Роман И.С. Тургенева «Новь». Место романа в творческой эволюции писателя. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман И.С. Тургенева «Новь». Место романа в творческой эволюции писателя.



Анализ

Последний роман Тургенева «Новь» (1876) посвящен революционно-народническому движению середины 70-х годов, которое пошло в историю под названием «хождение в народ». Как и раньше, Тургенев резко сатирически изображает представителей реакционных кругов царской России — играющего в либерализм крупного сановника Сипягина, озлобленного консерватора Калломейцева и др.

Напротив, в революционной молодежи писатель выделял высокие идеалы служения народу, моральную чистоту, честность, трудолюбие. Особенно отчетливо это было выражено в образе Марианны, которая стала для Нежданова «воплощением родины, счастья, борьбы, свободы». Ее увлекает мысль принять непосредственное участие в великом деле освобождения народа от вековой, тьмы:

«Мы пойдем в народ… мы будем работать, мы принесем им, нашим братьям, все, что мы знаем,— я, если нужно, в кухарки пойду, в швеи, в прачки… И никакой тут заслуги не будет, а счастье, счастье…»

И в новом романе Тургенев выступал как трезвый и наблюдательный художник, подлинный реалист, не побоявшийся раскрыть трагизм народнического движения, основанного на идеализации крестьянства, на убеждении в якобы присущих ему социалистических началах. Драматичность положения Нежданова, стоящего в центре сюжетного повествования, предопределена крушением его веры в идею, которая явственно обнаруживает свою несостоятельность при столкновении с реальной действительностью. Наиболее приемлемую для писателя программу воплощал в романе «постепеновец» Соломин, проповедующий теорию «малых дел». Но, как и Потугин в «Дыме», он все же не определял развитие действия в новом романе. И в «Нови» нет героя, похожего на Базарова. Тургенев, вспоминая упреки Писарева, так объяснял свою позицию:

«Времена переменились, теперь Базаровы не нужны. Для предстоящей общественной деятельности не нужно ни особенных талантов, ни даже особенного ума — ничего крупного, выдающегося, слишком индивидуального; нужно трудолюбие, терпение, нужно уметь жертвовать собою без всякого блеску и треску…»

Показательно, однако, что будущего героя русской литературы Тургенев видел в помощнике Соломина — рабочем Павле: «Быть может, мне бы следовало резче обозначить фигуру Павла… будущего народного революционера, но это слишком крупный тип — он станет со временем… центральной фигурой нового романа». Роман Тургенева отличаются подчеркнутой идеологической заостренностью. Споры героев ведутся уже не по отвлечённым философским проблемам, а по вопросам самым живым, актуальным для русской жизни определенного исторического периода. Публицистические и сатирические элементы в большей! степени определяют творческую манеру Тургенева, отодвигая на второй план традиционные лирические мотивы. Писатель даже прибегает к сатирической гиперболизации, что заставляет вспомнить о творческом опыте Щедрина (например, мотив при обрисовке отрицательных персонажей). Используются в этом плане и традиции Грибоедова. Так, характеристика «труда» Губарева в самом начале «Дыма» («О чем это сочинение?» — «Обо, всем, братец ты мой…») разительно напоминает рассказ Репетилова об Ипполите Удушьеве.

 

ГЕРОИ ГЛАВНЫЕ

Впервые мы сталкиваемся с героями "Нови" в Санкт-Петербурге, затем видим их собравшимися вместе в деревне Маркелова, куда они присланы "по общему делу", которое "скоро должно осуществиться".

Центральное место в романе заняли образы Нежданова и Марианны.

Нежданов после приезда в имение Сипягина "старался сближаться с крестьянами". "Мы будем полезны, наша жизнь не пропадёт даром, мы пойдём в народ", - утверждает Марианна. Но само "хождение в народ" изображено как некий водевиль с переодеванием. Достаточно вспомнить Нежданова в "истасканном желтоватом нанковом кафтане с крошечными пуговками и высокой тальей", его волосы, причёсанные "по-русски – с прямым пробором", шею, повязанную синим платочком, картуз с изломанным козырьком, нечищенные сапоги, особенную шмыгающую походку,брошюры, которые он запихнул в задний карман, "и произнёс вполголоса: "Што ш... робята... иефто... ничаво... шта...", чтобы убедить ся, что "хождение в народ" выглядит дешёвым маскарадом, а не серь ёзной политической кампанией".

