Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переодизация развития русской литературы 19в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На разных этапах разные принципы: 1. Персональный (период выделяется от царствующего государя): Петровский, Екатерининский. Белинский использует этот принцип, но изменил (периоды связаны с именем великого писателя): Ломоносовский, Карамзинский. Пушкинский. Наша наука отказалась от этого принципа, т.к. лит.-ру делают и малоизвестные писатели, не знали, какого писателя выделить). 2. деление по десятилетиям (10, 20, 30е г.г.) От него тоже отказались, т.к. лит.-ра – духовное явление и делить ее так нельзя. Внутри одного десятилетия есть различные литературы. Например, лит.-ра до 1825 года одна (надежды), после – другая (трагизм). 3. В советское время в основе периодизации лежало ленинское движение. Этапы освободительного движения: декабристский, разночинный, пролетарский. 4. Деление на периоды по лит. направлениям: классицизм, романтизм, сентиментализм и др. 5. Аножкина Вера Николаевна, веделила периоды: 1. 1800 – 1825 – время сентиментализма и романтизма. 2. 1826 – 1842 – время формирования реализма в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. 3. 1842 – 1855 – время расцвета русского реализма.
2.. Н.В. Гоголь – драматург-новатор. Комедия «Ревизор» в 5 действиях. В 1836 Г. читал комедию на утре у В. Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были А. С. Пушкин, П. А. Вяземский и многие др. В комедии «Р» Н.В. Г. выступает как драматург-новатор. Он преодолевает традиц. приемы поэтики классиц., приемы водевилей, отходит от традиц. любовной интриги, обращаясь к сатирич. Изображе. общества, города, вырастающего в грандиозный символ Рос. государства. «Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», – писал Г. Г. выступает новатором в развитии драматург. приемов, в обрисовке конфликта. В своей комедии он практически полностью отказался от любовной интриги. Любов. треугольник Марья Антоновна – Хлестаков – Анна Андреевна демонстративно пародиен. В основе сюжета лежит необычный случай, «анекдот», однако позволяющий глубоко раскрыть обществен.отношения и связи. Гл. герой не присутствует ни в первом, ни в последнем действии «Р.»: его нет как в завязке, так и в развязке. Кульмин. в развитии реального конфликта также происходит без Хлестакова. Динамика «Р.» следует определ. правилу – «уже хочет достигнуть, схватить рукою, как вдруг помешательство». Это в равной степени относится и к Городничему, к его честолюбивым надеждам, и к Марье Антоновне, к ее любовным устремлениям. Основой действия пьесы становятся не личные столкновения, а общее, социал. начало. У Г. нет в пьесе положит. героев. Идеальное уходит у писателя в подтекст. Это идея, нравствен. критерий, с позиций которого автор оценивает обществ. пороки. По замечанию Гоголя, смех является единств. положит. лицом комедии. Таковы основные черты поэтики Гоголя-драматурга. Действ. лица: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский(городничий), Анна Андреевна (жена), Марья Антоновна(дочь),Лука Лукич Хлопов (смотритель училищ), Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин(судья), Артемий Филиппович Земляника (попечитель богоугодных заведений), Иван Кузьмич Шпекин (почтмейстер), Петр Иванович Добчинский и Бобчинский, Иван Александрович Хлестаков (мелкий чиновник, коллежский регистратор), Осип (слуга его), Христиан Иванович Гибнер (уездный лекарь), Степан Ильич Уховертов (частный пристав),Свистунов, Пуговицын, Держиморда (полицейские) и др. В образе мелкого петербург. чиновника Хлестакова Г. воплотил хлестаковщину - особое порождение российс. сословно-бюрократич. строя. Ведь этот человек не просто выдает себя за того, кем он хочет быть, но кем не является и никогда не будет. От этого изображения он имеет материальную выгоду, а значит, своеобразно превышает свои права и полномочия."