Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри».

Поиск

Мцыри: писал 10 лет с 1829 по 1839 гг. Предшествуют 2 поэмы: «Исповедь» 1829 г. и «Боярин Орша» 1835 г. В Исповеди главная идея верность. В Боярине верность любви. Взял из поэм:Отдельные сюжетные элементы (исповедь – плен), Идеи (верность), Психологический рисунок (переписка), Целые строфы.Но в Мцыри нет любовного сюжета, усилен социальный контекст и философское начло. Поэма показывает трагический конфликт человека с враждебными обстоятельствами. Мцыри: свободолюбивая личность Гл. герой не может без Родины, без любящих людей, стремиться туда, где ему хорошо. Образ многозначен:1. молодой горец, таящийся в неволе, мечтающий о Родине; 2. русский человек заключенный в темницу жизни (социальный смысл)таким чувствовал себя Леромонтов; 3. человек, обреченный на одиночество среди чужих(философский смысл данного образа). Удивительн. В Мцыри сочет. 2 начала- сильное и слабое. Внешне Мцыри слабый первый раз мы видим его ребенком 6 лет, который болеет, убегает из монастыря, но не находит дорогу домой, это ему не по силам. Речь Мцыри:использ.слова с уменьшит.-ласкат. Суффиксами(женское начало). На фоне этой слабости, сияет сильная внутренняя сила. Мцыри личность героическ. по своей душе. Однажды русский генерал/Из гор к Тифлису проезжал;/
Ребенка пленного он вез./Тот занемог, не перенес/Трудов далекого пути;/Он был, казалось, лет шести,/Как серна гор, пуглив и дик/
И слаб и гибок, как тростник./Но в нем мучительный недуг/Развил тогда могучий дух/

Максимов выделил еще 3 центр. образа: Монастырь, Природа, Родина.

Монастырь – сила противост.Мцыри, он мусульманин, но его покрестили, он не принисает, не понимает этой жизни.

1. Природа – Является звеном между монастырём и Родиной. Природа разная – и ночная и утренняя. Ночная- страшная,злая, враждебная,сражение с барсом, утренняя- мощная, прекрасная,поддержив., защищает героя.

2. Родина – сила, противопоставленная монастырю. Имеет 2 значения: горная страна и духовная Родина, куда стремится каждый человек.

3. «Ты хочешь знать, что делал я/На воле? Жил - и жизнь моя/Без этих трех блаженных дней/
Была б печальней и мрачней/Бессильной старости твоей./»

ИТОГ: Мцыри побежден враждебными обстоятельствами, но морально не сломлен. Максимов: «Смысл поэмы – прославление поисков воли, даже если ничего не получится»

«Я кончил. Верь моим словам/Или не верь, мне все равно./Меня печалит лишь одно:/Мой труп холодный и немой/Не будет тлеть в земле родной,/И повесть горьких мук моих/Не призовет меж стен глухих/Вниманье скорбное ничье/На имя темное мое./»

Демон: с 1829 г. – 1839 г. Существовало 8 редакция поэмы. Последняя редак. не предназнач. для печати, Л. Хотел продолж.но не успел. Очень значимая для поэта поэма. О демонах писали: Байрон, Гёте. Литературная традиция: у Лермонтова демон восстаёт против бога. Венцом природы был человек. В основе произвед. лежит библейская легенда о падшем ангеле, восставшим против Бога. Ангел критикует Бога, что много зла, бед, убийств. Лермонтовский демон – сильный, отвергнут. с небес, обречен на вечное неупокоение, от Бога ушел к людям не пришел (презирает людей). Устал демон от одиночества, оторванности, от людей. Он хочет прибиться к кому-нибудь. В начале предстает в этом состоянии мятежном, уствшем, одиноком, погружен. во мрак: Давно отверженный блуждал/ В пустыне мира без приюта:/ Вослед за веком век бежал,/Как за минутою минута,/ Однообразной чередой./Ничтожной властвуя землей,/Он сеял зло без наслажденья./

Нигде искусству своему/Он не встречал сопротивленья -/ И зло наскучило ему./ Встречает земную красавицу Тамару: «Тамара:

