Анатомо – физиологические особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомо – физиологические особенности



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

v Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) различных видов.

v Соотношение различных форм занятий физическими упражнениями и средств закаливания.

v Двигательная подготовленность.

v Физическое развитие.

v Уровень заболеваемости.

ПЛАН

стр.

ВВЕДЕНИЕ .................................................... 5

Глава I. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................... 8

1.1. Основные направления, задачи, средства физического
воспитания и их назначение.......................... 9

1.2. Анатомо – физиологические особенности детей 5-6
летнего возраста.................................... 17

1.3. Психологические особенности дошкольников 5-6
летнего возраста.................................... 24

1.4. Возрастные предпосылки к обучению движениям и
совершенствованию двигательных способностей детей
старшей группы детского сада........................ 27

1.5. Особенности использования средств физической культуры
с оздоровительной, воспитательной, образовательной
направленностью в занятиях с детьми старшего
дошкольного возраста................................ 29

Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ. .. 36

Глава III. СООТНОШЕНИЕ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
С ДЕТЬМИСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ, С
ПРИОРИТЕТНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ. ............... 41

3.1 Соотношение обязательных и дополнительных форм
занятий в ДОУ различных видов........................ 41

3.2 Анализ программ физического воспитания, применяемых
в ДОУ различных видов, с детьми старшего дошкольного
возраста............................................. 44

3.3 Анализ эффективности организации физического
воспитания в ДОУ с приоритетным физическим развитием.. 46

ВЫВОДЫ. ..................................................... 70

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ................................... 72

БИБЛИОГРАФИЯ ................................................ 78

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:................................................. 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика проведения тестирования детей........ 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Показатели физического развития............... 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты исследования состояния здоровья
детей......................................... 94

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Тестирование физической подготовленности...... 102

ВВЕДЕНИЕ

Здоровый ребенок. Что может быть важнее для родителей? Ясно, что забота о настоящем и будущем наших детей была и будет главной заботой, самым большим и ответственным делом.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова (1984): «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, так как именно в детском возрасте закладываются основы будущего здоровья взрослого человека, причем не только биологические, но и психологические. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. В настоящее время каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течении года более четырех раз (Маханева М.Д., 1997; Глазырина Л.Д., Овсянкина В.А., 1999). Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья. Здоровье детей во многом определено генетически, но также от социальных факторов.

В чем же причины повышенной заболеваемости? Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц, и вызывают их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. По данным большинства исследований, 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.

Ребенок конца 20 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь, увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

В отличие от большого количества факторов, ослабляющих здоровье, число факторов, укрепляющих его, очень невелико. Наиболее эффективны регулярные занятия физкультурой и закаливание.

Любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Приучая ребенка постоянно заботиться о своем здоровье, заложив ему полезную привычку регулярно выполнять физические упражнения, можно быть уверенными, что, став взрослым, он останется, верен своим привычкам. Исходя из этого, становиться понятной необходимость внимательного изучения всего того, что связано с формированием у детей дошкольного возраста устойчивой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Как показывает анализ литературных источников, и передовой практический опыт вопросами физического воспитания детей занимались, и занимаются многие. Имеется значительный практический и теоретический материал по профилактике заболеваний и физической подготовке дошкольников. Но единого мнения и системы решений по этим вопросам нет, так как постоянно выявляются все новые и новые подходы и решения.

Необходимо учитывать, что в настоящее время практически здоровых детей очень мало и с каждым годом их количество уменьшается. Это делает изучаемую проблему актуальной и практически значимой на сегодняшний день. Так как здоровые дети – это будущее здоровье нации.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что эта проблема требует всесторонней проработки и выявление наиболее доступных и максимально значимых практических рекомендаций по применению средств физической культуры для оздоровления, воспитания и образования детей.


