Александр Сергеевич Грибоедов (1794/95-1829)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александр Сергеевич Грибоедов (1794/95-1829)



Читать биографию

Мы часто говорим, что Грибоедов – создатель одного произведения. Много это или мало? Это одно из самых загадочных произведений русской литературы 19 века: комедия с драматической развязкой, а может, история несчастной любви, а может, политическая сатира. «Горе от ума» ещё не было напечатано целиком, как вокруг него уже разгорелась полемика. Главной фигурой, вокруг которой вспыхнул спор, был Чацкий. От истолкования его поведения зависела общая оценка авторского замысла и общая проблематика поэмы. Мнение критики неединодушно и теперь, и ставят «Горе от ума» по всему миру по-разному. Консерваторы обвинили Грибоедова в сгущении сатиры, по их мнению, это свойство ворчливого человека, в Чацком увидели умничающего сумасброда. Кто-то из критиков находил в пьесе драматургические недостатки, что справедливо, например, драматург Котенин, друг Грибоедова, сделал автору ряд упреков касательно композиции и системы персонажей. Критик уверял, что пьеса Грибоедова нетеатральна, т.к. хорошие актеры таких ролей не возьмут, а плохие испортят. В ответ на замечания Катенина Грибоедов написал, что план прост: глупая девушка предпочитает глупца умному, которого никто не понимает; произвольную связь сцен объясняет тем, что также и в реальности.
Грибоедов отстаивает принципы изображения героев. Портретность характеров по замечанию Катенина он считает главным достоинством своей комедии.

Одна из главных тем – тема женской власти. Женщины правят мужчинами, а они строят государство.
Горичи. Горич – товарищ Чацкого. Им постоянно командует жена, перебивает, не даёт ему ответить.
Князь Тугоуховский и 6 дочерей.
Женщина правит не только на сцене, но и за сценой (княгиня Марья Алексевна, последняя реплика пьесы). От действия к действию комизм перерастает в сарказм, а герои шутят все меньше и меньше
Чацкий (с шаром) – частая ремарка автора.
Молчалин – представитель века нынешнего. Он унижается, не позволяет чувствам выплеснуться ради будущего положения в общества, ради продвижения по карьерной лестнице.
Столкновение двух типов ума:
1. Чацкий – сумасшедший, значит, не опасен, но его можно пожалеть.
- Не прогибается под обществом.
- Смеётся над дамой, которая пользуется авторитетом в обществе и т.д.
2. Общество. Свет видит Чацкого сумасшедшим.
Общество и Чацкий несовместимы, конфликт не может быть исчерпан.
В пьесе есть и философская проблематика, и основной вопрос: Чачкий – победитель или проигравший?
Изучить самим

Александр Сергеевич Пушкин

I период. Лицейский (1811-1817)
1814 год – «Друзья!..» В это время в его лирике – дружеская тематика; чаще всего иронически рисует портреты своих друзей.
1817 год – «Разлуга». Тема «святого братства», которая пройдет через всё творчество поэта. Появляется и любовная лирика, которая прежде всего олицетворяет радость общения. В это же время появляется тематика природы: в таких стихотворениях Пушкин оттачивает стиль. Одно из стихотворений написано в полном соответствии с канонами сентиментализма, классицизма – переводной экзамен на старший курс.
Первый триумф – «Воспоминание в Царском селе». Написано полностью в канонах классицизма. Державин как поэт услышал Пушкина.
Первое опубликованное: 1814 год, «К другу стихотворцу», в «Вестнике Европы». Посвящено Кюхельбекеру. Тема братьев в поэзии. Поэзия «питает здравый ум и вместе учит нас», - Пушкин о назначении поэзии.
К 1816 году Жуковский взял себе за правило читать Пушкину свои стихи, если он не одобрит, значит, надо доделать.

II период. Петербургский (1817-1820)
Салоны, балы – это период расцвета вольнолюбивого поэта.
1818 год – «Сказки», рождественские напевы. Пушкин берет один напев и пишет стихотворение.
1818 – «К Чаадаеву». Дружеское, повествует об изменчивости дружбы. Послание.
1819 – «Деревня». Первая часть – описание природы. Вторая часть – картины рабства.
1819 – ода «Вольность».