Оставь меня, о дух лукавый! /Молчи, не верю я врагу... /Творец... Увы! я не могу /Молиться... гибельной отравой /Мой ум слабеющий объят! /
Послушай, ты меня погубишь; /Твои слова — огонь и яд.../ Скажи, зачем меня ты любишь!/

Он хочет к Богу вернуться, к людям спуститься. Использ. Тамару для коростн.целей, для себя ее любит. Она заразилась скептицизмом от него, умирает от поцелуя демона, готова на все ради любви. Человек, пожертвовавший собой очищен. Тамара уносится в рай с ангелом. Л. Осуждает героя за его бунт,эгоизм, величественность:

И Ангел строгими очами/ На искусителя взглянул/ И, радостно взмахнув крылами, /В сиянье неба потонул. /И проклял Демон побежденный /Мечты безумные свои,/ И вновь остался он, надменный, /Один, как прежде, во вселенной /Без упованья и любви!../

Ему ближе простые люди. Особые образцы романтической поэмы.

2. Духовные искания личности, принципы и средства раскрытия «диалектики души» в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». В своей эпопее «Война и мир» Л. Толстой сумел создать неповторимые образы, сосредоточившись в становлении героев как личностей, духовному развитию каждого. Толстой показал, как самые жизненные впечатления или события оказываются решающими, вызывают моментальные изменения в жизненной позиции героя, в его представлении о мире и самого себя в этом мире. Писатель сделал в литературе открытие, которое впоследствии назвали «диалектикой души» Толстого.

Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: то, что делает человека человеком, моральный ее сущность, устойчивое и неизменное, и ненастоящее, то, что накладывает общество (светский этикет, желание карьерного роста и соблюдения внешних приличий). «История души» – так называется процесс, в течение которого человек проходит взлеты и падения и, избавившись от лишней «возни», в результате становится настоящим. Такой герой наиболее важный для автора, поэтому Толстой стремится ощутить и показать человека в самые ответственные моменты его жизни.

Например, таким переломным этапом для Пьера Безухова является 1812 год, особенно его пребывания в плену. Именно тогда, потерпев различных лишений, Пьер научился ценить по-настоящему жизнь. Там же, встретившись с Платоном Каратевым, он приходит к выводу, что все несчастья человеческие возникают «не из-за недостатка, а из-за избытка». Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Ему присуще стремление изменить окружающую среду, переделать его в соответствии с каких-то абстрактных идеалов. Он чувствует частью единого природного организма, живет легко и радостно, что в значительной степени влияет и на мировосприятие Пьера Безухова. Благодаря Платону и другим солдатам Пьер присоединяется к народной мудрости, достигает внутренней свободы и покоя. Пьер – человек интеллектуальный, ищет ответы на главные нравственные, философские, социальные вопросы, стремится выяснить, в чем же заключается смысл человеческого бытия. Герой Толстого добрый, самоотверженный, бескорыстный. Он далек от материальных интересов, ведь у него есть удивительная способность не «заражаться» подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавших его. И все же лишь чувство причастности к народу, осознание общего национального бедствия как личного горя открывает перед Пьером новые идеалы. Вскоре Безухов находит долгожданное счастье рядом с Наташей, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь.Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Болконским.Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение – все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией – все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти наконец себя. Князь Андрей идет на войну 1805 года, потому что устал от светской болтовни, он ищет чего-то настоящего. Волконский, как и его кумир Наполеон, очень хочет найти «свой Тулон». Однако мечта и реальная жизнь заметно различаются, особенно когда князь Андрей оказывается на поле боя. Андрей Болконский, как и Наполеон в битве у Арколи, подхватил знамя на поле Аустерлица и повел за собой войска. Но флаг этот, в его мечтах так гордо трепетал над его головой, на деле оказался лишь тяжелой и неудобной палкой. Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеона, человека, который ее решила, автор не принимает. Наверное, именно поэтому, уже раненый князь Андрей, лежа на поле боя, видит над собой высокое, чистое небо – символ истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И какой же я счастливый, что узнал его наконец. Так, все обман, все обман, кроме этого бесконечного неба». Князь Андрей отказывается избранного пути, славы и символа этой славы – Наполеона. Он находит другие ценности: счастье просто жить, видеть небо – быть. Под Аустерлицем герой понял великую истину: бесконечная ценность – это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, но и беспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. Но когда умерла жена, он понял, что ни Тулон не стоит жизни близкого человека. После разговора на пароме с Пьером Безухова о смысле бытия, о назначении человека Андрей наконец чувствует, что он открыт для людей. Видимо, поэтому и появляется в его жизни Наташа Ростова, чья естественная внутренняя красота способна возродить душу Болконского в новых чувств. Именно в этом непрерывном внутреннем борении мысли и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о полезной для всего народа деятельность и оказывается духовная красота героев Толстого.

