Особенности пьес А. Вампилова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности пьес А. Вампилова



Пьесы «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты» на первый план выдвигают нравств. проблематику. Драматург пытается «подтолкнуть» своих героев к осмыслению их жизни, помещая их в воспоминания, сны, житейские привычные ситуации.Основное внимание автор уделяет будничным, обыденным ситуациям, что сближает его с В. Шукшиным. Герои В. – обычные люди, помещенные в заурядные события, но проявл. себя по-разному. Героев Вампилова «окрестили» «инфантилами» за их специфические черты характера (вспомните «жизненно» неприспособленного Зилова, живущего мечтой, но не желающего ее осуществлять).Сложно определить жанровую принадлежность пьес Вампилова: они сочетают в себе элементы водевиля, драмы и даже трагедии, что отражает все перипетии описанного автором времени.

Особенность пьес Вампилова состоит в том, что все его герои переживают некий перелом, результатом которого становится открытие нравств. основ жизни. Так, герой «Старшего сына», сыгравший злую шутку с хозяевами случайного ночного пристанища, открывает для себя тепло их семьи, радость взаимной любви и заботы, в которые молодой человек не верил. Зилов на мгновение становится тем романтич. и нежным юношей, в которого влюбилась когда-то Галина. В «Прошлым летом в Чулимске» юная Валя становится воплощ. бесконечного труда на благо созидания и добра, которого не видят слепые люди.Герои «Утиной охоты» особенны тем, что они, молодые, тридцатилетние, утратили нравств. ориентиры; они живут сегодняшним днем, случайными удовольствиями. Мало у кого из них есть цель – оправданная, настоящая. В. устами одной из своих героинь называет это общество «Аликами», учитывая и то, что они не брезгуют алкоголем. Это общество безликих, утративших морал. ориентиры людей. Частью этой компании является и Зилов, но он и отличается от других тем, что это общество ему изрядно надоело, он знает все его уловки и его психологию; Зилов мечтает вырваться на охоту. Символ утиной охоты многогранен: с одной стороны, это чистое стремление заблудившейся души вырваться к свету, т.е. обрести истинную жизнь, свободу; с другой стороны, охота – это убийство, т.е. смерть. Такие кардинальные черты мы видим и в своем герое: он может быть изменником, а может превратить заурядные вещи в воспоминания о первом свидании, он может любить и восхищаться красотой, а может намеренно сводить свою подругу с богатым товарищем.Зилов отличается и тем, что для него вопрос смысла жизни перестал быть бытовым – очередным рассуждением в пьяном угаре, но стал бытийным – попыткой истинно осознать жизнь и понять, для чего он живет.Пьеса включает в себе несколько картин воспоминаний главного героя, в каждом их которых он видит себя сеятелем зла, разрушителем: лжет жене, на работе подписывает липовые документы, обещает влюбившейся в него девушке несбыточное. Зилов осуждает себя («Я сам виноват, я знаю»), но не меняется: череда его «злодеяний» постоянно растет. Герой настолько дезориентирован в жизни, что не может отличить цинизма, лжи от восторженности, высокого порыва, настоящих человеч. чувств.Подводят Зилова и его же идеалы: он хотел стать таким охотником, как официант Димка. Но Димка – алкоголик и циник, наглый и бездушный – по определению не может быть образцом для подражания. В финале пьесы Зилов принимает приглашение официанта поохотиться, подтверждая тем самым свою моральную деградацию и обезличивание: «Плакал он или смеялся – по его лицу мы так и не поймем». Зилов подтверждает выводы своего создателя: зачастую интеллигенты на поверку оказываются типичными обывателями без смысла жизни и без цели. В. утверждает, что во многом именно от человека зависит атмосфера вокруг него.

Билет 10.

1. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как философский и социально-психологический роман. Дискуссионные вопросы изучения романа. Задуман в 37, завершен в 39. Печатается в «Отечественных записках», отдельной книгой вышел в 40. Главные темы: личность дворянина в 1830е гг. Идея: осуждение личности и эпохи ее породившей. Проблемы: размышления о герое эпохи, соотношение духовного и материального начал, человеческие философские проблемы (которые решаются в душе человека в его внутреннем мире). Вокруг романа сразу началась полемика. Булгарин: Печорин не характерен для русского быта, для русского общества. Ищите этого героя на Западе. Шевырев: Печорин – развратитель, материалист и злодей. Белинский: «В самых пороках Печорина есть что-то великое». В худ. отношении «Онегин» выше, но Печорин глубже по замыслу. «Бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду». Современные ученые до сих пор спорят о романе. 2 вопроса центральные: 1. каков худ. метод Л. в худ. произведении, 2. кто такой Печорин, сознательно или поневоле выбирает позицию эгоиста. Худ метод: Мануйлов: это реалистическое произведение, Григорян: вершина лермонтовского романтизма. Михайлова, Ушинская, Удодов: взаимодействие романтизма и реализма. Для реализма характерно:1. психологизм, требования разностороннего анализа чужой души, 2. историзм нового типа – человек – сын своей эпохи. 3. соц. Детерминизм4. личность во взаимодействии со средой.