Р." отличается не только своеобраз. жанра, но и оригин. композиции. Пр., вопреки всем предписаниям и нормам, действие в комедии начин. с отвлекающих событий, с завязки. Гоголь, не теряя времени, не отвлекаясь на частности, вводит в суть вещей, в суть драматич. конфликта, который заключается в неудавшейся попытке уездных чиновников скрыть от столичного ревизора свои служебные преступления. В знаменитой первой фразе комедии дана фабула и ее импульс - страх. "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор". - сообщает городнич. собравшимся у него чиновникам. Своей первой фразой Г. как бы очень туго закрутил пружину, которая затем начинает стремительно раскручиваться.Основа комедийн. пьесы - алогизм, излюбленный прием Г.-сатирика. В ней, как и во многих произвед. писателя, многое алогично и не поддается объяснению с точки зрения здравого смысла. Как бы поменялись местами городн. и Хлестаков. Суть комедийн. конфликта состоит в том, что городнич. и чиновники сражаются с призраком, который они создали в своем воображ. И здесь снова проявляется гоголев. алогизм. Глупый Хлестаков сумел обмануть и так ловко провести многоопытного и умного городничего и еще многих чиновников. Он потому оказался хитрее, что был простодушнее, ведь он не собирался обманывать и говорит в гостинице так правдиво и искренне, что городничий даже не сомневается: перед ним опытный ревизор, который хочет обвести его вокруг пальца. Будь Хлестаков сознательным лгуном, он оказался бы понятным, и разгадать его было бы проще. Конечно же не последнюю роль в этом сыграл и всеобщий страх, этот импульс, на котором держится конфликт в комедии. Именно страх не дает открыть глаза городничему и чиновникам, когда Хлестаков в самоупоении обрушивает на них такой поток вранья, в который трудно поверить даже человеку непросвещенному. Первая реплика, пройдя определенный путь по окружности, замкнула ее в кольцо а заключительной сцене пьесы. Поэтому "Ревизор" имеет "кольцевую композицию", что отнюдь не характерно для произведений сценических. Поражает своеобразие сатирических приемов, используемых Гоголем в комедии. Здесь можно встретить яркие говорящие фамилии, Речь каждого персонажа представляет собой законченную стилистическую систему.
3.. Творчество В.М. Шукшина. Рассказы, повесть «Калина красная», «До третьих петухов». Без сомнения,Ш. является мастером в жанре короткого рассказа. Особен. творчества писателя по праву можно считать стремл. раскрыть сущность своих персонажей в самые сложные моменты их жизни. В образах воплощены идеалы простого рус.человека. Яркой особен. творч. Ш. явл., динам., быстрая смена картин, которая способ. большему пониманию сложив.ситуации. Героями его рассказов являются обыч. люди, живущие так, как велит им внутрен. мир. «Дядя Ермолай» В нем рассказчик вспоминает свое детство, когда он(Васька) и его друг Мишка должны были стеречь зерно во время страды. Но поскольку «гроза разыгралась вовсю», то ребята заблуд. и решили заночевать в первой же скирде. На след. день дядя Ермолай начал укорять мальчишек за то, что их не было ночью на месте. Но ребята защищ. и никак не хотели признаваться, что не были «на точке». Получается, что Дядя Ермолай может многое понять и простить, но только не обман. Этот рассказ интересен также и в композиц. плане. Начин. произв. со слов: «Вспоминаю из детства один случай». Т. о., без особого вступления автор вводит читателей в мир своего детства. Основн. часть состав. сам сюжет повеств. В конце же автор подводит итоги, делает выводы уже с высоты своих лет: «Дядя Ермолай. И его тоже поминаю – стою над могилой, думаю. И дума моя о нем – простая: вечный был труженик, добрый, честный человек».Но не всегда Ш. сам подводит итоги. Чаще всего читатель сам должен понять и осознать, о чем говорит автор и что он считает самым главным в той или иной ситуации. Для раскрытия характеров своих героев Василий Шукшин, кроме всего прочего, прибегает к юмору и к комическим моментам. Очень часто в произведениях В.