 

3. Драматургия 1920–1930-х гг. Пьесы В. Маяковского, М. Булгакова, Н. Эрдмана и др. Советская драматургия, являясь историко-культурным документом, утрачивает свойственную искусству XIX века подлинную правду жизни. Следует говорить о создании советского мифа, утопии, идеализации действительности. Искусство фиксирует не только деформированный социум, не только мир разрушенных гуманистических ценностей, порожденный идеологией, подчиненный ей и призванный служить новому режиму. Искусство этого времени также стремится познать индивидуума, мир отдельного человека, которые также должен был быть подчинен идеологии. Утилитарность искусства вызвана необходимостью (т.н. «социальный заказ»); в конечном счете создается общий художественный контекст и уничтожение - физическое, творческое или моральное - всех тех, кто из него выпадает. Особого внимания заслуживает, конечно, пьеса М.Булгакова «Дни Турбинных», поставленная в 1926 году Московским Художественным театром, имевшая грандиозный успех. Критики второй половины 1920-х годов непременно сравнивали булгаковское произведение с «Любовью Яровой», отдавая безусловное предпочтение последней. Дело в том, что автор «Дней Турбинных» не захотел пойти по пути Тренева и не стал переводить конфликт своей пьесы в социальную плоскость. Принципиально новый уровень осмысления событий гражданской войны был предложен М.Булгаковым в пьесе «Бег» (1928). М. Булгаков создает во второй половине 1920-х годов две свои лучшие комедии – «Зойкина квартира» (1926) и «Багровый остров» (1927).
Остановимся подробнее на драматургическом творчестве В.Маяковского. В 1929 и 1930 годах он создает две свои комедии – «Клоп» и «Баня». Постоянный интерес Маяковского вызывала тема будущего где средствами карикатуры, сгущенной гиперболизации, острого комического гротеска обличались проявления обывательщины и административно-бюрократические нравы.
В «Клопе» и «Бане» «гримасы нэпа» не заслоняют главного осмеянного зла - двух выразителей социально опасных тенденций: бывшего пролетария Присыпкина, соблазненного буржуазно-мещанским уютом, и воинствующего бюрократа Победоносикова, уверенно чувствующего себя «гегемоном», полновластным хозяином жизни. Внедряемая героем «Бани» «по гениальным стопам Карла Маркса и согласно предписаниям центра» модель государственного управления вступала в разлад с мажорно окрашенными иллюзиями поэмы «Хорошо!»: по убеждению «главначпупса» Победоносикова, руководимое им канцелярское учреждение давно превратилось в «уголок социализма», сам же он без ложной скромности отождествляет свои интересы с подлинными интересами государства. Он позирует художнику потому, что это «необходимо для полноты истории»; забыв дома портфель, он задерживает отправление машины времени, уверяя, что делается это «по государственной необходимости, а не из-за пустяков».В «Бане» Маяковский попытался противопоставить номенклатурной бюрократии и ее приспешникам положительных героев: изобретателя Чудакова, рабочего-активиста Велосипедкина, обещающего «жрать чиновников и выплевывать пуговицы», и других. Но фигуры эти безлики, схематичны и художественно неубедительны. Осознавая уязвимость однозначных оценок новой действительности, Маяковский опять апеллирует к будущему, где только и могут быть разрешены порождаемые современной жизнью конфликты. Во второй части «Клопа» действие переносится на 50 лет вперед - Присыпкина, погребенного в «затхлых матрацах времени», оживляют и выставляют на всеобщее обозрение как уникальный музейный экспонат. Правда, в «Бане» Маяковский не посягнул на прямое изображение будущего: в современность является Фосфорическая женщина - «делегатка 2030 года», готовая на «машине времени» перебросить сегодняшних тружеников-энтузиастов в «коммунистический век». Но в обеих пьесах Маяковский не выходит за рамки абстрактных футуристических утопий: будущее представлено как искусственно конструируемое пространство, где действуют не реальные люди, а их механические подобия и где нет жизни во всеобъемлющем смысле этого слова. В окружении бездушных ходячих роботов размороженный и посаженный в клетку Присыпкин выглядит единственным живым человеком.

