Исторические песни. Этапы их развития в XVI–XVIII вв.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические песни. Этапы их развития в XVI–XVIII вв.



ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ (русские) — жанр народнопоэтич. творчества, возникший в период борьбы с тат. игом («Песня о Щелкане» и др.) и ставший осн. историч. жанром в 16 в. От былин И. п. отличаются тем, что основой их сюжетов всюду служат действительные события, важные для эпохи социальные и внешнеполитич. конфликты. Первый крупный цикл И. п. рисует события 2-й пол. 16 в. («Взятие Казани», «Кострюк», «Гнев Грозного на сына» и др.). Проблематика их — укрепление единства гос-ва, борьба с внешними врагами и с боярами. Выделяются казацкие И. п. (о Ермаке, «Казаки перед Грозным»), в к-рых говорится о справедливом устройстве об-ва («круг» вольных казаков) и об отношении казаков к царю и боярам.

И. п. нач. 17 в. (об отравлении Скопина, первом Самозванце и др.) выражают тревогу за судьбу Родины, ненависть к интервентам и их пособникам. Тема защиты Родины преобладает в песнях сер. 17 в. о борьбе за Смоленск («Земский собор», «Милославский»). И. п. развиваются у казаков; их осн. тема — защита южных границ от турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков», «Азовский пленник» и др.). Многочисл. песни рисуют этапы и перипетии восстания Степана Разина: начало восстания (призыв Разиным голытьбы, морской поход), высший его подъем (песни о разинцах на Волге и о казни астраханского воеводы) и разгром (песни о смерти Разина и участи его соратников). С Разиным, ставшим типическим образом предводителя нар. антифеод. борьбы, связаны и некоторые лирич. сюжеты. Самый распространенный из них — о «Сынке Степана Разина» — выразил веру народа в грядущую победу.

В И. п. конца 17 — нач. 18 вв. отражены эпизоды Северной войны (песни о взятии Шлиссельбурга, Риги, о Полтаве и др.) и социальные движения — стрелецкий бунт, восстание Булавина (песни об Игнате Некрасове). Появляются сатирич. И. п., обличающие высших сановников (о князе Гагарине, Меньшикове и др.). В ряде песен изображены Петр I и солдаты, к-рые с нач. 18 в. становятся осн. создателями и хранителями военных И. п. В песнях 18—19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (напр., в песне «Судил граф Панин вора Пугачева»), образ царя снижается. Создаются резко обличит. песни об Аракчееве и др. Последний крупный цикл И. п. — об Отечеств. войне 1812. В 19 в. И. п. мельчают, утрачивают прежнее значение.

Гл. черты поэтики и манеры исполнения И. п. — лаконизм (обычно один эпизод с краткой или более развернутой экспозицией), драматизм, простота языка. Изобразит. средства во многом общие для рус. фольклора, но есть и специфические (военная и политич. терминология, особые эпитеты и т. п.). В песнях 16 — нач. 17 вв. встречаются приемы и образность былин, в дальнейшем И. п. сближаются с лирическими. В 19 в. они становятся близки песням лит. происхождения. В процессе развития И. п. сложились их областные типы, среди к-рых особенно выделяются сев. песни (преим. 16 — нач. 17 вв.), по стилю приближающиеся к былинам, и казацкие, отличающиеся тематикой и бо́льшим лиризмом. И. п. дольше сохранялись на Севере, у казаков и в Среднем Поволжье, где скрещивались разные областные традиции.

АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ ПЕСНИ

Из песен «Смутного времени» наибольшее распространение получила песня о Гришке Отрепьеве, которая выразила резко отрицательное отношение народа к Лжедмитрию, который изображен как явный самозванец, предавший национальные интересы, вступивший в сговор с врагами Руси:

…Сослал нам, боже, прелестника,

Злого Расстригу Гришку Отрепьева,

Ужели он, Расстрига, на царство сел?

Называется Расстрига прямым царем,

Царем Дмитрием Ивановичем Углецким.

Самозванец обвиняется главным образом в попрании русских национальных обычаев, в нарушении религиозных запретов. Как и в песне о Кострюке, одним из основных эпизодов здесь является эпизод женитьбы русского царя на невесте-иноземке, в данном случае - Лжедмитрия на Марине Мнишек. Но если Грозный в песне о Кострюке заодно с народом радуется - посрамлению чужеземца, то Отрепьев, напротив, все делает в угоду Марине и полякам, которые, как и он сам, ведут себя в Москве подчеркнуто вызывающе, позволяют себе надругательство над русскими обычаями. Ненависть народа к враждебным Руси силам, к интервентам проявляется и в изображении Марины Мнишек, которая наделена в песне чертами чародейки, злой колдуньи. Была распространена даже легенда, что после убийства Самозванца Марина обернулась сорокой и улетела из Москвы. В конце песни взбунтовавшиеся стрельцы свергают Отрепьева и предают его смерти.