Глава I. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Содержание физического воспитания в дошкольных учреждениях по-прежнему носит классический характер, но все чаще и чаще имеют место различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физической культуры. Система общественного дошкольного воспитания предусматривает подготовку детей к обучению в школе, формирование нравственных качеств, обучение трудовым навыкам, соответствующим возрасту ребенка, воспитание здоровых, всесторонне развитых детей. Для этого в теории и практике дошкольного физического воспитания необходимы разработки, имеющие значение именно для данного возраста.

Общепринятая система физического воспитания практически не может решить данные проблемы, так как:

v Не учитывает конкретных условий детских учреждений в разных регионах России;

v Не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем;

v Не реализует потребности детей в движении и др.

v Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физического развития детей (из-за нехватки врачей и среднего медицинского персонала) также не обеспечивает должного уровня системы физического воспитания дошкольников.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

v Охрана и укрепление здоровья детей;

v Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

v Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

v Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

v Обеспечение физического и психического благополучия.

v Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Причем, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:

v Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

v Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей дошкольного учреждения;

v Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;

v Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

 

 

1.1. Основные направления, задачи, средства
физического воспитания и их назначение.

В системе физического воспитания выделяют три направления: оздоровительное, воспитательное и образовательное. Оздоровительное направление решает вопросы качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка. Основой воспитательного направления являются взаимосвязь духовного и физического развития дошкольника. В содержание образовательного направления входят обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств (Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин, 1999).

Оздоровительное направление

Обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.

Задачи оздоровительного направления:

1. Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, мероприятиям.

2. Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.

3. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

 

Средства физического воспитания и их назначение

в оздоровительном направлении:

· Массаж (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание) способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желез, влияет на обменные процессы, улучшает подвижность связочного аппарата, побуждает к активности.

· Закаливание (водные, воздушные, солнечные процедуры) повышает защитные силы организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов, благотворно воздействуют на сердечно-сосудистую систему, улучшают качественный состав крови, обмен веществ, сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

· Плавание укрепляет мышцы сердца, улучшает кровообращение в сосудах рук и ног, совершенствует дыхательный аппарат и улучшает газообмен. Способствует профилактике и лечению нарушений осанки и сутулости, увеличению роста.

· Физические упражнения (общего назначения). Формируют осанку. Предотвращают дефекты осанки. Укрепляют мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стоп. Развивают органы дыхания (укрепляют диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, усиливают легочную вентиляцию). Развивают опорно-двигательный аппарат (укрепляет двигательный аппарат, стимулирует рост костей) и т.д.

· Упражнения, способствующие развитию физических способностей.

Координационные способности:

- предупреждают и устраняют излишнюю мышечную напряженность;

- поддержание равновесия в динамических позах;

- концентрации внимания для преодоления координационных трудностей;

- совершенствование функций вестибулярного аппарат).

Скоростные способности:

- интенсивное развитие способности к выполнению быстрых движений отдельными звеньями тела.

Силовые способности:

- развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата.

Выносливость:

- соразмерное повышение функциональных возможностей;

- способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности.

· Упражнения, способствующие психическому развитию

- изменяют характер;

- улучшают нервные процессы возбуждения и торможения;

- развивают силу, уравновешенность, подвижность нервной системы.

Воспитательное направление.

Обеспечивает социальное формирование личности, ее эволюцию с учетом фактора развития, творческую организацию способностей человека.

Задачи воспитательного направления:

На основании цели воспитательного направления достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка необходимо решить следующие задачи.

1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость.

3. Научить детей ухаживать за спортивным оборудованием, инвентарем, пользоваться им постоянно. Напоминать им о необходимости бережно относиться к своей и общественной собственности.

4. Вести борьбу с индивидуализмом, эгоизмом, несправедливостью.

5. Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать гармоническому, пропорциональному развитию тела, стойкости, формированию осанки, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях.

6. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

Средства физического воспитания и их назначение

в воспитательном направлении:

· Массаж оказывает тонизирующее влияние на центральную нервную систему, развивает положительные эмоции и голосовые реакции.

· Закаливание положительно влияет на психоэмоциональную сферу, что проявляется в повышении настойчивости, целеустремленности, последовательности, воли, улучшение настроения, уравновешенности и выдержанности.