Нежданов и Марианна являются представителями революционной молодёжи, вставшей на защиту голодающих и раззорённых масс. Душевно усталый, сомневающийся Нежданов, преодолевая свои сомнения "идёт в народ". Он собирает вокруг себя мужиков и держит краткие несообразные речи: "Что, мол, вы спите? Поднимайтесь! Пора! Долой налоги! Долой землевладельцев! " Нежданов разочарован несостоятельностью дела, за которое взялся, он страдает от того, что мужики его не понимают и "душу ему помяли хуже, чем бока Маркелову". Горькие переживания Нежданова заканчиваются личной трагедией - он лишает себя жизни. "А ты, неведомый нам, но любимый нами, всем нашим существом, всею кровью нашего сердца, русский народ, прими нас - не слишком безу частно - и научи нас, чего мы должны ждать от тебя", - говорил Неж данов, сознавая свою оторванность от народа

В образе Марианны отразилась готовность рус­ской женщины к подвигу и жертве. Показательна в этом отношении сцена переодевания, когда герои готовятся «идти в народ». Для Нежданова это едва ли не маскарад, а для Марианны крестьянское платье оказалось настолько естественным, настолько органичным, что окружающие не могут не любо­ваться ею, тем внутренним светом, который исходит от нее.

 

Литература военного времени 1941–1945 годов. Обзор прозы или поэзии (по выбору экзаменующегося). Творческие индивидуальности. Художественное осмысление национальной трагедии.

Идеологические стереотипы, тотальный контроль.

Работали во фронтовой печати: А. Твардовский, К. Симонов, Н. Тихонов, А. Сурков, Е. Петров, А. Гайдар, В. Закруткин, М. Джалиль.

Один из ведущих жанров – лирическая песня.

Влияние лирики. Д. Бедный, Б. Пастернак, А. Ахматова «Клятва», «Мужество», «Птицы смерти в зените стоят», К. Симонов «Жди меня, и я вернусь…».

Эпическая поэзия: К. Симонов, А. Твардовский «Василий Теркин», Н. Тихонов «Киров с нами», В. Инбер «Пулковский меридиан», М. Алигер «Зоя», О. Берггольц «Ленинградская поэма».

Жанр рассказа; А. Платонов, К. Паустовский; Л. Соболев цикл рассказов «Морская душа», Л. Соловьев «Севастопольский камень», А. Толстой «Рассказы Ивана Сударева».

Лирико-патриотические повести: В. Василевская «Радуга», К. Симонов «Дни и ночи», А. Бек «Волоколамское шоссе», Л. Леонов «Взятие Великошумска», В. Гроссман «Народ бессмертен». Главный герой – мужественный боец с фашизмом.

Романный жанр: историческое прошлое, поиск аналогий Л. Раковский «Генералиссимус Суворов», А. Степанов «Порт-Артур», В. Ян «Батый».

Эстетика социалистического реализма. Иллюстрирование идеологических установок партии.

ПОЭЗИЯТематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу – вот что под пером разных художников отлилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни.

Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения Александра Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!» «Священная война», приписываемая обычно Василию Лебедеву–Кумачу, передавала обобщенный образ времени, его суровое и мужественное дыхание:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, –

Идет война народная,

Священная война!

Одические стихи, выразившие гнев и ненависть советского народа, были присягой верности Отчизне, залогом победы, били по врагу прямой наводкой. 23 июня 1941 года появилось стихотворение А.Суркова «Присягаем победой»:

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.Слушай, Родина! В грозное время войныПрисягают победой твои боевые сыны.

Поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» Михаила Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Дмитрия Кедрина, «Поле русской славы» Сергея Васильева.

Органическая связь с русской классической лирикой и народным творчеством помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Всеволод Вишневский отмечал в дневнике военных лет: «Повышается роль национального русского самосознания и гордости». Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, Русское сердце, Русская душа, нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объемность. Так, раскрывая характер героической защитницы города на Неве, ленинградки блокадной поры, Ольга Берггольц пишет: Ты русская – дыханьем, кровью, думой.В тебе соединились не вчераМужицкое терпенье АввакумаИ царская неистовость Петра.

В ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», к дому, в котором он родился. К тем «трем березам», где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К.Симонова).

Женщине–матери, простой русской женщине, проводившей на фронт мужа и сыновей, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры – долгие годы будет она ждать с войны тех, кто уже никогда не вернется,– посвятили поэты проникновенные строки:

Запомнил каждое крыльцо,

Куда пришлось ступать,

Запомнил женщин всех в лицо,

Как собственную мать.

Они делили с нами хлеб –

Пшеничный ли, ржаной, –

Они нас выводили в степь

Тропинкой потайной.

Им наша боль была больна, –

Своя беда не в счет.

(А.Твардовский «Баллада о товарище»)

В той же тональности звучат стихи М.Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»:

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все–таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился.

За то, что на ней умирать мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По–русски три раза меня обняла.

Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи А.Прокофьева («Товарищ, ты видел…»), А.Твардовского («Баллада о товарище») и многих других поэтов.

!!!Серьезную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. Так, муза Анны Ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. В стихотворении «Мужество» поэтесса находит слова, образы, воплотившие неодолимую стойкость сражающегося народа, звучащие с силой величественного хорала:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем.

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Сражающемуся народу в равной мере были нужны и гневные строки ненависти, и задушевные стихи о любви и верности. Вот почему широкой популярностью пользовались стихотворения К.Симонова «Убей его!», «Жди меня, и я вернусь…», гневное стихотворение А.Прокофьева «Товарищ, ты видел…», его поэма «Россия», исполненная любви к Родине. Часто оба эти мотива сливаются воедино, обретая большую эмоциональную силу.

Строки поэтов, обращенные к одному человеку – к солдату, к любимой, – одновременно воплощали думы и чувства многих. Именно об этом, пронзительно личном и в то же время близком всему военному поколению, слова знаменитой «Землянки» А.Суркова:

Ты сейчас далеко–далеко,

Между нами снега и снега,

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти четыре шага.

Сильные чувства вызывают стихи молодых поэтов, для которых война была первым и последним испытанием в их жизни. Георгий Суворов, Михаил Кульчицкий и многие другие талантливые юноши не вернулись с поля боя. Зимой 1942 года в смоленских лесах погиб политрук пулеметной роты, студент Московского университета Николай Майоров. Строки из стихотворения «Мы», которые он написал еще в 1940–м и пророчески завещал идущим вослед:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы… –

навсегда останутся поэтическим памятником его поколению.

Песни военной поры в жанровом отношении чрезвычайно многообразны. Мысли и чувства, переданные в стихах, положенных на музыку, звучат особенно отчетливо, приобретают дополнительную эмоциональную силу. Тема священной борьбы против фашистских захватчиков становится основной для песен–гимнов. Написанные в торжественно–приподнятом тоне, призванные создать обобщенно–символический образ сражающегося народа, лишенные бытовых подробностей и деталей, эти гимны звучали сурово и торжественно.

Симонов.Любовная лирика военных лет.

Жди меня

Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.

стихотворение Константина Симонова призывало фронтовика верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу. Автор предсказывает, что война будет долгой и жестокой и угадывает, что человек окажется сильнее войны. Если любит, если верит.

Стих «хозяйка дома». Симонов пишет о женщине, которая стала символом любимой жены, которая ждала мужа с фронта, верила в его победу, не забывала ни на минуту. Симонов рассказывает о душевности и истинной деликатности этой женщины – хозяйки дома. Она не обманывала своих друзей, она никому не принадлежала, но, тем не менее, для каждого она была идеалом женщины: верной и любящей.

А утром неотступная войнаИх вновь в свои объятья принимала.В последний час перед отъездом тыДля них вдруг становилась всем на свете,Ты и не знала страшной высоты,Куда взлетала ты в минуты эти.Быть может, не любимая совсем,Лишь для меня красавица и чудо,Перед отъездом ты была им тем,За что мужчины примут смерть повсюду,-Сияньем женским, девочкой, женой,Невестой - всем, что уступить не в силах,Мы умираем, заслонив собойВас, женщин, вас, беспомощных и милых.Знакомый с детства простенький мотив,Улыбка женщины - как много и как мало...Как ты была права, что, проводив,При всех мне только руку пожимала.