 

Пушкин убирает все реалии. Не возникает вопроса, за что, где сидит главный герой. Если человек несвободен, это главное. Стихотворение насыщенно романтическими символами, например, орел как символ свободы и одиночества. Человек должен быть свободным – вот главная идея. Он должен ощущать достоинство, независимость, потому и нет всяких подробностей. Эта тема будет неоднократно повторяться.
В 1823 году, когда Пушкин будет переведен в Одессу, изменится тональность стихотворений. И Пушкину было очень непросто там. Кроме того, он влюбился в жену Воронцова, и в этот период, когда он был в Одессе, где была самая светская жизнь, которую он любил, у него появляются пессимистические стихотворения. Это связано не со внешними проявлениями, верней, не только с ними, а с кризисом – рамки романтизма, ещё не освоенные многими, для Пушкина стали тесны. В этот период появится довольно много философских стихотворений. Переоценке подвергаются все основные ценности. В 1823 году ое пишет стихотворение «Демон»: «на жизнь насмешливо глядел и ничто во всей природе благословить он не хотел». Демон – это сомнение человека, неверие в те ценности, которые ему прежде казались незыблемыми. В тот период жизненный путь представлялся Пушкину закономерным движением, которое невозможно изменить или переиначить. В этом году он пишет стихотворение «Телега жизни», уже в самом названии кроется ирония. В этом стихотворении Пушкин использует традиционные образы-символы: утро – юность, день – зрелость, вечер – старость; и рассказывает о жизненном пути человека, и рисует его как нечто бессмысленное, бесполезно. Появляется тема судьбы, рока, Пушкин был фаталистом, и считал, что судьба существует и изменить её нельзя.
Жизнь в обществе кипит, но у Пушкина она как бы замирает. В этот период поэт рассуждает о том, что подарить свободу нельзя – а об этом мечтали декабристы. В этот период тема свободы вновь эволюционирует и свобода из политической категории переходит в разряд философский. Появилась тема личной свободы, и теперь поэт рассуждает о том, что значит быть свободным человеком.
В 1824 году Пушкин пишет стихотворение «К морю», где говорит: «мир опустел». Это стихотворение зрелого Пушкина.

Воронцов хотел удалить поэта из Одессы. Повод нашелся: в одном из писем он позволил себе эгоистическое высказывание, в Питер пошел донос, и Пушкина отправляют в Михайловское.

III период – Михайловский (1824-1826)
Михайловское – родовое имение, Псковская губерния.

Он приезжает к своей семье. Вскоре Пушкин узнает, что попал не только под надзор гражданских и духовных лиц, но и его отец должен был следить за ним. У Пушкина произошел сложный разговор с отцом, после которого все уезжают из Михайловского, оставляя Пушкина одного.