Образы Григория Отрепьева и его жены-иноземки Марины Мнишек в песнях всегда пародийные, карикатурные. В песне Тришка Расстрига» оба они осуждаются за надругательство над русскими обычаями. Марина Мнишек называется злой еретницей-безбожницей.

События, изображенные в песне о Лжедмитрии, предстают в виде ряда хронологически последовательных действий и эпизодов, главными из которых являются женитьба и кощунственное поведение Самозванца и Марины. Установка на подлинность, на хроникальность приводит к сюжетной неорганизованности песни, к тому, что все эпизоды и события слабо связаны между собой, не обнаруживают внутреннего единства. Певцы стремятся запечатлеть в песне как можно больше реальных фактов, отразить все политические и морально-этические обвинения в адрес Самозванца. И от этого песня проигрывает в композиционном плане, в стройности построения, выигрывая в то же время в публицистичности, в изображении острых политических конфликтов и коллизий. Такая остановка на хроникальность, на охват все большего и большего количества фактов и событий в одном произведении является новым качеством исторической песни, качеством, которое не раз проявится в дальнейшем развитии жанра.

ЦИКЛЫ.

16 век. Цикл песен об Иване Грозном (о взятии Казани, о женитьбе Грозного на Марии Темрюковне и о гневе царя на своего сына.) + циклпесен о Ермаке Тимофеевиче ( «Ермак в казачьем кругу», «Взятие Ермаком Казани», «Ермак взял Сибирь», «Ермак у Ивана Грозного», «Поход на Волгу», «Ермак в казачьем кругу»). уменьшение роли гиперболы, теперь гипербола используется не для обозначения действий одного человека, а для обозначения действий коллектива. В песне заметна тенденция к реалистической детали, к высвобождению содержания от фантастического вымысла.

17 век. Исторические песни откликнулись на «смутное время», на смерть сына Ивана Грозного Дмитрия, появление Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, походы казаков на Азов, на восстание под предводительством Степана Разина. Песни о Степане Разине являются самым крупным циклом 2й пол. XVII века. В песнях этого цикла поэтич. сторона изображ-я заметно преоблад- над конкретностью политич. проблематики. Как предполагает исследователь исторических песен Б.Н.Путилов, «разинский цикл» способст-л тому, что в русс. историч. песне лирич.начало получило значит. развитие и стало равнодействующим с повествоват-м. Построянн. эпитеты, рисующие образ Разина, тождеств.эпитетам, применямым и к обрисовке безымянных разбойников, они подчерк-т нар.любовь к «ясным соколам». В этом цикле песен активно использ-ся прием олицетв-я, природа – активн.участник событий: «помутился славный тихий Дон». Песни 17 века находятся под б. влиянием лирич. песенной поэзии, в них рассказ-ся об одном эпизоде, но повествуется эмоционально.

18 век. Цикл песен о петровском времени. В песнях нач.18 века появл-ся новый герой – солдат, а жанр пополн-ся солдатской историч. песней. Суворов, его жизнь и деят-ть дали фактич. материал для создания образа нар.героя. Песни об Емельяне Пугачеве. Песни этого цикла близки к разинск. циклу, хотя нек. сюжеты перераб-ся, приспособляясь к новым событиям и личности Пугачева, нар.поэтич. сознание почти не отделяет этих борцов друг от друга.

19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года. О Платове, о Кутузове. Характ-й особ-ю более поздн. песен, в т.ч. песен о войне 1812 года, является использ-е отдельн. формул, строк, целых эпизодов и даже готовых военно-историч.песен о прошлых войнах. Солдатские историч. песни по размеру стан-ся короче, их напев приближ-ся к походному, маршевому, использ-ся военная лексика, они приоб-т музык.-ритмич. формы. Можно отметить в песнях XIX века и влияние лит. поэзии, что подтверждает мысль о том, что нар.поэзия в эту эпоху искала новых форм поэтич.выражения.

Во 2й пол.XIX века окончат-но прекращается создание новых циклов устных историч. песен.

ИЗУЧЕНИЕ историч. песен началось сравнительно поздно, что связано с тем, что жанр не отгранич-ся от былин. Первым отделил историч. песни от былин Белинский, в статьях о нар. поэзии он употр. термин «историч. песни». Белинский дал оценку известных ему песен, гл.образом из сб.Кирши Данилова. Особенно плодотв. было изуч-е историч.песен в конце XIX – начале ХХ в., когда они привлекли внимание таких иссл-й, как Веселовский, Миллер, Буслаев и др. В ХХ веке продолж-ся публикация и изуч-е историч.песен, осн.внимание – историч.песням, в к-х отразилась борьба нар.масс за свое освобождение.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.009 с.)