Своеобразие реализма Б. Зайцева («Аграфена», «голубая звезда») и А. Ремизова («Крестовые сестры», «Пятая язва»). Анализ одного из произведений.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразие реализма Б. Зайцева («Аграфена», «голубая звезда») и А. Ремизова («Крестовые сестры», «Пятая язва»). Анализ одного из произведений.



Борис Константинович Зайцев (1881- 1972)

Из дворянской семьи, Из Орла, воспитывался в Калужской губернии, творчество пронизано христианской верой, ранние произведения испытали влияния РКЛ (особенно Чехова). Ранние рассказы (1900 годы): Тихие зори, Миф, Деревня, Аграфена, Хлеб, люди и земля. Взаимодействие человеческого «я» и природы, интуитивное постижение религиозности мира, сжатость, фрагментарность, обилие пейзажей. Тихие зори: разнообразие цветовой палитры, гамм, дымчатость восприятия, звуковая организация приближена к поэтической речи. Аграфена (1908) – о жизни простой русской бабы, вся ее жизнь уподоблена богослужению, жизнь – нечто священное. Рассказ – молитва за человеческую душу, Аграфена размышляет о смерти, вся ее жизнь – суровая, чуть заволокнутая слезой, но просиянная. Безбрежный океан любви к Богу, обоняемость, музыкальность рассказа. Симфония на тему о человеческой жизни, написанная так свободно, что похоже на импровизацию.

1910 годы: Сестра, Гость, Спокойствие, Изгнание. Продолжение чеховской линии, герои тонко чувствуют мир, но не могут справиться с тоской. Герои – созерцатели, фаталисты. Сестра: нам дано жить в тоске и скорби, но быть твердыми. Любовь ко всему живому, вера в лучшее, поэтизирует мягкость характеров.Голубая звезда (1918) – повесть, писалась до революции, итог его дореволюционной прозы. Воплощение мечты об утонченной душе, прикоснувшейся к божественной правде и в то же время осталась незапятнанной. Люди счастливый в земной ограниченности (Наталья Григорьевна): порядок, полезность. Мучающиеся – Анна Дмитриевна, несущие крест – Никодимов, текущие по жизни – Ретизанов. Машура – первая из центральных героинь, умеет сделать выбор. Главный герой выше их всех, ему дано познать жизнь (Христофоров): детские глаза, не реагирует на упреки, он созерцатель. Любовь к миру связана с голубой звездой Вегой, он обречен на одиночество, но всех любит одинаково. Машура для него воплощение живого начала, но он любит ее по –христиански, любит земные радости, все воспринимают его как исключительного человека. Противопоставляет любви земной и звездную (отголосок вечной женственности Соловьева). В конце он чувствует всегдашнюю надежду и всегдашнюю безнадежность. Прикосновение к Прекрасному – соединение жизни земной и небесной, главное – духовная сила. Изображение реалий 1915-1917 годов: детальное изображение московских улиц, магазинов, Большого театра, Третьяковской галереи. Образ Христофорова получил дальнейшее развитие в «Странном путешествии» (1926).Алексей Михайлович Ремизов (1877 – 1957)

Был далек от партии, но попал в ряды демонстрантов, был исключен из университета и сослан в Вологду. Человек, который верил в мечту. Начинает печататься в 1907 году.Крестовые сестры (повесть). Главный герой – Петр Маракулин, объединяет все множество персонажей, изначально испытывает огромную любовь к людям. Его увольняют (несправедливо), он настраивается на 1. терпение, 2. забудь, 3. не думай. Человек человеку бревно. Друг Плотников его предает. Реминисценции Достоевского (Преступление и наказание): генеральша Холмогорова – вошь, гуляет по Фонтанке со складным стульчиком (боится воров). Желание только видеть, слышать, чувствовать. Судьбы всех женских персонажей (все распяты на одном кресте страданий). Образ вселенского страдания. Окумовна (обвиноватить никого нельзя). Воплощение всепрощения. Верочка – воплощение жгучего одиночества, становится продажной женщиной. Анна Степановна – ее обманул муж, «Чего хочет человек, душу которого изнасиловали». Не только сочувствие, но и гнев. Вера Николаевна (учительница) не может закончить образование. Глаза – зажженные костры бродячей древней Руси. Их черта – жертвенность, пассивность. Евгения Александровна (мать Маракулина) – объясняет всю жертвенность и пассивность. Помогала революционеру, он ее изнасиловал, это продолжается на протяжении всей ее жизни. «На меня слепых бросало» - обладает слепящей сутью. Маракулин выходит к новому пониманию: Если бы люди замечали друг друга, железное вердце могло быть и не нужно. Девочка Вера (которую опекает Окумовна). Образ Петербурга (двуплановость) – «свадьбы, покойники, драмы, мордобой, караул, участок». Кошка Мурка, упала с верхнего этажа и ее накормили стеклом. «Воздуха дайте!». Безвоздушный двор. В финале Маракулин ходит по Петербургу и все время попадет в тупик. Мотив смерти – осколки будничных картин. Изображение сновидения: «Времена созрели, исполнилась чаша греха и наказание близко». На камнях выросли зеленые березки, Маракулин к ним потянулся и упал из окна. Произведение близко к символистам, прозе Андрея Белого. Тема апокалипсиса, идея преображения через общее искупление, отчитывается перед Медным всадником за жизнь людей. Особая ритмика повести, орнаментальная проза.

