Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные идейно-эстетические направления русского романтизмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Активная/пассивная формы (наиболее общее разделение): активный романтизм – преображение действительности в соответствии с идеалом; пассивный романтизм – невмешательство, уклонение от деятельности, бесплодные мечты об идеале. Классификаций существует много, но все они имеют свои недостатки. Далее описаны два наиболее характерных примера классификации течений романтизма. 1973 г. – Варшава, VII Международный Съезд славистов. Ульрих Фохт, член советской делегации, предложил в докладе свою классификацию: 1800–1810 зарождение романтизма 1) отвлеченно- психологический (Жуковский); 2)гедонистический (Батюшков) 1810–1820-е гражданский романтизм 1) гражданский декабристов: а) Пушкин; б) Рылеев; 2) социальный (Н. Полевой) 1830–1840 расцвет романтизма 1) философский (Веневитинов); 2) гражданский славянофилов (Аксаков, Хомяков); 3) революционный гражданский (Герцен); 4) синтетический (Лермонтов); 5) эпигоны психологического (Бенедиктов); 6) лжеромантизм (Кукольник, Загоскин) 1840–1880 романтизм в период господства критического реализма 1) философский середины века (Тютчев); 2) психологический середины века (Фет); 3) психологический, осложненный гражданскими тенденциями (Огарев) 1880–1900 усиление романтизма в конце века 1) гражданский народников (Фигнер); 2) психологический (Фет, Апухтин); 3) философский символистов; 4) гражданский пролетарской литературы (Горький) Выделены основные этапы развития романтизма + течения, характеризующиеся в соответствии с ведущей тенденцией (гражданский, психологический, философский). Плюсы этой классификации: охвачены все явления, имеющие отношение к поэтике романтизма. Минусы: громоздкость, дробное членение, «закрытые группы». 1975 г. – Евгений Александрович Маймин в книге «О русском романтизме» подверг критике классификацию Фохта и предложил альтернативу. 1. Созерцательный романтизм Жуковского (ранний этап русского романтизма). 2. Гражданский революционный романтизм декабристов (в первую очередь Рылеева). 3. Синтетический романтизм Пушкина (влияние Жуковского + декабристы + свое). 4. Синтетический романтизм Лермонтова (декабристы + Пушкин + философский + Байрон + свое). 5. Философский романтизм (Веневитинов, Тютчев, Вл. Одоевский). Плюсы этой классификации: краткость, классификация отражает тот факт, что романтизм как направление исчерпал себя в середине века, в нее легко добавляются новые элементы. Минусы: отмечены не все явления (где А. А. Фет?), развитие романтизма во 2-й половине века проигнорировано, групп всего три (две дополнительных являются «закрытыми», т.к. в них включено по одному автору соответственно).
27. Своеобразие отражения русской жизни в «Петербургский повестях» Гоголя Лирика Пушкина 1826-1830 В июле 1826 года были казнены пятеро руководителей декабрьского восстания. Непосредственным откликом Пушкина на это явилось создание знаменитого «Пророка» (24 июля — 3 сентября 1826 г.). Образная система «Пророка» вырастала из всей предшествовавшей пушкинской лирики Михайловской ссылки и времени работы над «Подражанием Корану». Уже в первом из стихотворений этого цикла намечена тема пророка, посланного для утверждения высшей истины: Не я ль язык твой одарил Могучей властью над умами? Мужайся ж, презирай обман, Стезею правды бодро следуй, Люби сирот, и мой Коран Дрожащей твари проповедуй. Пушкинский образ пророка продолжал и развивал в новых, последекабрьских условиях ту традицию иносказательных использований библейских мотивов, которая была намечена декабристской лирикой, где образ поэта-певца синонимически сближался с. образом библейского пророка. В стихотворении «Пророчество» (1822) В. Кюхельбекер писал: На то ль тебе я пламень дал И силу воздвигать народы? Восстань, певец, пророк Свободы! Воспрянь! возвести, что я вещал! Мотив путника в пустыне был непосредственно связан с глубоко личными переживаниями Пушкина и также возникал на основе его работы над