 

Билет 12.

1. Идейный смысл и художественное своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова. В.Г. Белинский о лирике М.Ю. Лермонтова. Лермонтов- человек этого времени. Это зеркало его души. Периоды: 1. 1828-1836(период становления), 2. 1837-1841(зрелый период). 1 период: юный Лермонтов - романтик, но романтизм его особого качества: не мечтательный и абстрактный, а мятежный и бунтарский в духе Байрона: «Нет, я не Байрон, я другой,/Еще неведомый избранник,/Как он гонимый миром странник,/Но только с русскою душой./ «Мой демон» - одно из первых его стихотворений. 2 редакции: 1 – 1829: демон – дух зла. Его стихия- собрание зол, он уныл, мрачен, равнодушен, но активен; 2 – 1830-31: активный и злой, но имеет соц. характеристику –он смеется над человеком, не верит ему. 1830 – «Предсказание» - это философские стихи. Стихи соц. характера. «Жалоба турка» (другу-иностранцу). Одно из ранних обличит. Стихотворений, тема свободы, обращен. К другу иностранцу. Турок был воображаемым, а жалобы сугобо русский.Привычка шифровать стихи.Продолж.декабрист.тему: Воспевает первые русские республики – «Новгород»1832 и «Псков». Гражданская тема: «Опять Вы, гордые, восстали за независимость страны…», «30 июля 1830». Викторов «Лермонтов –ясновидец» стихотворение «предсказание» 1830 г. О будущем Росии. Пробивает толщу веков, дает удивительно точный прогноз: Настанет год, России черный год,/Когда царей корона упадет;/Забудет чернь к ним прежнюю любовь,/И пища многих будет смерть и кровь;-Любовная лирика: пророческий характер-мечта о сильном чувстве, находит измену и каменное сердце. «К*» («Я не унижусь пред тобой») – 1832. Храм любви остается храмом, а поверженный кумир – Богом. «Расстались мы, но твой портрет» (1837). Глубокое философское начало, критическое, социальное (отрицание порочной жизни), ранняя лирика содержит утверждение величия свободной родины, глубокий психологизм.2 период: тема жизни, образ человека, проблема идеала. Переход от романтизма к реализму не завершается. Увеличивается интерес к жизни. Обличительный характер, но обличает более конкретно против светской толпы («Смерть поэта» - 37), поколения 30х годов «(Дума» - 38). 1839 – «Молитва»:В минуту жизни трудную,/Теснится ль в сердце грусть,/Одну молитву чудную/Твержу я наизусть./Есть сила благодатная/В созвучьи слов живых,/И дышит непонятная,/Святая прелесть в них./С души как бремя скатится,/Сомненье далеко —/
И верится, и плачется,/И так легко, легко.../2-ух составн. стихот. 1 часть покаяние(очищение души), 2 часть –мольба.«Дума» - о противопоставлении идеала реальной толпе. «Первое января «(«Как часто пестрою толпою окружен»)» (40) – об иллюзорности жизни своего поколения. На лицах маски, нет души. Поэт срывает маски. И противопоставляет толпе простую жизнь. «Чаша жизни». Эта чаша пуста. Жизнь в категории трагического. Наиболее полно эти ноты звучат в стихах («Узник», «Желание», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Картины тюрьмы. «Прощай, немытая Россия» (1841). Тема жизни в романтических, символических образах: пустая чаша, маскарад, темница. Образ человека. Максимов предлагает понятие «лермонтовский человек»: 1) трагическая личность («И скучно и грустно»). 2) страдающая личность. Философия страдания: страдать может только живое сердце. Оно распространяется и на природу («Нет, не тебя так пылко я люблю» - 41) - построено на трагическом конфликте: 1. он любит свое прошлое страдание, 2. смотрит на нее, а сердце не с ней, 3. противопоставление 2 женщин: ее и умершую. 3) герой в конфликте с людьми со светской толпой («Умирающий гладиатор» - 36). 2 типа лермонтовского человека страдающий и одинокий и страстный, активный, деятельный.