Шукшина веселые нотки переплетаются с грустью и какой-то всепоглощающей тоской. В языковом плане рассказы писателя очень ярки и многогранны. Автор легко воссоздает речь героев, которая является очень живой и образной. «Калина Красная»(1973) Повествование — от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.. Герои: Егор Прокудин,Байкалова Любовь Федоровна, Губошлеп, Бульдог, Люсьен, Петро Байкалов, Зоя (жена Петро) родители Любы, Куделиха(мать Егора), Колька(бывший муж Любы) и др. Выйдя из колонии, вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе решает податься в деревню, где живёт синеглазая незнакомка Люба, с которой он переписывался — ведь надо немного переждать и осмотреться. Но жизнь в деревне рушит все планы Егора, и он решает навсегда порвать с прошлым. Теперь у него есть друзья, работа, любимая женщина. Однако бывшие друзья-преступники Егора не собираются мириться с его новым образом жизни. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”. Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера. Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.Идет, зная, к чему идет. Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина. Сказка «До третьих петухов» своего рода синтез размышлений Ш. о нравст.-социал.традиц. русского крестьянства, о том, кто же он все-таки такой, этот «загадочный» русский «деревенский человек», неизменно порождавший вокруг себя столько самых серьезных и самых разнообр. споров, откуда он пришел и куда идет? Эти вопросы звучат уже в зачине сказки, в котором известн. персонажи классич. рус. литер. заводят между собой спор о том, достоин ли Иван-дурак находиться в их обществе,можно ли его считать достаточно реальным явлением русской обществ.-историч.жизни и, отсюда, персонажем, достойным внимания литер. Таким, скажем, какими были в свое время Онегин и Обломов, Бедная Лиза и Акакий Акакиевич, герои Толстого, Тургенева, Чехова. В итоге бурных дебатов эти «законные» литер.персонажи приходят к выводу, что Иван - фигура сомнительная, никаких гражд. прав в литер. не имеющая, и что он должен принести «справку, что он умный». Сочувствуют Ивану лишь двое его фольклорных собратьев - Илья Муромец да донской Атаман. Зато особую нетерпимость проявляет Бедная Лиза, героиня известной повести Карамзина, и обстоятельство это Ш. считает особенно показательным. Ибо очевидная псевдонарод.этой героини дает ему превосходную возможность связать с нею особо ненавистный ему тип отношения к деревенскому человеку. И вот Иван отправляется за тридевять земель - добывать злополучную «справку». Много разных врагов встречает он на своем пути, во многие трудные положения попадает. Себялюбивое и алчное мещанство, тупой бюрократизм и чиновное самодурство, скучающее тунеядство и высокомерный снобизм, хитрость, коварство, социал. демагогия - среди всего этого Ивану предстоит уцелеть, не оступиться по простод. или по доверчивости. Как и положено сказочному герою, шукшинский Иван побеждает всех врагов: Побеждены Баба-Яга и се коварная дочка, летят одна за другой глупые головы Змея Горыныча, посрамлен Мудрец. Даже всесильные, по-видимому, черти(«разрушение примитива») - и те принуждены считаться с Иваном, понимая, что, наверно, и до них он когда-нибудь доберется. И все же сказка звучит не так уж весело. Живет в ней какая-то приглушенно-грустная интонация, какое-то смутное ощущение незавершенности, неполноты победы. Тут можно вспомнить печальную участь монастыря, взятого чертями, горестную исповедь Медведя, многие упижения, которым подвергают Ивана то Змей Горыныч, то Изящный черт, то Мудрец. Да и та явная растерянность всех героев сказки, которые не знают, что делать с добытой Иваном чудо-печатью, тоже наводит на невеселые мысли. Игван испытывает от своих побед не столько радость, сколько глубокое чувство вины. Потому что по крайней мере в половине тех бед, что выпадают на долю Ивана, виноват он сам, его нравственная беспечность, граничащая подчас с безответственностью. С этой стороны и уязвим более всего «деревенский человек».