Психологизм: роман психологический (анализируют личность и через нее идет к обществу). Разностороннее изобр. Печорина (Максим Максимыч, Литератор – путешественник, Печорин – черта романтизма). Печорин - незаурядный («Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться»), Бела, княжна Мери, Вера – любят Печорина, активный. Историзм: это не исторический роман (нет признаков конкретного времени). В дневнике есть даты, но нет года. Историзм анализировал Эйхенбаум. Установил связь романа с 20-ми г.. Первое название «Один из героев нашего времени». Печорин родился в 1808, читает «Шотландские пуритане» Скотта. Последователи его находят новые черты декабризма. Они расширили представление о социальном значении личности Печорина. Текст романа не позволяет определить его соц. взгляды. Связь Печорина с декабристами натянута. Печорин – человек 30х г.г. (Уманская). «Подлинный историзм романа не во внешних связях с эпохой, иначе это был бы реализм, а во внутренних переживаниях». Соц. детерминизм.Вопрос, от чего зависит человеческая жизнь. Максим Максимыч, Вулич, Печорин - романтический подход. Целый ряд фаталистов. Зависимость от среды. Печорин несет в себе болезни времени (Эйхенбаум): противоречивость, скептицизм, индивидуалистические страсти.

Романтизм Л. – психологический, анализ личности, через личность идет к обществу, он стремится к разностороннему раскрытию образа Печорина, смотрит на него глазами разных людей6 Максим Максимович, литератор-путешественник человеческих образов, одного уровня с П., понимает его противореч. Взгляд со стороны. Объективный реализм, способ подачи героя. 3 рассказчика: сам П. - дневник, где раскрывается изнутри – романтический подход. 2 способа подачи П.: реализм и романтизм – синтез. Образ П.: литератор-путешественник – истории мелкой души человеч. важнее, чем история целого народа. Л. дает историю не мелкой души, а незаурядной (1 черта). М. М.: «Есть люди, с которым непременно должно соглашаться». К ним относим Бэлу: глубоко любит его. Княжна Мери: выделяет его из всех, любит. Вера: привязалась к нему. Все признают его незаурядность. Он сам говорит о себе: «Я чувствую в себе силы необъятные», «значение его высокое». 2 черта: активная, нет ей применения. «Фаталист» - П. гадает о будущем – характерная черта декабристов (Рылеев). Рассуждает П. о себе, представляет себя моряком, всматривается в даль. Мотив выброшенного матроса – Пушкин «Арион», Л. «Парус» - декабристские ноты. Вывод: Эйхенбаум и его ученые расширили представление о социальности. П. не чужд политический интерес, но об этом в романе прямо не говорится. Более правы исследователи, которые находят черты у П. 30х г. Уманская: проанализировав письма Белинского, высказывания Герцена 30х г. – мысли совпадают и у П.. Подлинный историзм романа не в связях с эпохой, а во внутреннем переживании, душевной жизни героя. Соц. детерминизм. Л. ставит вопрос, от чего человеческая жизнь зависит, рисует целый ряд фаталистов (кто верит в фатум: М. М.: что на роду написано то и случиться). Вулич – мистический фатум есть: если не судьба, человек не умрет. П. верит в судьбу: я играю всегда роль топора в руках судьбы. Если все зависит от фатума, то это романтизм. Л. в дневнике показывает зависимость человека от среды – реалистический подход. Эйхенбаум: связь П. со средой. П. имеет в себе болезни своего века: 1. противоречивость общественная, тоже запутан, внешность, поступки, поза, слова. 2. скептицизм (безверие) – разговор с Вернером. П. «у меня больше веры». 3. индивидуалистические страсти. Романтизм, синтетичность.

 