Мужчины любили не эту женщину, а ее образ. Ради таких женщин, своих жен, невест, которых всем сердцем любили солдаты, они шли на войну и возвращались. Любовь для Симонова — высшее проявление жизни, то, «за что мужчины примут смерть повсюду».

Стих «Открытое письмо» о женщине, которая не дождалась. Поступок этой женщины низок, недостоин. Симонов пишет:

На суд далеких жен своихМы вас пошлем. Вы клеветалиНа них. Вы усомниться в нихНам на минуту повод дали.

Пускай поставят вам в вину,Что душу птичью вы скрывали,Что вы за женщину, жену,Себя так долго выдавали.

Такие люди действительно давали повод усомниться в силе любви.

Во время Великой Отечественной войны любовная лирика неожиданно заняла в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихи помогали не только воевать, но и жить.

Война не уничтожила способность любить, тонко чувствовать добро и любоваться прекрасным. Воспоминания о довоенной жизни, о днях, проведенных с любимыми, о том, ради чего они выносят неимоверные трудности войны, очень нужны были нашим воинам.

Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку – жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. Он «сумел угадать самое главное, самое всеобщее, самое нужное людям тогда, и тем помочь им в трудную пору войны», – писала Маргарита Алигер, русская советская поэтесса. Конечно, он не угадывал, просто так получилось, совпало, – необходимое и нужное для него было необходимым и нужным для всех, кто воевал. И кто ждал».

В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви и верности. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.

Этот стих и про Родину и про женщину одновременно!!!

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,Не той, что была по учебникам пройдена,А той, что пылала в глазах воспаленных,А той, что рыдала, – запомнил я Родину.И вижу ее, накануне победы,

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,А очи проплакавшей, идя сквозь беды,Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.

Билет 43.

1. Лирическая народная песня. (Тематические группы традиционных песен, их художественное своеобразие). Песни литературного происхождения.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Согласно с исследованиями ученых, главным образом, А. Веселовского и Потебни, лирика лишь постепенно, в длинном процессе эволюции, обособилась от обряда. В т. н. обрядовых песнях (см. это слово) — праздничных (особенно весенних), семейных — лирика является одним из основных элементов. Также лирикой окрашены т. н. хороводные и игровые песни, наконец, плясовые. В чистом виде лирика представлена в песнях беседных, посиделочных, т.-е. исполняемых на вечерних собраниях деревенской молодежи. По содержанию лирические песни можно разделить на песни любовные и песни семейные, обрисовывающие преимущественно положение замужней женщины. По характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном,

но наряду с такими грустными, т. н. протяжными песнями, есть безудержные, бесшабашные дышащие беззаветным весельем. (Недаром Пушкин отметил в русских песнях контрастные настроения: «то разгулье удалое, то сердечная тоска»). С формальной стороны народная лирика выработала традиционную поэтику, придающую ей, несмотря на многочисленные вариации песен, устойчивость и характерность. Самым излюбленным приемом народной лирики является параллелизм душевного состояния с каким-либо внешним проявлением природы. Параллелизм этот выражается как в формах сравнения, так и в формах символики, при этом первоначальный смысл символов в настоящее время поющими нередко уже не сознается, а символические образы повторяются лишь по традиции. Характерны также для поэтики народной лирики обращения, воззвания к природе: животным, растениям, реке, ветру. Народная лирическая песня пользуется также традиционными эпитетами. История отдельных песен почти не изучена, в виду крайней трудности, проистекающей от обилия вариаций и всяческих изменений в песнях. В течение XVIII—XIX в.в. в народный обиход перешло не мало лирических произведений (стихотворений, романсов) из книжной или рукописной литературы. Огромную роль в популяризации таких произведений сыграли т. н. песенники (см. ст. Народная словесность). Целый ряд стихотворений Пушкина, Кольцова, Некрасова и мн. других поэтов распространились в народе, нередко подвергнувшись значительной переработке в духе традиционной поэтики. Широко популярным видом народной лирики являются частушки . ЧАСТУШКИ, вертушки, коротушки — народные короткие песенки, отличающиеся быстрым, учащенным темпом исполнения. Частушки большею частью состоят из четырех коротких стихов, попарно рифмующихся. В основе частушек обычно лежит поэтический параллелизм: первая часть содержит в себе тот или иной образ, преимущественно из мира внешних явлений, во второй раскрывается соответствующее образу душевное состояние. Смысл параллели не всегда представляется вполне ясным, так как символика частушки, подобно вообще народной символике, для современного сознания уже несколько затемнена (см. ст. Лирические песни). По содержанию частушки довольно разнообразны. Большая часть говорит о любви, другие же откликаются на явления общественной жизни. Частушки наиболее подвижной род народной поэзии. Откликаясь на все моменты жизни, частушки крайне импрессионистичны. Они быстро рождаются и быстро исчезают; некоторые из них являются в буквальном смысле однодневками. Собирать их необходимо экстренно