· Плавание способствует преодолению определенных отклонений – застенчивость, нервозность; повышает жизнерадостность; способствует воспитанию мужественности.

· Физические упражнения (общего назначения): Формируют осанку (развивают организованность, дисциплинированность, умение держаться свободно, естественно и красиво). Блокируют негативные последствия психоэмоциональных напряжений при выполнении двигательных действий. Укрепляют опорно-двигательный аппарат (способствуют формированию мышечного корсета, позволяющего формировать представления об изяществе движений, о красоте человеческого тела, побуждает к физическому самосовершенствованию).

· Упражнения, способствующие развитию физических способностей.

Координационные способности:

- умение рационально выполнять движения и двигательные действия.

Скоростные способности:

- выполнение двигательных действий в максимальном темпе за определенный промежуток времени;

- проявление решительности и уверенности в действиях;

- способность своевременно находить и принимать обдуманные решения.

Силовые способности:

- умение преодолевать физические трудности, переносить невзгоды климатических и атмосферных условий;

- воспитание силы воли, настойчивости в достижении поставленной цели;

- противодействие внешним воздействиям посредством мышечных усилий.

 

Выносливость:

- проявление волевых качеств, прежде всего целеустремленности, выдержки, способности терпеть;

- способность длительно выполнять физические упражнения без снижения их интенсивности.

Гибкость:

- снижение психоэмоциональной напряженности;

- развитие подвижности в суставах.

· Упражнения, способствующие психическому развитию.

Внимание - сосредоточенность на короткий промежуток времени (когда замечание адресовано одному ребенку) и на длительное время (когда воспитатель показывает движения всем детям).

Восприятие - глубокое чувствование и правильная оценка красоты в сфере физической культуры.

Ориентирование - проявление нравственных норм в конкретных ситуациях физкультурной деятельности.

Образовательное направление.

Обеспечивает усвоение систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.

Задачи образовательного направления:

Обеспечивают обучение движениям и двигательным действиям, развивают физические качества.

1. Организовать (насколько это возможно) процесс обучения в естественных условиях и обстоятельствах, который предусматривает познавательную деятельность ребенка, основанную на приобретении знаний, умений и навыков из окружающего его мира, а также на получении готовых знаний, умений и навыков непосредственно от воспитателя.

2. Создавать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий ребенка.

3. Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.

4. Обращать самое серьезное внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям, формирование и совершенствование новых двигательных умений и навыков в прикладном, спортивном направлении.

 

Средства физического воспитания и их назначение

в образовательном направлении:

· Массаж способствует усвоению правил, формирует умение владеть простейшими приемами массажа.

· Закаливание способствует усвоению основных средств закаливания, формирует умение самостоятельно проделывать простейшие процедуры, помогать друг другу.

· Плавание способствует усвоению правил поведения на занятиях, соблюдение гигиенических требований; формирует умение выполнять лежание, скольжение, делать выдох в воду; технично выполнять движения ногами в плавании на груди и спине, руками – в плавании кролем на груди; прыгать в воду.

· Физические упражнения (общего назначения). Формируют представления о правильной осанке, знание основных средств воспитания правильной осанки, умение контролировать свою осанку. Развивают органы дыхания (умение правильно дышать; знание естественных упражнений для выполнения фиксированного выдоха; умение выполнять упражнения для тренировки нормального дыхания). Развивают опорно-двигательный аппарат (способность управлять своим телом; формируют знания о направлении, амплитуде, скорости, темпе и ритме движений; умение освоить все основные элементы движений головой, туловищем, руками и ногами).

· Упражнения, способствующие развитию физических способностей.

Координационные способности:

- представление о координационных способностях, их значимости для жизнедеятельности организма;

- умение различать темп и амплитуду движений;

- степень напряжения и расслабления мышц, а также чувство времени и пространства.

Скоростные способности:

- представления о скоростных способностях и их значимости для жизнедеятельности организма;

- умение проявлять быстроту в простых и сложных двигательных реакциях;

- умение выполнять скоростную работу в быстром темпе.