Проблемы идеала. Во многом романтический (мечта о совершенстве). Система символов красоты: звезда, пальма, тучка, душа. Трагическое начало, которое искажает красоту (ср.: со стилем барокко) - «Когда волнуется желтеющая нива» (37). Идеал в народе и Родине (41) – впервые образ спящей Руси. «Бородино» (37). Добролюбов «Л. Искал спасения от ложности пути по которому шло дворянство того времени в природе». Белинский «Стихотворения М.Ю. Лермонова»1840г. Дает положительную оценку: «Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе всё живет; им всё доступно, всё понятно; они на всё откликаются. Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их как истинный художник; он поэт русский в душе — в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души». «По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания великих поэтов. Его поприще еще только начато, и уже как много им сделано, какое неистощимое богатство элементов обнаружено им: чего же должно ожидать от него в будущем ?.. Пока еще не назовем мы его ни Байроном, ни Гёте, ни Пушкиным, и не скажем, чтоб из него со временем вышел Байрон, Гёте или Пушкин: ибо мы убеждены, что из него выйдет ни тот, ни другой, ни третий, а выйдет — Лермонтов ...».

2. «Мысль народная» и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения. Центральной темой литературы 60-х годов XIX века стала тема народа. Для ее рассмотрения, а также для освещения многих крупных проблем современности писатель обратился к историческому прошлому: событиям 1805-1807 годов и войне 1812 года. Исследователи творчества Толстого расходятся во мнении, что он подразумевал под словом “народ”: крестьян, нацию в целом, купечество, мещанство, патриотически настроенное патриархальное дворянство. Безусловно, все эти слои входят в толстовское понимание слова “народ”, но лишь тогда, когда они являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия “народ”. Своим произведением писатель утверждал решающую роль народных масс в истории. По его мнению, роль выдающейся личности в развитии общества ничтожна. Сколь бы ни был гениален человек, он не может по своему желанию направлять движение истории, диктовать ей свою волю, распоряжаться действиями огромной массы людей, живущих стихийной, роевой жизнью. Историю творят люди, массы, народ, а не человек, возвысившийся над народом и взявший на себя право по собственному желанию предугадывать направление событий. Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, центробежное и центростремительное. Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах, является воплощением центростремительных, восходящих сил истории. Писатель подчеркивает нравственную высоту Кутузова, так как этот герой связан с массой простых людей совместными целями и действиями, любовью к родине. Он получает свою силу от народа, испытывает те же чувства, что и народ. “Мысль народная” выражена и в образах многих представителей дворянского класса. Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом. Герои испытываются Отечественной войной. Независимость частной жизни от политической игры верхов подчеркивает нерасторжимую связь героев с жизнью народа. Жизнеспособность каждого из персонажей проверяется “мыслью народной”. Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свои лучшие качества; Андрея Болконского солдаты называют “наш князь”; Наташа Ростова достает подводы для раненых; Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти Наполеона. Ярче всего близость к народу проявляется в образе Наташи, в которой изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты Наташа с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем она пляшет “Барыню”. И все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке: “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух?”

Если Наташе до конца свойственны черты русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей; однако именно особенности русского характера помогают ему понять всю лживость и лицемерие Наполеона, его кумира. Пьер попадает в крестьянский мир, и жизнь сельчан наводит его на серьезные мысли. Герой осознает свое равенство с народом, даже признает превосходство этих людей. Чем больше он познает сущность и силу народа, тем больше восхищается им. Сила народа заключается в его простоте и естественности. По Толстому, патриотизм - свойство души любого русского человека, и в этом отношении разница между Андреем Болконским и любым солдатом его полка незначительна. Война заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем обществом.