и в самом широком масштабе. Частушки — зеркало народной жизни.

ИЗ ДОКЛАДА ВЫБИРАЛА КРАТКОЕ

Специфика песен:

-изображение реальной действительности

-изображение народных мыслей и чувств

Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают «краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам» /Сидельников 1959 : 11/.

Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Песня воодушевляла русских композиторов, обогащая их музыку различными мелодическими оборотами. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодия, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.

Простота песни объясняется её близостью к простому народу. Чел-к поёт о том, что его тяготит.

Русская лирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.

РОЛЬ ПЕСНИ в народной жизни четко охарактеризовал Гоголь: «Я не распространяюсь о важности народных песне. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте России»

Классификация песен:

1. Семейно-бытовая песня. Сюда мы включаем песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества

2. Трудовые песни. Мы считаем, что к данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические , поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.

3. Отходнические песни включают следующие:

а) бурлацкие;

б) чумацкие;

в) ямщицкие.

Мы считаем, что в данную группу песен следует отнести и солдатские песни . Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

4. К удалым песням относим:

а) разбойничьи;

б) каторги и ссылки;

в) тюремные.

5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные.

6. В особую группу относим песни литературного происхождения.

Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно-выразительных средств.

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ

Песня-монолог. выражает мысли и чувства лирического героя. «Песня-монолог – это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п

Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. «Символические обращения в конечном счете определяют живых адресатов, действительных участников обряда, несимволические же обращения (или риторические), как правило, относятся не к человеку, а к окружающему его миру»

Песня-диалог. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:

Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашена разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

Песня повествовательной формы. в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.

Самая распространенная форма - сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог). Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики. Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда «отдельные картины песни связываются между собой цепочно» /Аникин, Круглов, 265/. То есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д

КУЛЬМИНАЦИЯ В ПЕСНЕ - всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог!

ГЕРОИ И СЮЖЕТ.

Сюжетную основу, по нашему мнению, составляют социальные мотивы: женитьбы или замужества, неразделенной любви, родительской власти, любви к родному дому и т.п. Антикрепостническая тематика также является характерной для лирических песен, поскольку крепостное право оказывало огромное влияние на семейные отношения.

Герои – это выходцы из простого народа: девушки и молодцы из крестьянских семей. Они обладают богатым внутренним миром и нежеланием смириться с окружающей несправедливостью. Так рождаются жалобы, переживания, плачи героев. Представители растительного и животного мира также являются героями русских народных лирических песен, но часто их образы символичны. Именно эти образы-символы позволяют глубже понять внутреннюю жизнь русского народа.

ПОЭТИКА.

Стиль лирических песен сложен и разнообразен. С помощью метафор, гипербол, эпитетов создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированном виде представлены и «русская природа с ее темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зелеными полями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и конечно же сами люди – персонажи песен» /Аникин, Круглов, 259/. Именно используемые в песнях художественные средства и способствуют передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей.