1912 – Пятая язва (повесть). Изображается русская провинция, сказовая манера, разговорный язык, тема уродливости и бессмысленности жизни. Святой старец лечит женщин блудом, мужики пьют отраву, библиотека рядом с уборной, у исправника ослиные уши, бабка рождает черта. Палуба, губительство, тля, запустении – 4 язвы городка. Следователь Бобров – истребитель рода человеческого, не подвластен порокам, обладает творческим началом. Книга его - обвинительный акт русскому народу, Древняя Русь падала, но вставала, с эпохи Ивана Грозного пошло беззаконие. В финале вопрос: Россию? Бобров осмысливает только юридическую сторону разложения, он – вольный страдалец, подвижник.

 

Билет 20.

1. Становление романтизма в лирике А.С. Пушкина 10-х – первой половины 20–гг. Х1Х века. Патриотические, социально-политические идеи. Романтическая символика в поэзии. В 1817 П. заканчивает Лицей. Начинается новый период - Петербургский (1817 – 1820).Первые 2 года его в Петербурге он мало пишет. Пишет серьезные произведения в духе гражданского романтизма. Ода «Вольность» (1817) – политическая вера молодого П.. Он верит в свободу и ждет ее. Свобода у него не юношеский порыв, а глубокое убеждение. Свобода возможна лишь в тесном сочетании с законом. «Лишь там над царскою главою народов не легло страданье, где крепко с вольностью святой законов мощных сочетанье». Государь дожжен быть ограничен законом. Эта ода написана в подражание Радищеву и Державину. П. за конституционную монархию. От Радищева трактовка жанра: тоже посвятил оду вольности. От Державина – архаический стиль, возвышенный торжественный язык. «Вольность» обозначает поворот к гражданской теме. Политический стих «Сказки» (политическая сатира). «К Чаадаеву» (1818): Любви, надежды, тихой славы/Недолго нежил нас обман,/Исчезли юные забавы,/Как сон, как утренний туман;/Но в нас горит еще желанье,/Под гнетом власти роковой/Нетерпеливою душой/Отчизны внемлем призыванье./П. в этом стихе выражает политический протест декабристов («отчизна», «вольность святая», «товарищ», образ звезды - самый сильный декабристский). В этом послании молодой образ мысли («нетерпеливого душой», «мы ждем с томленьем упованья», «пока свободою горим»). «Деревня» (1819). Намечается внутренний кризис П., ему хочется деревенской жизни. «Петербург душен для поэта, я жажду краев чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу». Но это не творческий кризис. Он хочет писать о другой жизни. 2 части в стихе: 1. идиллическая, 2. обличительная, сатирическая. традиционный образ в европейской лит.-ре деревни – райский уголок, мирный край –буколическая лит.-ра. Первая часть в этом духе. 2 я в духе Радищева. П. пишет этот стих под впечатлением Михайловского. 2я часть не была опубликована до 18170. Пушкин ждет изменения жизни сверху.Поэма «Руслан и Людмила»Задумал в лицее, работает с 1818, завершил в 1820. В 1828 доработал текст и написал пролог. Это этапное пушкинское произведение – закончилась юность, начало молодости. С 1820- в РЛ пушкинский период. По жанру это шуточная, ироническая поэма –сказка, предромантическое произведение. Богданович «Душенька», Жуковский «12 спящих дев» (шуточные поэмы). Но у П. иная поэма. «В этой поэме все было ново: и стихи, и поэзия, и шутка, и сказочный характер, вместе с серьезными картинами» (Белинский). Эта поэма о далеком прошлом: «дала давно минувших дней..». Сам П. называл это произведение сказкой – на первом месте здесь сказочное, фольклорное начало: русский быт, дух, жизнь. Сюжет и фабула сказочные: похищение невесты, ее поиски, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения и счастливый конец. Но внутри поэт сталкивает сказочность с пушкинской современной жизнью, реальным бытом. Руслан встречает в поле голову, сравнение с ошиканным актером, герои далеки от фольклорных образов, Руслан больше похож на романтического рыцаря. Людмила не похожа на статных, величественных, умных героинь русских сказок, а на легкомысленную барышню пушкинских времен. Новым был и образ автора – это молодой человек конца 20х г.г., веселый и беспечный, но и разочарованный, усталый. Это пока не пушкинский портрет. Без образа автора вся поэма рассыпается. Эта поэма –шаг в обретении творческой свободы.Южная ссылка (1820-1824).В апреле 1820 сильная опала обрушилась на П. из-за эпиграммы. За П. вступились Гнедич, Карамзин, Чаадаев. Отправлен поэтому не в Сибирь, а на юг, по службе – бороться с саранчой. Переживает творческий подъем. Это творчество носит романтический характер. Он становится вождем русского романтизма (он в духе Байрона). П. ощущает себя, как и Байрон, изгнанником. П. создает лирику и южные поэмы. 