В романе показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый делает свою часть общего дела, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимает их Толстой. И такой рой, или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с роем своей индивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если не угрожает никакая опасность. Участниками роевой жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что “она Бонапарту не слуга”. Все эти люди— деятельные участники народной, роевой жизни. Так, народ для Толстого — сложное явление. Писатель не считал простой народ легко управляемой массой, так как понимал его гораздо глубже. В произведении, где “мысль народная” стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера. Близок к народу капитан Тушин, в образе которого сочетаются “малое и великое”, “скромное и героическое”. Тема народной войны звучит в образе Тихона Щербатого. Этот герой, безусловно, полезен в партизанской войне; жестокий и безжалостный к врагам, этот характер естественен, но Толстому мало симпатичен. Образ данного персонажа неоднозначен, как неоднозначен и образ Платона Каратаева. При встрече и знакомстве с Платоном Каратаевым Пьера поражает тепло, добродушие, уют, спокойствие, исходящие от этого человека. Он воспринимается почти символически, как что-то круглое, теплое и пахнущее хлебом. Каратаеву свойственна удивительная приспособляемость к обстоятельствам, умение “обжиться” в любых обстоятельствах. В поведении Платона Каратаева неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои эпопеи. Свои рассуждения этот герой излагает в притчеобразной форме. Это, например, легенда о невинно осужденном купце, страдающем “за свои да за людские грехи”, смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь. И тем не менее, в отличие от Тихона Щербатого, Каратаев вряд ли способен к решительным действиям; его благообразие приводит к пассивности. Ему противопоставлены в романе богучаровские мужики, поднявшиеся на бунт, выступившие за свои интересы.

Наряду с истиной народностью Толстой показывает и псевдонародность, подделку под нее.

 

