Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные темы песен Кольцова

Поиск

В своей поэзии А. В. Кольцов раскрывает духовный мир крестьянина, показывает его глубокую и подлинную человечность. Поэт открыл отечественной литературе ее настоящего героя — скромного мужика, на плечах которого держалась вся Россия. Душа простого человека способна не только на суетные страсти, но и на возвышенные чувства. Вершиной творческих достижений Кольцова стали созданные им песни.

Подлинная народность творчества поэта наиболее ярко проявилась в его песнях о крестьянском земледельческом труде, в которых выражается народная точка зрения на труд как на источник жизни, духовного величия, радости. Герой «Песни пахаря» «весело» ладит борону и соху. В стихотворении «Урожай» скрип возов в пору жатвы уподобляется музыке, а скирды на гумнах — князьям. Отношением к труду определяется физическая и нравственная красота крестьянина («Косарь»):

У меня ль плечо — Шире дедова; Грудь высокая — Моей матушки. На лице моем Кровь отцовская В молоке зажгла Зорю красную.

Новаторство Кольцова проявляется и в тех песнях, которые повествуют о тяжелой доле крестьянина: «Горькая доля», «Раздумья селянина», «Перепутье», «Доля бедняка» и др. Бедняк не только жалуется на свою судьбу, он умеет бросить ей вызов, смело идет навстречу любым невзгодам. Герой стихотворения «Измена суженой» отправляется в путь:

Горе мыкать, жизнью тешиться, С злою долей переведаться...

Герой Кольцова, являясь выразителем существеннейших черт русского характера, терпелив, стоек, отважен.

Тема воли — одна из исконных тем народной поэзии. Характерно в этом отношении стихотворение «Стенька Разин». Здесь и обращение доброго молодца к вскормившей и вспоившей его «Волге-матушке», и размашистая удаль свободолюбивого героя:

Забушуй же, непогодушка, Разгуляйся, Волга-матушка! Ты возьми мою кручинушку, Размечи волной по бережку...

Для семейно-бытовых песен Кольцова характерна их общественная направленность. Выражая высокие идеалы народной морали, они содержат требование духовного раскрепощения человека. Жажда любви, независимости, воли особенно ярко проявилась в песне «Бегство». Восхищением любимой проникнуто стихотворение «Последний поцелуй»:

Пусть пылает лицо, Как по утру заря... Как весна, хороша Ты, невеста моя!

Герои песен Кольцова любят от всего сердца. В самые трудные дни любовь освещает жизнь обездоленных людей, придает им силы в борьбе с суровой действительностью: «Пора любви», «Грусть девушки», «Разлука», «Не скажу никому...». Любовные песни Кольцова отличаются особым лиризмом и глубокой искренностью.

Народность поэзии Кольцова находит свое выражение не только в правдивом изображении жизни, но и в разработке соответствующих художественных средств. Используя художественные приемы, сложившиеся в устной традиции, поэт обогащает их собственными изобретениями. Он создает синтетический жанр — полулитературной-полуфольклорной русской песни.

Романтизм Батюшкова

Бесспорно, фигура переходного периода, в его творчестве отразился переход от классицизма к романтизму.

Белинский ставил Батюшкова вслед за Карамзиным, рядом с Жуковским, перед Пушкиным. Он необходимое промежуточное звено.

Определения творческого метода Батюшкова:

- неоклассицизм (современники)

- предромантизм (Фридман, Благой, Томашевский, вообще современные исследователи)

- романтизм (Фохт – гедонистическая разновидность)

- сентиментализм карамзинского толка

- «легкая поэзия»

Из разнобоя в определениях вытекает наличие в его творчестве разнообразных тенденций.

Черты неоклассицизма:

1. Любовь к античности, обращение к мифологическим сюжетам, заимствование у античных поэтов (Феокрит, Анакреон, Сафо, Катулл, Тибулл, Овидий)

Новаторство: античное искусство воспринимается Батюшковым как «отголосок глубоких познаний природы, страстей и человеческого сердца» («Прогулка в Академию Художеств»), т.е. в нем ценится психологизм. Предпочтение «легким» античным поэтам. Любовь к античной элегии. Античные мотивы: дружба, наслаждение жизнью, смерть

2. Стремление к тщательной обработке художественной формы, к идеальной четкости, к строгому плану. «Высокий штиль».

