей душевной надстройки», благодаря которой происходит бессознательное развертывание жизнедеятельности индивида в направлении преодоления своей «неполноценности». Так под влиянием данного субъективного чувства и соответствующих механизмов его преодоления осуществляется внутреннее развитие человеческой психики, целевое функционирование бессознательных процессов, дающих о себе знать с первых лет жизни ребенка.

Адлер выделил 4 вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация, мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Он считал, что развитие чувства общности позволяет ребенку создать адекватную схему апперцепции (восприятия). Это особенно важно при физических дефектах, не дающих возможности полной компенсации, могущих стать причиной изоляции ребенка, остановки его личностного роста.

При сверхкомпенсации человек обращает свои знания на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию.

Неполная компенсация приводит к формированию комплекса неполноценности, тревожности, неуверенности, зависти, напряженности.

Невозможность преодолеть свои дефекты ведет к мнимой компенсации, когда ребенок начинает спекулировать своим недостатком и извлекать привилегии из внимания и сочувствия. Мнимая компенсация останавливает рост личности, воспитывает ограниченного эгоистичного человека.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности, стремление к самосовершенствованию переходит в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Все знания они используют для «порабощения» окружающих, думая о собственных амбициях и выгодах. Это потенциальные мстители, агрессоры, люди подозрительные и жестокие. Как пример Адлер приводит Гитлера, Нерона, Наполеона, но это может быть и тиран в масштабе семьи.

Таким образом, одно из главных качеств личности, помогающее преодолевать трудности и стремящееся к совершенству, - это умение сотрудничать с другими. По Адлеру, если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком. Теория Адлера – это своеобразная антитеза фрейдовской концепции: она смогла оказать огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

 

Карен Хорни (1885 – 1952) Разочаровавшись в Фрейде и его ортодоксальном психоанализе, Карен Хорни основывает свою ассоциацию и преобразовывает ее в Американский институт психоанализа.

Она стремилась всего лишь «исправить некоторые недостатки Фрейда, но пересмотрела отдельные положения».

Карен Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества и социального окружения на развитие личности человека. Она доказала, что развитие не основано только на врожденных инстинктах, человек развивается в течение жизни. Возможность развиваться в течении жизни опровергает фрейдовскую фатальную обреченность на невроз.

Карен Хорни считает: есть четкая граница между патологией и нормой, потому всегда есть надежда на полное выздоровление даже у невротика. По Карен Хорни, в структуре личности доминирует не инстинкт агрессии и либидо, а бессознательное чувство беспокойства, «чувство коренной тревоги», оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире».

К.Хорни сохраняет в своей теории идею Фрейда о значении бессознательного и мысль об антагонизме между внешним миром и человеком. Она считает причиной тревоги отчуждение родителей, чрезмерную опеку, подавление личности ребенка, враждебную атмосферу или чрезмерное восхищение ребенком.

К.Хорни выделяла два вида тревоги: физиологическую и психологическую.

Первый вид связан со стремлением человека удовлетворить насущные потребности в еде, комфорте. При заботливых родителях тревога уходит, а если ухода за ребенком нет, личность ребенка невротизируется.

Преодолеть психологическую тревожность сложно, т.к. надо создать у ребенка адекватный образ «Я». Одним из открытий К.Хорни является введение этого понятия – образ «Я». По К.Хорни, образ «Я» включает две части – это знания о себе и отношение к себе. В норме адекватность образа «Я» связана со знанием человека о себе в реальном плане. А отношение к себе должно быть позитивным. По К.Хорни, существует несколько образов «Я»: «Я» - реальное, «Я» - идеальное, «Я» - в глазах других людей. В идеале эти три образа «Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. Основой невроза может быть несовпадение «Я» - реального и «Я» в глазах других людей. В этом случае не важно, лучше или хуже думают окружающие о человеке, чем он сам о себе.

К.Хорни выделила три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме эти потребности эти виды защиты-соответственно-и гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении «к людям» - уступчивый тип, либо в стремлении «против людей» - агрессивный тип, либо в стремлении «от людей» - устраненный тип.

