Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критика и самокритика как новая движущая сила развития, как форма борьбы между новым и старым.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из важнейших форм преодоления внутренних противоречий социалистического общества является критика и самокритика. В условиях, когда решающее значение для движения вперёд приобретает социалистическая сознательность людей, борьба с пережитками старого отношения к труду, к общественной собственности, борьба с остатками влияния буржуазной культуры и т. д., критика и самокритика становится могущественной движущей силой развития. Критика и самокритика выступает как новая диалектическая закономерность развития. В сочинениях Ленина и Сталина дано глубокое обоснование роли критики и самокритики в развитии советского общества. Ленин в своих выступлениях после Октябрьской революции настойчиво повторял, что основным фактором развития общества на новой, советской основе является самостоятельная творческая деятельность масс. Только привлечение широких масс к активному участию в строительстве нового мира может, учил Ленин, обеспечить победу социализма. В этой связи Ленин придавал колоссальное значение критике со стороны масс, критике недостатков, ошибок, бюрократизма в работе госаппарата и отдельных руководителей, поставленных волей трудящихся на те или иные общественные посты. В речи на Московской губернской партийной конференции в 1920 г. Ленин говорил: «Работа настоящего строительства — это есть применение критики и её содержание»[300]. Ленинские положения о значении критики и самокритики нашли своё дальнейшее развитие в работах и выступлениях товарища Сталина. В докладе на XV съезде ВКП(б) товарищ Сталин дал научно обоснованное определение критики и самокритики как одной из важнейших движущих сил советского общества. Указав, что борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся является основой нашего развития, товарищ Сталин сделал следующий вывод: «Не отмечая и не выявляя открыто и честно, как это подобает большевикам, недочёты и ошибки в нашей работе, мы закрываем себе дорогу вперёд. Ну, а мы хотим двигаться вперёд. И именно потому, что мы хотим двигаться вперёд, мы должны поставить одной из своих важнейших задач честную и революционную самокритику. Без этого нет движения вперёд. Без этого нет развития»[301]. В этих словах товарища Сталина дана научная формулировка диалектического закона развития советского общества. Показывая, что основой нашего развития является борьба между старым и новым, отмирающим и нарождающимся, товарищ Сталин вскрывает и новую форму, принимаемую этой борьбой в условиях советского общественного строя. Значение критики и самокритики заключается в том, что она есть форма борьбы всего передового, творческого, новаторского против всего отсталого, косного, рутинного. Значение критики и самокритики в нашем советском обществе встаёт во весь рост в свете того основного факта, что вся жизнь советского общества проникнута духом новаторства, духом творчества, созидания. Никогда ещё не было такого строя, который бы так смело и бесстрашно прокладывал новые пути развития, утверждал новое, передовое во всех областях жизни. Но новое, рождающееся в нашей жизни, может свободно возникать и развиваться, лишь опрокидывая отжившее, борясь против старого, отмирающего, которое не просто уходит со сцены, а сопротивляется, отстаивает себя. Роль и значение критики и определяется тем, что она вскрывает, обнаруживает старое, отжившее, выявляет и преодолевает противоречие между новым и старым и тем самым открывает и очищает путь для развития нового, передового. Опыт социалистического строительства в полной мере показывает эту роль и значение критики и самокритики в нашем обществе. Известно, что коммунизм может победить, лишь создав новый, неизмеримо более высокий по сравнению с капитализмом уровень производительности труда. Советский строй породил мощное движение масс, преодолевающее старый, недостаточный для перехода к коммунизму уровень производительности труда. Этим движением, этой формой борьбы за новую производительность труда являются социалистическое соревнование и стахановское движение. Но что такое социалистическое соревнование, стахановское движение? Это борьба против отсталости и косности в труде, борьба передовых рабочих и колхозников за подтягивание отстающих к уровню передовых. Это самокритика масс, честно и по-революционному вскрывающих недостатки в своём труде и преодолевающих эти недостатки путём творческого созидания более высокой производительности труда. Товарищ Сталин назвал социалистическое соревнование выражением «деловой революционной самокритики масс, опирающейся на творческую инициативу миллионов трудящихся». В социалистическом соревновании как революционной критике и самокритике масс очень ярко выступает новый характер «борьбы противоположностей» в нашем обществе, новая, особенная форма выявления и преодоления противоречий. Трудящиеся массы — хозяева своей страны, они работают не на эксплуататоров, а на себя, на своё государство и потому кровно заинтересованы в повышении производительности труда ради быстрейшего движения к коммунизму. С большой силой сказалась эта особенность нашего развития в стахановском движении. Стахановское движение было прямым выражением борьбы передовых рабочих, овладевших современной