Билет 4. 1. Фольклор и его особенности. Значение фольклора. Ф. — художеств. творчество широких народных масс, преимущест. устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе Folk-lore означает: народн.мудрость, народн. знание. Научн. дисциплина -фольклористика. Ф. — поэтич. творчество, вырастающее на основе трудовой деятельн. человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Ф., будучи древнее письмен. литер. и передаваясь из уст в уста, из поколен. в поколен., явл. ценнейшим источн. для познания истории каждого народа, на какой бы ступени обществен. развития он ни стоял. Ф. не может быть изучаем без помощи лингвистики, без изучения того диалекта, говора, на котором создаются данные устно-поэтич. произвед. Однако фольклористика есть прежде всего часть литературоведения, а Ф. есть часть словесного искусства. Ф., как и письмен. художеств. литер., явл. словесно образным познанием, отражением обществ. действит. Но создание Ф. народными массами, условия бытования Ф., характер худож.творчества в докапиталистическую пору, когда сложилась значительная часть дошедшего до нас старого Ф., определили известные особенности Ф. по сравнению с письмен. худож. литер. Коллективное начало в Ф., анонимность большинства фольклор. памятников, значит. роль традиции в Ф. — все это откладывает свой отпечаток на Ф. и обусловливает известные особенности его изучения. Ф. - народное поэтич.творчество, народ. словесность, народ.поэзия, устная словесность: совокуп.различ. видов и форм массового словеcно-художеств.творчества, вошедших в бытовую традиц. того или иного народа. Главная особен. Ф. заключ. в том, что он являет собой искусство устного слова. Отсюда его традиционность, непридуманная народность, вариантность, контактность творца или исполнителя со слушателем, коллективность создания и распространения. Ф. представ. собой важнейшую часть национ. культуры каждого народа, однако, несмотря на выраз. национ. окраску фолькл.произвед., многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. Среди многочисл. жанров фольклора выдел.: былины, сказки, загадки, пословицы, поговорки, баллады, песни, частушки, обрядовая поэзия, притчи, легенды, духовные стихи. Созданный народом Ф.раскрывает философию народа, его неугасающую со временем веру в справедл. и счастье, в победу добра над злом. Извечные идеи Ф. для творчества всех без исключения народов, но в то же время каждый народ выражает общие идеи в своих национ. формах, складыв. веками и отраж. особенности быта и его истории.Пр, герой рус. народн.сказок Иванушка-дурачок, Емеля, персонажи народного театра русский Петрушка или Итальянский Пульчинелло всегда одержив. победу над своими врагами, важными чинами и званиями, зачастую побеждают смерть. Огромное богатство представл. образов, разнообр.изобразит.средств, выразит. языка, лаконизм – вот отличительные качества народного творчества. Велико художеств. и эстетич. значение ф. Ф., его худож.совершенство, значит. содержат. форм, привлекает к себе многочисл. композиторов, художников и писателей. Многим удалось вписать себя в историю своевременно и грамотно использовав Ф. в своих произведениях, бесплатно заимствуя и учась у народа худож. мастерству, не измеряемому опыту, количеству и качеству фантазии. Многим известны имена мастеров пера выросшие на подготов.веками почве фольклора. Немецкий поэт И. В. Гёте на основе легенд создал «Фауста», а датский сказочник Г. Х. Андерсен пересказал много народн. сказок. Любили обращаться к Ф. и русские писатели А.С. Пушкин, В.В. Маяковский, М. Горький, Н.А. Некрасов и др. Европа стала собир. и тщательно записыв. Ф. примерно 350 лет назад, а изучать его стали еще позже –в конце XVIII века. Однако за последние 200 лет успели опублик. сборник немецких сказок братьев Гримм, и сборник русских народн.сказок А.Н. Афанасьева, сборник рус. народ. пословиц В. Даля, множественные издания песен разных народов, собрания поговорок и загадок, анекдотов, заговоров и т.п.