1. Элегия «Погасло дневное светило» (1820) – создано на юге, ночью, на корабле по пути в Гурзуф. Романтическая атмосфера: юг, ночь, корабль. НА этом фоне раскрывается личность поэта. Этот поэт вспоминает о своем прошлом и высказывает свои чувства. Прошлое не радостное, оно его гнетет. Молодость – «отцветшая». Товарищи – «минутной младости минутные друзья». Женщины – «изменницы младые». Вся жизнь «желаний и надежд пленительный обман». Герой старается порвать с прошлым: «искатель новых впечатлений я вас бежал отечески края». Грусть светлая, герой смотрит вперед с надеждой на будущее. Преобладает порыв, надежда на будущее. Число 3 – божественная гармония –звучит трижды «шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан» -эти слова передают главное чувство элегии. У П. соединены грусть и надежда, темное и светлое. Элегия – основной жанр периода. Пишет много: «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Увы, зачем она блистает» (1820), «Я пережил свои желания» (1812), «Гроб юноши» (1821), «Наполеон» (1821), «К Овидию» (1821), «Таврида» (1822). В них главный образ поэта, его судьба. Он жертва любви трагической, измены, клевета. Это человек надломленный и трагический. Имя Овидия часто употребляется в элегиях. Овидий Публий Назон - древнеримский поэт, жил в удивительное время. Он жил на стыке эр (1век до нашей и нашей эры). Себя П. часто сравнивает с ним. Овидий был сослан в ссылку по приказу императора Августа на берега Черного моря в устье Дуная, в город Томы. Он писал «Скорбные элегии». В этом произведении Овидий сетовал на свою судьбу, просил императора вернуть его на родину – но не услышан. П. оказался примерно в тех же краях. Он находит много общего с Овидием. В южной лирике П. всё более острым становится конфликт поэта с окружающим миром. Он приобретает крайние формы: бегства, мести, борьбы. Он сравнивает судьбу поэта с участью орла в стихе «Узник». Этот стих написан после посещения кишиневской тюрьмы. Появляются образы бунтарей и мстителей: баллада «Черная шаль» (1820), стих «Кинжал» (1821), «Дочери Карагеорги» (1820). Карагеоргий – один из греческих вождей. Участвовал в борьбе с турками за свободу Отечества. Убил отца и брата, т.к. они отказались примкнуть к освободительному движению. Образ романтический, высокий, противоречивый. П. волнует фигура и образ Наполеона. У него сложный и противоречивый характер. В элегии «Наполеон», с одной стороны, он тиран, «презревший человечество», до упоения утолил «жажду власти». Называет его также «великим человеком», «изгнанником Вселенной», на его могиле луч бессмертия горит. Наполеон у него разный. С этими сильными личностями П. связывает свои освободительные надежды. Он становится революционером. Сблизился с декабристами (в т.ч. с Пестелем). Участвовал в заседании общества в селе Калинка, но его не приняли. Он пишет стих с революционным содержанием «Кинжал» (1821) – идея борьбы. Революционные настроения были недолгими. П. хотел убежать в Грецию и участвовать там в восстании. Но оно было подавлено. В 1823 пишет незаконченный стих «Кто волны вас остановил?» (1823) - трагическая символика. Трагически переживает спад движения в Греции. « Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий, кто пруд, безмолвный и дремучий в поток мятежный обратил?» Он приходит к выводу об инертности народа, о его покорности – стих «Свободы сеятель пустынный» (1823) –о неспособности людей не только бороться за свободу, но и принять ее. Эта инертность масс – препятствие на пути мятежных одиночек. П.приходит к тому, что даже великие личности нем могут изменить мир. П. переосмысливает облик героя - индивидуалиста и осуждает этих людей за эгоизм, высокомерие и презрение к людям – стих «Демон» (1823). Демон – прекрасный ангел. Из-за гордыни восстал против Бога, низвергнут и увлек за собой 1/3 небесного царства. П. осуждает это существо. Отстраняется о него. Подобный взгляд на индивидуалиста означает, что П. начинает преодолевать романтическое отношение. Начинает складываться его реалистический метод. Элегия «К морю» (18240 – как прощание с романтизмом. Завершено в Михайловском. Море – живое существо. П. разговаривает с ним –доверительный тон. Рассказывает ему о замысле побега в Грецию, о любви к Воронцовой. Море – символ безграничной свободы, с ним связаны Наполеон (его могила на острове) и Байрон (певец моря), но их время прошло, они свергнутые кумиры. Даже великая личность не может изменить жизнь. Но в конце стиха обещает морю сохранить память о нем и свой идеал романтической свободы.