Силовые способности:

- представления о силовых способностях и их значимости для жизнедеятельности организма;

- умение проявлять кратковременные скоростно-силовые напряжения, умеренные по нагрузке в подвижных играх;

- способность выполнять различные силовые упражнения без длительного усилия;

- выполнять упражнения с использованием отягощения собственным весом.

Выносливость:

- представление о выносливости и ее значение для жизнедеятельности организма;

- умение поддерживать усилия на строго постоянном уровне в форме достаточного удержания определенных поз;

- смешанные висы и упоры; многократное повторение упражнений циклического характера;

Гибкость:

- представление о гибкости и ее значимость для жизнедеятельности организма;

- умение выполнять упражнения с большой амплитудой, контролировать состояние гибкости, телосложения.

· Упражнения, способствующие психическому развитию.

Внимание:

- представление о значимости внимания для овладения движениями и двигательными действиями;

- способность к необходимой и стойкой сосредоточенности, к переключению внимания.

Восприятие:

- представление о значимости восприятия для овладения движениями и двигательными действиями;

- овладение системой сенсорных эталонов, перцепционными умениями.

Ориентирование:

- представление о значимости ориентирования во времени, в пространстве, в ситуациях.

 

 

Детей 5-6 летнего возраста.

В соответствии с возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом, прошедшем в Московском НИИ физиологии детей и подростков в 1965 году, в данной работе рассматривается дошкольный возраст (первое детство) - 3-7лет.

Особенностью физического развития детей данного возраста является:

- высокий темп физического развития,

- относительно низкая сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и вместе с тем быстро увеличивает свои адаптивные возможности (Н.А.Фомин, 1992).

Период первого детства – период естественного бурного развития, огромных возможностей, чрезвычайно важный для целенаправленного положительного воздействия на организм ребенка. От того насколько рационально он будет использован, в большей мере зависит весь ход физического совершенствования (Б.А.Ашмарин, 1990).

Головной мозг ребенка мало, чем отличается по своему строению от головного мозга взрослого. Поверхность мозга ребенка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого. Мозг весит до 1350 грамм (Б.Н.Клосовский, 1949). Бурно развиваются лобные доли мозга, совершенствуется анализирующая деятельность коры головного мозга, ребенок начинает логически мыслить, делать обобщения, осознает последовательность событий. С возрастом изменяется количество и размеры борозд и извилин, а уже после пяти лет изменения происходят значительно медленнее.

Этот возраст характеризуется постепенным совершенствованием функций центральной нервной системы. До пяти лет развитие коры приводит к постепенному нарастанию частоты основного ритма до 8Гц. Резкие перестройки отмечаются с шестилетнего возраста. Стабилизируется альфа ритм, совершенствуется пространственно-временная организация электроэнцефалограммы. В тоже время большой удельный вес принадлежит еще медленным волнам подкоркового генеза (тетаволны с частотой 4-7 Гц и билатеральные высокоамплитудные волны) (А.С.Солодков, 1998). Несмотря на то, что в основном к концу периода заканчивается морфологическое развитие коры головного мозга, для высшей нервной деятельности еще характерна неустойчивость нервных процессов (А.Г.Хрипкова, 1978). В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. У детей 5-6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Например, ребенок отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. Нервно – психическое развитие достигает значительного уровня.

В данном возрасте возрастает сила и подвижность нервных процессов. Дети способны сосредоточиться лишь в течение 15-20 минут, у них возрастает значение второй сигнальной системы. Все виды внутреннего торможения достаточно хорошо развиты, происходит улучшение дифференцирования, они легко вырабатываются (А.С.Солодков,1998).

Сращение частей решетчатой кости черепа, и окостенение слухового прохода заканчивается к 6 годам. Сращение между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга продолжается (окружность головы ребенка к 6 годам равна примерно 50 см.).

Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3-4 лет, но к 6 годам еще не окончено. Это нужно учитывать, так как даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам.