В Михайловском суровая природа, долгие зимы. Даже в Псков Пушкин не мог отправиться без разрешения, ему было страшно одиноко и тяжело. Он, как любитель шумной жизни, терзался в ограниченном кругу общения. Но именно этот период очень важен для Пушкина-поэта и человека. Он выписывает очень много книг, и за эти два года он стал одним из самых образованных людей России. Он посвящает своё время творчеству, и в Михайловском его творческий кризис проходит, в Михайловском Пушкин становится реалистом.
Появляется множество стихотворений, где поэт рассуждает о вечных ценностях. Его лирика вновь меняется. В этот период меняется даже дружеская лирика.
1825 г. – «19 октября». 19 октября – день открытия лицея, почти каждый год Пушкин писал к этой дате стихотворение. Прежде Пушкин писал шутливые характеристики друзей, в этом стихотворении также появляются 7 портретов, но это уже не шутливые характеристики, а рассуждения о значении дружбы в жизни человека. Поэтому это стихотворение часто называют манифестом дружбы. В Михайловское к Пушкину приезжает Пущин. Общение с другом – это опора в жизни, так пишет об этом Пушкин. Пушкин вспоминает Горчакова, сделавшего блестящую карьеру, но продолжает быть прекрасным другом, ведь ценности остаются у них общими. Вспоминает Пушкин и других друзей, например, Дельвига. В стихотворении наиболее известна седьмая строфа: «друзья мои, прекрасен наш союз…». Мотив братства, появившийся ещё в первые творческие годы, эволюционирует и меняется, разрастается, проходит через всё творчество. Затронута и тема поэта и поэзии: «служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво»
1824 – «Разговор книгопродавца с поэтом», тема поэта и поэзии. Оно представляет собой диалог двух равноправных участников. Книгопродавец говорит, что реальность не так романтична, произведения рано или поздно становятся достоянием публики, которая либо понимает, либо не понимает его. Поэт говорит, что предпочитает свободу, торговец говорит, что «наш век – торгаш». Пушкин фиксирует свой взгляд на профессионального литератора. Если это поэт, он творит по вдохновению, но рукопись всё же можно продать.
1826 год – эта же тема отражена в «Пророке». Толкований у этого стихотворения много, самое распространенное – пророк является поэтом. Но всё же пророк и поэт – разные люди, а стихотворение называется именно пророком. Источник стихотворения – книга «Пророка Исаи». Стихотворение повествует о превращении человека в пророка. Шестикрылый серафим позволяет ему воспринять весь окружающий мир. Но и этого недостаточно, чтобы быть пророком. Главное, чтобы бог призвал на свою службу. Пророк несет истину в мир как посланник бога, он должен «глаголом жечь сердца людей».

В это же время появляются и любовные стихотворения . Самое известное - «Я помню чудное мгновенье» - теперь причисляют к шедеврам мировой классики. В этот период очень изменился язык Пушкина.

Поэт даже не подозревал, что пока поэт находится в Михайловском, его стихи производят совершенно необычное впечатление на публику. Он пишет множество пейзажных зарисовок, но почти всегда в этих стихотворениях присутствуют философские пейзажи, а язык почти разговорен. Когда происходит восстание на Сенатской площади, поэт убежден, что приедут и за ним. Он сжигает переписку. К нему действительно приехали в 1826 году, и он отправляется в Москву. Его везут не как арестанта, он удостаивается аудиенции у императора. Аудиенция длилась целых час вместо обычных 15 минут, а после беседы сказал, что общался с умнейшим человеком России. На этом кончается ссылка, Пушкину позволяют жить в Москве и Петербурге. Начинается новый этап творческой жизни.

IV – Постдекабристский этап (1826-1830)

Пушкина воспринимают как метра. Он становится популярным, он много ездит из дома в дом.
В его творчестве вновь появляются пессимистические стихотворения. По его возвращении романтизм крайне популярен, на Пушкина смотрят как на создателя романтизма, но он теперь пишет иначе: язык стал проще, ушли многочисленные романтические символы, уступив место более спокойным, взвешенным философским размышлениям. От Пушкина звали чего-то романтического. В это время в лирике Пушкина появляется мотив одиночества.

1827 – стихотворение «Онеон». Он берет легенду, по которой корабль захватывают пираты, дают последнее желание, певец просит спеть и поёт так чудесно, что его щадят. В этой аллегории он заключает декабристов. Этим стихотворениям он подтверждает верность идеалам юности: государство должно быть цивилизованным. Но изменилось отношение Пушкина к самому понятию свободы.

1828 – «Анчар». Это глубоко-философское размышление о свободе. «Анчар» состоит из двух частей. В первой части создаётся абсолютный мир зла: пустыня, где может расти только древо яда. В каждом четверостишии поэт усиливает ощущение невозможности жизни: «природа жаждущих степей его в день гнева породила». Во второй части заходит речь о мире людей. В этом стихотворении даётся указание на социальный статус, но перед злом равны все. В этом стихотворении нет жалости к рабу, он раб по сути, ему достаточно взгляда, чтобы пойти на смерть. В этом мире несвободен раб, но и господин несвободен: господину необходим этот яд. Таким образом, свободы нет ни в рабстве, ни во вседозволенности. Вседозволенность не означает, что человек независим и ощущает себя личностью, он раб по духу. Свобода – непреходящая ценность бытия, но надо понять, что значит ощущать себя личностью.

