Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Александр Сергеевич Грибоедов (1794/95-1829)Содержание книги Поиск на нашем сайте
Читать биографию Мы часто говорим, что Грибоедов – создатель одного произведения. Много это или мало? Это одно из самых загадочных произведений русской литературы 19 века: комедия с драматической развязкой, а может, история несчастной любви, а может, политическая сатира. «Горе от ума» ещё не было напечатано целиком, как вокруг него уже разгорелась полемика. Главной фигурой, вокруг которой вспыхнул спор, был Чацкий. От истолкования его поведения зависела общая оценка авторского замысла и общая проблематика поэмы. Мнение критики неединодушно и теперь, и ставят «Горе от ума» по всему миру по-разному. Консерваторы обвинили Грибоедова в сгущении сатиры, по их мнению, это свойство ворчливого человека, в Чацком увидели умничающего сумасброда. Кто-то из критиков находил в пьесе драматургические недостатки, что справедливо, например, драматург Котенин, друг Грибоедова, сделал автору ряд упреков касательно композиции и системы персонажей. Критик уверял, что пьеса Грибоедова нетеатральна, т.к. хорошие актеры таких ролей не возьмут, а плохие испортят. В ответ на замечания Катенина Грибоедов написал, что план прост: глупая девушка предпочитает глупца умному, которого никто не понимает; произвольную связь сцен объясняет тем, что также и в реальности. Одна из главных тем – тема женской власти. Женщины правят мужчинами, а они строят государство. Александр Сергеевич Пушкин I период. Лицейский (1811-1817) II период. Петербургский (1817-1820)
Пушкин убирает все реалии. Не возникает вопроса, за что, где сидит главный герой. Если человек несвободен, это главное. Стихотворение насыщенно романтическими символами, например, орел как символ свободы и одиночества. Человек должен быть свободным – вот главная идея. Он должен ощущать достоинство, независимость, потому и нет всяких подробностей. Эта тема будет неоднократно повторяться. Воронцов хотел удалить поэта из Одессы. Повод нашелся: в одном из писем он позволил себе эгоистическое высказывание, в Питер пошел донос, и Пушкина отправляют в Михайловское. III период – Михайловский (1824-1826) Он приезжает к своей семье. Вскоре Пушкин узнает, что попал не только под надзор гражданских и духовных лиц, но и его отец должен был следить за ним. У Пушкина произошел сложный разговор с отцом, после которого все уезжают из Михайловского, оставляя Пушкина одного. В Михайловском суровая природа, долгие зимы. Даже в Псков Пушкин не мог отправиться без разрешения, ему было страшно одиноко и тяжело. Он, как любитель шумной жизни, терзался в ограниченном кругу общения. Но именно этот период очень важен для Пушкина-поэта и человека. Он выписывает очень много книг, и за эти два года он стал одним из самых образованных людей России. Он посвящает своё время творчеству, и в Михайловском его творческий кризис проходит, в Михайловском Пушкин становится реалистом. В это же время появляются и любовные стихотворения. Самое известное - «Я помню чудное мгновенье» - теперь причисляют к шедеврам мировой классики. В этот период очень изменился язык Пушкина. Поэт даже не подозревал, что пока поэт находится в Михайловском, его стихи производят совершенно необычное впечатление на публику. Он пишет множество пейзажных зарисовок, но почти всегда в этих стихотворениях присутствуют философские пейзажи, а язык почти разговорен. Когда происходит восстание на Сенатской площади, поэт убежден, что приедут и за ним. Он сжигает переписку. К нему действительно приехали в 1826 году, и он отправляется в Москву. Его везут не как арестанта, он удостаивается аудиенции у императора. Аудиенция длилась целых час вместо обычных 15 минут, а после беседы сказал, что общался с умнейшим человеком России. На этом кончается ссылка, Пушкину позволяют жить в Москве и Петербурге. Начинается новый этап творческой жизни. IV – Постдекабристский этап (1826-1830) Пушкина воспринимают как метра. Он становится популярным, он много ездит из дома в дом. 1827 – стихотворение «Онеон». Он берет легенду, по которой корабль захватывают пираты, дают последнее желание, певец просит спеть и поёт так чудесно, что его щадят. В этой аллегории он заключает декабристов. Этим стихотворениям он подтверждает верность идеалам юности: государство должно быть цивилизованным. Но изменилось отношение Пушкина к самому понятию свободы. 