Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель критика — «поссорить» писателя с молодым поколением — была достигнута.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В журнале “Русское слово” в 1862 году появляется статья Д. И. Писарева “Базаров ”. Критик отмечает, что Тургенев испытывает “невольную антипатию к этому направлению мысли”. Критик открыто симпатизирует Базарову, его сильному, честному и суровому характеру. Он считал, что Тургенев понял этот новый для России человеческий тип "так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов".Критическое отношение автора к Базарову воспринимается критиком как достоинство, так как “со стороны виднее достоинства и недостатки”. “Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша... По поводу сцен с Ситниковым и Кукшиной он замечает: “Многие из литературных противников “Русского вестника” с ожесточением накинутся на Тургенева за эти сцены”. Писарев убежден, что настоящий нигилист так же, как и Базаров, должен отрицать искусство, не понимать Пушкина, быть уверенным, что Рафаэль “гроша медного не стоит”. В 1862 году, в четвертой книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М. и М. М. Достоевскими, выходит статья Н. Н. Страхова, которая называется “ И. С. Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден, что роман — замечательное Достижение Тургенева-художника. Образ же Базарова критик считает крайне типичным. Искусство всегда носит в себе характер примирения, тогда как Базаров вовсе не желает примириться с жизнью. У Д. И. Писарева Базаров — герой, у которого слово и дело сливаются в одно целое, то у Страхова нигилист все еще герой “слова”. Страхов уловил вневременной смысл романа, сумев подняться над идеологическими спорами своего времени. На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков. В своей статье “ Базаров и Обломов ” он пытается доказать, что, несмотря на внешнее отличие Базарова от Обломова, “ зерно заложено одно и то же в обеих натурах ”. В 1862 году в журнале “Век” выходит статья неизвестного автора “Нигилист Базаров ”. Посвящена она прежде всего анализу личности главного героя: Что же касается нигилизма, неизвестный критик заявляет, что отрицание Базарова не имеет под собой основы, “для него нет причин”. А. И. Герцен “Еще раз Базаров” главным объектом полемики становится не тургеневский герой, а Базаров, созданный в статьях Д. И. Писарева. “Верно ли понял Писарев тургеневского Базарова, до этого мне дела нет. Важно то, что он в Базарове узнал себя и своих и добавил, чего недоставало в книге”, — писал критик. Кроме того, Герцен сравнивает Базарова с декабристами. В конце десятилетия в полемику вокруг романа включается сам Тургенев. В статье “По поводу “Отцов и детей ” он рассказывает историю своего замысла, этапы публикации романа, выступает со своими суждениями по поводу объективности воспроизведения действительности: “...Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями”. Вспоминая о работе над образом Базарова, Тургенев в 1876 г. писал М.Е.Салтыкову-Щедрину: «Не удивлюсь, впрочем, что Базаров остался для многих загадкой; я сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал. Тут был — не смейтесь, пожалуйста, — какой-то фатум, что-то сильнее самого автора, что-то независимое от него. Знаю одно: никакой предвзятости мысли, никакой тенденции во мне тогда не было».
3. Творчество Б.Л. Пастернака. Своеобразие лирико-философской поэзии (анализ одного из циклов). Роман «Доктор Живаго»: философско-нравственная проблематика, своеобразие жанра и стиля. Бори́с Леони́дович Пастерна́к (29 января [10 февраля] 1890, Москва — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) — русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958) «Быть знаменитым некрасиво» Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он - поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака - "живая жизнь". Она - мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение:Казалось альфой и омегой, -Мы с жизнью на один покрой:И круглый год, в снегу, без снега,Она жила, как аНет е§о,И я назвал ее сестрой. Поэтому природа в изображении Б. Пастернака - не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях "Июльская гроза", "Никого не будет в доме...", "Зимняя ночь". Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин: Во всем мне хочется дойти До самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью: Твой поход изменит местность.Под чугун твоих подков,Размывая бессловесность,Хлынут волны языков.Крыши городов дорогой,Каждой хижины крыльцо,Каждый тополь у порогаБудут знать тебя в лицо. Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: "А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить". Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры. На ранних поездах — книга стихотворений Бориса Пастернака. Издана впервые в 1943 г. в Москве. Состоит из 4-х циклов стихов: «Художник» (стихи, созданные в 1936 г.) «Летние записки» (лето 1936 г.) «Переделкино» (начало 1941 г.) «Стихи о войне» (конец 1941 г.) Циклы «Художник» и «Летние записки» («Путевые записки») были опубликованы ранее в журналах «Знамя» и «Новый мир» и включали расширенные редакции нескольких стихотворений, содержащих обращения к И. В. Сталину и Октябрьской революции. Эти стихотворения были даны в «На ранних поездах» в сокращённом виде, а «Я понял: всё живо…», непосредственно адресованное Сталину, убрано из сборника. Стихотворения «На ранних поездах» (март 1941) и «Бобыль» (июль 1941) впервые напечатаны в «Красной Нови» (1941, №№ 9-10). Железнодорожные мотивы в лирике Пастернака, представленной в этом сборнике, открывают необычную грань его таланта. Последние циклы сборника представляют новый стиль Б. Л. Пастернака, выработанный им, начиная с 40-х годов. Стиль, исходящий из представления о высокой ответственности художника за представляемый им народ и время, переосмысление отношений с природой и ощущение себя, как её части.[1] В сборнике обращения к грузинским поэтам — друзьям Б. Л. Пастернака — Т.Табидзе и П.Яшвили. Табидзе был репрессирован в 1937 г., а Яшвили тогда же застрелился, обоснованно ожидая ареста. Цикл о войне включает посвящение памяти Марины Цветаевой. Поводом послужила не только трагическая кончина Цветаевой, но и переживания Пастернака в связи с тем, что в свой смертный час она не оставила Борису Леонидовичу, с которым её связывала долгая дружба, никакой записки («В молчаньи твоего ухода Упрёк невысказанный есть»), хотя написала записку несравненно менее значимому в её жизни поэту Николаю Асееву. Стих-е «Художник» 1936 Но кто ж он? На какой арене Стяжал он поздний опыт свой? С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой. Роман «Доктор Живаго» О чем роман? Тема не отличается оригинальностью: о судьбе человека в истории, противопоставление человека и истории (Л. Толстой, М. Шолохов). Но есть принципиальное отличие. Роман не эпического характера, а лирического: все события пропущены через сознание Юрия Живаго, врача и поэта. И самое главное в этом противостоянии даже не трагедия личности, а духовный опыт героя, это познание самого себя, своего истинного «Я», попытка понять свое место в духовной иерархии. И обращение к духовному опыту жизни раздвигает сюжетные рамки романа. Более того, в момент творческого импульса к Юрию Живаго, главному герою, приходит понимание, что он является инструментом этого знания. В эти моменты он ощущает движение мировой мысли. В состоянии озарения Юрий Живаго избавляется от своего эгоизма, своей самости, чувство собственной ничтожности оставляет его. Герой Пастернака и для себя, и тем самым для всего человечества открывает секрет магии Слова, Божественного Глагола: «Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой». Эти открытия, сделанные героем романа на вершине творчества, заставляют внимательнее присмотреться к стихам Живаго - почему в них доминируют такие, казалось бы, полярные в культуре образы, как Гамлет и Христос? Уже с точки зрения Истинности два образа составляют тайну отношений между человеческим и Божественным. Гамлет - воплощение земных нравственных страданий - направляет свой взор в Вечность. Христос - воплощение Вечной Истины, Люб- ви - берет на себя все грехи человечества и добровольно восходит на Голгофу, чтобы затем,воскреснув, явить миру Славу и Величие Божие. Гамлет и Христос (человеческое и Божественное) - два полюса, которые притягиваются друг к другу, преображая, трансформируя человеческое в Божественное. Живаго открывается «мировая мысль» в момент наибольшего жизненного катастрофизма, и она преобразует устоявшиеся стереотипы, соединяет то, что в принципе нельзя соединить, но что по своей сути едино. Именно этот опыт переживания запредельного мира отливается в череде стихов Юрия Живаго, завершающих этот роман. Центральная проблема – судьбы интеллигенции в 20-м веке. Роман написан о человеке, который сумел в условиях революции, 1-ой мировой войны, гражданской войны, а потом в эпоху обезличивания сохранить в себе личность. Т.е. П. утверждал самоценность человека. В момент публикации романа наиболее острой казалась проблема авторской трактовки событий революции и войны. Главный герой видит в этом трагедию России. Эпическая структура романа - осложнена лирическим началом (субъективность). Природа одухотворена автором, и наряду с персонажами в движении сюжета участвуют пурга, метель, буря, снегопад. Пурга меняет жизнь (мотив поэмы «12»). Одна из тем – любовь (стихия, которая вторгается в жизнь человека). В худ.-фил. концепции романа природа, история, мироздание объединены. Слияние души человека и природы, единство небес, земли и человека, а это конечная цель истории. Смерть не воспринимается как непроходимая граница между живым и мёртвым. С темой бессмертия связана проблема назначения искусства. Искусство размышляет о смерти и непрерывно творит жизнь. В центре романа – повествование о Юрии Живаго (живой). Его драма – он живёт в эпоху, когда жизнь не ценится. Живаго умирает в конце августа 1929 года оттого, что ему нечем дышать. Тоня, Лара, Павел, Юрий – их судьбы пересекаются, много случайностей, совпадений. Пастернак писал: «Мне посчастливилось высказаться полностью…» Существенная особенность поэтики романа – стихотворения Ю. Живаго, которые связаны с сюжетом романа. Не все они писались специально для р-на. «Гамлет» соотносится с обликом главного героя – право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи. «Август» - драма Лары и Юрия. Несколько автобиографичных – «Осень» и «Свидание» - посвящены Ольге Ивинской.
Билет 33.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.74.27 (0.012 с.) |