Посмотреть фильм «Дракон»

1827 – «Поэт». Пока поэта не призовет бог, «меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Но как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», всё меняется. Поэт ничем отличается от людей кроме наличия дара, но когда дар проявляется, он может творить и создавать.

1828 – «Поэт и толпа», центральное стихотворение в теме поэта и поэзии. Это стихотворение построено как разговор. «Прочь, непосвященные» - эпиграф, из Библии. Происходит диалог между толпой (публикой) и поэтом. «Зачем он звучно так поёт, к какой он цели нас ведет» - спрашивает толпа, не понимая, зачем нужна поэзия. «Как ветер песнь его свободна, но и как ветер и бесплодна». Главный вопрос стихотворения – зачем нужно искусство. Поэт гонит толпу: «тебе бы пользы всё», он говорит, что в искусстве нет никакой практической пользы. Толпа говорит, что раз он посланник божий, то пусть переучивает толпу, даёт ей уроки. Поэт опять гонит толпу, ведь она требует пользу. Искусство существует вовсе не для того, чтобы учить, не для корысти. Невозможно научить быть умным, благородным, добрым нельзя. Искусство может приобщить человек к истине, оно не должно учить, оно должно побуждать, одухотворять, проповедовать.

В этот период появляется очень много философских стихотворений и стихотворений, в которых он рассуждает о вечных ценностях и о том, что важное для него и для каждого человека. Например, в день рождения он пишет стихотворение «Жизнь, зачем ты мне дана», в котором рассуждает, зачем человеку дана жизнь, какую роль в жизни играет судьба. Но в этом стихотворении уже нет такой обреченности, подвластности судьбе, как в 1823 году. В этот период он находит иное представление о судьбе.

Пушкин пишет о том, что есть вечный закон, которому подвластны все, но раз уж он есть, то унывать нечего.

Очень редок подход Пушкина к любви. Он не требует кар неоценившей чувств любимой, он говорит: «я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим».

V период – Поздний (1830-1837)

Пушкин собирался жениться. Он устраивал имущественные дела в Болдино. Его заперли на три месяца, и он написал за это осеннее время столько, сколько многие не писали за годы, причем многое из этого стало классикой.

Многие литераторы считали, что Пушкин исписался, ведь он шел от романтизма. Но в это время автор создаёт настоящие шедевры.
1830 – «Элегия». В первой части пессимистические настроения, во второй – «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», жизнеутверждающие мотивы.
1830 – «Герой». Поводом к созданию этого стихотворение послужило следующее: Николай I приехал в Москву во время эпидемии холеры, и Пушкин оценил этот жест смелости и человеколюбия. В качестве сюжета был взят факт, будто бы Наполеон поступил чумной госпиталь и жал руки больным. Стихотворение представляет собой беседу друга и поэта. Друг спрашивает, что ценит поэт в Наполеоне, военные победы ли или политические заслуги, поэт говорит, что милосердие. И когда друг отвечает, что такого не было, поэт отвечает: «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Это стихотворение относится к философской лирике.

Пушкин пишет историю Петра, она ему никак не даётся, статьи в журналах и газетах. Он продолжает писать жизнеутвеждающе, наполнено высоким жизнеутверждающим пафосом.

1835 – «И вновь я посетил». Это стихотворение написано очень простым языком. Его можно отнести к пейзажным, ведь там описана природа. Но Пушкин говорит о сложных философских понятиях. Он размышляет о переменах жизни со временем. Таким образом, Пушкин создаёт философский пейзаж. Он описывает три сосны, которые растут рядышком: две вместе, одна отдельно. Снизу двух сосен разрослась поросль, а одинокая сосна по-прежнему одна. Пушкин обращается к поколениям, одно поколение сменяется другим – таков вечный закон.