3. Отсутствие нападок на метров классицизма в выступлениях теоретического характера, выражаемые симпатии.

Черты романтизма и сентиментализма:

1. Психологизм, культ чувства, антирационализм.

2. Изображение страстей (следующий шаг по сравнению с сентиментализмом).

3. Осознание существования национальной специфики, стремление раскрыть в стихах национальный дух.

4. Интерес к русскому фольклору (восхищение народными песнями после войны 1812 г. и еще позже сказками).

5. «Культ мечты» (= Карамзин) «Мечта – моя Богиня», переносящая человка в любой уголок по его желанию.

6. Трагические мотивы увядания, разлуки, бренности всего земного, трактуемые в духе романтической недостижимости идеала.

7. Признание прав «легких» жанров наряду с правами «высоких».

8. Предпочтение жанрам дружеского послания и элегии.

9. Приоритет субъективного «вкуса» над регламентом в искусстве.

10. «Земные» краски поэзии, конкретность вещей.

11.

Отчетливое влияние Батюшкова просматривается у Пушкина-лицеиста, который не был чистым романтиком, а мешал романтизм с классицизмом.

• Эстетические декларации Батюшкова:

1815 г. - статья «Нечто о поэте и поэзии»

1816 г. - статья «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»

Идеи и образы 2 тома «Мертвых душ» Гоголя

Основное содержание второго тома раскрывается не как изображение "прекрасных характеров", а как указание "путей и дорог" к "высокому и прекрасному", т. е. как тема нравственного возрождения.

Это объяснение не отменяло первоначального замысла, а только

разъясняло его. Основное различие осталось в силе. Герои второго тома должны

быть привлекательнее и сложнее героев первого тома.

В частной переписке Гоголь предъявляет к себе те же требования -- раскрывать национальные "недостатки" и "достоинства".

"Что же касается до II тома "Мертвых душ", то я не имел в виду собственно героя добродетелей.

Напротив, почти все действующие лица могут назваться героями недостатков.

Дело только в том, что характеры значительнее прежних и что намерение автора

было войти здесь глубже в высшее значение жизни, нами опошленной, обнаружив

видней русского человека не с одной какой-нибудь стороны ".

Второй том открывается полемически-декларативным вступлением, где

автор продолжает настаивать на изображении "бедности, да бедности, да

несовершенств нашей жизни". Гоголь стремится к "верности действительности" не

только в смысле типической жизненной правды, но и в деталях. Всеми возможными

способами Гоголь собирает материалы по "вещественной и духовной статистике

Руси". Он обращается к различным своим корреспондентам с просьбой присылать ему

характеристики общественных типов, рассказы о злоупотреблениях администрации,

описания изб и мужиков и т. п.

Гоголь прямо устанавливает связь своих просьб о присылке

различных материалов со своей творческой работой: "Скажу вам не шутя, что я

болею незнанием многих вещей в России, которые мне необходимо нужно знать...

Все сведения, которые я приобрел доселе с неимоверным трудом, мне

недостаточны для того, чтобы "Мертвые души" мои были тем, чем им следует

быть".

Наконец, вернувшись на родину,

Гоголь попрежнему пользуется каждым случаем для того, чтобы пополнить свое

"знание России" беседами с разнообразными встречающимися ему людьми.

Очевиден более широкий по сравнению с первым томом общественный фон,

на котором должно было развиваться действие. Второй том свидетельствует о

новых творческих исканиях Гоголя и его новых художественных достижениях,

сказавшихся, например, в создании таких образов, как образ Тентетникова,

Бетрищева, Петуха. Вместе с тем для второго тома характерны бледные образы

Уленьки, Платонова, а также схематичные Костанжогло, его жены и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.132.107 (0.01 с.)