восточными образами Корана: Не я ль в день жажды напоил Тебя пустынными водами? (II, 352) Или: И путник усталый на бога роптал: Он жаждой томился и тени алкал В пустыне блуждая три дня и три ночи… (II, 356) Оба эти мотива — томившегося жаждой путника в пустыне и пророка, одаренного могучей властью над умами,— уже намеченные в предшествовавшей пушкинской лирике, объединялись воедино в новом стихотворении, где путник, влачившийся по мрачной пустыне и томимый уже духовною жаждой, превращался в пророка, способного жечь сердца глаголом высшей правды. Дополнительные детали, характеризовавшие превращение путника в пророка, появились в связи с мотивами из книги библейского пророка Исайи. В лирике Пушкина этого времени «Пророк» занимает исключительно важное место. В условиях наступившей гнетущей реакции он с огромной силой утверждал правоту дела казненных, продолжая линию, уже определившуюся В «Вакхической песне», и провозглашал верность идеалам декабристов, намечая путь к последующему «Ариону». «Пророк», будучи напечатанным, приобретал характер общественной декларации, с которой Пушкин входил в новую, последекабрьскую действительность:
Восстань, пророк, и вождь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли. Глаголом жги сердца людей… Новая действительность оказывалась несравненно более сложной, чем это представлялось ранее. Поражение декабристов не поколебало веры Пушкина в конечное торжество их целей и не изменило его отношения к самодержавию. Однако Пушкину, как и многим из его современников, казалось, что суровый урок, данный самодержавию декабристами, будет в какой-то мере учтен новым царем. Соответствующие мысли Пушкин и развил в заказанной ему записке «О народном воспитании» (1826). Показательно, что в этой записке Пушкин даже не счел нужным скрыть свое истинное отношение к событиям 14 декабря. «Вероятно,— писал он,— братья, друзья, товарищи погибших успокоятся временем и размышлением, поймут необходимость и простят оной в душе своей» (XI, 43). Нельзя понять последнюю фразу иначе, как утверждение справедливости дела декабристов, с одной стороны, и признание исторической неизбежности поражения их в связи с ограниченностью средств и несвоевременностью выступления — с другой. Последекабрьская действительность выдвигала ряд совершенно новых задач и приводила к известному смещению плоскостей некоторых прежних общественно-исторических представлений. Целый комплекс важнейших проблем, выдвигавшихся современностью, начинал ассоциироваться в сознании передовых людей того времени с личностью Петра I как монарха-преобразователя. Для дворянских революционеров последекабрьского периода проблема Петра I была важна как проблема возможности революционных преобразований, осуществляемых непосредственно самодержавной властью. Эта проблема стала особенно актуальной в первые годы после разгрома декабристов. Отдал ей дань и Пушкин. Так создавалась почва, на которой вырастал ряд стихотворений Пушкина с политической окраской. Первым стихотворением в этом ряду стоят «Стансы» (22 декабря 1826 г.)1. Стихотворение начинается многозначительной исторической параллелью между началом царствования Николая I, переступившего на пути к престолу через кровь декабристов, и «началом славных дней Петра», также омраченных мятежами и казнями. Эта аналогия в свете последующих заслуг Петра перед Россией приводила к историческому оптимизму и в отношении перспектив нового царствования: В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни. Самодержавною рукой С этого времени в пушкинской лирике начинает создаваться устойчивый образ соратника декабристов, избегнувшего гибели и сохраняющего верность движению. В условиях жестокой последекабрьской реакции, когда порицание участников восстания становилось необходимым признаком политической лояльности, мужество Пушкина в открытом утверждении своей связи с сосланными в Сибирь декабристами было поразительно. 29. Сборник повестей «Миргород» как этап в развитии гоголевского реализма
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.012 с.) |