О вечных ценностях он рассуждает и в стихотворении «Отцы пустынь» (1836 год). Одно из немногих религиозных стихотворений. Стихотворение написано в день памяти Марии Магдалины. Текст композиционно делится на две части: авторское переложение молитвы и молитва Ефриема Сирина – праведника, жившего в пустыни. Особо известен своей молитвой, которая читается во время поста. Вначале Пушкин пишет о своём отношении к молитве. Чтобы не поступиться своими помыслами, быть достойным, надо укреплять сердце и дух. Сила, заключенная в молитве – неземная, пришедшая свыше. Затем он излагает сам текст молитвы, переведя его.

«Пора мой друг, пора» (уточнить название) - ещё одно философское стихотворение. «На свете счастья нет, но есть покой и воля» - пишет поэт. Пушкин неоднократно обращается к понятию свободы, которое прошло эволюцию от юношеских представлений о свободе как свободе государства, то в последние годы он говорит о личном достоинстве человека, размышляет о торм, как это важно для человека – обладать личным достоинством.

«Эскендемонтий»?! - манифест личной свободы. «Недорого ценю я громкие права». Поэт ценит не свободу внешнюю, его не волнует цензура и строгие законы, ему важна возможность иметь собственное мнение и жить в соответствии со своими идеалами. Прежде всего, человек должен уважать себя и не считать себя рабом. Если человек уважает себя, он будет бороться за свои гражданские права, а не наоборот. Поэтому обретение свободы гражданской начинается обретением свободы внутренней.

1836 г. – Памятник, написано за несколько месяцев до смерти. Когда-то Гораций написал стихотворение «Памятник», Державин переложил его на русский в своей оде, Пушкин продолжает этот литературный ряд. Тем более явственны отличия Гораций говорит, что его слава будет жить до тех пор, пока стоит Рим. Державин разделяет себя поэта от себя гражданина. Пушкин говорит, что будет жив, пока люди будут питать страсть к поэзии («покуда будет жив хоть один пиит»). Поэт пишет о том, что он воспел свободу, но не только внешнюю, но и внутреннюю.

Поэмы Пушкина

Петербургский период (1817-1820 год)

Этот период завершается выходом поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин работал над ней в течение трех лет. Эта поэма – синтез ранних исканий поэта, и в то же время определенынй рубеж в развитии русской литературы и поэзии. Эта поэма сюжетно связана со временем правления Владимира Красно Солнышко. Но менее всего эта поэма историческая. Образы поэмы весьма далеки от исторической конкретности. В этой поэме переплелись исторические и сказочные мотивы. Она очень жизнерадостная и оптимистичная, соответствует духу русских народных сказок. Действующие лица не являются абстрактными, но в то же время они – ен развернутые характеры. Каждый из героев поэмы обладает чертами характера лишь пунктирно намеченными, но нанесенными широкими мазками.
Эта поэма посвящена Жуковскому с его «Спящим демоном». Поэт срывает романтические покровы. Его Людмила очень живая, чувственная, шаловливая, кокетливая. Характерен момент, где она хотела утопиться, как сделала бы любая романтическая героиня или классицистическая героиня, но не сделала этого. Пушкин пародирует унылый романтизм, противопоставляет возвышенный трагизм земной реальности: Людмила, вместо того, чтобы страдать, решает покушать. Тон поэмы во многом шутливо-ироничен, что соответствует замыслу. Это обнаруживается и в композиции поэмы. Впервые Пушкин ввел в поэму автора-повествователя. Своим широким кругозором повествователь вносит в повествование непосредственность, иронию, юмор и близость к современности. Иногда поэт прерывает поэму на самых ответственных эпизодах, чем добавляет таинственности. Очень много слова «вдруг», что также подчеркивает таинственность. Авторские отступления непринужденны, остроумны. Он настойчиво напоминает, что всё чудесное существует лишь в сказках. Используя для поэмы четырехстопный ямб, поэт добивается разговорности стиля. В этой поэме Пушкин обратился к речи современного ему образованного круга. Он смело вставляет и высокие, и низкие слова, что противоречит правилам классицизма и сентиментализма.