2.«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Принципы сатирической сатиры. «История одного города» — одно из центральных произведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869-1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Основными средствами сатирического обличения действительности в произведении являются гротеск и гипербола. В жанровом отношении оно стилизовано под историческую хронику. Образ автора-повествователя назван в нем «последним архивариусом-летописцем».Начинается повесть со слов автора, представляющегося исключительно издателем, который якобы нашёл настоящую летопись с рассказом о вымышленном городе Глупове. После небольшого вступления от лица вымышленного летописца идёт рассказ о «корни происхождения глуповцев», в котором автор даёт первые зарисовки сатиры на исторические факты. Но собственно основная часть повествует о самых выдающихся градоначальниках города Глупова.Дементий Варламович Брудастый, восьмой градоначальник Глупова, правил очень непродолжительный срок, но оставил заметный след в истории города. Он выделился среди других тем, что не был обыкновенным человеком, а в голове вместо мозга у него был странный приборчик, выдававший одну из нескольких запрограммированных в него фраз. После того, как об этом стало известно, начались междоусобицы, приведшие к свержению градоначальника и началу безвластия. За недолгий срок в Глупове сменилось шесть правительниц, которые под разными предлогами подкупали солдат, чтобы захватить власть. После в Глупове воцарился на много лет Двоекуров, образ которого напоминал Александра I, потому что он, оробев, не выполнил какого-то поручения, из-за чего всю жизнь грустил.

Пётр Петрович Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, градоначальник «предприимчивый, легкомысленный и увлекающийся», подверг город за время своей власти голоду, пожару, а умер от обжорства, когда отправился в путешествие по подконтрольным ему землям, чтобы почувствовать себя подобным императорам, совершавшим путешествия по стране.Но дольше всех правил Глуповым Василиск Семёнович Бородавкин, за время своей власти подвергший уничтожению Стрелецкую и Навозную слободы. По своей направленности роман является сатирой на многих исторических персон Российской империи и на некоторые события указанной в Описи Градоначальников эпохи.

Сам Щедрин говорил:«Если бы я действительно писал сатиру на XVIII век, то, конечно, ограничился бы „Сказанием о шести градоначальницах“»

Но кроме явных параллелей в Сказании о шести градоначальницах, которое содержит аллюзии на императриц XVIII века Анну Иоанновну, Анну Леопольдовну, Елизавету Петровну и Екатерину II и их приход к власти через дворцовые перевороты, в повести большое количество пародий на других исторических деятелей той эпохи — Павла I, Александра I, Сперанского, Аракчеева и других. В мультфильме, снятом по мотивам произведения, в качестве города Глупова выступает реальный город Кострома: показаны существующие и существовавшие в описываемую эпоху здания (например, пожарная каланча).

3.Романы Г. Газданова «Вечер у Клэр», «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа»: человек и история, особенности повествовательного мастерства. Анализ одного произведения.«Вечер у Клэр»Он создавался в тяжелое время. Все это было обусловлено социальными, политическими проблемами. Вера в лучшее будущее, стремления к изменениям — основные и значимые черты. Все это не могло не отразиться и на литературном процессе. «Вечер у Клэр» представляет собой роман — воспоминание, написанное в 1929 году. В романе нет деления на главы, но его можно разделить на 2 части:

1. События, происходившие до встречи с Клэр;

2. Воспоминания периода гражданской войны (важными здесь являются персонажи, которых встречает Николай).