3. Романы А.И. Куприна «Поединок», «Юнкера». Система образов, нравственные искания и психологическое мастерство писателя. С весны 1902 г. К. начал работать над романом «Поединок».Тематически «Поединок» продолжал многие купринские рассказы о русской армии, достигнув, однако, дотоле небывалой остроты и глубины осмысления. Критика живо и одобрительно откликнулась именно на эту линию повести. Путь сложных и мучительных раздумий проходит подпоручик Юрий Ромашов. Столь, казалось бы, традиционный для русской литературы мотив приобретает у Куприна особое наполнение. Ромашов — молод, чист, даже наивен, а вынужден находиться в тягостной и скудной обстановке заштатного полка. Все, что свойственно юности — мечты о счастье, любви, тяготение к красоте, болезненно обостряется в постоянном общении с ограниченными и грубыми офицерами. А восприятие окружающей жизни приобретает редкую интенсивность под влиянием нетерпеливого ожидания своего «звездного часа». За короткий период (действие повести протекает в пределах около двух месяцев) происходит мужание души, созревание новых нравственных и эстетич. идеалов. И потому стремительно меняется и углубляется понимание Ромашовым конкретных людей и сущности человеч. отношений. Томящееся по красоте сердце измеряет реальность по своим внутренним законам. Мы знакомимся с Ромашовым, когда в нем еще очень много ребяческих черт (что неоднократно отмечено в повествовании). Но он уже подвержен «тоскливому чувству» «своего одиночества и затерянности среди чужих». Юноша находит отдохновение лишь в привычном наслаждении природой и в собственных грезах о будущем. Оба источника взволнов. переживаний сливаются воедино. По объективным причинам Ромашов остается наедине с самим собой. В этот момент и происходит открытие, которое коренным образом изменяет мироощущение главного героя, а следовательно, по-иному освещается происходящее вовне. Не случайно, видимо, любимым словом молодого офицера становится определение «странный»: странный аромат ночи, странное восприятие своего Я, странная «сказка любви». Странно, необычно или просто все вокруг и в себе? Детски ясные мысли и желания очень скоро усложняются, принося болезненные разочар. Ромашову, обнаруживая неоднозначность окружающего мира. Первое приобщение к загадкам бытия отнюдь не сразу преодолело инерцию честолюбивых помыслов Ромашова. Ромашов приходит к глубокому душевному надлому, общество офицеров становится для юноши невыносимым. Тогда-то и поражает его «своей многообразностью» «новая внутренняя жизнь». Удивительны не эти, вполне естественные для честного и чистого человека нравственные искания, а их результат. Чем мучительнее было состояние Ромашова, тем глубже он понимал драму большинства будто чуждых ему сослуживцев. После краткого периода подражания «блестящим офицерам» наступает трудная полоса отвращения к ним. Болезненная реакция Ромашова на окружение помогает увидеть глазами героя моральное разложение армии. Самым страшным оказываются даже не вопиющие поступки и речи единиц. Пугает наличие неких порочных устоев. Поклонник палочной дисциплины, невежественный Слива как бы оправдан «философией» полковника Шульговича, рьяного сторонника иерархии и кастовости армии. Власть звериных инстинктов Бек-Агамалова словно доведена до логического завершения в «стройной системе» кровожадного поработительства Осадчего. Тупое самодовольство и затаенное предательство Николаева узнается в откровенной и мелочной подлости Петерсона. Пьяницу, мота, картежника Веткина ожидает удел маразматически опустившегося Лещенко. Ромашов не мог не замкнуться в себе. Этим уровнем впечатления не ограничиваются. В самые острые моменты (повального пьянства, отвратительных ссор, посещения публичного дома) Ромашов, страдающий сам и остро чувствующий чужое страдание, вдруг видит, как сквозь привычную мину цинизма и ожесточения прорываются у офицеров живые человеческие эмоции. Непролитые слезы стоят за ресницами Веткина, когда во время песни он слышит свой «растроганный голос» и ощущает «физическое чувство общей гармонии хора». Горькая печаль светится в глазах Осадчего. Бек-Агамалов взволнованно благодарит за то, что ему, опьяневшему до бессознательности, не дали надругаться над женщиной. В «Поединке» твердо и многопланово проявлено убеждение Куприна: духовная гибель человека обусловлена безнравственным миропорядком. В этом свете проясняется облик единственно близких Ромашову Шурочки Николаевой и Василия Назанского. Шурочка, утонченная и расчетливая, гордая и практичная, чуткая и эгоистичная, производит двойственное впечатление. Свои богатые душевные силы она направляет на остро необходимое ей освобождение от пошлой обыденности, но конечная цель свободы оказывается приземленной, средства ее достижения — неразборчивыми. Врожденные и приобретенные дарования по существу растрачиваются впустую — во имя иллюзорной карьеры постылого мужа. В страстных речах Назанского многое привлекает Ромашова: мечты об одухотворенной любви — «светлой религии мира», об «огромной новой, светозарной жизни», о развитии величайших ценностей человека — «мысли, воображения, памяти, творчества». Здесь все — от авторских идеалов. Но вот произнесено слово, за которое так резко была раскритикована философия Назанского. Он отстаивает странные принципы: презрение к недостойным ближним и «великую веру в свое Я», что якобы и сделает будущее человечество союзом богов: «...божественная любовь к самому себе соединяет мои усилия с усилиями других, равных мне по духу людей!» Восприятие Ромашовым своего широкого окружения, близкого, далекого, даже эпизодического, психологически конкретно и выразительно. Авторский голос органично вплетается в раздумья главного действующего лица «Поединка», расширяя и углубляя их. Так донесена правда о русском офицерстве, для которого военная служба — принудительная, «опротивевшая барщина». Конкретный факт — самоубийство солдата — сопоставлен (отнюдь не в памяти Ромашова) с таким же случаем в прошлом — оттенена печальная закономерность. Именно автор связывает персонажей повести со всеми людьми одной трагедией «запутанного и угнетенного сознания». Границы сюжетного времени и пространства свободно раздвинуты. Ромашов приходит к убеждению в необходимости для человечества духовного единения, развития светлого разума, науки и искусства, торжества «свободного физического труда». Это не отвлеченные рассуждения. Ромашов ведет себя соответственно своим взглядам. Главное здесь — его внутренняя готовность к гуманной деятельности. Чего стоит неиссякаемое поклонение Шурочке Николаевой, внимание к переживаниям разных людей. Образ Ромашова привел еще к одному очень важному обобщению. В «Поединке» есть сквозной мотив юности. Молодость Ромашова усиливает его тягостное переживание повсеместных «нелепости, сумбурности, непонятности». Вместе с тем жажда нового бытия — верный знак непрочности дряхлого мира. Возраст героя влечет к иной ассоциации — с преображением жизни. Поэтому так трагична бессмысленная гибель Ромашова на дуэли от руки ничтожного карьериста. Последний аккорд исполнен не только сострадания, но и осуждения эгоистичных людей, не оценивших прекрасно расцветающую юность. Куприн был недоволен краткостью финальной главы своей повести. Представляется, однако, что именно сухой, казенный рапорт об убийстве Ромашова как нельзя более усиливает ощущение недопустимости смерти молодого человека, до последнего мгновения страстно стремившегося к правде и красоте, вступившего в поединок с пошлостью и подлостью. В «Поединке» по существу определена позиция Куприна в историческом движении времени. Первую русскую революцию писатель принял по-своему.