2. «Гнездо» Аксаковых. Творческий путь С.Т. Аксакова. Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) отец, Дети: Константин Сергеевич А.(1817-1860), Иван Сергеевич А.(1823-1886), Вера Сергеевна А. Патриархальная, большая, доброжелательная, любящая семья. Теплая, радостная атмосфера дома. В 1843 семья А. покупает усадьбу Абрамцево. Любили бывать в гостях Гоголь, Тургенев, актер Щепкин и др. С.Т. Аксаков в 1877 выходит первая книга «Записки об уженьи рыбы». Очень любил рыбалку и решил поделиться опытом. У А. было трепетное отношение к природе, нет сильного событийного сюжета, любование миром. Книга была очень популярна. В 1849 начин. Работу над 2-ой книгой «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Любовь к природе чувствуется в каждой строчке. Деление охотника любящего природу и промысловика, жестокие люди, думающие только о выгоде. Книга была интересна не только читат. и критикам, но и ученым натуралистам(за достоверность изображ.). В 1855 г. Была издан. книга «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах»(очерки о наблюден. автора). Много пословиц, поговорок, примет, забавных историй, охотничьих поверий. Вторая трилогия А. «Семейная хроника»(1856), «Воспоминания»(1856), «Детские годы Багрова-внука»(1858). Эта тирилогия была созд. под влиянием Гоголя. Семейная трилогия это история трех поколений семьи Багровых, создан.писателем на основе изучен.рода Аксаковых, события охват. Конец 18-нач.19 в. Все 3 произвед. Основаны на достоверн.фактах.Кроме высоких литерат.достоинств трилогия А. явл. ценным историческ.свидетельством, богатейшим источн.изчения эпохи. По жанру мемуары в форме романа. Успех «Семейной хорники» был огромен не только в России, но и заграницей.(Критики: Гиляров-Платонов, Анненков(положит.), Грановский и Добролюбов (отрицат.). 3-ая книга «Детские годы Багрова-внука» была посвящена внучке Оленьке, повествован. ведется от лица ребенка, восприятие им действительн. Приложение к книге сказка «Аленький цветочек». А. ставит 2 задачи: 1. создать худ. историю формиров. ребенка в крепостной усадьбе, 2. написать книгу для детей. Особен.худ.метода С.Т. Аксакова:1) писатель-реалист, 2) гл.задача достоверно и занимат. воссозд. прошлое, 3) из-за потери зрения А. вынужден был диктовать свои произвед., отпечаток устного рассказа явно чувствуется в манере повествован., 4) А. пропускает все о чем рассказыв. через душу и сердце, достиг.редкой худож.полноты картины органично вмещающ. в себя и отрицат явления, 5) изображен. человека в постоян.общении с природой, идея неразрывн. единства. 3. Творчество Сергея Есенина. Основные мотивы лирики, ее фольклорные истоки, образное богатство. Поэма «Анна Снегина». Долгое время произ. Е. были под запретом. В 60-е г.издает. 2-ух т.В 80-е 8-ми т. Исследоват. Наумов, Базанова и др. Свежий,новый, непостредств., живой язык, напинающ. язык фольклора и античности. Первая книга «Радуница» 1916(правосл.праздник на 9 день после Пасхи, день поминовения усопших). Предстает как певец прекрасного, яркого, цветущего, внутрен. И внеш.красота мира.Христианство. В шапке облачного скола, /В лапоточках, словно тень, /Ходит милостник Микола /Мимо сёл и деревень. /На плечах его котомка, / Стягловица в две тесьмы, /Он идёт, поёт негромко /Иорданские псалмы. («Русь»), «Гой ты, Русь, моя родная», «Богомолки», «Убогий», «Троица» и др. Земное есть колыбель божественного, земное сердце-милосердно. Тоска о небесном. Почти все творчество связано с мотивом –прощания с прекрасным, земным краем. Есенин вслед за поэтами сереб.века восприн.творчество как реализ.