Комедия Д. И. Фонвизина «недоросль». Проблемы крепостного права, воспитания. Стиль комедии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комедия Д. И. Фонвизина «недоросль». Проблемы крепостного права, воспитания. Стиль комедии.



Стиль: взаимодействие неск художествен напрвлений. 1. классицизм – любовн интрига как двигатель сюжета, деление на +ых и –ых героев,одномерность хар-ки героя, говорящ фамилии(\Драматург наделяет своих персонажей именами и фамилиями, указывающими на их основные черты. Так, Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Фамилия Простакова произошла, от слова «простак», означающего во времена Фонвизина «малоумный», «оплошливый». Столь же красноречивы и фамилии других персонажей пьесы: Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин, Цыфиркин.),, сохранен классицистический принцип «трех единств»: единства места, единства времени и единства действия. События происходят в доме помещицы Простаковой в течение суток. В пьесе пять действий. Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге – взаимоотношениях Софьи с претендентами на ее руку и сердце (Милоном, Скотининым и Митрофаном).

2. черты зарождавшегося просветитенльского реализма – любовн интрига на 2 плане, на 1 плане проблемы реальной десйствительности, ложный любовный трегольник (Скотинин, Софь, Метрофан), изображение некоторых персонажей усложняется, делается психологически неоднозначным (г-жа Простакова как беспокоющ деспот. любовь к сыну).. Однако «отрицательные» герои у Фонвизина уже многогранны, он пытается избежать схематизма в обрисовке персонажей. Так, Митрофанушка в «Недоросле» не только невежествен, но и груб, труслив, злонравен. В финале он фактически отрекается от собственной матери, потерпевшей полную неудачу в своих намерениях. Госпожа Простакова бросается к сыну, пытаясь найти у него поддержку и утешение, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» В определенном смысле многогранен и характер самой помещицы. Госпожа Простакова изображена в пьесе в различных ипостасях: это и жестокая в своих отношениях с крепостными помещица, и властная жена, и мать, слепо любящая свое чадо. Более широкое, чем обычно, изображение бытового фона пьесы за счет внесценических и эпизодических персонажей. Крепостная девка Палашка не работает, тк болеет. «Ах она бесстыжая лежит будто благородная»(внесценич персонаж. проблемы крепостн права). индивидуализация языка, особенно –ых персонажей. Жизненная достоверность комедии, многогранность характеров во многом создаются благодаря речи героев. Так, в речи помещицы Простаковой часто встречаются грубые, бранные, оскорбительные выражения. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится», – доверительно сообщает она Правдину. «Скот», «вор», «воровская харя», «каналья», «бестия», «собачья дочь» – таковы ее обращения к дворовым. Мужа она считает «уродом» и «рохлей». Ласковые, заискивающие интонации, передающие материнскую любовь, появляются у нее лишь при общении с сыном: «друг мой сердешный», «душенька». Речь Скотинина также ярко очерчивает круг его интересов: «Ну будь я свиной сын, если…», «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». Исследователи неоднократно отмечали, что уподобление героя животному – один из основных приемов создания сатирических персонажей. Этим приемом активно пользуется и Фонвизин в своей комедии, подчеркивая животное начало всех «отрицательных» героев «Недоросля». Символический характер обретает реплика Скотинина о самом себе: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». Речь учителей Митрофана также отражает их личность и жизненные обстоятельства. Так, недоучившийся семинарист Кутейкин часто использует в своей речи слова высокого стиля, церковнославянизмы: «трапеза», «персты», «притча во языцех». Отставной сержант Кутейкин своими репликами напоминает нам о военной службе: «Желаем вашему благородию здравствовать…». Немец Вральман, обучающий Митрофана французскому языку, также открывает нам в своих репликах следы своей бывшей «профессии» (ранее он был кучером у Стародума): «конь», «лошатки», «карета». Яркой и колоритной является речь Еремеевны, кормилицы Митрофана. В ее репликах присутствуют устойчивые обороты («дым столбом», «насилу ноги унесла»), повторы («венчаться, мой батюшка, венчаться»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («головушка», «братец»).

«Не хочу учиться, хочу жениться».

ИЗ АЛИНИНОЙ ШПОРЫ. Литра 18века - литра эпохи просвещения, гл ее пафос - идея нравст, умств развития, активно просвещение личности.18век - век активного гос.строительства. Гл. тема - просветительская.

Худ строй лит 19 в - движенье от классицизма с его идеей нормативности, образцовасти, подрожатальности к сентиментализму и романтизму, где интерес к внутр миру и свободе творчества.

В 60-70-е гг. –серьезные изм-ния на всех уровнях лит-ры, разруш-ся клссицизм, измен-ся идеология, на первый план выходят идеи Просвещения – свобода, равенство, братство, происх-т борьба с церковью, вера в просвещенную монархию, в науку (именно наука деалет ч-ка лучше). В России рус. Просвещ-ие развивалось параллельно с класс-змом, тесно связано с гос-военными политич. проблемами.