техникой, против отсталости и косности, оно было деловой критикой этой косности и отсталости высокопроизводительным трудом, прокладывающим новые пути в технике и методах производства. Как указал товарищ Сталин в своей речи на первом Всесоюзном совещании стахановцев, инициаторам этого движения пришлось на первых порах прокладывать себе дорогу «в известной мере вопреки воле администрации наших предприятий, даже в борьбе с ней». Товарищ Сталин вскрыл те противоречия, преодолением которых явилось стахановское движение. Указав, что оно развилось не постепенно, а в порядке взрыва, прорвавшего какую-то плотину, товарищ Сталин сказал: «Очевидно, что ему пришлось преодолеть какие-то препоны. Кто-то ему мешал, кто-то его зажимал, и вот, накопив силы, стахановское движение прорвало эти препоны и залило страну. В чем тут дело, кто же, собственно, мешал? Мешали старые технические нормы и люди, стоявшие за спиной этих норм. Несколько лет тому назад наши инженерно-технические и хозяйственные работники составили известные технические нормы применительно к технической отсталости наших рабочих и работниц. С тех пор прошло несколько лет. Люди за это время выросли и подковались технически. А технические нормы оставались неизменными. Понятно, что эти нормы оказались теперь для наших новых людей устаревшими»[302]. Как было преодолено это противоречие? Стахановцы своей революционной самокритикой и критикой, выразившейся в их новой производительности труда, выступили против консерватизма некоторых инженеров и техников, цеплявшихся за старое, привычное. Коммунистическая партия, чутко прислушивающаяся к голосу масс и подхватывающая всякое ценное начинание, сделала всё, чтобы дать простор стахановскому движению. Партия подвергла жесточайшей критике тех хозяйственных и инженерно-технических работников, кто не желал видеть новое, родившееся в жизни, не замечал противоречия, возникшего в процессе движения вперёд, и необходимости преодолеть его, чтобы двигаться ещё успешнее. Таким путём противоречие было преодолено, и стахановское движение, ставшее массовым движением, ныне прогрессирует, служит животворным источником роста нашего социалистического хозяйства. На этой же основе самостоятельной деятельности многомиллионных масс народа, активно творящих новую жизнь, строится вся общественная и политическая жизнь советского общества. Советская социалистическая демократия, будучи высшей и до конца последовательной формой демократизма, развязывает инициативу и энергию массы людей, прививает им чувство хозяина государства и делает человека активным борцом, гражданином с широким общественным кругозором, с широкими общественными интересами. И тут могучим оружием в руках масс, заботящихся о процветании своего государства, в руках авангарда трудящегося народа — большевистской партии, является критика и самокритика, направленная против всякого застоя и имеющая своей целью укрепление и развитие Советского государства. Механизм государственной и общественной жизни в нашей стране — Советы, являющиеся всеобъемлющими массовыми организациями трудящихся, профсоюзы, охватывающие десятки миллионов рабочих и служащих и строящиеся на основе самодеятельности самих масс, многомиллионная организация молодёжи — комсомол, воспитывающий молодое поколение в духе коммунизма и поднимающий его общественную активность, и множество других общественных организаций — весь этот механизм позволяет массам трудящихся осуществлять революционную критику и самокритику. Товарищ Сталин раскрыл важную роль критики и самокритики как средства привлечения масс к управлению государством, выработки в них навыков государственной деятельности, подъёма их культурности. Критика и самокритика развязывает активность трудящихся, даёт им возможность выявить свои способности, повышает их бдительность. На собрании актива московской организации ВКП(б) 13 апреля 1928 г. товарищ Сталин сказал по этому поводу: «А что требуется для того, чтобы развязать силы и способности рабочего класса и вообще трудящихся и дать им возможность приобрести навыки к управлению страной? Для этого требуется, прежде всего, честное и большевистское проведение лозунга самокритики, честное и большевистское проведение лозунга критики снизу недостатков и ошибок нашей работы. Если рабочие используют возможность открыто и прямо критиковать недостатки в работе, улучшать нашу работу и двигать её вперёд, то что это значит? Это значит, что рабочие становятся активными участниками в деле руководства страной, хозяйством, промышленностью. А это не может не поднять у рабочих чувство хозяина в стране, их активность, их бдительность, их культурность»[303]. Эти сталинские слова вскрывают пропасть, отделяющую буржуазную демократию от советской социалистической демократии: буржуазная демократия боится критики масс и всячески заглушает их голос, социалистическая демократия не может существовать без критики снизу и поднимает миллионы трудящихся к активной общественной и политической жизни. Большевистская партия с помощью критики и самокритики воспитывает в массах чувство хозяина страны, воспитывает активных деятелей государства. Критика и самокритика как движущая сила развития советского общества показывает одну очень важную особенность «борьбы противоположностей» в новых исторических условиях. Эта особенность состоит в том, что ведущим началом в борьбе между