Новаторство «Руслана и Людмилы» перевернуло все тогдашние представления о поэме.

Все первое издание поэмы мгновенно разошлось. Она вызвала ожесточенную полемику, её и осуждали, и одобряли, публика зачитывалась поэмой, реакция профессиональной критики была очень сдержанна: старшие (Карамзинисты) поэмы не одобрили. Дмитриев отозвался о ней, как о неприличной: «я тут не вижу ни мысли, ни чувства, одну чувственность». Карамзин назвал поэму «поэмкой». Поэму одобрили Жуковский и Крылов.

В 1821 году Пушкин окончил поэму «Кавказский пленник», которая была напечатана в столице в следующем году. Это был и прежний, и новый Пушкин. Поэма наполнена романтическими страстями. Пушкин пытался создать характер молодого человека своего времени, уставшего от жизни, разочарованного, презирающего свет, стремящегося обрести единение в общении с природой, «преждевременную старость души». Это была первая попытка изобразить «героя нашего времени». Жизни светского общества он противопоставляет свободу. Герой говорит, что счастье человека в свободе. Даже образ черкешенки важен в этой идеи. Она – воплощение самопожертвенной любви, она жертвует собой ради свободы любимого. В отличие от романтических поэм Байрона или произведений Жуковского, «Кавказский пленник» лишен элементов таинственности, что свойственны романтизму. Сам Пушкин ценил изображение горских нравов. Потом он говорил о своей поэме: «всё это слабо, молодо, но кое-что выражено верно».
Пушкин почувствовал, что его замыслу противоречит форма романтической поэмы. «Характер главного лица приличен более роману, чем поэме» - пишет он в одном из дневников. Но читатель полюбил поэму из-за новизны и яркости красок, своеобразия пафоса. Вяземский: «Пушкин в новой поэме является степень зрелости совершенной».

Спустя два года появляется главная поэма Пушкина-романтика: «Бахчисарайский фонтан». Сюжет взят из рассказа Раевского-младшего, которому Пушкин обещал использовать его в качестве основы для произведения. Для Пушкина важнее не сюжет, а внутренний, нравственный смысл.
Успех этой поэмы был оглушительным. Она была напечатана с предисловием Вяземского. Главное достоинство этой поэмы тот видел в том, что «цвет местности сохранен со всей возможной яркостию». Вяземский упрочил за поэтом звание главою русских романтиков, по иронии судьбы, в то время, как Пушкин переживал творческий кризис и отказ от романтизма.

1824 год, Михайловское – Цыгане. Завершение романтизма, прощание с молодостью.
Философское произведение, можно сказать, психологический эксперимент над романтическим героем. В поэме он осуществил все мечты романтического героя: дал ему свободу, любовь, жизнь на природе. Но он остался гордым человеком и успел обидеть всех. И герой отказывается от всех ценностей, которые прежде провозглашал. Получился сложный образ. Это было новым, и этого и добивался автор. «Он не удержался, сделал роковой шаг от гордости к преступлению» - сказано о герое. Он не романтический герой, а антигерой романтизма. Пушкин довел до абсурда все идеалы романтизма. Он дал ему возможность торжествовать над всеми, но тот не выдержал испытания.
Эта поэма настолько непохожа на другие произведения романтиков, что долгое время пУшкин не решался её никому показывать, в особенности Вяземскому. Вся поэма оставалась в рукописи до 1827 года. Она встретила очень холодный прием у романтиков: они понимали, что Пушкин, написав такого двойственного героя, уходит от них каким-то другим путем, нарушает канон романтизма. Эта поэма вызвала возражения у Вяземского, Рылеева. Лишь в Московском телеграфе, где поэму Пушкина называли повестью, всё же признавали, что это лучшее создание Пушкина из напечатанных. Именно с поэмы «Цыганы» и начинается охлаждение к Пушкину со стороны современной ему критики.