духовного потенциала. В 1919-1923 годах входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах религиозно-философских поэм «маленькие поэмы»: «Кобыльи корабли», «Преображение», «Небесный барабанщик» - особенное призвание России и русского народа, «Инония»(1918) посвящена пророку Иеремею:Не устрашуся гибели,/Ни копий, не стрел дождей, -/Так говорит по Библии/Пророк Есенин Сергей./Время мое приспело,/Не страшен мне лязг кнута./ Тело, Христово тело,/Выплевываю изо рта. Есенин восприн. революцию как ад, смерть. «Москва кабацкая» (1924) ирония,хаос, отчаяние, поэма «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921). Поэма «Анна Снегина» написана в стихотв. форме, но ее особен. явл. слияние эпического и лирич. жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последоват. изложения событий. Они даны отдел. эпизодами, автора интересуют его собствен. впечатления и переж. от столкн. с этими событиями. Лирич. герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произвед., и как участник событий предревол. и революц. времени. Поэма начин. и заканч. лирич.аккордом — воспом. автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».Развитие сюжета начин. в первой части поэмы: герой возвращ. в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась февральская револ., но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и «решил лишь в стихах воевать».Война мне всю душу изъела./За чей-то чужой интерес/ Стрелял я в мне близкое тело/И грудью на брата лез. Но события сами врываются в его жизнь. Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителями села Радова и деревни Криуши вспыхнула с новой силой. Появился у Криушей свой вожак — Прон Оглобин. Приехавший из Питера бывший односельчанин, герой поэмы, встречен ими и с радостью, и «с любопытством». Он теперь «важная шишка», столичный поэт, но все же «свойский, мужицкий, наш». От него ждут ответа на самые жгучие вопросы: «Скажи: отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?.. За что же тогда на фронте мы губим себя и других?» Но эти вопросы и для самого поэта еще недостаточно ясны. Др. впечат. волнуют героя — романт. образы родной природы и воспом. о «девушке в белой накидке». Юнош.любовь была безответной, но воспоминания о ней — легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина — все это для поэта слилось в единое целое. Прошлое всегда прекрасно и поэтично.От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Он не ищет с ней встречи. Все измен., измен. они сами. Ему не хочется разруш.образ, который остался в памяти.Да, теперь Анна Снегина — важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но живущий в памяти образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет утратить его из-за случ. любов. интрижки.Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ними к помещице просить, чтобы она отдала им землю без выкупа. Но в доме Снегиных горе — пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны. Наступает окончат. разрыв. «Он умер... А вот вы здесь», — упрекает она героя своего недолгого романа.События октябр. дней снова сталк. рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Послед. встреча не сблизила бывших влюблен. Анна полна личными, интимными пережив., а герой охвачен бурей гражд. событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель: «Скажите, вам больно, Анна, за ваш хуторской разор?» Так жизнь разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна — в Лондон.Послед.часть поэмы — это описание суровых времен гражд. войны. И на этом фоне — два письма. Одно от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Прон Оглоблин. Другое — из Лондона, от Анны Снегиной. Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на родину. Что же осталось от прежних впеч. и переж.? Все проходит, как налетевшая буря. И для тоск.на чужбине Анны теперь воспом. о прежней любви сливаются с воспом. о Родине. Любовь, Родина, природа — вот истин. ценности, способные согреть и возвысить душу человека.