Каждый период жизни имеет свой тематический центр:

1. Смерть отца;

2. Обстановка в кадетском корпусе, которая передается посредством описания сна;

3. Клэр;

4. В центре — бронепоезд, который символизирует мотив «постоянного отъезда», стремления к изменениям, познанию нового.

Повествование в романе ведется от первого лица. Отсутствуют автобиографические данные. Есть вступительная часть, при помощи которой автор вводит читателя в основную сюжетную канву

Повествование ведется не в момент, когда описываются события, а в более поздний период времени. Хронологически это время не уточняется. События, описываемые в романе, имеют место в прошлом и представляют собой воспоминания. Хотя действия происходят в прошлом, но автор часто отсылает к настоящему временному действию, используя наречие «теперь». Временное построение не сбивает хронологического времени, но так как для романа характерны разнообразные анахронизмы и повторы, то они прерывают повествование рассуждениями героя. В романе отсутствуют точные временные обозначения, нет точности в хронологии событий, все приблизительно. Важную роль играет наречие «однажды». Временной контекст, в котором создавался роман — литература русской эмиграции, где основной мотив — воспоминание.

Пространство в романе:

1. реальное (то, что происходило в реальной действительности);

2. ирреальное (находит отражение в представлениях Николая. Например: фантазии Николая о Японии, Борнео, Суматре).

«Вся жизнь моя была залогом / Свиданья верного с тобой» — этот эпиграф, взятый из письма Татьяны Онегину в романе А. С. Пушкина, относится к любовной интриге Николая и Клэр. Эти слова являются прямым показателем чувственных переживаний героя, которые составляют основную интригу романа. Параллель с чувствами главных героев (чувства Татьяны обречены на провал, как и чувства Николая обречены на печальный исход).

Николай — главный герой, человек, стремившийся к познаниям, совершенствованию, но в то же время он поглощен воспоминаниями о прошлом, не имея конкретных целей в настоящем. Николай живет в собственном мире, поглощен своими собственными мыслями, в которых ищет утешение в ответ на потери (смерть отца, сестер). Встреча с Клэр преображает героя. Николай влюбляется в нее. Даже долгая разлука (они не видятся 10 лет) не смогла убить чувства.

В романе ярко заявлена тема Гражданской войны, в которой решается вопрос, на какую сторону нужно перейти: за красных или за белых. Но Николай воюет за белых, так как «они побеждаемые». Все оказывается ненужным бесплодным. Для героя эта война — познание, стремление ощутить вкус новой, неизвестной для него жизни. Все оказывается бессмысленным, когда жизнь сводится к одним грезам, мечтам и воспоминаниям.

Н. Оцуп замечает, что большое влияние на Газданова оказал Пруст. Он полагал, что у писателя, как и у Пруста, главное место занимает душа автора, его память о прошлом представляет результат событий настоящего. Г. Адамович считает, что автор был под влиянием не только Пруста, но и Бунина. Он старается показать жизнь такой, какая она есть, не прибегая к вымыслу.

 

Билет 21.

1. Лирика А.С. Пушкина второй половины 20–30-х гг. Х1Х века. Философские идеи, нравственный пафос лирики. Подекабристская. Человек ушел в себя. Усилено развитие философского начала. Что такое поэт и поэзия? Какова ее роль и поэта? Самая главная мощная тема. Цикл стихов о поэзии: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». Общее решение темы. «Пророк» (1826) – стих в библейском стиле, отходит к библейским сказаниям. Пророки: Илия, Елисей, Иеримма, Даниил- еще до рождения Христа знали о нем всё. В минуту творчества для поэта открыто небо. О встрече, которая была в жизни человека. Настаивают на том, что эта встреча с серафимом у П. действительно была, действительно происходила. К немыслимым вершинам человек проходит через страдания и муки. 1. Духовная жажда. Нет дух. опоры в жизни, нет стержня. Встреча с ангелом. Преображение- нагнетание страдания и боли (звон в ушах, вырванный язык). После того, как эти страдания пережил, к человеку обращается Бог. Он дает пророческий дар. «Поэт» (1827):» Пока не требует поэта/ К священной жертве Аполлон,/В заботах суетного света/Он малодушно погружен;/Молчит его святая лира;/Душа вкушает хладный сон,/

И меж детей ничтожных мира,/Быть может, всех ничтожней он./» 2 части: 1. обыденная жизнь, повседневность, поэт может быть хуже любого из людей, 2. когда же минута творчества –пророком становится поэт.