Строение спинного мозга близко к строению взрослого (М.Н.Фонарев, 1980).

Позвоночный столб в этом возрасте чувствителен к деформирующим воздействиям. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа.

К 6 годам устанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, увеличивается наклон ребер. Обхват грудной клетки к концу дошкольного периода увеличивается на 2-2.5 сантиметра ежегодно (Н.В.Антропова,1982).

В ходе развития двигательного аппарата в костной ткани создается более или менее постоянное соотношение между губчатым и компактным веществами, но структура костной системы еще не завершена. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы. Этот период характеризуется относительно равномерным увеличением размеров тела, увеличение длины тела преобладает над увеличением остальных параметров. Происходит «первое вытяжение» (С.В.Хрущев, В.Б.Шварц, 1984; М.Ф.Иваницкий, 1985). Годичный прирост длины тела составляет 5-6 сантиметров, массы - около 2-2.5 килограмм.

Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы. Например, в период до 5 лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих (если потянуть малыша за руку).

Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок.

В ходе развития организма масса мышечной ткани увеличивается больше других органов (А.С.Солодков, 1998). Рост мышечных волокон осуществляется за счет утолщения миофибрилл. К этому возрасту хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, мелкие же мышцы спины и кисти развиты значительно слабее, что затрудняет выполнение мелких точных движений (А.Г.Хрипкова, 1978). Особенно интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие прямостояние и ходьбу. Относительно высокая, по сравнению с взрослыми, подвижность суставов, это зависит от большей эластичности их мышц, сухожилий и связок. Быстрыми темпами идет формирование инервационного аппарата мышц. Заметно возрастает их сила и выносливость. Тонус сгибателей при этом возрастает и преобладает над разгибателями, что ведет к нарушению осанки. К 5-6 годам формируется способность развивать направленные усилия. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. Появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает. Поэтому этот период называется периодом первоначального становления двигательной функции, когда особенно велика потребность в движении (А.В.Коробков с соавторами, 1962).

Кожа в этом возрасте утолщается, делается более эластичной, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становиться более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1кг. Веса у детей 5-6 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться. Поддержание температурного постоянства характеризуется высокой интенсивностью метаболизма, низкой теплоизоляцией покровных тканей. Регуляция сосудов кожи неполноценна; значительная теплоотдача. У девочек 5-6 лет резко активизируется теплоотдача при сохранении высокого уровня теплообразования. У мальчиков этот период наблюдается в 6-7 лет (А.С.Солодков, 1998).

Сердечно – сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становиться более работоспособной и выносливой. К 5 годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с периодом новорожденного) увеличивается в 4 раза. Интенсивно формируется сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте артериальное давление максимальное от 86 до 98 мм.рт.ст., а минимум от 58 до 63 мм.рт.ст. (Б.А.Воловик, 1952). В первые годы жизни пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен: у 5-летнего 98-100 уд/мин., 6-летнего 90-95 уд/мин. (А.Ф.Туру, 1960). Увеличивается масса сердца, сила сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Объем сердца достигает 300 см.куб., вес 130-140 грамм (Б.А.Воловик, 1952). Процессы роста сердца протекают медленно. Оно отличается недостаточностью и рыхлостью мышечной ткани, обилием лимфатических и кровеносных сосудов, что представляет благоприятную почву для развития различных инфекционных заболеваний, и в первую очередь ревматизм (И.А.Аршавский, 1967).

Масса крови составляет около 10% массы тела. Количественные и качественные показатели остаются неизменными. Регистрируется увеличение числа эритроцитов и концентрации гемоглобина. Количество нейтрофилов постепенно увеличивается при снижении числа лимфоцитов (А.С.Солодков, 1998).