2. Самобытность творчества Н.С. Лескова. Проблема праведничества в повестях «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован» и др. В своих произведениях писатель отразил противоречия и мятежный дух времени, свой взгляд на историю России, на ее путь развития. Eгo творческий путь отличают непрерывные поиски в области жанра, стиля. Слово гeроя или рассказчика в eгo произведениях - главное средство создания образа. Произведения Лескова проникнуты фольклором: в них звучат песни, пословицы, скороговорки. Интерес к древнерусской литературе, иконописи, лубку определяет творческую манеру писателя. Яркой особенностью eгo творчества является документальность изображения. Писателя интересовали необычные, оригинальные, одаренные личности, которые характеризуют Россию как страну необъятных возможностей. Творческие исследования Лескова русской жизни, pyccкoгo национального характера не знают социальных границ. В своих произведениях он показывает людей caмых разных сословий и социальных групп: и помещиков, и чиновников, и духовенство, и военных разных paнгoв, и купечество, и интеллигенцию, и солдат, и мacтеровых, и крестьян. Удивительна лесковская разносторонность знания жизни каждого сословия, национальности. «Очарованный странник». Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего не скрывая,- «развязку» с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и бытовое в герое отходит на задний план. Действительно, мы видим сколько страданий перенес Иван, он рассказывает о своих негативных поступках, но впечатление о нем складывается положительное. В конце повести образ русского странника вырастает в монументальную фигуру. Лескову дорого в ней как раз героическое начало, оно обещало какие-то неизведанные горизонты в самой судьбе народа. Писатель искал свою форму повествования, откликаясь не только на литературные образы. Герой повести бывший крепостной. В сущности, «очарованный странник» Иван Флягин- это народ, ищущий правды и справедливости на самых неизведанных дорогах. Для писателя он имел непосредственную связь с другим любимым персонажем- «Несмертельным Голованом», который в самую лютую чуму сознательно и добровольно спасает своих односельчан от жестокой напасти. Оба они и Иван Флягин, и Несмертельный Голован из Орловской губернии, где прошло детство писателя. Лесков, как всегда, опирается на какие-то личные впечатления и воспоминания об уездной русской глуши, в которой попадались люди, подобные Ивану Флягину. Рассказ Ивана Флягина о своих приключениях напоминает и просветительский роман 18 века с его формой жизнеописания одного лица, и романы – приключения, столь популярные в русской литературе 30-х годов 19 века. «Очарованный странник» больше напоминает былинный эпос, герой которого «всю жизнь свою … погибал, и никак не мог погибнуть». Лесков не стремился запечатлеть эту провинциальную жизнь как сплошное царство мрака и беззакония. Не умалчивая о тягостных сторонах этого быта, он выводил на сцену героев, в которых отражался сам народный инстинкт, дух народа жизнестроителя. Таким и был Иван Флягин, сын кучера из дворовых графа Каменского Орловской губернии жестокого крепостника, упоминаемого и в других произведениях Лескова. На жизненном пути Ивана встречаются тяжелые испытания, но несмотря на них, остается жив. Лесков нисколько не идеализирует своего героя. Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев, среди которых живет, не понимает смысла некоторых своих поступков, но всегда выбирает трудную дорогу и остается неизменным в своей цели- быть в полном согласии с совестью и долгом.

 

3. Творчество В.Я. Брюсова. Урбанистические и гуманистические мотивы. Поэтическое новаторство. Отношение Б. к городу было неодноз. В период, когда писались произвед. будущего «Urbi et Orbi», он высказывался по этому поводу противоречиво: «...я так люблю Город, свободный просторный город. <...> Мне даже гнусная Эйфелевая башня стала казаться менее гнусной. <...> И мне понравился ты, город многоликий...» Эта многоликость городского бытия стала устойчивым мотивом в поэзии Брюсова.

Стихотворение «Париж» содержит резкие контрасты. «Сверкали фонари, окутанные пряжей / Каштанов царственных; бросали свой призыв / Огни ночных реклам; летели экипажи...» Но: «И города с людьми не падала борьба...» Есть и другие трудные «сочетания» разных эпох: «...все буйство жизни нашей, / Средневековый мир, величье страшных дней,— / Париж, ты соединил в своей священной чаше».Чаша города названа священной точно и обдуманно. «Дух движенья», «волна, текущая в новый век» — вот что бесконечно дорого автору везде и всегда. В другой точке земли — в родном городе — он тоже видит печать перелома:

Тот, мне знакомый, мир был тускл и в нем — Теперь сверкало все, гремело в гуле гулком! Воздвиглись здания из стали и стекла, Дворцы огромные... («Мир»)

Поэт подбирает однонаправленные детали и краски, чтобы выделить значимое для себя — изменения в некогда устоявшемся городском пейзаже, «семимильные» шаги истории. Не составляет, видимо, труда понять, почему образ города имел власть над поэтом. Городской мир заключал в себе зримые, предметные свидетельства поступи времени: новую архитектуру, новую технику передвижения, быта. Живописно воссозданный облик современ. привлекал «вещной» формой художеств. обобщений. Еще более важным был другой момент. Все, что поражает автора на площадях, улицах,— дело рук, а главное, души, идеалов человека, создающего ценности.Глубоко проникает Брюсов в городскую жизнь. Пишет по ее мотивам песни (два варианта «Фабричной», «Детскую» и др.), создает образы горожан («Мальчик», «На скачках», «Царица»), ищет в их человеческом облике сокрытую сущность городского мира («Прохожей», «Голос часов»). В стихотворении «Прохожей» заключено, думается, предвестие блоковской «Незнакомки». О ней сразу вспоминаешь, читая брюсовские строки:

Она прошла и опьянила Томящим сумраком духов И быстрым взором оттенила Возможность невозможных снов.