1828 – «Полтава». Историческая поэма. Создать поэму о Петре пытались практически все писатели 18 века, от Кантемира до Ломоносова. Но ко времени Пушкина жанр классической героической поэмы уже изжил себя. В это время начал складываться жанр романтической поэмы с историческим сюжетом. Например, поэма Рылеева «Вольнорос» о Мазепе. Пушкин знал все подобные произведения, но в своей поэме он пошел совершенно новым путем. Пушкин создал произведение совершенно нового типа: реалистическую историческую поэму, в которой были элементы героической эпопеи, романтической поэмы, трагедии и романа. В поэме любовная интрига объединена с важнейшими историческими событиями. Именно за нарушение единства действия многие современные Пушкину критики и ругали его. Фабула незаконной любви Марии и Мазепы давала возможность развернуть картину исторической эпохи. Пушкин делит поэму не на песни, а на главы, как роман. «Полтава» была первым историческим опытом Пушкина. Здесь было очень существенное отличие Пушкина от Карамзина. Пушкин не отождествлял историю России с историей самодержавия, он видел в ней развитие судьбы народа. Именно эта судьба народов определит и общий тон, и общий смысл поэмы. «Дело исторического поэта – воскресить минувший век во всей его истинности», - Пушкин. Поэтому цель поэмы век, а не личность. Поэма начинается как семейная драма, разворачивается как историческая трагедия. Подробно Пушкин создаёт портреты Мазепы и Марии. Отдельные эпизоды написаны в диалоге, будто для сцены. Но чем детальнее становится анализ, тем меньше будет казаться чувство, которое связывает этих людей, и их цели. В противоположность им образ Петра дан очень обобщенно, он поставлен вне каких-либо отношений: Петр – самодержец, он отождествлен с Россией, ведь от него зависит её судьба. С Петром будет связан мотив славы. С этой точки зрения Петр противопоставляется Мазепе. Слава, народная память приобретаются историческими заслугами. В предисловии Пушкин называет Полтавскую битву одним из самых важных и счастливых происшествий в царствовании Петра.
Эта поэма открывала новую страницу в творчестве поэта. Чем более вдумчивой и строгой становилась его поэма, тем меньше он встречал понимания и отклика.

1825 год – Борис Годунов.
Это был период в Михайловском, который был посвящен именно творчеству. Много книг прочитано, много знаний освоено. Это период становления Пушкина-мыслителя. В этот период он пишет Бориса Годунова. «История народа принадлежит поэту» - говорит он. Поэтому к картине прошлого он подходит именно как поэт. Он создаёт картину прошлого, но при этом он стремится воскресить минувший век во всей его истине. Он опирается на исторические источники; события, факты, лица – всё взято из истории. В сентябре 1825 года он пишет Вяземскому, что его планы скрыты в 10-11 томах Карамзина.
Впервые в русской литературе событиями литературного произведения стали исторические факты в строгой реальной последовательности. Для создания такого произведения рамки классицистической драматургии были тесны. Действие Бориса Годунова охватывает 7 с лишним лет. Вместо единства места события разворачиваются то во дворце, то на площади, то в корчме, то на поле сражения, даже переносятся из России в Польшу и наоборот. Поэтому его трагедия не делится на действия, а состоит из 23 сцен. Это даёт возможность показать жизнь того времени с самых разных сторон. Вместо положенных по канону классицизма 10 персонажей действуют 60 лиц, от царя и дворян до простых мужиков и бродяги. Любовная линия, в отличие от канона трагедии, не является центральной, она служит для раскрытия характера. Действующие лица запросто беседуют, рассуждают, язык героев индивидуализирован: он может быть высок и просторечен. У каждого из героев своя манера речи. Пользуясь средствами речевой характеристики, Пушкин показывает человеческие характеры. Он создаёт индивидуализированные характеры, отказывается от привычных амплуа. Борис – это не амплуа злодея, он не только цареубийца, он очень усталый, несчастный человек, любящий отец. Хорошо разработан образ самозванца. Он у Пушкина честолюбив. Ради личной цели – захвата престола – он совершает преступление против родины, и, что важно, сам это понимает. И в то же время он несколько беспечен, он способен на искреннее увлечение, большой порыв, он не хочет обманывать ту, которую любит, и, рискуя погубить всё дело, признаётся ей, что он не Димитрий, что очень рискованно. Вместе с тем Пушкин рисует характеры всех героев в соответствии с духом исторической эпохи. Эта историчность характеров, которая сочетается с психологической правдой – одно из свойств реалистической трагедии. Герои поступают исходя из личных качеств, индивидуализированный характер – свойство реализма. Суть конфликта – не поединок Бориса и самозванца за власть, это лишь сюжетная канва. Пушкин размышляет о закономерностях исторического процесса, проявляя себя как историк. Пушкинский Борис Годунов развертывается как мирской суд над царем Борисом, суд историка. Причем осуждение Бориса за убийство Дмитрия играет важную роль, но это лишь одна из причин гибели Бориса. Взгляд Пушкина масштабней, в трагедии он говорит о столкновении больших социальных пластов: народа и власти (а не Бориса и самозванца). Борис продолжает политику самодержавия, но царство ему не суждено. Народ относится равнодушно к его воцарению. Вообще, народу отводится большое место.
Глас народной совести – летописец и юродивый. Это важные образы. Летописец Пемен представлен вне мирской суеты. Он видит то, что невидимо большинству. Он судит и рассказывает о событиях, согласуясь с собственной совестью. Он первым скажет о тяжком грехе русского народа: наречение цареубийцы царем. Это упрек не Борису Годунову, а народу. Второй раз голос народной совести прозвучит на людной площади в одной из трех массовых сцен трагедии: юродивый Николка откажется молиться за Бориса. Это заставит людей отшатнуться от юродивого, ведь он даже не наказал юродивого, значит, виноват.