Билет 5. 1.. Творчество Н.М. Карамзина. Повести. Николай Михайлович Карамзин родился в помещичьей семье. Свои детские годы он провел в деревне Михайловское недалеко от Симбирска. Уже в детстве будущий писатель полюбил чтение и увлекался им. Когда К. испол. 14 лет, его определ. в москов. пансион проф. универ. Шадена. В 18 лет он поступил на воен. службу. Но из-за недостатка средств, которых требовала служба в гвардии, К. через два года вышел в отставку и вернулся в Симбирск. В 1785 году К. переехал в Москву, где познаком. с Н.И.Новиковым и стал одним из его близких помощников. В журнале Новикова «Детское чтение» К. стал помещать свои литер. произв. и переводы. В 1789 году писатель отправ. в загранич. путешествие.К. стремился узнать жизнь и быт народов, познакомиться с выдающимися деятелями культуры: философами, писателями, учеными. Во время своего пребывания в Париже в 1790 году он стал очевидцем событий франц. революции. Из путеш. К. вынес множество впечат. Вернувшись осенью 1790 г. в Москву, К. стал издателем «Московского журнала». Опублик. «Записки русского путешественника», «Бедную Лизу» Альмонахи: «Аглая», «Аониды». В 1794 он выпуст. сборник своих повестей и стихотв. «Мои безделки». К. был одним из первых рус. писателей-профессион. Литер. труд являлся единств. источн. его существов. В 1802 издает Журнал «Вестник Европы», ставший образцом для журналист. послед. лет. В этом журнале помещались не только худож. произвед., но и литер.-критич. статьи, политич. обзоры. С 1803 К. оставляет литерат. деят. и всецело посвящ. себя работе над огромным многотомным трудом – «Историей Государства Российского». Всего К. было написано 12 томов «Истории». В творч. писателя, по мнению К., главное – это выраж. чувства, личного отнош. автора к явлен. жизни. Писатель не только должен изображ. действит., но и выражать свое отношение к жизненным явлениям. Эти взгляды К. получили полное отраж. в его литерат. произвед. Повести. Наиболее важное место в творчестве К. занимают сентимент. повести. Повести К. принято условно делить на «крестьянские»(«Фрол Силин») 1791 («Бедная Лиза») 1792, «исторические» («Наталья, боярская дочь»)1792, («Марфа Посадница») 1803 и «романтические»(«Остров Борнгольм»), («Сиерра-Морена»). Повесть «Бедная Лиза». В ней рассказано о любви крестьянки Лизы к молодому дворянину Эрасту и об измене Эраста, вызвавшей трагическую гибель Лизы. Сюжет, основанный на любви крестьянки к дворянину, был в литературе не новым. Но К. внес в него глубокое эмоцион. содержание, сумел ярко раскрыть чувства и переживания Лизы. Лиза изображена как идеальная девушка: она трудолюбива, честна, способна глубоко и преданно любить. Рано лишившись отца, девушка окружает свою мать заботой. Деньги на жизнь она зараб. тканьем холста, продажей цветов и ягод.
2. Роман А.И. Герцена «Кто виноват?» Он всю жизнь посвятил борьбе с самодержавием. В конце концов, его лишили российского гражданства и он жил в Женеве, издавая с Огаревым «Колокол». Начал писать Герцен в романтич. стиле. Сначала писал беллетристику. Писатель работал над романом «Кто виноват» шесть лет. Произведение натуральн.школы. Первая часть произвед. появилась в «Отечественных записках» в 1845—1846 годах, а обе части романа вышли отдельным изданием как приложение к «Современнику» в 1847 году.В своем романе Г. затронул много важных вопросов: проблему семьи и брака, положение женщин в обществе, проблему воспитания, жизнь русской интеллигенции. Он решает эти вопросы в свете идей гуманизма и свободы. Задушевную мысль Г. в его романе Белинский определял как «мысль о достоинстве человеческом, которое унижается предрассудками, невежеством и унижается то несправедл. человека к своему ближнему, то собственным добровольным искажением самого себя». Эта задушевная мысль носила антикрепостнический характер. Пафос борьбы с крепостничеством как главным злом русской жизни того времени пронизывает роман от начала до конца.