новым и старым является новое, передовое, прогрессивное. Конечно, и в старом, антагонистическом обществе ведущим началом, одерживающим в конце концов победу, является передовое, прогрессивное. Но в старом обществе этому передовому приходится вести ожесточённую борьбу с господствующими классами, имеющими в своём распоряжении могущественный аппарат политической власти, огромный идеологический аппарат воздействия на массы и использующими эти средства в целях поддержки всего отживающего, тормозящего поступательное развитие. В советском социалистическом обществе, напротив, вся сила государственной власти, весь авторитет коммунистической партии, её организующая и мобилизующая деятельность, вся огромная сила советской общественности направлены на поддержку передового, прогрессивного начала, и это помогает быстрее преодолевать противоречие между новым и старым, ускорять развитие. Любое ценное начинание советских людей, любая творческая инициатива, способствующая быстрому движению вперёд, подхватывается государством, партией, как это было в случае со стахановским движением и в множестве других случаев. Критика и самокритика тем и важна, что она помогает всему передовому осуществлять свою роль ведущего начала в развитии советского общества. Следует также подчеркнуть, что существенной чертой критики и самокритики как советского метода выявления и преодоления противоречий развития, как одной из движущих сил советского общества является её положительный, деловой, революционно-практический характер. Большевистская критика и самокритика преследует единственную цель — практически исправить недостатки, создать условия для более быстрого роста материальных и духовных ценностей. Ей глубоко чуждо расхождение между словом и делом. Интересы народа, интересы строительства коммунистического общества, интересы победы нового, передового над отжившим, препятствующим развитию, — таково основное направление большевистской критики и самокритики. Выступая в 1928 г. в «Правде» со статьёй «Против опошления лозунга самокритики», товарищ Сталин провёл резкую грань между большевистской критикой и самокритикой, и враждебной «критикой». «Надо строго различать, — писал товарищ Сталин, — между этой чуждой нам, разрушительной антибольшевистской «самокритикой» и нашей, большевистской самокритикой, имеющей своей целью насаждение партийности, упрочение Советской власти, улучшение нашего строительства, укрепление наших хозяйственных кадров, вооружение рабочего класса»[304]. *** Анализ содержания неантагонистических противоречий и форм их преодоления позволяет сделать некоторые важные выводы об особенностях проявления закона развития путём борьбы противоположностей при социализме. 1. В противовес антагонистическим противоречиям капиталистического общества неантагонистические противоречия при социализме не ведут к расколу общества, к возникновению и росту двух сил, борющихся между собой не на жизнь, а на смерть. Неантагонистические противоречия проявляются и действуют на основе морально-политического единства советского общества. Общность экономических и политических интересов рабочего класса, колхозного крестьянства и советской интеллигенции является главным решающим фактором, определяющим новый характер противоречий социалистического общества и своеобразие их действия. Процесс выявления, раскрытия и преодоления этих противоречий имеет своим закономерным следствием дальнейшее укрепление морально-политического единства советского социалистического общества. 2. Если преодоление антагонистических противоречий капитализма невозможно на базе самого капитализма и требует уничтожения этой базы, то неантагонистические противоречия социалистического общества могут быть преодолены и преодолеваются на базе самого социализма. Полное соответствие между производительными силами и производственными отношениями при социализме, отсутствие эксплуататорских классов создают благоприятную основу для движения вперёд, для преодоления любых внутренних противоречий, ибо это противоречия не упадка, не загнивания, а противоречия роста, развития, бесконечного совершенствования. 3. Неантагонистические противоречия, как и любые иные противоречия, преодолеваются в борьбе. Частнособственнические тенденции, имеющие ещё место среди части колхозников, несоциалистическое отношение отсталых элементов к труду, преклонение некоторой части интеллигенции перед загнивающей буржуазной культурой, бюрократизм и прочие пережитки капитализма в сознании людей не могут быть преодолены, если с ними не вести борьбы, если предоставить дело их ликвидации самотёку. Только борьба с ними может быть источником развития, движения вперёд. Но форма этой борьбы коренным образом отличается от формы борьбы между новым и старым в капиталистическом обществе. Центр тяжести передвигается на коммунистическое воспитание людей, на убеждение силой примера, на воздействие общественности, что не исключает, однако, и силы принуждения по отношению к злостным элементам. В этих условиях критика и самокритика недостатков выступает как могучая и подлинно движущая сила развития. Критика оружием, являвшаяся основным средством разрешения антагонистических противоречий, уступает место оружию критики и самокритики как средству преодоления неантагонистических противоречий социалистического общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.015 с.) |