«Поэт и толпа» (1828). Разные оценки творчества. 2 силы, которые сталкиваются в этом стихе. Диалог поэта и толпы. Толпа пеняет поэту за бесполезность его песен: «Как ветер песнь его свободна, зато наивна и бесплотна, какая польза нам от ней». Польза нужна конкретная, материальная. Поэт утверждает иное понимание пользы6 поэзия в своей кажущейся бесполезности есть высшее и свободное служение людям. Это служение имеет не сиюминутный результат, а вечную цель. Ответ: «Не для волнения, не для корысти, не для битв –мы рождены для вдохновения, для звуков сладких и молитв». Философское и социальное значение. Поэт не должен никого обслуживать. Стихи о жизни и смерти. «Брожу ль я вдоль улиц шумных»(29):«Брожу ли я вдоль улиц шумных,/

Вхожу ль во многолюдный храм,/Сижу ль меж юношей безумных,/Я предаюсь моим мечтам./»,

«Элегия» (30), «Тебе я место уступаю: мне время тлеть, тебе цвести» - гуманность. Смысл жизни не в удовольствиях, а в страданиях. В них он возвышается, взрослеет, мудреет. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» - работа ума и сердца. Остро социальные произведения: «Стансы» (26). Впечатление от встречи с Николаем 1. Политический идеал просвещенного монарха (сравнение с Петром1) Учит его царствовать на примере Петра. Гордо говорит, как равный. Открывает это произведение Петровский цикл. «Послание в Сибирь» , «Арион» (27). Тема верности дружбе, идеям свободы. Заметный интерес к бытовой лирике. Тяга к реализму. «Зима, что делать нам в деревне?» (29). Подвиг жизни П. в Павловском, у Вульфов. «Румяный критик мой» (30). О быте. П. отстаивает реалистическую эстетику. В этот же период продолжает писать стихи в народном стиле «Уродился я недоносок», «Утопленник». Пишет о чужой народности, научился ее изображать. Ни разу не был за границей Пушкин. «Я здесь, Иназилья» (30) –колорит испанской жизни.

 

2. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Социальная и философско-этическая проблематика. Реализм позднего Толстого. В окружном суде с участием присяжных заседателей слушается дело о похищении денег и отравлении, повлёкшем смерть купца Смелькова. Среди троих обвиняемых в преступлении предстает мещанка Екатерина Маслова, занимающаяся проституцией. Маслова оказывается невиновной, но, в результате судебной ошибки, её приговаривают к четырём годам каторги в Сибири.На суде, в числе присяжных заседателей, присутствует князь Дмитрий Нехлюдов, который узнает в подсудимой Масловой девушку, около десяти лет назад, соблазненную и брошенную им. Чувствуя свою вину перед Масловой, Нехлюдов решает нанять для неё известного адвоката, подать дело к кассации и помочь деньгами.Поразившая Нехлюдова несправедливость в суде и отношение к этому чиновников вызывают в нём чувство гадливости и отвращения ко всем людям, с которыми ему в этот день, после суда, приходится видеться и, особенно, к представителям того высшего общества, которое окружает его. Он думает поскорее отделаться от присяжничества, от окружающего его общества и уехать за границу. И вот, рассуждая над этим, Нехлюдов вспоминает Маслову; сперва арестанткой — какой он её видел на суде, а затем, в его воображении, одна за другой, начинают возникать минуты, пережитые с нею.Вспоминая свою жизнь, Нехлюдов чувствует себя мерзавцем и негодяем, и начинает сознавать, что всё то отвращение к людям, которое он испытывал весь этот день, по сути было отвращением к самому себе, к той праздной и скверной жизни, которую он вёл и, естественно, находил для себя общество людей, ведущих такую же жизнь, как и он. Желая во что бы-то ни стало, порвать с этой жизнью, Нехлюдов больше не думает о загранице — которая была бы обычным бегством. Он решает покаяться перед Катюшей, сделать всё, чтобы облегчить её судьбу, просить прощения«как дети просят», и если нужно будет, тогда жениться на ней.В таком состоянии нравственного прозрения, душевного подъема и желания каяться, Нехлюдов приходит в острог на свидание с Катюшей Масловой, но, к удивлению и ужасу своему, видит, что та Катюша, которую он знал и любил, давно умерла, её «не было, а была одна Маслова» — уличная девка, которая смотрит на него, блестящими «нехорошим блеском» глазами, как на одного из своих клиентов, просит у него деньги, а когда он их передаёт и пытается высказать то главное, с чем он пришёл, она вовсе не слушает его, пряча от надзирательницы взятые деньги себе за пояс.«Ведь это мертвая женщина» — думает Нехлюдов, глядя на Маслову. В его душе, на мгновение, просыпается «искуситель», который говорит ему, что уже ничего он с этой женщиной не сделает и надо лишь дать ей денег и оставить её. Но это мгновение проходит. Нехлюдов побеждает«искусителя», оставшись твёрдым в своих намерениях.Наняв адвоката, Нехлюдов составляет кассационное прошение в сенат и уезжает в Петербург, чтобы самому присутствовать при рассмотрении дела. Но, несмотря на все его усилия, кассация отклоняется, голоса сенаторов разделяются и приговор суда остаётся без изменения.Вернувшись в Москву, Нехлюдов привозит с собой, для подписи Масловой, прошение о помиловании на «высочайшее имя», в успех которого он уже не верит и, через несколько дней, вслед за партией заключенных, с которой этапируется Маслова, отправляется в Сибирь.На время продвижения по этапам, Нехлюдову удается выхлопотать перевод Масловой из отделения уголовных заключенных к политическим. Этот перевод улучшает её положение во всех отношениях, а сближение с некоторыми из политических заключенных оказывает на Маслову «решительное и самое благотворное влияние».В течение всего повествования Толстой постепенно «воскрешает» души своих героев. Ведёт их по ступеням нравственного совершенствования, возрождая в них «духовное существо» и вознося его над «животным». Это «воскресение» открывает для Нехлюдова и Масловой новое миропонимание, делая их участливыми и внимательными ко всем людям.В конце романа, партия Масловой, пройдя около пяти тысяч вёрст, прибывает в крупный сибирский город, с большой пересыльной тюрьмой. В почтамт этого города стекалась вся почта, которая шла из центра России Нехлюдову (находясь в постоянном движении по этапам, он просто не мог получать писем). Разбирая почту, Нехлюдов находит письмо своего друга юности Селенина. Вместе с письмом Селенин высылает Нехлюдову копию официальной бумаги с помилования Масловой, согласно которой каторжные работы заменяются ей поселением в Сибири.С известием о помиловании Нехлюдов приходит на свидание с Масловой. На этом свидании он говорит ей, что как только получится официальная бумага, они смогут решить, где поселиться. Но Маслова отказывает Нехлюдову. За время своего пребывания с политическими заключёнными, она близко познакомилась с ссылаемым в Якутскую область Владимиром Симонсоном, который влюбился в неё. И, несмотря на то, что Нехлюдов был и оставался единственным мужчиной, которого она по-настоящему любила, Маслова, не желая более жертвы Нехлюдова и боясь, что она испортит ему жизнь, выбирает Симонсона.Простившись с Масловой, Нехлюдов обходит тюремные камеры острога вместе с путешествующим англичанином, в качестве его переводчика, и только поздним вечером, в уставшем и подавленном состоянии, возвращается в номер своей гостиницы. Оставшись один, Нехлюдов вспоминает всё виденное им за последние месяцы: то "страшное зло, которое он видел и узнал в кабинетах чиновников, в судах, в тюрьмах и т.д.; зло которое «торжествовало, царствовало, и не виделось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его». Всё это теперь поднимается в его воображении и требует разъяснения. Устав думать над этим, Нехлюдов садится на диван и «машинально» открывает Евангелие, подаренное ему англичанином.

Читая Евангелие, Нехлюдов не спит всю ночь, "как губка воду" впитывая «в себя, то нужное, важное и радостное, что открывалось ему в этой книге»и находя для себя ответы на все мучавшие вопросы. Таким образом, заканчивая свой роман, в последней главе его, Лев Толстой, устами Дмитрия Нехлюдова, высказывает свой взгляд на христианское учение. Принцип контраста, подчеркивающий несправедливость системы, построенной на социальном неравенстве, определяет композицию всего произведения. Уже в начале романа мы видим жизнь природы и жизнь города, мрачную тюрьму и весеннее небо, грязные камеры и роскошную квартиру Нехлюдова. Контрастно все: и внешний облик явлений, и их сущность, и звуки, и краски, и запахи. Мы вдыхаем то свежий, живительный воздух полей, принесенный ветром в город, то воздух темного вонючего коридора тюрьмы. Толстой постепенно обнажает социальные пороки. Сначала-частный случай: судебная ошибка, бездушие судей, которые соблюдают лишь форму, установленный порядок, забывая о главном - о человеке. Далее в действиях московского губернатора, в среде высшей петербургской бюрократии мы видим то же забвение человека, тот же формализм в более широких масштабах. Толстой рисует бездушную, слепую бюрократическую машину, которая давит живых людей, действуя с холодной точностью и тупым расчетом.