Традиционная лирическая песня разработала цельную символическую систему, в основе которой лежит сопоставление человеческого мира с природным. Так, часто символом молодца является соловей, сокол, селезень и голубь. В качестве символа девицы в рассматриваемых нами песнях – лебедушка, утушка, голубка. В качестве символов в песнях выступают образы и предметы растительного мира. Символом девицы являются калина, верба, береза; молодца – дуб, хмель, встречается виноград. Однако чаще растения в песнях символизируют какое-либо состояние, то или иное чувство или настроение. «Так, например, если калина и малина могут быть символами радости и веселья, то полынь, осина, крушина и рябина, наоборот, всегда являются символом печали, горя и тоски. Как правило, цветение любого растения означает радость, веселье, любовь, и наоборот, его увядание – печаль, горе, разлуку» /Лазутин 1965 : 33/.

Таким образом, символические образы лирических песен еще более подчеркивают специфику их содержания.

Эпитеты: В песнях встречаются определительные эпитеты (батюшков, матушкин, женихов и т.п. ), выразительные эпитеты (родимый батюшка, миленький братец, добрый молодей, красна девица и т.п.), изобразительные эпитеты (создают условно-символический мир, о котором говорилось выше, они в сочетании с выразительными эпитетами формируют эмоциональный настрой песен) (голубка сизая, блюдо златое и т.п.). В лирических песнях функция эпитета главным образом «выразительная, эмоционально-оценочная»

Очень редко встречаются в песнях гиперболы, которые прежде всего определяют чувства и настроения героя. «Типичным местом в лирических песнях в гиперболических масштабах созданные картины женского плача» /Лазутин 1965 : 49/.

Средством эмоционально-психологической выразительности в лирических песнях выступают и метафоры. Но они употребляются довольно редко. Рассмотрим более подробно художественный прием олицетворения как один из видов метафоры.

Олицетворение– древнейший художественный прием, тесно связанный с формированием образного мышления человека и свойственный устной народной поэзии.Способы выражения олицетворения многообразны. Среди них выделяются олицетворения в позиции обращения, глагольные олицетворения (особая роль здесь принадлежит антропоморфному сказуемому), именные олицетворения, олицетворения-приложения, олицетворения в прямой речи и диалоге. Следует обратить внимание на способ выражения олицетворения через позицию обращения . Обращение используется в речевом общении с целью привлечения внимания того лица, к которому обращаются с речью. Помимо этого, обращение побуждает слушателя слушать, то есть выполняет побудительную функцию.

В лирических песнях встречаются однословные обращения, «не содержащие в своей семантической структуре и в ближайшем окружении дополнительные антропоморфные действия, кроме местоимений второго лица»

ПЕСНИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ - это произведения, которые вошли в народную словесность с профессиональной литературы. Пути заимствования могут быть разными. Чаще всего - песня, созданная автором и композитором, становилась популярной среди народа, а поскольку воспринят текст передавался в устной форме, имя автора и композитора затиралось, втрачалось, и песня начинала бытовать как народная. Возможны и другие случаи. Например, известный авторский текст (стихотворение) клался на народную мелодию или мелодию композитора, имя которого оставалось неизвестным. Бывало и такое, что на основе определенного авторского текста состоял подобный мотивами и образами с той же ритмомелодикою, но другой народный текст, который бытовал параллельно с литературным.

В наше время, когда исследователи фольклора констатируют факт относительного упадка многих его жанров, можно утверждать, что такая тенденция не затронула ряд жанров. Определяющее место здесь принадлежит песням литературного происхождения: активно ходят произведения, вошедшие в устную словесность век или два назад и получили признание как традиционно устоявшиеся песни. Более того, этот разряд народной лирики постоянно пополняется новыми образцами. Из произведений современной литературы 20 века статус народных получили песни на слова А Малышка «Белые каштаны», «Родная мать моя» («Песня про рушник»), «Моя тропинка», «Мы пойдем, где травы наклонные», «Учительница моя». Очевидно, определяющим фактором их популярности есть и мелодия, которую народ принял «за свою». Автором музыки до всех этих песен П. Майборода. Народным стал еще одно произведение А. Малышко «Цветут осенние тихие небеса» (музыка В. Билаша), а также произведения «Песня про Киев» и «Снова цветут каштаны».

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.249.22 (0.018 с.)