1828 – «Анчар». Это глубоко-философское размышление о свободе. «Анчар» состоит из двух частей. В первой части создаётся абсолютный мир зла: пустыня, где может расти только древо яда. В каждом четверостишии поэт усиливает ощущение невозможности жизни: «природа жаждущих степей его в день гнева породила». Во второй части заходит речь о мире людей. В этом стихотворении даётся указание на социальный статус, но перед злом равны все. В этом стихотворении нет жалости к рабу, он раб по сути, ему достаточно взгляда, чтобы пойти на смерть. В этом мире несвободен раб, но и господин несвободен: господину необходим этот яд. Таким образом, свободы нет ни в рабстве, ни во вседозволенности. Вседозволенность не означает, что человек независим и ощущает себя личностью, он раб по духу. Свобода – непреходящая ценность бытия, но надо понять, что значит ощущать себя личностью. Посмотреть фильм «Дракон» 1827 – «Поэт». Пока поэта не призовет бог, «меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Но как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», всё меняется. Поэт ничем отличается от людей кроме наличия дара, но когда дар проявляется, он может творить и создавать. 1828 – «Поэт и толпа», центральное стихотворение в теме поэта и поэзии. Это стихотворение построено как разговор. «Прочь, непосвященные» - эпиграф, из Библии. Происходит диалог между толпой (публикой) и поэтом. «Зачем он звучно так поёт, к какой он цели нас ведет» - спрашивает толпа, не понимая, зачем нужна поэзия. «Как ветер песнь его свободна, но и как ветер и бесплодна». Главный вопрос стихотворения – зачем нужно искусство. Поэт гонит толпу: «тебе бы пользы всё», он говорит, что в искусстве нет никакой практической пользы. Толпа говорит, что раз он посланник божий, то пусть переучивает толпу, даёт ей уроки. Поэт опять гонит толпу, ведь она требует пользу. Искусство существует вовсе не для того, чтобы учить, не для корысти. Невозможно научить быть умным, благородным, добрым нельзя. Искусство может приобщить человек к истине, оно не должно учить, оно должно побуждать, одухотворять, проповедовать. В этот период появляется очень много философских стихотворений и стихотворений, в которых он рассуждает о вечных ценностях и о том, что важное для него и для каждого человека. Например, в день рождения он пишет стихотворение «Жизнь, зачем ты мне дана», в котором рассуждает, зачем человеку дана жизнь, какую роль в жизни играет судьба. Но в этом стихотворении уже нет такой обреченности, подвластности судьбе, как в 1823 году. В этот период он находит иное представление о судьбе. Пушкин пишет о том, что есть вечный закон, которому подвластны все, но раз уж он есть, то унывать нечего. Очень редок подход Пушкина к любви. Он не требует кар неоценившей чувств любимой, он говорит: «я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим». V период – Поздний (1830-1837) Пушкин собирался жениться. Он устраивал имущественные дела в Болдино. Его заперли на три месяца, и он написал за это осеннее время столько, сколько многие не писали за годы, причем многое из этого стало классикой. Многие литераторы считали, что Пушкин исписался, ведь он шел от романтизма. Но в это время автор создаёт настоящие шедевры. Пушкин пишет историю Петра, она ему никак не даётся, статьи в журналах и газетах. Он продолжает писать жизнеутвеждающе, наполнено высоким жизнеутверждающим пафосом. 