3. Поэзия Н. Гумилева. Философско-эстетическая проблематика. Своеобразие художественного мышления, стиля. Анализ одного сборника лирики. Его имя было реабилитировано только в 1987 году. 9 поэтических сборников: 1905 – Путь конквистадоров, 1908 – Романтические цветы, 1910 – Жемчуга, 1912 – Чужое небо, 1916 – Колчан, 1918 – Костер, Фарфоровый павильон, 1921 – Шатер, Огненный столп. Второе название акмеизма – адамизм ( происходит от Адама). Простые начала противопоставлены изломанной психике. На раннем этапе (первые 2 сборника) сформировались установки: 1. мифопоэтическое представление об искусстве как об эстетическое магии. 2. воля к творчеству (мужественное преодоление, воля), 3. расширение границ творчества.

Неизмеримо глубже, многограннее и бесстрашнее воплощены уже знакомые духовные коллизии в произведениях «Огненного столпа». Каждое из них — жемчужина. Вполне можно сказать, что своим словом поэт создал это давно им искомое сокровище. Такое суждение не противоречит общей концепции сборника, где творчеству отводится роль священнодействия. Разрыва между желанным и свершенным для художника не существует.

Стихотворения рождены вечными проблемами — смысла жизни и счастья, противоречия души и тела, идеала и действительности. Обращение к ним сообщает поэзии величавую строгость, чеканность звучания, мудрость притчи, афористическую точность. В богатое, казалось бы, сочетание этих особенностей органично вплетена еще одна. Она исходит от теплого, взволнованного человеческого голоса. Чаще — самого автора в раскованном лирическом монологе. Иногда — объективированных, хотя весьма необычно, «героев». Эмоциональная окраска сложного философского поиска делает его, поиск, частью живого мира, вызывая взволнованное сопереживание.

Чтение «Огненного столпа» пробуждает чувство восхождения на многие высоты. Невозможно сказать, какие динамичные повороты авторской мысли больше тревожат в «Памяти», «Лесе», «Душе и теле». Уже вступительная строфа «Памяти» поражает нашу мысль горьким обобщением:

Только змеи сбрасывают кожи.

Чтоб душа старела и росла,

Мы, увы, со змеями не схожи,

Мы меняем души, не тела.

Затем читатель потрясен исповедью поэта о своем прошлом. Но одновременно мучительной думой о несовершенстве людских судеб. «Память»:

Я — угрюмый и упрямый зодчий

Храма, восстающего во тьме,

Я возревновал о славе Отчей

Как на небесах, и на земле.

А от него — к мечте о расцвете земли, родной страны. И здесь, однако, еще нет завершения. Заключительные строки, частично повторяющие изначальные, несут новый грустный смысл — ощущение временной ограниченности человеческой жизни. Симфонизмом развития обладает стихотворение, как и многие другие в сборнике.

Редкой выразительности достигает Гумилев соединением несоединимых элементов. Лес в одноименном лирическом произведении неповторимо причудлив. В нем живут великаны, карлики, львы, появляется «женщина с кошачьей головой». Это «страна, о которой не загрезить и во сне». Однако кошачьеголовому существу дает причастие обычный кюре. Рядом с великанами упоминаются рыбаки и... пэры Франции. Что это — возвращение к фантасмагориям ранней гумилевской романтики? Нет, фантастическое снято автором: «Может быть, тот лес — душа моя...» Для воплощения сложных запутанных внутренних порывов и предприняты столь смелые ассоциации. В «Слоненке» с заглавным образом связано трудно связуемое — переживание любви. Она предстает в двух ипостасях: заточенной «в тесную клетку» и сильной, подобной тому слону, «что когда-то нес к трепетному Риму Ганнибала». «Заблудившийся трамвай» символизирует безумное, роковое движение в «никуда». И обставлено оно устрашающими деталями мертвого царства. Более того, с ним тесно сцеплены чувственно-изменчивые душевные состояния. Именно так донесена трагедия человеческого существования в целом и конкретной личности. Правом художника Гумилев пользовался с завидной свободой, и главное, достигая магнетической силы воздействия.

Поэт как бы постоянно раздвигал узкие границы стихотворения. Особую роль играли неожиданные концовки. Триптих «Душа и тело» будто продолжает знакомую тему «Колчана» — лишь с новой творческой энергией. А в финале — непредвиденное: все побуждения человека, в том числе и духовные, оказываются «слабым отблеском» высшего сознания. «Шестое чувство» сразу увлекает контрастом между скудными утехами людей и подлинной красотой, поэзией. Кажется, что эффект достигнут. Как вдруг в последней строфе мысль вырывается к иным рубежам:

Так, век за веком — скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства,

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

Построчные образы чудесным совмещением



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.018 с.)