Наивысшего развития Просвещ. получ. в тв-ве Радищева, Крылова, Фонвизина.

Ведется спор о том, когда была начата работа над "Нед"1766г. Своеобразным праобразом коллизий пьесы Нед была комедия Екатерины 2 "О,время".

"Нед" определяется не только темой образов и воспит, но и более общей темой - какое место должно занимать дворянство в совр обществе. В пьесе показанан переломный момент - момент, когда герои получают право выбора между обязат обществ долгом и жизнью "для себя". В пьесе активно обсуждается "указ о вольн дворянства" 1761г.

Фонвизин показывает, что даруемое дворянское право выбора может быть реализовано как во вред, вести к паразитизму, так и на пользу. В идеале вольн.дворянству позволяет достичь личн независимость, личн осознание гражд долга (судьба Стародума).

Более частные проблемы, затрагиваемые в пьесе - осуждение невежества, непросвещ части дворянства, кот Фон считает разрушающей человеческую личность, нисводящую чел до уровня живаотного, это проявляется в приеме (Тарас Скотинин, сравнение Простаковой с животн).

Само воспитание и образование понимае Фонвизин - многоаспектно, он разграничивает образование ума и нравственного развития и считает нравств развитие более важным, значительным, формирующим личность.

Тема воспитанья полностью важна в пьесе, что связано с характеристикой не только Митрофанушки, но и др персонажей: госпожи Простаковой, Скотинина с одной стороны и Стародума, Софьи с другой.

Более осторожно Фонвизин говорит о проблеме злоупотребеления крепостного права, он подчеркивает, что креп право изживает себя экономически, но в большей степени креп право не состовляет нравственную сторону, Фонв показывает его разлагающее действие как на господ, так и на слуг.

Проблема идеальной монархии: Фонв осуждает злоупотребленья двора Екатерины, но при этом высоко ставит само понятие идеального монарха, высоко ставящего закон, личному власть разуму и закону (5 дейст).

Комедия «Недоросль» - вершина тв-ва Фонвиз. Сочетает в себе черты класс-зма и новаторские черты.

Следование традициям классзма прояв-ся в: том, что комедия сохраняет все признаки «низкого» жанра. Это первая социально – политическая комедия на сцене.В пьесе высмив-ся пороки (грубость, глупость, жестокость, необраз-ность), к-ые требуют немедленного исправления. Проблема воспит-ия – центр. в идеях просвещ-ия в комедиях Фон-на. Конкретности изображ-мой дейст-сти соответ-ет и язык произ-ния (одно из правил класс-ма), речь Простаковой в отн-нии к слугам грубая, в отн-ии к сыну – ласковая. «Правильный», «книжный» язык – основа речи положит. персонажей. Соблюд-ся правило 3-х единств, дей-е в усадьбе госпожи Простаковой, ед-во дей-я подчинено автор. задаче – решении проблемы истинного воспит-ия. В комедии непросвещенные, необраз-ные персонажи (Простаковы, Скотинин, Митрофанушка) противопоставлены образ-ным, просвещенным (Стародум, Софья, Правдин). Деление персонажей на полжит. и отрицат – одно из правил класс-зма.

Новат-во. Фон-ну важно не просто поставить проблему воспит-я, но и показать, как обст-ва влияют на формир-ие хар-ра, личности. В «Недоросле» заложены основы реалистич-го отображ-ия дейст-сти, автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, жестокость, безнаказанность и невежество Простаковых и Скотининых. В отличие от классицистич. произ-ний «Недоросль» произ-ие многотемное. Его осн. проблемы тесно связаны друг с другом: проблемы воспит-я связ. с проблемами крепостного парва и гос. власти. Для разоблачения пороков автор исп-ет такие приемы как говорящие фамилии, саморазоблачение героев. В уста положит. героев Фон-н вклад-ет критику развращенного века, бездельников-вельмож, невежественных помещиков. Тема служения Отечеству, торжества справ-сти т/ж проведена через положит. образы. Язык служит также раскрытию образов:книжный язык положен в основу, в речи Стародума встречаются архаизмы.Для Правдина характерны канцеляризмы, у молодых людей- Софьи и Милона – сентиментальные обороты.

Новат-во и в сис-ме образов: Фон-н вводит героев из низшего сословия (Тришка, Еремеевна, учителя Кутейкин и Цыфиркин). Кроме того Фон-н пыт-ся дать краткую предисторию персонажей, раскрыть разные грани хар-ов некот-ых из них. Простакова в начале комедии – жестокая помещица, в финале – несчастная мать, отвергнутая собств. сыном.

 

2. Роман И.А. Гончарова «Обломов». Критическая литература о романе и особенностях таланта Гончарова-художника.

Иван Александрович Гончаров ()

В начале 50-60х годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Страна прощалась с косностью, застоем, бездействием, но теряла теплоту отношений между людьми, уважение к традициям.

В 1859 - роман “Обломов”, писал в течение десяти лет.