В основе сюжета романа лежит тяжелая драма, которую переживают муж и жена Круциферские: мечтательная, глубоко сосредоточенная в себе незаконнорожденная дочь помещика-крепостника Негрова Любонька и восторженный идеалист, сын лекаря, кандидат Московского университета, домашний учитель Негрова Дмитрий Круциферский. Вторая сюжетная линия романа связана с трагич. судьбой Владимира Бельтова, занявшего видное место в галерее русских «лишних людей». Рассказывая о трагическом положении разночинца — учителя Дмитрия Круциферского, его жены Любови Александровны, полюбившей молодого дворянина Бельтова, писатель вскрывает всю путаницу и мучител.неразбериху, которая разбила жизнь этих людей, загубила их счастье. Он хочет, чтобы читатель знал, кто виноват в трагической судьбе героев романа. Взяв эпиграфом к роману слова какого-то судебного постановления: «А случай сей за неоткрытием виновных предать воле божией, дело же, почислив решенным, сдать в архив», Г. всем ходом своего романа как бы хочет заявить: «Виновный найден, дело надо взять из архива и перерешить по-настоящему». Виновата самодержавно-крепостническая система, страшное царство мертвых душ.Бельтов — типическое лицо своей эпохи. Талантлив., живой и думающий человек, он сделался в крепостнич. обществе, умной ненужностью. «Я точно герой наших народных сказок... ходил по всем распутьям и кричал: «Есть ли в поле жив-человек?» Но жив-человек не откликался... мое несчастье... а один в поле не ратник... Я и ушел с поля», — говорит Бельтов своему воспитателю-женевцу. Следом за Пушкиным и Лермонтовым Г. рисует образ «лишнего человека», показывая столкнов. одаренной и умной личности с окружающей отсталой, но сильной в своей косности средой. Однако Чернышевский, сравнивая Бельтова с Онегиным и Печориным, говорил, что он совершенно не таков, как его предшеств., что личные интересы имеют для него второстеп. значение. Добролюбов выделил Бельтова в галерее «лишних людей» как «гуманнейшего между ними», со стремлениями действительно высокими и благородными.Роман оканчив.трагедией. Любонька, сломленная нравствен. муками, после отъезда Бельтова замыкается в свой внутренний мир, чтобы унести в могилу затаенные мечты и любовь. Роман Г. был новым и оригин. не только по богатству идей и образов, но и по художественной манере. Белинский, разбирая «Кто виноват?», сравнивал Герцена с Вольтером. Особенность стиля герценовского романа состоит, прежде всего, в сложном сплетении различных приемов худож. письма. Автор великолепно пользуется сатирой, когда речь идет о Негрове, о пошлости обитателей «форменного» города NN. Здесь он продолжает гоголевскую традицию осмеяния мертвых душ и теме обличения креп. права придает новую, исполненную революц. отрицания силу. Своеобразно композиц. строение романа «Кто виноват?».Произвед. Г. собственно не роман, а ряд биографий, мастерски написанных и оригинально связанных в одно целое. Вместе с тем эти биографии являются прекрасными художест. портретами. Глубоко своеобразен язык романа. Г. когда-то с полным основанием говорил: «Мой язык». За каждой его фразой ощущается глубокий ум и знание жизни. Г. свободно вводил в разгов. речь неологизмы, не боялся осложнять свой стиль пословичными выражениями русской и иностранной речи, обильно вводил литерат. цитаты, историч. образы, внезапно вызывающие целые картины.
3. Лирика и поэмы В. Маяковского. Раннее творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично («Пойду рыдать, что перекрёстком распяты городовые», «А вы могли бы?»), сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью («Скрипка издёргалась упрашивая»), ницшеанское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство («Я, воспевающий машину и Англию / Может быть просто / В самом обыкновенном Евангелии / Тринадцатый апостол»).По признанию поэта, всё началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал свободный стих Уитмена. В лир. М. изображ. строй мыслей и чувств нового человека - строителя социалистич. общества. Осн. темы лир. – советский патриотизм, героика социалистич. строительства, превосходство социалист-го строя над капитал-им, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д.Слитые воедино, они воссоздают величеств. облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу. Очень дорога открытость, граждан. поэта, его стремление показать "естество и плоть" коммунизма, каждого зажечь желанием "дум
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.234.164 (0.017 с.) |