При повышенном стремлении к людям человек преодолевает тревогу благодаря соглашению с окружающими, которые не заметят (или сделают вид, что не заметили) неадекватность его «образа Я». Но при этом у субъекта развиваются невротические потребности в привязанности и одобрении, он ищет другого человека, который позаботился бы о нем, восхитился им. Как и все невротические потребности, эти потребности нереалистичны и ненасыщаемы, ведь добившись признания от других, человек ищет еще больших похвал и признания. Такие люди не переносят одиночества, постоянно напрягаются от якобы холодности окружающих, и это напряжение служит у них основой невроза.

Уход от людей как способ защиты – это игнорирование мнения других, человек остается наедине со своим образом «Я», он старается быть независимым, из-за боязни критики бывает неприступен, но в душе остается неуверенным и напряженным. Это приводит к изоляции, сильно переживаемой им, она ведет к неврозу.

Попытка преодолеть тревогу, навязывая окружающим свой образ «Я» силой другим людям, тоже не ведет к успеху, т.к. развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации, стремлении к власти. Внимание окружающих кажется недостаточным, растет потребность в доминировании. В этом случае К.Хорни считает обязательной психотерапию.

Подход К.Хорни к пониманию психологической защиты повлиял на позиции социологический школы психоанализа.

 

Э.Фромм понимал под средой не только ближайшее окружение человека, но и то общественное устройство, при котором он живет.

Вывод Э.Фромма был таков: движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в антагонизме, - потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Первая потребность заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общим с другими людьми ценностям, убеждениям, идеалам.

Вторая же потребность, в индивидуализации, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требования общества. Эти две потребности и есть причина внутренних противоречий, конфликта, мотивов у человека.

Индивидуализация развивается в ущерб укорененности, по которой человек тоскует, он стремится убежать от обретенной им свободы. Это бегство от свободы, характерное для общества, в котором все люди чужие, проявляется не только в желании получить надежную работу, но и в идентификации с теми, кто обещает надежность и стабильность.

Стремлением убежать от свободы, которое слишком трудно для человека, Э.Фромм объяснял и приход фашизма, свидетелем которого он был, и социализм, который лишает людей индивидуальности и навязывает стереотипы образа жизни и мышления. Единственным чувством, которое помогает человеку примерить две противоположные потребности (в укоренении и индивидуализации), является любовь в самом широком понимании.

Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности задуматься, зачем эту нужна эта свобода. Обретя ее, он не знает, что с ней делать, у него возникает желание променять ее опять на укорененность.

В то же время существует и другая свобода – свобода для, т.е. свобода, необходимая человеку для осуществления его намерений. Эта свобода требует освобождения не от всех связей с обществом, а только от тех, которые мешают осуществить задуманное человекам. Обретение такой свободы и индивидуальности не тяготит человека, принимается им с радостью. Такая свобода для жизни с близкими людьми и рождается в любви.

Э.Фромм говорил о механизмах психологической защиты, с помощью которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта. Это такие механизмы, как садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм.

Э.Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализовать свою внутреннюю природу – способ «быть» и способ «иметь».

Люди, которые живут, для того чтобы иметь ориентируются на внешнюю сторону жизни. Для таких людей главное придать себе вес в глазах других людей. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность, чем они хотят обладать в этой жизни – знаниями, властью, деньгами, любовью, религией. Главное для них – показать всем, что это их собственность, отсюда их догматизм, нетерпимость к мнению других, агрессивность и неуверенность, т.к. они бессознательно боятся, что кто-то будет лучше них, кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Это и приводит к неврозу, делая потребность этих людей ненасыщаемой, приводящей их к все большей невротизации.

Развитие по принципу «быть» характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, для них не-главное демонстрировать обладание знанием, властью, любовью, а быть, т.е. чувствовать себя знающим, любящим и имеющим власть. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей самооценки. Эти люди не стремятся рвать связи с обществом, не стремятся к свободе от всего. Им нужна свобода для самоосуществления, реализация себя, чтобы быть самими собой. Они уважают стремление других людей быть самими собой, а потому они терпимы к окружающим, они не агрессивны. Такие люди подходят к жизни как к творчеству. Именно в человеческой потребности в творчестве, в трансцендентности (это выход за пределы сущего, возможность выйти в акте творчества за пределы себя как творения) лежат корни любви, искусства, религии, науки, материального производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.032 с.)