Билет 13.

1. Народность поэзии А.В. Кольцова. В.Г. Белинский и Н.А. Добролюбов о А.В. Кольцове. В поэзии Кольцова впервые раскрылся изнутри духовный мир крестьянина, его глубокая и подлинная человечность, попранная крепостничеством. Тем самым творчество К. как бы воочию явило то, что уже после смерти поэта все еще был вынужден доказывать и защищать Белинский, говоря: «А разве мужик — не человек? — Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? — Как что? — Его душа, ум, сердце, страсти, склонности — словом, все то же, что и в образованном человеке».Став первым в истории русской поэзии поэтом крестьян. мира, К. тем самым расширил социальные границы художественно отображаемой действительности. Его творчество явилось новым и значительным шагом вперед на пути дальнейшего сближения искусства с народом.Поэтич. творчество К. было непосредственно связано с передовыми течениями русской общественной мысли и литературы тех лет. Осваивая народно-песенные традиции и опираясь на достижения писателей-современников, К. сумелобрести свой собственный голос, свои приемы поэтического мастерства. Недаром, говоря о Кольцове как об оригинальном художнике слова и определяя место его среди поэтов 30-х — начала 40-х гг., Белинский утверждал, что «после имени Лермонтова самое блестящее поэтическое имя современной русской поэзии есть имя Кольцова». Позже такую же высокую оценку Кольцову даст и Чернышевский. Характеризуя послепушкинский период в развитии русской поэзии, он писал: «Явились Кольцов и Лермонтов. Все прежние знаменитости померкли перед этими новыми».Белинский в течение многих лет был первым читателем, ценителем и редактором кольцовских произведений. Он принимал участие в подготовке к изданию первого сборника стихотворений Кольцова (1835). Он же явился инициатором и составителем последующего издания произведений поэта, уже посмертного (1846), снабдив его обширным вступлением «О жизни и сочинениях Кольцова». Это первая итоговая статья о деятельности поэта-прасола и первая его обстоятельная биография.В становлении Кольцова-поэта определяющая роль принадлежит Пушкину.Влечение молодого Кольцова к пушкинской поэзии, к глубоко выраженной в ней, по определению Белинского, «внутренней красоте человека и лелеющей душу гуманности» заметно проявилось в стихотворении «Соловей» (1831): Пленившись розой, соловей/И день и ночь поет над ней;/Но роза молча песням внемлет,/Невинный сон ее объемлет.../ Воспроизведением не только темы, но и звуковой стороны и общего стилевого и метрического строя пушкинского стихотворения «Соловей и роза» автор хотел, по-видимому, подчеркнуть свою зависимость от творчества любимого и великого поэта. Однако в романсе уже обнаруживается тот собственно кольцовский задушевный лиризм, та особая музыкальность, которая будет характерна для зрелого мастерства поэта. Вершиной творческих достижений К. являются созданные им песни. Исключительное проникновение в самые глубины народного духа и народной психологии позволило Кольцову, как сказал <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.117 (0.024 с.)