Но и Лжедмитрий, Григорий Отрепьев, обречен, ведь он самозванец, начал своё воцарение с преступление, приведя в Россию войска захватчиков. Когда он воцаряется, «народ безмолвствует», это заключительная фраза трагедии. В этом намек на дальнейшую судьбу самозванца.

Борис Годунов – трагедия. Трагедия потому, что в основе сюжета лежит не конфликт, что характерно для драмы, а ситуация эмоциональной катастрофы. Долго длились споры о том, кто главный герой трагедии – Годунов ли, который умирает в середине действия, самозванец, который тоже не главное действующее лицо. Многие называют главным действующим лицом народ. Народ представляет собой некое народное мнение, но оно ограничено нравственным судом, который может быть как правильным, как ошибочен – ведь тот же самый народ способствовал воцарению Бориса. Мнение народа изменчиво, Пушкин его не идеализирует. Народу нельзя безусловно доверять. Народные волнения приводят не к благосостоянию, а к новым бедам. Кажется, народ выполнил высшую волю – Борис умер, но народ по-прежнему несчастен. Значит, моральные критерии, которыми он руководствуются, не могут претендовать на истину. Народное мнение часто парадоксально, противоречит явным фактам: он знает, что Димитрий убит, но верит самозванцу. Всё-таки главным в трагедии является не личности или народ, а то, что происходит с ними, то есть, история. Задача Пушкина – продемонстрировать законы исторического процесса, оценить всё масштабным взглядом.
Это новаторское и необычное произведение, и сам Пушкин это осознавал. «Успех или неудача моей трагедии будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы». По возвращении из ссылки Пушкин читал трагедию друзьям в Москве, добивался разрешения на постановку от царя, но тот отдал её в Третье отделение, и его начальнику, Булгарину, она не понравилась, он считал её разрозненной. Николай Первый предложил переделать «комедию» в повесть или исторический роман. Пушкин расстроился, ведь пьесу нельзя было опубликовать или поставить. Но он отказался переделывать трагедию, написав, что он не может переделать то, что однажды написал. Трагедию опубликовали только в 1831 году под личную ответственность автора, а поставили лишь через 40 лет.

Пьесу критиковали за художественную форму и историческую интерпретацию. Говорили, что Пушкин попытался создать пьесу для чтения, то, что Пушкин считал новаторством, другие сочли тупиком.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.013 с.)