1835 – «И вновь я посетил». Это стихотворение написано очень простым языком. Его можно отнести к пейзажным, ведь там описана природа. Но Пушкин говорит о сложных философских понятиях. Он размышляет о переменах жизни со временем. Таким образом, Пушкин создаёт философский пейзаж. Он описывает три сосны, которые растут рядышком: две вместе, одна отдельно. Снизу двух сосен разрослась поросль, а одинокая сосна по-прежнему одна. Пушкин обращается к поколениям, одно поколение сменяется другим – таков вечный закон. О вечных ценностях он рассуждает и в стихотворении «Отцы пустынь» (1836 год). Одно из немногих религиозных стихотворений. Стихотворение написано в день памяти Марии Магдалины. Текст композиционно делится на две части: авторское переложение молитвы и молитва Ефриема Сирина – праведника, жившего в пустыни. Особо известен своей молитвой, которая читается во время поста. Вначале Пушкин пишет о своём отношении к молитве. Чтобы не поступиться своими помыслами, быть достойным, надо укреплять сердце и дух. Сила, заключенная в молитве – неземная, пришедшая свыше. Затем он излагает сам текст молитвы, переведя его. «Пора мой друг, пора» (уточнить название) - ещё одно философское стихотворение. «На свете счастья нет, но есть покой и воля» - пишет поэт. Пушкин неоднократно обращается к понятию свободы, которое прошло эволюцию от юношеских представлений о свободе как свободе государства, то в последние годы он говорит о личном достоинстве человека, размышляет о торм, как это важно для человека – обладать личным достоинством. «Эскендемонтий»?! - манифест личной свободы. «Недорого ценю я громкие права». Поэт ценит не свободу внешнюю, его не волнует цензура и строгие законы, ему важна возможность иметь собственное мнение и жить в соответствии со своими идеалами. Прежде всего, человек должен уважать себя и не считать себя рабом. Если человек уважает себя, он будет бороться за свои гражданские права, а не наоборот. Поэтому обретение свободы гражданской начинается обретением свободы внутренней. 1836 г. – Памятник, написано за несколько месяцев до смерти. Когда-то Гораций написал стихотворение «Памятник», Державин переложил его на русский в своей оде, Пушкин продолжает этот литературный ряд. Тем более явственны отличия Гораций говорит, что его слава будет жить до тех пор, пока стоит Рим. Державин разделяет себя поэта от себя гражданина. Пушкин говорит, что будет жив, пока люди будут питать страсть к поэзии («покуда будет жив хоть один пиит»). Поэт пишет о том, что он воспел свободу, но не только внешнюю, но и внутреннюю. Поэмы Пушкина Петербургский период (1817-1820 год) Этот период завершается выходом поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин работал над ней в течение трех лет. Эта поэма – синтез ранних исканий поэта, и в то же время определенынй рубеж в развитии русской литературы и поэзии. Эта поэма сюжетно связана со временем правления Владимира Красно Солнышко. Но менее всего эта поэма историческая. Образы поэмы весьма далеки от исторической конкретности. В этой поэме переплелись исторические и сказочные мотивы. Она очень жизнерадостная и оптимистичная, соответствует духу русских народных сказок. Действующие лица не являются абстрактными, но в то же время они – ен развернутые характеры. Каждый из героев поэмы обладает чертами характера лишь пунктирно намеченными, но нанесенными широкими мазками. Новаторство «Руслана и Людмилы» перевернуло все тогдашние представления о поэме. Все первое издание поэмы мгновенно разошлось. Она вызвала ожесточенную полемику, её и осуждали, и одобряли, публика зачитывалась поэмой, реакция профессиональной критики была очень сдержанна: старшие (Карамзинисты) поэмы не одобрили. Дмитриев отозвался о ней, как о неприличной: «я тут не вижу ни мысли, ни чувства, одну чувственность». Карамзин назвал поэму «поэмкой». Поэму одобрили Жуковский и Крылов. В 1821 году Пушкин окончил поэму «Кавказский пленник», которая была напечатана в столице в следующем году. Это был и прежний, и новый Пушкин. Поэма наполнена романтическими страстями. Пушкин пытался создать характер молодого человека своего времени, уставшего от жизни, разочарованного, презирающего свет, стремящегося обрести единение в общении с природой, «преждевременную старость души». Это была первая попытка изобразить «героя нашего времени». Жизни светского общества он противопоставляет свободу. Герой говорит, что счастье человека в свободе. Даже образ черкешенки важен в этой идеи. Она – воплощение самопожертвенной любви, она жертвует собой ради свободы любимого. В отличие от романтических поэм Байрона или произведений Жуковского, «Кавказский пленник» лишен элементов таинственности, что свойственны романтизму. Сам Пушкин ценил изображение горских нравов. Потом он говорил о своей поэме: «всё это слабо, молодо, но кое-что выражено верно». Спустя два года появляется главная поэма Пушкина-романтика: «Бахчисарайский фонтан». Сюжет взят из рассказа Раевского-младшего, которому Пушкин обещал использовать его в качестве основы для произведения. Для Пушкина важнее не сюжет, а внутренний, нравственный смысл. 