Адаптационные возможности органов дыхания ребенка намного ниже, чем у взрослого. Возрастные изменения дыхательной системы неравномерны. В основном заканчивается формирование легочной ткани, продолжается увеличиваться число эластичных элементов и совершенствуется регуляция дыхания. В этом возрасте увеличивается проходимость дыхательных путей, при этом расширение преобладает над их удлинением. Тип дыхания – грудной, жизненная емкость легких 1150 см.куб. По данным Н.А.Шалкова (1957) глубина дыхания 150 мл., частота дыхания около 25 раз в минуту. Альвеолярная вентиляция составляет 3,0-3,5 л/мин. (А.С.Солодков, 1998). Содержание кислорода постепенно уменьшается, а содержание углекислого газа возрастает. В связи с малыми размерами полости носа и носоглоточного пространства, узостью носовых проходов и их богатством кровеносными сосудами у детей 5-6 летнего возраста легко возникает затруднение носового дыхания (отсюда и простудные заболевания) (О.Ф.Тарасов, М.И.Фонарев, 1980). Обилие лимфоидной ткани создает предпосылки для развития хронических воспалительных процессов носоглотки (М.И.Иваницкий, 1985). Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания у детей нестойки, а резервы дыхательной функции недостаточны.

У детей 5-6 лет происходит рост глазного яблока в длину, а также активный рост объема поля зрения по всем направлениям.

Слуховая система ребенка воспринимает звуковые колебания в диапазоне от 16 до 22000Гц (А.С.Солодков, 1998). Вестибулярная сенсорная система регулирует мышечный тонус, равновесие, координацию положения тела в пространстве. У детей отмечается меньшая возбудимость вестибулярного аппарата. Время тактильно-кинетического опознания у детей 5-6 лет – 15 секунд (А.С. Солодков, 1998). Ребенок этого возраста лучше запоминает временные, затем пространственные и хуже всего – силовые параметры движений.

В 5-6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные (Н.В.Антропова, 1982).

Анатомически, органы пищеварительной системы у детей этого возраста сходны с системой взрослого. Однако слабо развиты гладкие мышцы кишечника, в слизистой желудка мало пищеварительных желез. Концентрация ферментов и их активность – низкая. Кислотность желудочного сока ниже, чем у взрослых. Дети способны быстро терять и быстро депонировать воду. Содержание минеральных веществ составляет 4.5% массы тела (А.С.Солодков,1998). 5-6 летние дети отличаются высокими показателями энергетического обмена.

Морфо - функциональное развитие почек происходит в течение длительного времени. У детей 5 лет преобладают фильтрационные процессы, но суммарная функция почек еще далека от полного завершения. Пятилетние дети выделяют за сутки 1литр мочи (А.С.Солодков, 1998).

Возрастает эндокринная система, обеспечивающая адаптационные процессы, носящие катаболический характер и контролирует протекание процессов анаболизма (А.С.Солодков, 1998).

В этом возрасте наиболее выраженный уровень тестостерона, а также наблюдается первый пик секреции катехоламинов у девочек 5-5,5 лет, у мальчиков в 6-7 лет.

Знание возрастных особенностей структуры, функций и регуляции деятельности каждого органа, его взаимосвязей с другими органами, а также учитывая возрастные особенности функционирования организма в целом, поможет правильной организации занятий с детьми.

 

 

Летнего возраста.

Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка. У него появляется круг элементарных обязанностей. Новые формы приобретает связь дошкольника со взрослыми: совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Впервые становится возможным обучать ребенка по определенной программе.

Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.

Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. Игра вызывает качественные изменения в психике: в ней закладываются основы учебной деятельности. Символическая игра, способность замещать один объект посредством другого объекта представляет собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками. У ребенка формируется классифицирующее восприятие, существенно изменяется содержательная сторона интеллекта и другие способности.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольного памяти. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи, воображение, интеллектуальное развитие: ребенок учится обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова и т.д. Игровая ситуация является условием развития разных форм умственной деятельности ребенка.

На протяжении дошкольного возраста содержание игры претерпевает качественные изменения. Основным содержанием игры младших дошкольников является выполнение с игровыми предметами таких действий, в которых воспроизводятся действия взрослых с реальными предметами. В этот период дети, как правило, играют в один



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.109 с.)