Взгляду поэта открыв. и другие, страшные тайны во внешне празднич. существовании. Появл. «незримые людьми» чудовища: «болезни, ужасы и думы тех, кто, прежде, жил в этих комнатах» («Чудовища»). Возник. образы «детей Сатаны», идущих из «теснин улиц» в «двери ада» («В ресторане» — здесь вновь перекличка с А. Блоком). Борьба «Города с Людьми» обретает сложные формы: несчастные поражены душевными недугами. Стихотворение «Городу». Здесь явно испол.поэтич. опыт рус. фольклора (образы дракона, змея), древнерус. литер. (одушевление собирательных понятий: Злоба «неумолчно ропщет», «грозно стонет Нищета», «хохочет огненный Разврат» и т. д.; как тут ни вспомнить древнюю «Повесть о Горе-злочастии»). Но каждое из этих понятий вместе с тем обобщено до глобальных масштабов — до состояния всего мира. «Дракон, хищный и бескрылый», «стережет года» — время, и раскинулся он на всем земном пространстве. Причем сей мир — конкретен: реалии XX в. создают особый колорит. Город — «стальной, кирпичный и стеклянный». «Ротационные машины» куют «острые клинки».Нет сомнения, перед нами — эпоха, современная автору, и одновременно — трагич. момент истории, приближающий людей к духовной смерти в условиях технич. цивилизации. «Коварный змей» «сам над собой» подымает нож («Городу»). «Алтари из электричества» вонзили «копья в небосвод» («Вечерний прилив»). Говорящие детали город. пейзажа, быта домыслены до символа гибели.Синтез неоднородных начал: ярких конкретных зарисовок, мифологич. мотивов, авторских предсказаний близкого возмездия порочному городу — особенно выразителен в лирич. поэме, «поэмке», по определению Брюсова, «Конь блед» (сб. «Stephanos» — «Венок»). Название — библейское, что и подчеркнуто эпиграфом: «И се конь блед и сидящий на нем, имя ему Смерть». У Брюсова эта мифологич. фигура предстала в еще более страшном облике: «всадник огнеликий, конь летел стремительно и стал с огнем в глазах», «был у всадника в руках развитый длинный свиток, огненные буквы возвещали имя: Смерть». Само по себе это фантастич. явление завораживает. Более того, оно поражает своей несовместим. с обычной, каждодневной городской обстановкой: «вывески, вертясь, сверкали переменным током», «сливались с рокотом колес и скоком выкрики газетчиков и щелканье бичей»... Исток драматизма впечатляющий: неостановимое движение «пьяных городом существ» — «несозвучный топот» вестника апокалипсического «конца света». Эта исходная ситуация оригинально развита. Б. акцентирует не «великий ужас» людей перед «всадником смерти» (хотя мотив такой есть), а восторг перед ним «женщины, пришедшей сюда для сбыта красоты своей», и сумасшедшего, «бежавшего из больницы». Отражена конечная степень трагизма: гибель воспринимается спасением. Женщина, «плача, целовала лошадиные копыта» у «коня блед». А когда он пропал, проститутка и безумный «все стремили руки за исчезнувшей мечтой».Оттенен и еще один печальный момент. Предсказание возмездия мгновенно забыто, «как слова ненужные». Начинается и кончается поэма почти одинаково, везде есть двустишие:

Мчались омнибусы, кебы и автомобили, Был неисчерпаем яростный людской поток.

Волны людские «смывают» проблески человеческих чувств: ужаса, смятения, восторга, мечты. Неразумный бег толпы бесцелен, неостановим, она отдана во власть всадника смерти.«Поэмка», при своей краткости, обладает всеми признаками этого жанра: остротой духовного конфликта, внутрен. динамизмом, яркими образами и широким обобщением. Последнее исходит от лирич. субъекта. Его зорким взглядом схвачены противоречия мира, их истоки, смысл происходящего — сиюминутное состояние города в связях с библейскими предначертаниями и с реальной угрозой гибели. «Конь блед» — истинно лирическое произведение.

Урбанист. поэзия Брюсова богата конкретными красочными деталями и образами, собират., вмещающими сложную совокупность авторских представлений. Новым содержанием насыщен макрокосм Города. Реальные явлен. приобретают здесь обобщ. характер. Вспышками разной силы отмечены городские огни, то яркие, зажженные талантом людей, то символизир. мертвую жизнь — искусственные, «прикованные луны» электрических фонарей.

 

Билет 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.014 с.)