Главный герой романа - Илья Ильич Обломов: 32 - 33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с отсутствием всякой идеи и сосредоточенности. Во всем лице - свет беспечности.

Позиция автора по отношению к Обломову.

В простом сюжете романа глубоко и правдиво отразилась русская действительность. Роман интересен тем, что образ Ильи Ильича Обломова мы можем отождествлять с определенным типом людей, живших в России в то время. Гончаров вводит своего героя в разные ситуации, чтобы в максимальной степени показать все недостатки и преимущества обломовского типа. Илья Ильич проходит испытание и дружбой, и любовью. Наиболее ярко характер главного героя раскрывается в его отношениях с Ольгой Ильинской. Любовь буквально преображает Илью Ильича, выявляет его лучшие качества. Любовь их продолжается до тех пор, пока Илье не приходится столкнуться с реальной жизнью, пока от него не требуется решительных действий, пока Ольга не понимает, что она любит будущего Обломова. Ни дружба, ни даже такая чистая, искренняя любовь не смогли заставить Обломова отказаться от своих идеалов: мирной, покойной, беззаботной жизни, плотной еды и безмятежного сна. “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” - восклицает Ольга при прощании. “Есть... Обломовщина!” - чуть слышно прошептал он.

На широкий и мягкий характер оказали влияние:

1) среднерусская природа Обломовки. Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека.

2) особый “лад” крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников.

3) воспитание. Родители Обломова понимали важность и необходимость образования, однако видели в нем только средство продвижения по службе.

4) чрезмерная любовь и ласка матери. Няня нашептывала ему о стороне, “где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока и где никто круглый год ничего не делает”. Будучи взрослым он о ней мечтает.

5) труд был главным врагом обитателей Обломовки. Они “сносили его как наказание, и где был случай, всегда от него избавлялись. Стремление к самостоятельности останавливалась криками родителей: “А слуги на что?”.

Гончаров раскрыл социально- психологические причины “обломовщины” и выявил многие важные черты русского национального характера.

Добролюбов “Что такое обломовщина?”.

1)В типе Обломова и во всей этой обломовщине – больше, чем просто талант, это знамение времени.

2) Главные черты обломовского характера - в совершенной инертности. Причина - в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению - он барин; "у него есть Захар и еще триста Захаров", Привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других - повергла его в жалкое состояние нравственного рабства.

3) Обломовщина в литературе:

Обломов— лицо не совсем новое в нашей литературе: Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин - это тоже Обломовы. Н. А. Добролюбов писал: “Обломов — это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделиться ни один из наших серьезных художников».

И. А. Гончаров писал своего «Обломова», находясь под сильным влиянием В. Г. Белинского. Большая «программная» часть романа — обличение социального зла «обломовщины» — заслоняет другую, не менее важную часть — о любви, об отношениях мужчины и женщины, о браке. Художник пересилил в Гончарове публициста и обличителя социальной болезни.

Белинский о Гончарове вообще.

"Взгляд на русскую литературу 1847"(48) состоит из 2 ст:

-"Общая оценка и истоки "нат.шк";

- "О конкретных произведениях писателей "нат.шк".

Во второй ст рассматривается Герцен, гончаров, Тургенев, Григорович, Даль, Дружинин, достоевский. Дается сопоставительный анализ "Обыкновенной истории" Гончарова и "Кто виноват?" Герцена (Герцен-мыслитель, Гончаров-художник; другой образ женщины-не приторно-сентиментальный; большое внимание Адуеву-мл.-по типу - романтик, неспособный к дружбе, любви)

А. В. Дружинин "Обломов", роман Гончарова"Характер Ильи отражает существенные стороны русской жизни, Но, напрасно многие люди усиливаются презирать Обломова, он любезен всем нам и стоит беспредельной любви.

Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков в роде Обломова.

Обломовщина – ранний этап развития страны (детство).Дружининский подход к осмыслению Обломова и обломовщины не стал популярным в XIX веке.

Но в 20 веке Пришвин об Обломове:

его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя.

Еще писали: Ю. И. Айхенвальд.“Силуэты русских писателей” — Гончаров (о романе Обломов — отрывок)

эта обыкновенная история человеческой судьбы, человеческой жизни и смерти — вот что наиболее привлекает в знаменитом романе.

Д. И. Писарев.(Из статьи “Обломов”). 1859 г.Редкий роман обнаруживал в своем авторе такую силу анализа, такое полное и тонкое знание человеческой природы вообще и женской в особенности…

Н. О. Лосский.(Из статьи “Характер русского народа”). 1957 г.Обломовщина - оборотная сторона высоких свойств русского человека — стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности…

Д. С. Мережковский.(Из статьи “Вечные спутники. Гончаров”). 1890 г.Все замечали, да и сам автор сознается, что немец Штольц — неудачная, выдуманная фигура. Чувствуешь утомление от длинных и холодных разговоров его с Ольгой. Он тем более теряет в наших глазах, что стоит рядом с Обломовым, как автомат с живым человеком…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.022 с.)