1824 год, Михайловское – Цыгане. Завершение романтизма, прощание с молодостью. 1828 – «Полтава». Историческая поэма. Создать поэму о Петре пытались практически все писатели 18 века, от Кантемира до Ломоносова. Но ко времени Пушкина жанр классической героической поэмы уже изжил себя. В это время начал складываться жанр романтической поэмы с историческим сюжетом. Например, поэма Рылеева «Вольнорос» о Мазепе. Пушкин знал все подобные произведения, но в своей поэме он пошел совершенно новым путем. Пушкин создал произведение совершенно нового типа: реалистическую историческую поэму, в которой были элементы героической эпопеи, романтической поэмы, трагедии и романа. В поэме любовная интрига объединена с важнейшими историческими событиями. Именно за нарушение единства действия многие современные Пушкину критики и ругали его. Фабула незаконной любви Марии и Мазепы давала возможность развернуть картину исторической эпохи. Пушкин делит поэму не на песни, а на главы, как роман. «Полтава» была первым историческим опытом Пушкина. Здесь было очень существенное отличие Пушкина от Карамзина. Пушкин не отождествлял историю России с историей самодержавия, он видел в ней развитие судьбы народа. Именно эта судьба народов определит и общий тон, и общий смысл поэмы. «Дело исторического поэта – воскресить минувший век во всей его истинности», - Пушкин. Поэтому цель поэмы век, а не личность. Поэма начинается как семейная драма, разворачивается как историческая трагедия. Подробно Пушкин создаёт портреты Мазепы и Марии. Отдельные эпизоды написаны в диалоге, будто для сцены. Но чем детальнее становится анализ, тем меньше будет казаться чувство, которое связывает этих людей, и их цели. В противоположность им образ Петра дан очень обобщенно, он поставлен вне каких-либо отношений: Петр – самодержец, он отождествлен с Россией, ведь от него зависит её судьба. С Петром будет связан мотив славы. С этой точки зрения Петр противопоставляется Мазепе. Слава, народная память приобретаются историческими заслугами. В предисловии Пушкин называет Полтавскую битву одним из самых важных и счастливых происшествий в царствовании Петра. 1825 год – Борис Годунов. Но и Лжедмитрий, Григорий Отрепьев, обречен, ведь он самозванец, начал своё воцарение с преступление, приведя в Россию войска захватчиков. Когда он воцаряется, «народ безмолвствует», это заключительная фраза трагедии. В этом намек на дальнейшую судьбу самозванца. Борис Годунов – трагедия. Трагедия потому, что в основе сюжета лежит не конфликт, что характерно для драмы, а ситуация эмоциональной катастрофы. Долго длились споры о том, кто главный герой трагедии – Годунов ли, который умирает в середине действия, самозванец, который тоже не главное действующее лицо. Многие называют главным действующим лицом народ. Народ представляет собой некое народное мнение, но оно ограничено нравственным судом, который может быть как правильным, как ошибочен – ведь тот же самый народ способствовал воцарению Бориса. Мнение народа изменчиво, Пушкин его не идеализирует. Народу нельзя безусловно доверять. Народные волнения приводят не к благосостоянию, а к новым бедам. Кажется, народ выполнил высшую волю – Борис умер, но народ по-прежнему несчастен. Значит, моральные критерии, которыми он руководствуются, не могут претендовать на истину. Народное мнение часто парадоксально, противоречит явным фактам: он знает, что Димитрий убит, но верит самозванцу. Всё-таки главным в трагедии является не личности или народ, а то, что происходит с ними, то есть, история. Задача Пушкина – продемонстрировать законы исторического процесса, оценить всё масштабным взглядом. Пьесу критиковали за художественную форму и историческую интерпретацию. Говорили, что Пушкин попытался создать пьесу для чтения, то, что Пушкин считал новаторством, другие сочли тупиком. «Маленькие трагедии» - 1830 год, Болдино.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.104 (0.02 с.) |